чувствами мы не можем воспринять ни Всевышнего, который больше величайшего, ни живое существо, которое меньше мельчайшего. Но Веды, будучи достоверным источником знания, помогут нам постичь и того, и другого. В Ведах сказано, что Сверхдуша пребывает в сердце каждого и что величиной она с большой палец. Нам могут возразить: каким образом Сверхдуша, имеющая такие размеры, может поместиться в сердце муравья? Очевидно, что размеры Сверхдуши пропорциональны размерам тела, в котором она обитает. Хотя Сверхдуша и живое существо находятся в одном материальном теле, не следует думать, что они — единое целое. Сверхдуша пребывает в сердце, чтобы наставлять и направлять индивидуальное живое существо. Хотя и Сверхдуша, и живое существо — дхрува, вечны, живое существо всегда подвластно Всевышнему.
Кто-то может выдвинуть и такой довод: поскольку все живые существа — порождения материальной природы, они равны и независимы. Однако в ведических писаниях сказано, что Верховный Господь оплодотворяет материальную природу и только потом из ее лона появляются живые существа. Поэтому индивидуальные живые существа обязаны своим появлением на свет не только одной материальной природе, подобно тому как ребенок обязан своим рождением не только матери. Прежде чем ребенок появится на свет, женщину должен оплодотворить мужчина. Ребенок, родившийся у женщины, плоть от плоти мужчины. И материальная природа, «производя» живых существ, действует не сама по себе. Живые существа попадают в лоно материальной природы после того, как ее оплодотворит верховный отец. Поэтому довод о том, что индивидуальные живые существа не являются частицами Всевышнего, несостоятелен. Так, различные части тела не могут быть тождественны всему телу, но тело управляет действиями своих частей. Точно так же неотъемлемые частицы Верховного целого всегда зависимы от Него и подчинены Ему. В «Бхагавад-гите» подтверждается, что живые существа — неотъемлемые частицы Кришны (мамаивамшах.) Поэтому ни один разумный человек не согласится с тем, что Сверхдуша и индивидуальная душа относятся к одной и той же категории. Они равны качественно, но количественно Сверхдуша всегда превосходит индивидуальную душу и индивидуальная душа всегда подвластна Сверхдуше. Таково заключение Вед.
В этой связи важное значение имеет слово йан-майя или чин-майя. На санскрите майят значит «преобразование», а также «достаточность». Философы- майавади утверждают, что слово йан-майя, или чин-майя означает, что живое существо всегда равно Всевышнему. Но тут надо учесть, в каком значении употреблен аффикс майят. Живое существо не может обладать чем-либо в той же степени, что и Верховная Личность Бога. Отсюда следует, что аффикс майят не может означать, что индивидуальное живое существо обладает всем в полной мере. Индивидуальное живое существо никогда не обладало достаточным знанием, иначе как оно могло оказаться во власти майи, материальной энергии? Поэтому, употребляя слово «достаточность», необходимо всегда учитывать размеры живого существа. То, что Верховный Господь и живые существа обладают единой природой, не значит, что они — одно целое. Каждое живое существо индивидуально. Если бы индивидуальные души были тождественны друг другу, то освобождение одной из них повлекло бы за собой немедленное освобождение всех других. Но в действительности каждая индивидуальная душа по-разному наслаждается и страдает в материальном мире.
Второе значение слова майят — «преобразование», а иногда оно означает также «побочный продукт». Имперсоналисты считают, что Сам Брахман облекается в различные тела, и что это Его лила, игра. Однако есть сотни и тысячи форм жизни, есть люди, полубоги, животные и т.д., которые живут в разных условиях, и если бы все они были равномогущественными эманациями Верховной Абсолютной Истины, об их освобождении не шло бы и речи, поскольку Брахман уже освобожден. Майявади также утверждают, что в каждую эпоху от Брахмана исходят различные тела, а когда эпоха заканчивается, все они сливаются воедино, и многообразия больше не существует. По их представлениям, в следующую эпоху Брахман снова облекается в различные тела. Если согласиться с этим, придется признать, что Брахман изменяется. Но это не так. Согласно «Веданта-сутре», Брахман по природе Своей исполнен блаженства. Поэтому Он не может превратиться в тело, подверженное многочисленным страданиям. В действительности, живые существа — мельчайшие частицы Брахмана, поэтому они могут оказаться во власти иллюзорной энергии. Эти частицы Брахмана подобны искрам, радостно пляшущим в пламени огня, однако иногда они попадают из огня в дым, хотя дым — это другая форма огня. Материальный мир подобен дыму, а духовный мир — пылающему огню. Под влиянием иллюзорной энергии бесчисленные живые существа порой падают из духовного мира в материальный. Однако они могут вновь стать свободными, если обретут истинное знание и полностью очистятся от материальной скверны.
Асуры считают, что живые существа рождаются в результате соединения материальной природы, пракрити, с пурушей. Эта теория также несостоятельна, ибо материальная природа и Верховная Личность Бога существуют вечно. Ни материальная природа, ни Верховный Господь не рождаются. Верховного Господа называют аджа, нерожденным. А материальную природу именуют аджа. Оба эти слова, аджа и аджа, означают «нерожденный». Поскольку и материальная природа, и Верховных Господь являются нерожденными, они не могут зачать живых существ. В Ведах говорится, что, когда вода соединяется с воздухом, образуются бесчисленные пузырьки. Точно так же, когда Верховная Личность Бога обращает взгляд на материальную природу, в материальном мире появляются бесчисленные живые существа. Пузырьки в воде бывают разной формы. И живые существа под влиянием гун природы появляются в материальном мире в разных телах и попадают в разные условия жизни. Можно с полным основанием говорить, что живые существа в материальном мире получают различные тела — людей, полубогов или животных — потому, что обладают разными желаниями. Никто не может определить, когда у них возникли эти желания, поэтому в писаниях сказано: анади-карма — установить причину появления живых существ в материальном мире невозможно. Никто не знает, когда живые существа попали в материальный мир, но очевидно, что когда-то это произошло, поскольку изначально каждое живое существо — духовная искра. Подобно тому, как искра когда-то упала из огня на землю, так и живое существо когда-то пришло в материальный мир, хотя никто не может сказать, когда именно. Даже когда происходит разрушение вселенной и все обусловленные существа погружаются в духовное бытие Господа, где покоятся, словно в глубоком сне, у них остается их изначальное желание властвовать и наслаждаться в материальном мире. И когда материальный мир создается вновь, они вновь появляются в разных формах жизни, чтобы осуществить свои желания.
Живые существа, слившиеся со Всевышним во время разрушения материальной вселенной, сравниваются с медом. В медовом соте сохраняется аромат различных цветов. Когда мы едим мед, нам трудно определить, с каких цветов он собран, но чудесный вкус меда говорит о том, что в нем сочетаются различные ароматы. Еще один пример. Когда реки впадают в море, их вода смешивается с морской водой, но это не означает, что сами реки перестают существовать. Хотя Ганга и Ямуна впадают в море, обе эти реки остаются самими собой. Во время разрушения вселенной живые существа сливаются с Брахманом. При этом погибают только их тела, а сами живые существа с их различными качествами остаются в Брахмане до тех пор, пока материальный мир не будет создан вновь. Соленый вкус морской воды отличается от сладкого вкуса воды из Ганги, и эта разница не исчезает. Так и разница между Верховным Господом и живыми существами не стирается, хотя они как будто бы сливаются во время разрушения вселенной. Это значит, что даже после того, как живые существа очистятся от материальной скверны и перенесутся в духовное царство, их качества в отношениях с Верховным Господом останутся индивидуальными.
Олицетворенные Веды продолжали:
— О возлюбленный Господь, поэтому мы провозглашаем, что все живущие в этом мире находятся во власти Твоей материальной энергии, и, заблуждаясь, считают себя порождением материальной природы. Поэтому они беспрестанно меняют тела, забыв о том, что вечно связаны с Тобой. Пребывая в невежестве, они отождествляют себя с различными формами жизни. Те живые существа, которые получили тела людей, в особенности, отождествляют себя с определенным сословием, народом или расой, с той или иной религией, забывая, что изначально они — Твои вечные слуги. Находясь в плену у ложных представлений о жизни, они продолжают вращаться в круговороте рождений и смертей. Из многих миллионов людей один может стать достаточно разумным и, общаясь с чистыми преданными Господа, обрести сознание Кришны. Только тогда он освободится от ложных, материальных представлений о жизни.
В «Чайтанья-чаритамрите» Господь Чайтанья также говорит о том, что живые существа странствуют по вселенной в различных формах жизни, и, если одно из них, по милости духовного наставника и Верховной Личности Бога, Кришны, становится достаточно разумным, оно обретает сознание Кришны и начинает служить Господу. В писаниях сказано: харим вина на мртим таранти — без помощи Верховной Личности Бога ни одно живое существо не может вырваться из круговорота рождений и смертей. Иначе говоря, только Верховный Господь, Личность Бога, способен освободить обусловленную душу из цикла перерождений.
Олицетворенные Веды продолжали возносить Господу молитвы:
— Неодолимое время — прошлое, настоящее, будущее — и материальные страдания, приносимые сильной жарой или холодом, рождением, смертью, старостью и болезнями — все это лишь Твои нахмуренные брови. Все совершается под Твоим надзором.
В «Бхагавад-гите» сказано, что материальная природа всегда действует под надзором Верховной Личности Бога, Кришны.
— Происходящее в материальном мире — продолжали Веды, — враждебно лишь тем, кто не предан Тебе. Но у предавшихся Тебе душ, которые в полной мере обладают сознанием Кришны, ничто в материальном мире не вызывает страха».
Махараджа Прахлада не испугался, когда явился Господь Нрисимхадева, но для его неверующего отца это была встреча с олицетворенной смертью, ибо Господь убил его. Хотя перед безбожниками, подобными Хираньякашипу, Господь Нрисимхадева предстает как сама смерть, Он неизменно добр к Своим преданным, подобным Прахладе, и всегда приносит им радость. Поэтому чистый преданный не боится ни смерти, ни рождения, ни старости, ни болезней.
В одном из своих стихов Шрипада Шридхара Свами говорит:
— О Господь, я — живое существо, беспрестанно страдающее в материальном мире. Раздавленный колесом материальной жизни, я сгораю в огне собственных грехов. Но так или иначе, о Господь, я пришел к Тебе, чтобы найти прибежище у Твоих лотосоподобных стоп. Прошу, прими меня и возьми под Свою защиту». Шрила Нароттама даса Тхакура в своих молитвах также говорит: «О мой Господь, о сын Махараджи Нанды, о возлюбленный дочери царя Вришабхану, я так много страдал, живя в материальном мире. Теперь я хочу найти прибежище у Твоих лотосоподобных стоп и молю Тебя о милости. Прошу, не прогоняй меня, ибо мне не найти защиты ни у кого другого».
Все методы самопознания или