огня, искры гаснут. Живые существа, оказавшиеся в материальном мире, подобны искрам, выпавшим из огня. Подражая Кришне, живое существо пытается господствовать над материальной природой и удовлетворять потребности своих чувств, но при этом оно забывает о своем изначальном положении, о своей духовной природе и утрачивает присущее ему сияние. Однако если живое существо обретет сознание Кришны, оно вернется в свое изначальное положение. Чтобы проповедывать науку преданного служения, великие мудрецы и святые, подобные Нараде и Кумарам, путешествуют по вселенной, наставляя людей и множа число своих учеников. Они хотят, чтобы все обусловленные души узнали о том, как возродить свое изначальное сознание, сознание Кришны, и освободиться от полной страданий материальной жизни.
Шри Нарада Муни — наиштхика-брахмачари. Есть четыре типа брахмачари. Первый называется савитра. К нему относятся брахмачари, которые после духовного посвящения и обряда надевания священного шнура должны по крайней мере три дня соблюдать целомудрие. Второй тип — праджапатйа, к нему относятся брахмачари, которые строго хранят целомудрие по крайней мере год после духовного посвящения. К третьему типу — брахма-брахмачари — относятся брахмачари, хранящие целомудрие с того времени, как они получат духовное посвящение, и до того, как закончат изучать Веды. Последний тип называется наиштхика, к нему относятся брахмачари, хранящие целомудрие в течение всей жизни. Брахмачари первых трех типов именуются упакурвана. Это означает, что такие брахмачари могут жениться после окончания периода ученичества. Найштхика-брахмачари, однако, живут в полном воздержании. К числу таких брахмачари относятся Кумары и Нарада. Найштхика- брахмачари также называют вира-врата, потому что их обет целомудрия требует такой же стойкости, как обеты кшатриев. Особая ценность брахмачарьи в том, что она укрепляет память и решимость. Говорится, что, будучи найштхика-брахмачари, Нарада запоминал все, что слышал от своего духовного наставника, и уже никогда этого не забывал. Того, кто может постоянно помнить все, называют шрута-дхара. Шрута-дхара брахмачари может повторить дословно все, что слышал, не пользуясь записями или книгами. Такой способностью обладает великий мудрец Нарада, поэтому, выслушав наставления Нараяны Риши, он начал проповедовать философию преданного служения по всему миру. Поскольку великие мудрецы помнят все, они всегда погружены в себя, всегда сознают свою духовную природу и целиком посвящают себя служению Господу.
Выслушав наставления своего духовного учителя, Нараяны Риши, великий мудрец Нарада достиг полного самоосознания. Познав истину, он преисполнился радости и обратился с молитвами к Нараяне Риши. В этих молитвах он называл Нараяну Риши воплощением Кришны и верховным благожелателем всех обусловленных душ. В «Бхагавад-гите» сказано, что Господь Кришна нисходит в каждую эпоху, чтобы защитить Своих преданных и освободить мир от безбожников. Нараяну Риши, воплощение Кришны, тоже называют благожелателем обусловленных душ. Как сказано в «Бхагавад-гите», каждый должен знать, что нет лучшего благожелателя, чем Кришна. Мы должны понять, что Верховный Господь Кришна желает блага каждому, и стараться найти у Него прибежище. Зная, что есть Тот, кто всегда защитит нас, мы обретем полную уверенность и удовлетворение. И Кришна, и Его равномогущественные воплощения — верховные благожелатели всех обусловленных душ. Кришна заботится даже о благе демонов: Он даровал спасение всем демонам, которые явились во Вриндаван, чтобы убить Его. Кришна всеблагой, убивает ли Он демона или оказывает покровительство Своему преданному — результат Его деяний одинаков. Говорится, что ведьма Путана достигла положения столь же высокого, как положение матери Кришны. Когда Кришна убивает демона, тот получает величайшее благо, точно такое же, какое получают чистые преданные, которые всегда находятся под защитой Господа. ввв
Почтив Нараяну Риши, Нарада Муни отправился в ашрам своего ученика Вьясадевы. Вьясадева принял его с надлежащим почтением и усадил на самое удобное место, после чего Нарада Муни пересказал ему все, что слышал от Нараяны Риши. Таким образом Шукадева Госвами ответил на вопрос Махараджи Парикшита о том, в чем суть ведического знания и что, согласно Ведам, является высшей целью жизни. Высшая цель жизни — удостоиться божественной милости Верховного Господа и с любовью служить Ему. Каждый должен следовать примеру Шукадевы Госвами и других вайшнавов в цепи духовных учителей и почитать Господа Кришну, Верховную Личность Бога, Хари. Представители всех четырех вайшнавских сампрадай: Мадхва-сампрадайи, Рамануджа-сампрадайи, Вишну-свами-сампрадайи и Нимбарка-сампрадайи, следуя указаниям Вед, единодушно соглашаются в том, что живое существо должно предаться Верховной Личности Бога.
Ведические писания делятся на две части: шрути и смрити. Шрути — это четыре Веды (Риг, Сама, Атхарва, Яджур) и Упанишады, а смрити — это Пураны и эпосы, например «Махабхарата», в которую входит «Бхагавад-гита». Все они едины в том, что Шри Кришна — Верховная Личность Бога. Он — Парама-пуруша, Верховный Господь, под надзором которого действует материальная природа. Явив материальный космос, Верховный Господь, чтобы сотворить, сохранить и затем разрушить его, предстает в трех воплощениях — Господа Брахмы, Господа Вишну и Господа Шивы. Каждый из них повелевает одной из гун материальной природы, но верховным властелином является Господь Вишну. Все, что происходит в материальной природе под действием трех гун, совершается по воле Верховной Личности Бога, Кришны. Это подтверждается в «Бхагавад-гите» (майадхйакшена) и в Ведах (са аикшата.)
Последователи атеистической санкхьи , конечно, возразят, что материальный космос возникает благодаря пракрити и пуруше — материальной природе и живому существу, то есть вещественной причине и движущей причине. Но Кришна — причина всех причин. Он — причина и вещественной, и движущей причины. Пракрити и пуруша не являются изначальной причиной. На первый взгляд кажется, что ребенок рождается благодаря усилиям отца и матери, но причиной появления и отца, и матери является Кришна. Поэтому Он — изначальная причина, то есть причина всех причин, как утверждается в «Брахма-самхите».
И Верховный Господь, и живые существа входят в материальную природу. От одного из всемогущих воплощений Верховного Господа Кришны исходит Каранадакашайи, Маха-Вишну — гиганский Вишну, возлежащий на водах Причинного океана. От Маха-Вишну исходит Гарбходакашайи Вишну, который пребывает в каждой вселенной. От Него исходят Брахма, Вишну и Шива. Кширодакашайи Вишну пребывает в сердцах всех живых существ и во всех материальных элементах, даже в атомах. В «Брахма-самхите» сказано: андантара-стха-параману-чайантара-стхам — «Господь и в каждой вселенной, и в каждом атоме».
Живое существо получает материальные тела, принадлежащие к различным формам жизни. Точно так же и вся вселенная — это материальное тело Верховной Личности Бога. Это тело в шастрах называется вират-рупой. Подобно тому как индивидуальная душа поддерживает жизнь в материальном теле, так и Верховная Личность Бога вступает в материальный космос, чтобы поддерживать в нем жизнь. Как только живое существо покидает материальное тело, тело тут же гибнет. И как только Господь Вишну покидает материальный космос, он подвергается разрушению. Поэтому живое существо сможет освободиться из материального плена, только когда целиком вверится Верховной Личности Бога. Это подтверждается в «Бхагавад-гите»: мам эва йе прападйанте майам этам таранти те. Достичь освобождения можно только предавшись Верховной Личности Бога, и никак иначе. Понять, каким образом живое существо, предавшееся Верховному Господу, освобождается от власти материальных гун, поможет следующий пример. Когда человек спит, все видят, что он находится в комнате, но в действительности в теле его нет, ибо во сне человек забывает о существовании тела, которое, однако, видят другие. Точно так же окружающие видят, что человек, достигший освобождения и посвятивший себя преданному служению, занимается домашними, мирскими делами. Но его сознание сосредоточено на Кришне, поэтому он не живет в материальном мире. Он поглощен другими занятиями, подобно тому как человек во сне занят не тем, чем занято его тело. В «Бхагавад-гите» говорится, что преданный, который все свое время отдает трансцендентному, полному любви служению Господу, уже преодолел влияние трех гун материальной природы. Он достиг Брахмана, то есть духовной сферы, хотя и кажется, будто он находится в материальном теле и живет в материальном мире.
По этому поводу Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» говорит, что человек, единственное желание которого — служить Верховной Личности Бога, всегда и везде остается дживан-муктой. Это значит, что он обрел освобождение, даже находясь в материальном теле и в материальном мире. Таким образом, человек, полностью посвятивший себя сознанию Кришны, — освобожденный человек. Он не имеет ничего общего со своим материальным телом или с материальным миром. Люди, лишенные сознания Кришны, — карми и гьяни — существуют на уровне тела или ума и потому не могут достичь освобождения. Их положение называется каивалйа-нираста-йони. Но тот, кто достиг духовного уровня, освобождается из круговорота рождений и смертей. Это подтверждается в четвертой главе «Бхагавад-гиты»: «Познав трансцендентную природу Верховной Личности Бога, Кришны, живое существо разрывает череду рождений и смертей и, оставив нынешнее тело, возвращается домой, к Богу». Таково заключение Вед. Постигнув смысл молитв, которые Олицетворенные Веды вознесли Господу, следует предаться лотосоподобным стопам Верховной Личности Бога, Кришны.
На этом в изложении Бхактиведанты заканчивается восемьдесят седьмая глава книги «Кришна — источник вечной радости» под названием «Молитвы Олицетворенных Вед».
ГЛАВА ВОСЕМЬДЕСЯТ ВОСЬМАЯ Спасение Господа Шивы
Будучи великим преданным Господа Кришны, царь Парикшит уже обрел освобождение, и все же, чтобы не оставалось неясностей, он продолжал задавать вопросы Шукадеве Госвами. Как мы помним из предыдущей главы, царь Парикшит спросил Шукадеву Госвами: «Какова, согласно Ведам, высшая цель жизни?» И Шукадева Госвами в ответ привел авторитетные свидетельства, полученные по цепи духовных учителей от Сананданы, Нараяны Риши, Нарады и Вьясадевы. Из его ответа явствовало, что высшая цель жизни — это преданное служение, бхакти. Неофит может спросить: «Если высшая цель жизни, согласно Ведам, состоит в том, чтобы приобщиться к преданному служению, то почему же преданные Господа Вишну, как правило, не обладают большим достатком, а преданные Господа Шивы процветают?» Чтобы выяснить это, Махараджа Парикшит спросил Шукадеву Госвами: «Досточтимый Шукадева Госвами, обычно люди, демоны или полубоги, которые поклоняются Господу Шиве, благоденствуют, хотя сам Господь Шива живет точно последний бедняк. С другой стороны, преданные Господа Вишну, повелителя богини процветания, как правило, не богаты, а порой даже терпят нужду. Господь Шива живет под деревом, среди гималайских снегов. Он даже не потрудился построить себе дом, однако те, кто поклоняется Господу Шиве, владеют огромными богатствами. Кришна же, Господь Вишну, и на Вайкунтхе, и в материальном мире живет в роскоши, тогда как Его преданные очень бедны. Почему это так?»
Вопрос Махараджи Парикшита весьма разумен. Преданные Господа Шивы и преданные Господа Вишну никогда не ладят между собой. Даже сегодня в Индии они продолжают указывать друг-другу на недостатки. Особенно в Южной Индии последователи Рамануджачарьи и последователи Шанкарачарьи часто устраивают споры о том, каково заключение Вед. Обычно в этих спорах побеждают последователи Рамануджачарьи. Махараджа Парикшит обратился с вопросом к Шукадеве Госвами для того,