не властна над духовным миром. Из Второй песни «Шримад-Бхагаватам» нам известно, что в духовном мире нет ни могущественных полубогов, ни всесильной материальной природы.
В самом начале Второй песни Шрила Шукадева Госвами сказал Махарадже Парикшиту, что каждая обусловленная душа должна слушать и пересказывать другим повествования о божественных деяниях Верховного Господа. Шрила Шукадева Госвами также напомнил царю Парикшиту, что в былые времена многие цари и императоры уходили в леса и предавались там суровому подвижничеству, чтобы вернуться домой, к Богу. И в наше время в Индии многие возвышенные трансценденталисты покидают семьи и отправляются во Вриндаван, чтобы жить там в уединении и все время слушать повествования о священных деяниях Господа и прославлять Его. Это путь, который рекомендован в «Шримад-Бхагаватам» и которым следовали шесть Госвами из Вриндавана. Однако в настоящее время священный Вриндаван переполнен карми и лжепреданными, которые мнимыми последователями Шукадевы Госвами. Говорят, что в прежние времена многие цари и императоры, чтобы достичь самопознания, жили в уединении в лесу. Но нынешним людям Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура не рекомендует преждевременно уезжать во Вриндаван и начинать уединенную жизнь. Если человек, желая выполнить наставления Шукадевы Госвами, преждевременно отправляется жить во Вриндаван, он даже там становится добычей майи. Чтобы предостеречь людей против преждевременного поселения во Вриндаване, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура сложил замечательные стихи такого содержания:
— Мой дорогой ум, почему ты так гордишься тем, что ты вайшнав? Уединившись, ты повторяешь святое имя Господа из стремления к дешевой славе, поэтому твое повторение святых имен не более чем притворство. Стремление к дешевой славе сравнивают с испражнениями свиньи, ибо такая слава — лишь одна из ловушек майи». Можно, конечно, в поисках дешевой славы отправиться во Вриндаван и вместо того, чтобы посвятить себя сознанию Кришны, думать о деньгах и женщинах, приносящих лишь временное счастье. Но гораздо лучше отдать все на служение Господу, ибо обусловленная душа не предназначена для того, чтобы удовлетворять потребности своих чувств.
Властелин чувств — Хришикеша, Господь Кришна. Поэтому наши чувства должны всегда служить Господу. В истории было много демонов, подобных Раване, которые, стремясь к мирской славе, восставали против законов материальной природы, но все они потерпели крах. Не следует, подражая демонам, провозглашать себя вайшнавами ради ложного престижа, а не ради того, чтобы служить Господу. Тот, кто посвятил себя преданному служению, без всяких усилий прославится как великий вайшнав. Не нужно завидовать преданным, которые проповедуют и прославляют Господа. Некоторые так называемые бабаджи из Вриндавана прямо говорили нам, что нет нужды в проповеди, что лучше всего вести уединенную жизнь во Вриндаване и повторять святое имя. Такие бабаджи не знают, что тот, кто проповедует и прославляет Верховную Личность Бога, неминуемо обретает славу прекрасного проповедника. Поэтому лучше оставаться честным семьянином, чем преждевременно поселяться во Вриндаване и предаваться распутству. Совет Шрилы Шукадевы Госвами — тире зачеркнуто оставить дом и отправиться в лес, чтобы познать Кришну — вместо тире стоит запятая не для начинающих преданных. Махараджа Парикшит уже достиг духовной зрелости. Еще будучи ребенком , запятая зачеркнута и впоследствии , запятая зачеркнута став семейным человеком, он почитал мурти Господа Кришны. В детстве он поклонялся Божеству Господа Кришны, и позднее, обзаведясь семьей, он всегда оставался отрешенным. Как только Махараджа Парикшит узнал о том, что ему предстоит умереть, он тотчас же порвал все узы, связывавшие его с семьей, и пошел на берег Ганги, чтобы вместе с другими преданными слушать «Шримад-Бхагаватам».