дети замерли от удивления. А когда мальчики и Баларама увидели, что Кришна освободился из клюва ужасного демона Бакасуры, они так обрадовались, что казалось, будто они вернулись к жизни. Когда Кришна подошел к ним, мальчики по очереди обняли сына Нанды, прижимая Его к груди. Потом они согнали вместе всех телят и отправились домой.
Вернувшись, дети стали рассказывать об удивительных деяниях сына Нанды. Когда гопи и пастухи услышали их рассказ, они очень обрадовались: они всем сердцем любили Кришну и, слушая о Его славных делах и победах, привязывались к Нему еще сильнее. Думая о том, что маленький Кришна вырвался из когтей смерти, они смотрели на Него с большой любовью и нежностью, не в силах отвести от Него глаз. «Подумайте, какое чудо, — говорили между собой гопи и пастухи, — на маленького Кришну нападало так много демонов, но все они погибли, а Кришна нисколько не пострадал». Они говорили о том, что множество свирепых демонов пытались убить Кришну, но по милости Хари не сумели причинить Ему никакого вреда. Напротив, демоны сами гибли, как мошкара, летящая на огонь. И тут они вспомнили слова Гарги Муни, великого знатока Вед и астрологии, который предсказал, что на мальчика будет нападать множество демонов. Теперь все убедились, что каждое слово его предсказаний сбывается у них на глазах.
Пастухи и сам Махараджа Нанда не переставая говорили о чудесных деяниях Господа Кришны и Баларамы и, поглощенные этими разговорами, забывали о тройственных страданиях материальной жизни. Таково воздействие сознания Кришны. Результата, которого достиг Махараджа Нанда пять тысяч лет назад, могут и сегодня достичь те, кто, обладая сознанием Кришны, обсуждает трансцендентные игры Кришны и Его товарищей.
Так Кришна и Баларама наслаждались прекрасной порой детства: в Своих играх Они подражали обезьянам Господа Рамачандры, построившим мост через океан, и Хануману, перепрыгнувшему через пролив на остров Цейлон. Они играли в эти игры в кругу друзей и счастливо проводили дни Своего детства.
На этом заканчивается одиннадцатая глава книги Бхактиведанты «Кришна», которая называется «Гибель демонов Ватсасуры и Бакасуры».
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ Расправа с демоном Агхасурой
Однажды рано утром Господь захотел отправиться со Своими друзьями-пастушками в лес и вместе с ними там пообедать. Встав с постели, Он протрубил в буйволовый рожок и созвал всех Своих друзей. Погоняя перед собой телят, дети шумной ватагой отправились в лес. Кришна взял с Собой тысячи Своих товарищей. Каждый из них нес посох, флейту, рожок и корзинку с едой, и стадо каждого насчитывало тысячи телят. Все мальчики выглядели очень веселыми и довольными походом. Кришна и другие пастушки присматривали за телятами, которые паслись в различных частях леса. На мальчиках было множество золотых украшений, но забавы ради они собирали цветы, листья, веточки, павлиньи перья и красную глину и тут же украшали себя всем этим. Когда мальчики шли через лес, один из них украл у товарища корзинку с едой и передал ее другому мальчику. Когда же тот, у кого забрали корзинку, узнал об этом и попытался ее отобрать, корзинку перебросили дальше. Эта игра была у пастушков любимой забавой.
Порой Господь Кришна уходил далеко вперед, чтобы полюбоваться красотой леса, и тогда остальные мальчики наперегонки бежали вслед за Ним, стараясь догнать Кришну и дотронуться до Него. Так они устраивали настоящее состязание. Один из ребят говорил: «Я побегу и дотронусь до Кришны!», — а другой отвечал: «Нет, куда тебе! Я дотронусь до Кришны первым!» Некоторые мальчики играли на флейтах и трубили в рожки. Другие весело гонялись за павлинами или подражали пению кукушки. Завидев летящую в небе птицу, мальчики бежали за ее тенью на земле, стараясь в точности следовать направлению ее полета. Некоторые подходили к обезьянам и молча садились рядом, а некоторые изображали танец павлинов. Другие ловили за хвосты обезьян и играли с ними, и, если обезьяны вспрыгивали на деревья, мальчики прыгали вслед за ними. Когда обезьяны скалились, мальчики тоже оскаливали зубы, передразнивая их. Некоторые мальчики играли с лягушками на берегу Ямуны, и, когда лягушки от страха прыгали в воду, мальчики тут же ныряли за ними. Потом они выходили на берег, смотрели на свои отражения в воде, корчили гримасы и смеялись. Они находили высохшие колодцы и, наклоняясь, кричали в них, а услышав эхо, бранили его и снова смеялись.
Верховный Господь Сам говорит в «Бхагавад-гите» о том, что разные трансценденталисты познают Его как Брахман, Параматму и Верховную Личность Бога. В подтверждение этому мы видим здесь, как Господь Кришна, который позволяет имперсоналистам погрузиться в Его сияние и испытать блаженство познания Брахмана, доставляет радость Своим преданным, общаясь с ними как Верховная Личность Бога. Для тех, кто находится во власти внешней энергии, майи, Кришна не более чем прелестный ребенок. Однако маленьким пастушкам, которые играли с Ним, тот же Кришна доставлял истинную духовную радость. Только накопив большой запас благочестивых дел, эти мальчики стали достойны того, чтобы общаться с Верховной Личностью Бога. Кто в состоянии оценить духовное счастье, выпавшее жителям Вриндавана? Они воочию видели Верховного Господа, тогда как многие йоги, даже предаваясь суровой аскезе, не могут отыскать Его, хотя Он находится в их сердцах. Это подтверждается в «Брахма-самхите»: можно искать Верховного Господа Кришну на страницах Вед и Упанишад, но там Его трудно найти. Однако тот, кому посчастливилось общаться с преданным, может лицом к лицу встретиться с Верховной Личностью Бога. Накопив в течение многих жизней большой запас благочестивых деяний, маленькие пастушки не только видели Кришну перед собой, но и участвовали в Его детских забавах. Они не понимали, что Кришна — это Верховная Личность Бога, и играли с Ним как близкие, горячо любящие Его друзья.
Когда демон по имени Агхасура узнал, что Господь Кришна наслаждается детскими играми со Своими друзьями, он пришел в негодование. Он не мог вынести того, что Кришна так весело проводит время, и явился перед мальчиками, чтобы убить их всех. Агхасура был так грозен, что его боялись даже небожители. Обитатели райских планет каждый день вкушали нектар, стараясь продлить свою жизнь, но все они боялись Агхасуры и с нетерпением ждали, когда же будет убит этот ужасный демон. Хотя жители райских планет пили нектар бессмертия, они не были уверены, удастся ли им избежать смерти. Однако мальчики, игравшие с Кришной, не боялись демонов. Они не ведали страха. Попытки избежать смерти с помощью материальных средств всегда тщетны, но человеку, обладающему сознанием Кришны, бессмертие обеспечено.
И вот демон Агхасура предстал перед Кришной и Его друзьями. Агхасура был младшим братом Путаны и Бакасуры. «Кришна убил моего брата и сестру, — думал он. — Теперь я убью Его вместе со всеми Его друзьями и телятами!» Подстрекаемый Камсой, Агхасура явился во Вриндаван с твердой решимостью исполнить свое намерение. Он также считал, что, когда он убьет Кришну и всех пастушков, а затем принесет в память своего брата и сестры жертву водой и зерном, сами собой умрут все обитатели Вриндавана. Для семейных людей дети — сама их жизнь. Поэтому, когда дети пастухов будут убиты, родители тоже умрут от горя.
Задумав погубить всех жителей Вриндавана, Агхасура вырос до гигантских размеров, воспользовавшись мистической силой махима. Демоны, как правило, обладают почти всеми мистическими силами. Йог, который обрел махима-сиддхи, может по своему желанию увеличиваться в размерах. Агхасура растянулся на целую йоджану в длину, приняв облик огромного, толстого змея. Приобретя такое необычное тело, он раскрыл пасть, и она стала похожа на горную пещеру. Решив проглотить Кришну, Балараму и всех мальчиков сразу, Агхасура улегся на дороге.
Демон в облике огромного змея разверз свою пасть от земли и до неба: нижняя его губа лежала на земле, а верхняя касалась облаков. Челюсти образовали громадную пещеру, а зубы походили на горные вершины. Язык расстилался, как широкая дорога, а дыхание напоминало ураганный ветер. Глаза демона горели огнем. Сначала мальчики подумали, что демон был изваянием, но потом, рассмотрев получше, увидели, что на дороге, разинув пасть, лежит огромный змей. Мальчики стали говорить между собой, обсуждая увиденное: «Друзья, похоже, что это — гигантское животное, которое залегло тут и собирается проглотить нас всех. Поглядите, разве это не огромный змей, раскрывший пасть, чтобы нас съесть?»
Один из мальчиков сказал: «Да, верхняя губа этого змея похожа на облако, окрашенное в красный цвет лучами солнца, а нижняя — на красноватую тень этого облака, лежащую на земле. Друзья, посмотрите на правую и левую щеку этого чудовища! Его пасть похожа на пещеру неизмеримой высоты, а подбородок вздымается вверх, как горная вершина. Эта длинная дорога — его язык, и в пасти его темно, как в пещере. Горячий ветер, похожий на ураган, — это его дыхание, а ужасное зловоние, исходящее из пасти, — запах его внутренностей».
Мальчики стали советоваться: «Если мы все разом войдем в пасть этого змея, разве сможет он нас проглотить? И даже если ему это удастся, он не сумеет проглотить Кришну. Кришна сразу же убьет его, как убил Бакасуру». Говоря все это, мальчики взглянули на прекрасное лотосоподобное лицо Кришны, захлопали в ладоши и заулыбались. А потом двинулись вперед и вошли в пасть огромного змея.
В это время Кришна, Сверхдуша в сердце каждого, понял, что громадное неподвижное тело — это демон. Мальчики этого не знали, и, пока Кришна обдумывал, как спасти Своих друзей от неминуемой гибели, все они вместе с телятами вошли в пасть змея. Кришна же остался снаружи. Демон ждал, когда войдет Кришна и думал: «Все вошли, кроме Кришны, а ведь это Он убил моего брата и сестру!»
Кришна — защитник каждого. Но когда Он увидел, что друзья уже не рядом с Ним, а в брюхе огромного змея, Он был очень удручен. Он также поражался тому, как удивительно действует внешняя энергия. Затем он стал думать, как убить демона и одновременно спасти мальчиков и телят. Кришне не о чем было тревожиться, и все же Он некоторое время раздумывал над этим. Наконец Он тоже вошел в пасть демона. Когда Кришна скрылся в его пасти, все полубоги, собравшиеся, чтобы увидеть гибель демона, и прятавшиеся в облаках, в отчаянии воскликнули «О, горе! Горе!» В то же время друзья Агхасуры, всегда алкавшие крови, и в особенности Камса, возликовали, узнав, что Кришна тоже вошел в пасть демона.
Когда демон попытался раздавить Кришну и Его товарищей, Господь услышал отчаянные крики полубогов и стал быстро расширяться в глотке демона. Хотя демон обладал гигантским телом, Кришна, разрастаясь, начал душить его. Демон стал отчаянно вращать