в династии, ведущей начало от бога Луны, поэтому луна была охвачена радостью и по милости Кришны казалась полной, хотя и не могла быть полной в ту ночь.
В астрономическом трактате «Кхаманикья» подробно описано расположение созвездий во время явления Господа Кришны. Там подтверждается, что ребенок, родившийся в столь благоприятное время, был Верховным Брахманом, Абсолютной Истиной.
Васудева увидел чудесного младенца с четырьмя руками, в которых Он держал раковину, булаву, диск и цветок лотоса. Его грудь была украшена знаком Шриватсы и драгоценным ожерельем с камнем Каустубха. Одет Он был в желтый шелк и сверкал, как черная грозовая туча. На Нем был шлем, украшенный драгоценным камнем Вайдурья, браслеты, серьги и другие драгоценности. Из-под шлема струились красивые густые волосы. Васудева был поражен необычайным видом ребенка. Откуда у новорожденного такие украшения? Он понял, что родился Господь Кришна, и был потрясен. Васудева смиренно размышлял о том, что, хотя он — обычное живое существо, обусловленное материальной природой, и сейчас заключен в тюрьму Камсой, вездесущий Верховный Господь Вишну (Кришна), приняв облик ребенка, явился в его доме таким, какой Он есть. Земное дитя не может родиться с четырьмя руками, с драгоценностями, в дорогой одежде и со всеми знаками Верховной Личности Бога. Снова и снова Васудева смотрел на своего новорожденного сына и размышлял, как отпраздновать это благословенное событие. «Обычно, — думал он, — в семье, где рождается мальчик, устраивают веселое празднество, а в моем доме, хоть я и в тюрьме, родился Бог, Верховная Личность. Сколько же празднеств должен я провести, чтобы отметить этот благословенный час!»
Глядя на новорожденного, Васудева, которого также называют Анакадундубхи, был так счастлив, что ему хотелось отдать в дар брахманам тысячи коров. По ведическим обычаям, когда во дворце царя- кшатрия отмечается какое-нибудь радостное событие, царь раздает щедрые пожертвования. В это время брахманам и мудрецам дарят коров, на которых надевают золотые украшения. Васудева тоже хотел раздать пожертвования, чтобы отпраздновать рождение Кришны, но не мог, поскольку находился в тюрьме у Камсы. Тогда он мысленно подарил брахманам тысячи коров.
Когда Васудева убедился, что новорожденный — это Бог, Верховная Личность, он склонился перед Ним и, сложив ладони, начал возносить молитвы. В это время Васудева был охвачен духовной радостью и совершенно не боялся Камсы. Комната, в которой появился новорожденный мальчик, была озарена исходившим от Него сиянием.
Васудева сказал: «О Господь, я понимаю, кто Ты. Ты — Верховная Личность Бога, Сверхдуша всех живых существ и Абсолютная Истина. Ты явился в Своей вечной форме и предстал перед нашим взором. Зная, как я боюсь Камсы, Ты пришел, чтобы избавить меня от страха. Ты не принадлежишь к материальному миру. Ты — Тот, кто, бросив один взгляд на материальную природу, творит мироздание».
Кто-то может возразить: Верховный Господь, который одним взглядом создает целые миры, не мог появиться в лоне Деваки, жены Васудевы. Но Васудева сказал: «О Господь, вовсе не удивительно, что Ты вошел в лоно Деваки, ибо подобным образом был сотворен весь материальный мир. В Своем воплощении Маха-Вишну Ты возлежал на водах Причинного океана, и из Твоего дыхания возникали бесчисленные вселенные. Затем Ты вступил в каждую из этих вселенных как Гарбходакашайи Вишну. После этого как Кширодакашайи Вишну Ты вошел в сердца всех живых существ и даже в атомы. Так же можно объяснить и Твое появление в лоне Деваки. Ты будто бы вошел туда, но в то же время остался вездесущим. Ты вошел и не вошел в лоно Деваки, и понять это помогут примеры из материального мира. Совокупная материальная энергия остается единой даже после того, как разделяется на шестнадцать первоэлементов. Материальное тело — это не что иное, как сочетание пяти материальных стихий: земли, воды, огня, воздуха и эфира. Всякий раз, когда появляется материальное тело, кажется, будто эти стихии созданы только что, но на самом деле они существуют всегда, существуют и вне материального тела. Точно так же, хотя Ты явился как ребенок во чреве Деваки, Ты существуешь и вне его. Ты всегда остаешься в Своей обители и одновременно принимаешь миллионы различных форм.
Чтобы понять Твое явление, нужно обладать недюжинным разумом, ибо Ты — источник материальной энергии. Ты излучаешь материальную энергию, подобно тому как солнце излучает солнечный свет. Солнечный свет не может скрыть Солнце. Так и материальная энергия, исходящая от Тебя, не может скрыть Тебя Самого. Кажется, что Ты находишься в трех гунах материальной природы, но в действительности они не могут властвовать над Тобой. Это понимают все истинно мудрые философы. Иными словами, материальная энергия не может скрыть Тебя, даже если кажется, что Ты находишься внутри ее».
Из Вед мы знаем, что Верховный Брахман озаряет все сущее Своим сиянием. В «Брахма-самхите» говорится, что брахмаджьоти, сияние Брахмана, исходит от тела Верховной Личности Бога. А из сияния Брахмана возникает весь сотворенный мир. В «Бхагавад-гите» также сказано, что основой сияния Брахмана является Верховный Господь. Поэтому Он — первопричина всего сущего. Однако не слишком разумные люди думают, что, когда Верховный Господь нисходит в материальный мир, Он приобретает материальные качества. Такие выводы необоснованны, и к ним приходят только недалекие люди.
Верховная Личность Бога прямо или косвенно пребывает всюду: вне материального мира и внутри его. В материальном мире Господь пребывает не только как Гарбходакашайи Вишну — Он находится и внутри атомов, которые существуют только благодаря Его присутствию. Ничто не отделимо от Его бытия. В Ведах говорится о необходимости искать Высшую Душу, или первопричину всего, ибо все сущее связано с Высшей Душой. Материальный мир также является преобразованием энергии Бога, от которого исходят как неживая материя, так и жизненная сила — душа. Только неразумные могут думать, что Верховный Господь, появляясь в этом мире, обусловливается материей. Даже если кажется, что Бог получает материальное тело, Он не подчиняется законам материальной природы. Кришна пришел в этот мир и развенчал все ложные умозаключения о явлении и уходе Верховной Личности Бога.
«О Господь, Твое явление, Твое пребывание в этом мире и уход из него не подвержены действию материальных гун. Поскольку Ты — Верховный Брахман и повелитель всего сущего, в Тебе нет ничего противоречивого или непонятного. Как Ты Сам сказал, материальная природа действует под Твоим началом, подобно тому как государственный служащий работает под началом своего руководителя. Деятельность подвластной Тебе природы не оказывает на Тебя никакого влияния. Ты — Верховный Брахман, поэтому все существует внутри Тебя, и, поскольку материальная природа действует под Твоим началом, ее деятельность никак не затрагивает Тебя Самого.
Тебя называют шуклам. Шуклам, «белизна», — символ Абсолютной Истины, не подверженной влиянию материальных гун. Господа Брахму называют ракта, «красным», так как Он олицетворяет гуну страсти, гуну созидания. Управлять гуной тьмы поручено Господу Шиве, который разрушает материальный космос. Мироздание творят, разрушают и сохраняют Твои энергии, однако все это никак не затрагивает Тебя Самого. В Ведах сказано: харир хи ниргунах сакшат — «Верховный Господь не подвержен влиянию материальных гун». Говорится также, что гуны страсти и невежества отсутствуют в личности Верховного Господа.
О Всевышний, Ты — Вседержитель, Верховная Личность Бога, величайший среди великих. Ты — хранитель мирового порядка. И все же Ты милостиво явился в моем доме. Ты пришел в этот мир, чтобы уничтожить безбожных властителей, которые рядятся в одежды царствующих особ, но на самом деле являются демонами. Я уверен, что Ты сотрешь их с лица земли вместе с их подручными и воинами.
Ты явился, чтобы уничтожить злодея Камсу и его приспешников. Но, зная о том, что Ты должен будешь его убить, Камса уже погубил много наших детей, Твоих старших братьев, и сейчас ждет известия о Твоем рождении. Получив его, он немедленно явится с оружием в руках, чтобы убить Тебя».
Вслед за Васудевой, молитвы Господу вознесла Деваки, мать Кришны. Она была очень напугана злодеяниями своего брата. Деваки сказала: «О Господь, Твои вечные формы — Нараяна, Господь Рама, Хаяширша, Вараха, Нрисимха, Вамана, Баладева и миллионы других воплощений, исходящих от Вишну — названы в ведических писаниях изначальными. Ты изначален потому, что Твои воплощения не принадлежат к материальному миру. Ты существовал и до его сотворения. Все Твои формы вечны и вездесущи. Они также излучают сияние, они неизменны и не осквернены гунами материальной природы. Твои воплощения вечны, исполнены знания и блаженства. Они находятся в гуне чистой благости и всегда предаются разнообразным играм. У Тебя много трансцендентных, вечных форм, и все они самодостаточны. Я знаю, что Ты — Верховный Господь Вишну.
Через много миллионов лет, когда закончит свой жизненный путь Господь Брахма, наступит время разрушения материальной вселенной. И тогда пять стихий: земля, вода, огонь, воздух и эфир — войдут в махат-таттву. Под воздействием времени махат-таттва войдет в совокупную материальную энергию, которая затем войдет в источник этой энергии — прадхану, а прадхана войдет в Тебя. После того как материальный космос будет полностью разрушен, останешься только Ты один со Своим трансцендентным именем, телом, качествами и окружением.
О Господь, я в глубоком почтении склоняюсь перед Тобой, ибо Ты — повелитель непроявленной совокупной энергии, изначальный источник материальной природы. О Господь, весь материальный космос находится во власти времени, складывающегося из мгновений и лет. Все здесь совершается под Твоим надзором. Ты — изначальный владыка всего, источник всех могущественных энергий.
Обусловленные души беспрестанно переселяются из одного тела в другое, с одной планеты на другую, и все же не могут освободиться от оков рождения и смерти. Но, когда заполоненное страхом живое существо найдет прибежище у Твоих лотосоподобных стоп, оно сможет укрыться там, не боясь прихода грозной смерти». Эти слова Деваки Господь Сам подтверждает в «Бхагавад-гите». Там Он говорит, что в целой вселенной, от Брахмалоки и до Паталалоки, не найти места, где не существовало бы рождения, смерти, болезней и старости. Но тому, кто войдет в царство Бога, уже не придется возвращаться в материальный мир.
«Поэтому я прошу Тебя, о Господь, спаси меня от жестоких рук Камсы, сына Уграсены. Молю Тебя, Господи, избавь меня от овладевшего мной страха, ибо Ты всегда готов защитить тех, кто служит Тебе». Господь подтвердил эти слова Деваки в «Бхагавад-гите», заверив Арджуну: «Можешь объявить всему миру, что Мой преданный никогда не погибнет!»
Обращаясь к Господу с мольбой о спасении, Деваки, однако, проявила истинно материнскую любовь и заботу. «Я знаю, — сказала она, — что Твой трансцендентный облик постигают в процессе медитации великие мудрецы, но я все равно испытываю страх, потому что, как только Камса узнает о Твоем рождении, он может