любви. Но, как только шмель исчез, Радхарани пришла в смятение, опасаясь, как бы вестник-шмель не вернулся к Кришне и не рассказал о том, как Она укоряла Его. «Кришна очень огорчится, когда услышит об этом» — подумала Она. Ее снова охватил экстаз, но уже другого рода.
Тем временем неугомонный шмель вновь приблизился к Ней. «Кришна по-прежнему благосклонен ко Мне, — обрадовалась Радхарани. — Хотя вестник-шмель передал Ему Мои упреки, Кришна так добр, что снова прислал его за Мной». На этот раз Шримати Радхарани поостереглась сказать что-нибудь в укор Кришне.
«Мой дорогой друг, приветствую тебя, — промолвила Она, — Кришна так добр и так любит Меня, что, на Мое счастье, прислал тебя вновь, хотя Я наговорила Ему много неприятного. Будь благословен, Мой дорогой друг. Ты можешь просить у Меня всего, чего захочешь. Я не откажу тебе ни в чем, ведь ты так добр ко Мне. Кришна не может приехать сюда, потому что в Матхуре Его окружают новые подруги, и ты явился, чтобы отнести Меня к Нему. Но ведь ты такое крохотное существо. Как же ты сумеешь отнести Меня в Матхуру? Вряд ли ты можешь помочь Мне встретиться с Кришной, который возлежит сейчас с богиней процветания и прижимает ее к Своей груди. Ну, ничего. Я не буду думать о том, чтобы отправиться к Нему или послать тебя Своим вестником. Лучше расскажи Мне, как живется Кришне в Матхуре. Расскажи, помнит ли Он еще Своего приемного отца, Махараджу Нанду, Свою любящую мать Яшоду, Своих друзей-пастушков и нас, бедных гопи. Я уверена, что Он иногда говорит о нас, ведь мы служили Ему, как простые служанки, без всякой платы. Можно ли надеяться, что Кришна вернется и возложит на наши головы Свою руку, благоухающую ароматом агуру ? Прошу тебя, спроси обо всем этом Кришну».
Уддхава, стоявший рядом, слышал, как Радхарани говорила со шмелем — казалось, она едва не обезумела от любви к Кришне. Уддхава был поражен тем, что гопи непрестанно думают о Кришне, объятые сильнейшим экстазом любви, маха-бхавой. Он привез им письмо от Кришны и теперь хотел прочесть его, чтобы успокоить их.
«Мои дорогие гопи, — сказал он, — ваша жизнь в человеческом облике увенчалась успехом. Все вы — замечательные преданные Верховной Личности Бога и потому достойны всеобщего почитания. Вы заслуживаете того, чтобы вам поклонялись во всех трех мирах, ибо вы все время чудесным образом поглощены мыслями о Васудеве, Кришне. Он — цель всех благочестивых дел и религиозных обрядов, таких, как раздача милостыни, неукоснительное следование обетам, суровое подвижничество и возжигание жертвенного огня. Он — цель повторения различных мантр, изучения Вед, обуздания чувств и сосредоточения ума в медитации. Это лишь некоторые из многочисленных методов духовного самоосознания, позволяющих достичь совершенства. Однако в действительности, все эти методы предназначены лишь для того, чтобы постичь Кришну и погрузиться в трансцендентное, полное любви служение Верховной Личности Бога».
О том же гласит и последнее наставление «Бхагавад-Гиты». Описав различные методы духовного самоосознания, Кришна в самом конце, тем не менее, советует оставить их и полностью ввериться Ему. Все прочие методы призваны научить людей тому, как предаться лотосоподобным стопам Кришны. В «Бхагавад-Гите» также сказано, что всецело предаться Кришне может лишь искренний человек, который в течение многих жизней стремился к самоосознанию, обрел мудрость и занимался подвижничеством.
Поскольку гопи самой своей жизнью являли образец совершенства, достигнутого путем такого подвижничества, Уддхава с великой радостью наблюдал за тем, как они выражали свои трансцендентные чувства.
«Дорогие гопи, — сказал он, — даже великим мудрецам и святым очень трудно обрести подобную преданность Кришне. Вы достигли высшей ступени совершенства. Всем вам необыкновенно посчастливилось, ибо вы сумели сосредоточить на Кришне все свои помыслы и решили посвятить себя Ему одному, оставив ради Верховного Господа семью, дом, родственников, мужей и детей. Так как ваши мысли целиком поглощены Кришной, Высшей Душой, в вас сама собой пробудилась любовь ко всему сущему. Я почитаю за большое счастье, что мне, по вашей милости, удалось увидеть проявления вашей любви к Кришне».
Когда Уддхава сказал, что у него есть письмо от Кришны, гопи тотчас же забыли о его похвалах в их адрес — так сильно им хотелось узнать содержание письма. Им не очень нравилось, когда им говорили о том, как они возвышенны. Всем своим видом они показывали, что им не терпится услышать вести от Кришны, которые привез Уддхава.
Тогда Уддхава сказал: «Дорогие гопи, Сам Кришна прислал меня вестником к вам, великим и безупречным преданным. Кришна выбрал меня потому, что я Его слуга и пользуюсь Его особым доверием».
Уддхава не стал вручать гопи письмо Кришны, а сам прочел его им. Письмо было написано со всей серьезностью, чтобы не только гопи, но и все философы-эмпирики могли понять, как чистая любовь к Богу в существе своем неразрывно соединена со всеми разнообразными энергиями Верховного Господа. Из ведических писаний известно, что у Верховного Господа много различных энергий: парасйа шактир вивидхаива шруйате. К тому же гопи были так близки и дороги Кришне, что, составляя для них письмо, Он очень растрогался и не мог писать разборчиво. Уддхава, будучи учеником Брихаспати, обладал очень острым умом, поэтому счел целесообразным не только лично прочитать письмо, но и дать к нему необходимые пояснения.
«Вот, что пишет вам Верховная Личность Бога, — начал Уддхава. — «Мои дорогие гопи, дорогие подруги, знайте, что мы неразлучны всегда, везде и при любых обстоятельствах, ибо Я вездесущ»».
В девятой главе «Бхагавад-гиты» говорится, что в Своей безличной ипостаси Кришна вездесущ: все пребывает в Нем, но Сам Он лично не присутствует во всем. В седьмой главе отмечается, что пять грубых стихий (земля, вода, огонь, воздух и небо) и три тонких (ум, разум и эго) являются низшими энергиями Верховной Личности Бога. Но есть и другая, высшая энергия Кришны, называемая живым существом. Живые существа — это тоже неотъемлемые частицы Кришны. Поэтому Кришна — вещественная и движущая причина всего сущего. Он всегда присутствует во всем и как причина, и как следствие. Не только гопи, но и все живые существа всегда нерасторжимо связаны с Кришной. Однако гопи со всей полнотой и ясностью сознают свои отношения с Кришной, тогда как живые существа, находящиеся под влиянием иллюзорной энергии, майи, склонны забывать о Кришне и думать, что они отделены от Него и никак не связаны с Ним.
Любовь к Кришне, или сознание Кришны, — вершина истинного знания, понимания вещей такими, какие они есть. Мы не можем опустошить свой ум. Он постоянно заполнен какими-то мыслями, не выходящими за пределы восьми стихий, которые составляют энергию Кришны. Человек, понимающий философскую основу всех мыслей, воистину мудр, и он целиком вверяется Кришне. Гопи — живое олицетворение совершенной ступени познания. Им чуждо стремление к умозрительному философствованию. Их умы всегда сосредоточены на Кришне. Ум не что иное, как энергия Кришны. В сущности, ни один человек, способный мыслить, чувствовать и желать, не может быть разлучен с Кришной. Но осмысление своих вечных отношений с Ним называется сознанием Кришны. Недуг, состоящий в забвении этих отношений, есть состояние осквернения, или майя. Поскольку гопи обладают чистым трансцендентным знанием, их умы всегда полны сознания Кришны. Как неразделимы огонь и воздух, так неразделимы Кришна и живые существа. Когда живые существа забывают о Кришне, они находятся в неестественном для них состоянии. Гопи же всегда думают о Кришне и потому обладают в высшей степени совершенным знанием. Так называемые философы-эмпирики иногда полагают, что путь бхакти предназначен для неразумных людей, но, пока эти ученые мужи не возвысятся до бхакти, их знание, безусловно, останется нечистым и несовершенным. Забвение нами своих вечных отношений с Кришной приводит к разлучению с Ним. Но это также иллюзия, ибо нас нельзя разлучить. Гопи не были подвержены иллюзии, поэтому даже с философской точки зрения для них не существовало разлуки с Кришной.
Уддхава продолжал читать письмо Кришны: «Нет ничего, что существовало бы отдельно от Меня, все мироздание покоится на Мне и от Меня неотделимо. Я же был и до его сотворения».
Подтверждение этому содержится в Ведах: эко нарайана асин на брахма на ишанах — «До сотворения мира был только Нараяна. Не было ни Брахмы, ни Шивы». Материальным космосом управляют три гуны материальной природы. Говорится, что вселенную сотворил Брахма, аватара, повелевающая гуной страсти. Но Брахма — вторичный творец, изначальным творцом является Нараяна. Это подтверждает и Шанкарачарья: нараянах паро вйактат — «Нараяна трансцендентен, Он находится за пределами сотворенного мира». Таким образом, ничто в материальном мире неотделимо от Кришны, хотя Кришну в Его изначальном облике нельзя увидеть во всем сущем.
Являясь в различных воплощениях, Кришна создает, поддерживает и уничтожает материальный мир. Все есть Кришна, и все зависит от Кришны, но Он невидим в материальной энергии, поэтому ее называют майей, иллюзией. В духовной энергии, однако, Кришна виден всегда, на каждом шагу. Гопи — пример тех, кто обрел такое совершенное видение. Как Кришна всегда обособлен от материального космоса, который, однако, целиком от Него зависит, так и живое существо полностью обособлено от материальной, обусловленной жизни, хотя материальное тело имеет своей основой духовное бытие. В «Бхагавад-Гите» говорится, что материальный космос — мать живых существ, а Кришна — их отец. Как отец оплодотворяет мать, помещая живое существо в ее чрево, так Кришна помещает живые существа в чрево материальной природы. Они появляются в различных телах, согласно их прошлой карме. Но при любых обстоятельствах живое существо обособлено от материальной обусловленной жизни.
Достаточно изучить наше собственное тело, чтобы убедиться, что живое существо всегда отделено от телесной клетки. Каждое действие тела определяется взаимодействием трех гун материальной природы. Мы видим, что в наших телах ежеминутно происходит множество изменений, которые, однако, не затрагивают вечную душу. Мы не способны создать или уничтожить что-либо из творимого материальной природой, и не можем вмешаться в ее деятельность. Живое существо заключено в клетку материального тела и обусловлено в трех состояниях: в бодрствовании, во сне и в бессознательном состоянии. Ум продолжает действовать во всех трех состояниях; когда живое существо спит, его сны представляются ему реальностью, но, пробудившись, оно уже не воспринимает их таковыми. Отсюда ясно, что одна и та же вещь при одних обстоятельствах кажется ему реальной, а при других — нереальной. Этим предметом занимаются философы-эмпирики или санкхья-йоги. Чтобы прийти к правильным выводам, санкхья-йоги предаются суровой аскезе, обуздывают чувства и отрекаются от мира.
Все эти пути достижения высшей цели сравниваются с реками, а