Кришна — с океаном. Так же как реки устремляются к океану, все усилия обрести знание устремлены к Кришне. Когда после многих, многих жизней, проведенных в таких усилиях, человек приходит наконец к Кришне, он достигает совершенства. Кришна говорит в «Бхагавад-Гите»: клешо дхикатарас тешам авйактасакта-четасам — «Все стремятся постичь Меня, но тем, кто следует путем, лишенным бхакти, придется испытать большие трудности». Кришну нельзя понять, не обратившись к бхакти.
В «Бхагавад-Гите» рассматриваются три пути: карма-йога, гьяна-йога и бхакти-йога. Тем, кто очень привержен к кармической деятельности, советуют совершать действия, которые приведут к бхакти. Тем, кто слишком привязан к эмпирической философии, тоже рекомендуют действовать так, чтобы развить бхакти. Таким образом, карма-йога отличается от обычной кармы, а гьяна-йога — от гьяны. В конечном итоге, как Господь говорит в «Бхагавад-Гите», бхактйа мам абхиджанати — познать Кришну можно только через преданное служение. Гопи достигли совершенства в преданном служении потому, что стремились познать только Кришну. Это подтверждается в Ведах: касмин бхагаво виджнате сарвам идам виджнатам бхавати. Познав Кришну, человек познает все.
Уддхава продолжал читать письмо Кришны: «Для вас более нет необходимости в трансцендентном знании Абсолюта. Вы испытывали любовь ко Мне с самого начала жизни». Знание Абсолютной Истины особенно необходимо людям, стремящимся к освобождению из материального плена. Но тот, кто обрел любовь к Кришне, обрел и освобождение. Как сказано в «Бхагавад-Гите», всякий, кто поглощен чистым преданным служением, находится на трансцендентном уровне и является освобожденным. Гопи в действительности не испытывали страданий, сопутствующих материальной жизни, но они глубоко переживали разлуку с Кришной. Поэтому Кришна сказал: «Мои дорогие гопи, ваша любовь ко Мне беспримерна, и, желая сделать ее еще сильнее, Я нарочно покинул вас, чтобы вы непрестанно думали обо Мне».
Медитация гопи — образец совершенства. Йоги обычно более склонны к медитации, чем к преданному служению, но они не знают, что достичь совершенства в йоге — значит обрести преданность Господу. «Бхагавад-гита» подтверждает, что постоянная медитация гопи о Кришне составляет совершенство йоги. Кришна хорошо знает психологию женщин. В разлуке с возлюбленным женщина думает о нем гораздо больше, чем в его присутствии. На примере гопи Кришна хотел показать всем, что человек, находящийся, как и гопи, в постоянном трансе, непременно достигнет Его лотосоподобных стоп.
Господь Чайтанья учил всех методу випраламбха-сева, — тому, как служить Верховному Господу в разлуке с Ним. Шестеро Госвами также учили поклоняться Господу с теми чувствами, которые испытывали гопи в разлуке в Кришной. Все это замечательно объяснил Шриниваса Ачарья в молитвах, обращенных к Госвами. Там он говорит, что Госвами были всегда погружены в океан таких же трансцендентных чувств, какие владели гопи. Живя во Вриндаване, они все время искали Кришну, восклицая: «Где же Ты, Кришна? Где вы, о гопи ? Где Ты, Шримати Радхарани?» Они никогда не говорили: «Мы видели Радху и Кришну и поэтому достигли того, к чему стремились». Их цель всегда оставалась недостигнутой: они так и не встретились с Радхой и Кришной.
Кришна напомнил гопи, что во время танца раса те из них, кто не мог танцевать с Ним, были так поглощены мыслями о Нем, что оставили свое тело. Погружение в сознание Кришны посредством переживаемых в разлуке чувств — скорейший способ достичь лотосоподобных стоп Кришны. Слова Кришны убедили гопи в необычайной силе чувства разлуки. Они уже поклонялись Кришне с помощью этого трансцендентного метода, и понимание того, что Кришна находится не вдали от них, а рядом с ними, принесло им большое облегчение.
Поэтому, выслушав Уддхаву, гопи очень обрадовались. Одна из них сказала: «Мы слышали, что царь Камса, который всегда преследовал Ядавов, убит. Это для нас хорошая новость. Мы думаем, что Ядавы теперь очень счастливы, ведь они могут общаться с Кришной, способным исполнить любые желания Своих преданных. Дорогой Уддхава, скажи: находясь в окружении высокообразованных знатных девушек Матхуры, вспоминает ли Кришна хоть иногда о нас? Мы знаем, что женщины и девушки Матхуры не чета простым деревенским. Они образованны и очень красивы. Кришне, должно быть, нравятся их застенчиво-веселые взгляды и другие привлекательные черты. Мы знаем, что Кришну неудержимо тянет к прекрасным женщинам. Видно, Его покорили и обитательницы Матхуры. Дорогой Уддхава, скажи, вспоминает ли Кришна о нас хоть изредка среди других женщин?»
Другая гопи спросила: «Помнит ли Он ту ночь, когда луна ярко освещала цветы кумуда, придавая Вриндавану особое очарование? Кришна танцевал с нами, и кругом разливался звон ножных колокольчиков. Мы тогда так приятно беседовали с Ним. Помнит ли Он ту чудесную ночь? Мы хорошо ее помним и тем острее ощущаем разлуку. Разлука с Кришной причиняет нам такую жгучую боль, словно в наших телах полыхает пламя. Собирается ли Он вернуться во Вриндаван, чтобы погасить это пламя, подобно тому как туча заливает дождевыми струями бушующий лесной пожар?»
Третья гопи сказала: «Кришна убил Своего врага и победоносно завладел царством Камсы. Может быть, Он уже успел жениться на какой-нибудь царевне и счастливо живет среди родных и друзей? Для чего Ему возвращаться в деревню Вриндаван?»
Четвертая гопи сказала: «Кришна — Верховная Личность Бога, супруг богини процветания. Он самодостаточен. Какие дела могут быть у Него с девушками из вриндаванского леса или городскими женщинами из Матхуры? Он — великая Сверхдуша. Что общего может быть у Него хоть с кем-нибудь из нас?»
Пятая гопи сказала: «Я думаю, не стоит надеяться на возвращение Кришны во Вриндаван. Мы должны уметь находить счастье и в разочаровании. Даже Пингала, эта величайшая из продажных женщин, сказала, что разочарование может стать источником величайшего блаженства. Мы знаем все это, но не дожидаться возвращения Кришны превыше наших сил. Кто может позабыть о задушевных беседах с Кришной? Богиня процветания всегда покоится на Его груди, хоть Он и не желает ее общества. Дорогой Уддхава, Вриндаван — край рек, лесов и коров. Здесь раздавались звуки флейты Кришны, здесь Он вместе со Своим старшим братом Баларамой наслаждался деревенской жизнью, и здесь встречался с нами. Поэтому все во Вриндаване постоянно напоминает нам о Кришне и Балараме. На земле Вриндавана еще свежи отпечатки Его стоп, ставших обителью богини процветания. Глядя на эти следы, мы не можем забыть Кришну».
Гопи рассказали Уддхаве, что Вриндаван по-прежнему изобилует всеми богатствами и благоденствует, никто из здешних жителей не испытывает недостатка ни в чем материальном. Но несмотря на все эти богатства, они не могут забыть Кришну и Балараму.
«Мы все время вспоминаем необыкновенные черты Кришны: Его прекрасный облик, Его походку, Его улыбки и шутки. Мы все покорены обхождением Кришны и не можем забыть Его. Мы всегда молимся Ему, взывая: «О Господь! О супруг богини процветания! Ты — властелин Вриндавана и единственный, кто может избавить от мук всех преданных Тебе. Видишь, мы тонем в океане страданий. Так вернись же во Вриндаван и облегчи нашу участь»».
Уддхава внимательно наблюдал за необычайным трансцендентным состоянием гопи, глубоко переживающих разлуку с Кришной, и решил, что самое разумное — говорить вновь и вновь о тех лилах, которыми гопи наслаждались вместе с Ним. Люди мирские всегда горят в огне материальных страданий. Гопи же пылали в огне духовных мук, вызванных разлукой с Кришной. Этот огонь, терзавший гопи, отличается от огня страданий в материальном мире. Гопи неизменно жаждут общения с Кришной, тогда как мирские люди стремятся только к материальным благам.
Вишванатха Чакраварти Тхакур упоминает, что Кришна мгновенно спас от лесного пожара Своих друзей-пастушков, стоило им закрыть глаза. Уддхава сказал гопи, что и они могут спастись от жгучих мук разлуки, закрыв глаза и вспоминая обо всем, что делал Кришна с самой первой их встречи. Слушая рассказы Уддхавы, гопи живо представляли себе все прежние лилы Кришны, которые ярко запечатлелись в их памяти. Из наставлений Уддхавы гопи поняли, что Кришна отнюдь не разлучен с ними. Как они постоянно думают о Кришне, так и Кришна постоянно думает о них в Матхуре.
Советы и наставления Уддхавы спасли гопи от неминуемой смерти, и гопи с признательностью оценили оказанное им благодеяние. Уддхава вел себя в этом случае как духовный наставник гопи, и в ответ они оказали ему такое же почтение, какое оказали бы Самому Кришне. В священных писаниях рекомендуется чтить духовного наставника как Самого Господа, ибо он — Его доверенный слуга, и великие ачарьи единодушно признают, что духовный учитель — это зримое воплощение Кришны. Осознав, что Кришна находится с ними, гопи избавились от жгучих духовных страданий. В глубине сердца они вспоминали о своих встречах с Кришной, и Уддхава своими исчерпывающими философскими наставлениями помог им вновь встретиться с Ним.
Верховный Господь описывается в священных писаниях как адхокшаджа, недоступный восприятию материальных чувств. Вместе с тем Он пребывает в сердце каждого. Он также присутствует всюду в своей всепроникающей ипостаси Брахмана. Человек может постичь все три божественные ипостаси Абсолютной Истины Бхагавана (Личность Бога), Параматму (Сверхдушу в сердце) и всепроникающий Брахман — для этого достаточно слушать о чувствах, которые испытывали гопи во время встречи с Уддхавой, описанной в «Шримад-Бхагаватам».
Шриниваса Ачарья говорит, что шестеро Госвами всегда были поглощены мыслями о гопи. Чайтанья Махапрабху также рекомендовал поклоняться Верховному Господу, как поклонялись Ему гопи, назвав этот метод в высшей степени совершенным. Шрила Шукадева Госвами говорит, что каждый, кто услышит об отношениях гопи и Кришны от сведущих людей и будет следовать наставлениям ачарьев прошлого, сможет достичь вершины преданного служения и освободиться от вожделения — жажды материальных удовольствий.
Наставления Уддхавы принесли утешение гопи, и они попросили его задержаться во Вриндаване на несколько дней. Он согласился и провел с ними даже не несколько дней, а несколько месяцев. Он все время старался помочь гопи погрузиться в мысли о трансцендентном послании Кришны, о Его лилах, и гопи чувствовали, будто они общаются с Самим Кришной. Пока Уддхава оставался во Вриндаване, все его обитатели наслаждались общением с ним. Когда они обсуждали деяния Кришны, дни пролетали, как мгновения. Сама природа Вриндавана, река Ямуна, чудесные сады, изобилующие фруктами, холм Говардхана, пещеры и благоухающие цветы — все это вдохновляло Уддхаву говорить о лилах Кришны. Обитатели Вриндавана наслаждались его обществом так же, как они наслаждались обществом Кришны.
Отношение гопи к Кришне, их безмерная привязанность к Нему привлекали Уддхаву, его воодушевляли те экстатические чувства, которые гопи испытывали к Кришне. Он всячески почитал гопи и слагал песни, где восхвалял их неземные добродетели. «Среди всех живых существ, пребывающих в человеческом облике, — говорилось в этих песнях, — гопи достигли высшей ступени совершенства, в полной мере исполнив предназначение человеческой жизни. Их