причинить Тебе вред. Поэтому я прошу, чтобы на время Ты стал невидимым для наших материальных глаз». Другими словами, Деваки просила Господа принять облик обычного ребенка. «Я боюсь своего брата Камсу только потому, что у меня появился Ты. О Господь Мадхусудана, Камса, наверное, не знает, что Ты уже родился. Поэтому я прошу Тебя скрыть Твой облик с четырьмя руками, в которых Ты держишь четыре символа Вишну: раковину, диск, булаву и цветок лотоса. О Господь, после разрушения материального космоса вся вселенная покоится в Твоем теле, и все же Ты по Своей неизъяснимой, беспричинной милости явился в моем лоне. Я изумлена тем, что Ты действуешь совсем как обычный человек только для того, чтобы доставить радость Своей преданной».
Выслушав молитвы Деваки, Господь ответил: «Матушка, в эпоху Сваямбхувы Ману Мой отец, Васудева, был одним из Праджапати. Тогда его звали Сутапа, а ты была его женой и звалась Пришни. В то время Господь Брахма хотел увеличить число обитателей вселенной и попросил вас произвести потомство. Вы обуздали свои чувства и предались аскезе. Выполняя дыхательные упражнения йоги, ты и твой муж смогли противостоять законам материального мира и научились переносить проливные дожди, сильные ветры и палящий жар солнца. Вы также следовали всем религиозным заповедям. Таким образом вы смогли очистить свое сердце и преодолеть влияние законов материальной природы. Занимаясь подвижничеством, вы питались только опавшими листьями. Так, усмирив ум и зов своей плоти, вы поклонялись Мне, ожидая от Меня чудесного благословения. Вы предавались аскезе двенадцать тысяч лет по исчислению богов. И все это время ваши мысли были поглощены только Мной. Когда вы преданно служили Мне с постоянной думой обо Мне в сердце, Я был очень доволен вами. Поэтому, о безгрешная мать, твое сердце всегда остается чистым. Тогда, исполняя твое желание, Я явился перед тобой в таком же облике, как теперь, и позволил просить у Меня всего, чего захочешь. В то время ты пожелала, чтобы Я стал твоим сыном. Хотя ты видела Меня перед собой, под влиянием Моей энергии ты попросила Меня стать твоим сыном, вместо того чтобы просить о полном освобождении от материального рабства».
Итак, перед тем как низойти в материальный мир, Господь выбрал Себе мать и отца: Пришни и Сутапу. Когда Господь является в человеческом облике, у Него должны быть мать и отец, поэтому он избрал Пришни и Сутапу Своими вечными родителями. По этой причине ни Пришни, ни Сутапа не могли просить Господа об освобождении. Для преданного освобождение не так важно, как полное любви трансцендентное служение Господу. Господь мог немедленно дать им обоим освобождение, но предпочел оставить их в материальном мире ради Своих будущих пришествий, о чем мы узнаем далее. Когда Господь благословил Пришни и Сутапу быть Его родителями, они прекратили аскезу и стали жить как муж и жена, чтобы зачать ребенка, которым будет Сам Верховный Господь.
В назначенный срок Пришни забеременела и затем родила сына. Господь сказал Деваки и Васудеве: «В то время я носил имя Пришнигарбха. В следующую эпоху вы родились как Адити и Кашьяпа, а Я был вашим сыном по имени Упендра. Тогда Я появился в облике карлика, и по этой причине Меня звали Ваманадева. Согласно благословению, Я должен был трижды стать вашим сыном. В первый раз меня знали как Пришнигарбху, родившегося у Пришни и Сутапы, в следующем Своем рождении Я был Упендрой, сыном Адити и Кашьяпы, и теперь, в третий раз, Я родился у вас, Деваки и Васудевы, как Кришна. Я появился в образе Вишну, чтобы вы убедились, что Я тот же Бог, Верховная Личность, родившийся еще раз. Я мог появиться в облике обычного ребенка, но тогда вы бы не поверили, что Деваки носила в своем чреве Верховную Личность Бога. Дорогие отец и мать, много раз вы растили меня с заботой и любовью как вашего сына, и Я очень доволен вами и очень обязан вам. Обещаю, что на этот раз вы вернетесь домой, к Богу, ибо вы в совершенстве исполнили свою миссию. Я знаю, вы очень тревожитесь обо Мне и боитесь Камсы. Поэтому приказываю сейчас же отнести меня в Гокулу и обменять на дочь, только что родившуюся у Яшоды».
Сказав все это Своему отцу и матери, Господь у них на глазах принял облик обычного ребенка и замолчал.
Выполняя волю Верховной Личности Бога, Васудева приготовился вынести своего сына из темницы, где Тот родился, и как раз в это время у Нанды и Яшоды родилась дочь. Это была Йогамайя, внутренняя энергия Господа. Под ее чарами все обитатели дворца Камсы, и прежде всего стража, погрузились в глубокий сон, а все двери раскрылись, хотя были заперты засовами и железными цепями. Ночь была очень темной, но, когда Васудева взял Кришну на руки и вышел из дворца, он мог видеть все вокруг, как при свете солнца.
В «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что Кришна подобен солнечному свету и потому там, где находится Кришна, нет места иллюзорной энергии, подобной тьме. Когда Васудева нес Кришну, ночная тьма отступила. Все двери тюрьмы сами собой отворились. В небе грянул гром и полил сильный дождь. Когда Васудева нес своего сына, Кришну, под проливным дождем, Господь Шеша в облике змея раскинул над головой Васудевы Свои капюшоны, чтобы защитить его от дождя. Васудева вышел на берег Ямуны и увидел, что вода в ней бушует и пенится. Но, несмотря на ненастье, воды реки расступились и позволили Васудеве перейти на другой берег, подобно тому как Индийский океан дал проход Господу Раме, когда Тот строил мост через пролив. Так Васудева перешел через Ямуну. Достигнув противоположного берега, он направился к дому Махараджи Нанды, находившемуся в Гокуле. Там он увидел, что все пастухи спят глубоким сном. Он тихо вошел в дом, подошел к постели Яшоды и без труда обменял своего сына на лежавшую там новорожденную девочку. После этого Васудева вернулся в тюрьму Камсы и молча отдал девочку в руки Деваки. Он снова надел на себя кандалы, чтобы Камса не узнал о том, что случилось в эту ночь.
Яшода поняла, что родила ребенка, но, утомленная родами, сразу же крепко уснула. Проснувшись, она не могла вспомнить, кого родила: мальчика или девочку.
На этом заканчивается третья глава книги Бхактиведанты «Кришна», которая называется «Рождение Господа Кришны».
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Камса начинает преследования
После того как Васудева вернулся в темницу и все двери и ворота снова были заперты, стражники проснулись и услышали плач новорожденного ребенка. Камса с нетерпением ждал известия о рождении младенца; зная об этом, стражники тут же бросились к нему и сообщили эту новость. Камса вскочил с постели и воскликнул: «Вот и родился тот, кто принесет мне смерть!» Весть о неминуемой смерти ужаснула Камсу. Со вздыбленными волосами он бросился туда, где находился новорожденный.
Увидев брата, Деваки жалобно взмолилась: «Дорогой брат, прошу, не убивай эту девочку! Обещаю тебе, что она станет женой твоего сына, поэтому не убивай ее. Ведь тебе не грозит смерть от ребенка женского пола. Иным было пророчество. Тебя должен убить мой сын. Так пощади эту девочку! Дорогой брат, ты уже погубил так много моих детей, едва они появились на свет, сияющие, как солнце. Но это не твоя вина. Убить их тебе посоветовали твои друзья-демоны. Теперь же прошу, пощади хотя бы эту девочку. Смилуйся, не убивай мою дочь!»
Камса был так жесток, что не стал слушать мольбы своей сестры. С гневными криками он отобрал новорожденную у матери и хотел было бросить ее на каменную плиту. Вот пример того, как жестокий демон ради собственного благополучия готов пожертвовать даже узами родства. Но девочка тут же выскользнула из рук Камсы, поднялась ввысь, и вот перед Камсой явилась младшая сестра Вишну с восьмью руками. Она была облачена в великолепные одежды, украшена гирляндами из цветов и драгоценностями. В своих восьми руках она держала лук, копье, стрелы, меч, раковину, диск, булаву и щит.
Увидев новорожденную (которая была богиней Дургой) в этом облике, полубоги с различных планет — Сиддхалоки, Чараналоки, Гандхарвалоки, Апсаралоки, Киннаралоки и Урагалоки — поднесли ей всевозможные дары и обратились к ней с молитвами. С высоты небес богиня сказала Камсе: «Негодяй, как ты посмел поднять на меня руку! Ребенок, который убьет тебя, уже родился в этом мире. Не будь так жесток к своей несчастной сестре!» После этого богиня Дурга стала известна под разными именами в различных частях света.
Когда Камса услышал слова богини Дурги, его охватил сильный страх. Сжалившись над Васудевой и Деваки, он тут же снял с них кандалы и учтиво заговорил с ними: «Дорогая сестра и зять, я пренебрег нашим близким родством и поступал как настоящий демон, убивая собственных племянников — ваших детей. Не знаю, к чему приведут эти мои злодеяния. Наверное, меня отправят в ад, куда посылают тех, кто убивает брахманов. Меня, однако, удивляет, что небесное пророчество не сбылось. Видно лживы не только люди. Оказывается, что жители небес тоже лгут. Поверив словам небожителей, я совершил так много грехов, убив детей своей сестры. Дорогие Васудева и Деваки, вы оба великие души. Не мне учить вас, но прошу, не огорчайтесь из-за гибели своих детей. Все мы во власти высших сил, и эти силы не позволяют нам оставаться вместе. Всем нам суждено когда-нибудь расстаться со своими друзьями и близкими. Но мы должны твердо знать, что даже после гибели материального тела, душа остается неизменной. Так, из глины, то есть из земли, делают сосуды, но со временем они разбиваются. Земля же всегда остается в ее первозданном виде. Подобно этому, тела, в которые вселяется душа, могут создаваться и уничтожаться, но сама душа существует вечно. Поэтому нам не о чем скорбеть. Каждый должен понять, что материальное тело отлично от вечной души, и, пока мы не осознаем этого, мы будем вынуждены переселяться из одного тела в другое. Дорогая сестра Деваки, ты так кротка и добра. Прошу, прости меня и не печалься более о своих детях, погибших от моей руки. На самом деле, их убил не я — это было предопределено свыше. Всем нам приходится поступать так, как предначертано судьбой, порой даже против нашей воли. Люди ошибочно думают, что со смертью тела гибнет и душа, или полагают, что одно живое существо может убить другое. Подобные заблуждения держат нас в плену материальной жизни. Иными словами, тот, кто не осознал, что душа вечна, вынужден страдать, становясь убийцей