принятыми решения ми?
К. Это означает, что ум действует, делая выбор и применяя волю. Человек намечает заранее, и это решение основано не на ясности, не на наблюдении реального факта и всей сферы деятельности в це лом, а на получении удовлетворения и удовольствия, являющихся фрагментами этой сферы. И человек продолжает жить в этих фрагментах, в этой фрагмен тации. Это один из факторов деградации. Мой выбор профессии ученого может быть основан на стремле нии добиться успеха в определенной области. Много разных соображений могут привести к выбору опре деленной профессии, и такое решение, такой выбор, и это действие, исходящее из решения, из выбора, является одним из факторов износа. Я оставляю без внимания всю остальную сферу, устремляя все вни мание на один ее тесный угол. Деятельность клеток мозга лишена полноты и происходит только в каком то одном направлении. Вглядитесь, это очень инте ресно. Не принимайте на веру. Мы исследуем это.
П. Вы говорите, что мозг функционирует не целостно, а только в одном направлении.
К. Весь мозг в целом не является активным, я думаю, это один из факторов износа. Вы спросили, каковы факторы износа, вы не задали вопроса, спо собен ли ум видеть целое, или не способен. На протяжении этих долгих лет я наблюдал, что ум, придерживающийся выбранного им курса действий, оставляя без внимания целостность действия, под вергается износу.
П. Давайте попытаемся исследовать это. В самих клетках мозга имеются заложенные в них ощущения времени, памяти, инстинкт. Они действуют как реф лексы. Сама эта деятельность в форме рефлексов ограничивает мозг и не позволяет ему действовать целостно. И других путей мы не знаем.
К. Мы пытаемся выяснить, каковы факторы износа.
Когда мы установим эти факторы, мы, быть может, будем в состоянии перейти к другому, к целому.
П. Можно назвать двадцать факторов, например, конфликт.
К. Давайте, не будем набирать слишком большое количество. Деятельность, основанная на выборе, мотивированная желанием получить удовлетворе ние, добиться успеха, достичь чего-то. Такое дейст вие должно создавать конфликт. Так вот, конфликт это один из факторов износа, быть может, главный фактор. Я решаю стать политическим деятелем. Или человеком религиозным. Или артистом, саньяси; эти решения исходят из обусловленности, возникшей под воздействием культуры, которая по своей приро де фрагментарна. Например, я решаю остаться хо лостяком, так как то, что я видел, что слышал, заставляет меня думать, что достичь Бога, истину, достичь Озарения можно только при целибате, без брачии. Я пренебрегаю всей структурой человеческо го существования, биологией, социологией и всем прочим. Вполне очевидно, что такое решение вызо вет конфликт во мне – конфликт сексуальный, кон фликт отчуждения от людей и т. д. Это один из факто ров износа мозга. Я пользуюсь только одной его частью. Самый фактор отделения части моей жизни от остальной ее части является фактором износа.
Таким образом, выбор и воля – факторы износа.
П. И все же они – два имеющихся у нас орудия, вызывающие движение действия.
К. Это верно. Давайте вглядимся в это. Вся наша жизнь основана на этих двух факторах: распознава ние или выбор или действие воли в стремлении обрести удовлетворение.
С. Почему распознавание?
К. Распознавание является выбором. Распознава ние между тем и этим. Мы пытаемся выяснить, какие факторы ведут к деградации, мы хотим добраться до корня, до коренного фактора износа. Но выяснили также нечто другое. Я вижу, что действия выбора и воли являются факторами износа, и если вы видите это, тогда возникает вопрос: существует ли дейст вие, не включающее в себя эти два элемента, эти два принципа?
П. Возьмем другой фактор, их очень много, есть, например, нечто унаследованное, есть также шок.
К. Если я унаследовал тупой, глупый ум, я являюсь конченным человеком. Я могу ходить в разные храмы и церкви, но мои клетки мозга сами по себе уже подверглись воздействию.
П. Имеется еще шок.
К. Что это такое?
П. Воздействие самой жизни.
К. Почему сама жизнь должна вызвать шок?
П. Это случается.
К. Почему? Мой сын умирает, мой брат умирает.
Это создает шок; он мертв – это шок неврологичес кий; я никогда не думал, что мой сын умрет, внезапно я осознаю, что он умер, это шок. Применяется ли слово «шок» в психологическим или физическом смы сле?
П. Это шок физический, шок неврологический. Это внезапный контакт с концом чего-то, что существова ло.
К. Хорошо. Давайте, рассмотрим шок – физичес кий, психологический, эмоциональный шок от утраты чего-то или кого-то, шок от одиночества, шок от того, что что-то внезапно пришло к концу. Клетки мозга испытывают эти шоки. Так вот, что вы предпримете по отношению к этому? Является ли такой шок фак тором износа?
С. Нет, фактором будет то, как мы реагируем на шок.
П. Может ли человек реагировать с полным спо койствием? Ум зарегистрировал нечто, чего он не в состоянии понять. Мы говорим о шоке, а не о реакци ях. Есть глубина за пределами, на которые ум не в состоянии реагировать. До какой глубины человеку удалось проникнуть?
К. Подождите, П., давайте продвигаться медленно.
Мой сын умер, мой брат умер; это для меня потряса ющий шок, ибо мы жили вместе, играли вместе. Этот шок парализовал ум и такое состояние, вызванное шоком, продлится некоторое время. Важным факто ром является то, как ум выйдет из этого. Выйдет ли он со шрамом, со всем, что включено в причиненную боль, или он выйдет без малейшей царапины?
С. Я могу не знать этого. Сознательно я могу сказать, что справился с этим. Как я могу знать, что боль не оставила следа?
Д. Сэр, не может ли случиться что от шока произой дет смерть, прекращение деятельности ума по неко ему образцу, ибо видение приводит все это к концу?
К. Все это включается. Когда умирает мой брат или мой сын, вся моя жизнь изменяется. Это изменение является шоком. Я должен уйти из этого дома. Я должен найти другой вид заработка средств на жизнь.
Мне приходится заняться десятком разных дел. Все это включено в слово «шок». Так вот, я спрашиваю, оставил ли этот шок след боли? Если он не оставил ни малейшего следа, ни малейшей царапины или тени скорби – тогда ум выходит из этого полностью освеженным, совершенно новым. Но если от удара остался след, то он станет фактором износа. А как может ум узнать, что он не получил новой глубокой раны?
П. Если рана очень глубока, значит ли это, что нет надежды на полное исцеление? Или имеется способ полностью это стереть?
К. Мы приступаем к выяснению этого, П. Шок происходит естественно так как меня внезапно вы бросили на улицу, выражаясь образно. Неврологиче ски, психологически, внутренне и внешне произошла полная перемена всего. Как ум выходит из этого? Вот в чем вопрос. Выходит ли он с раной, или он выходит, полностью очищенный от всего этого? Являются ли раны поверхностными, или такими глубокими, что сознательный ум не в состоянии знать о них в какой то данный момент, и они будут продолжаться, возни кая снова и снова? Все это является растратой энергии. Как может ум выяснить, насколько глубоко он ранен?
П. Поверхностные раны можно оставить без вни мания, с ними можно справиться, но что касается глубоких…
К. Что вы предпримете по отношению к ним?
* * * П. Существует жестокость, смерть, насилие…
К. Не вводите насилие. Как ум обнаруживает глубо кие раны? Что такое рана, причиненная боль?
П. Глубокое страдание.
К. Существует ли глубокое страдание?
П. Да.
К. Что вы имеете в виде под глубокой раной?
П. Подлинная глубокая рана происходит как ре зультат кризиса; вся природа вашего существа на пороге скорби.
К. Мой брат умирает, мой сын умирает, мой муж умирает. Это шок. Шок в какой-то степени является раной. Я спрашиваю – очень ли глубока рана, и что я имею в виду под глубокой раной?
П. Потрясены глубины подсознания.
К. Что потрясено и что такое потрясение?
П. Боль.
К. Боль, которая не была вами осознана, и которую вы обнаруживаете благодаря шоку? Так вот: имелась ли при этом боль или причина боли?
П. Имелась причина боли, не осознанная мной.
Происходит шок и это заставляет меня осознать боль.
М. Что вы имеет в виду, говоря, что шок создает боль?
К. Боль уже имелась. Это один из факторов. Мой брат умер, и это является бесповоротным концом. Я не могу его вернуть. Эта проблема стоит не только передо мной и вами; она стоит перед каждым. Про исходит шок. Этот шок является глубокой раной.
Существовала ли причина боли до шока, и шок только заставил меня осознать ее? Имелась ли рана ранее, но я просто не осознавал ее? Я никогда не встречался лицом к лицу с одиночеством, не ощущал одиночест ва, являющегося одним из факторов боли.
А могу ли я до возникновения шока вглядеться в одиночество? Могу ли я почувствовать до шока, что означает быть одиноким? Могу ли я до шока вникнуть в вопрос зависимости, являющейся одним из факто ров боли, причиной боли и раны? Так, чтобы при возникновении шока все это сразу выявилось? А что происходит, когда возникает шок? Раны и боли нет.
Это верно.
М. Что делает вас подготовленным?
К. Я не веду никакой подготовки. Я бдительно наблюдаю жизнь. Я наблюдаю все, что включено в привязанность, в равнодушие, в культивирование за висимости, ибо я не должен быть в зависимости, так как она вызывает боль; но культивирование незави симости тоже создает боль. Так я наблюдаю за собой и вижу, что любая форма зависимости неизбежно причиняет глубокие раны. Поэтому, когда возникает шок, причин для ран уже нет. Происходит нечто совершенно иное.
С. Может случиться, что для предотвращения стра даний мы проделываем все то, что вы описали.
П. Человек наблюдал, вникал в проблемы привя занности.
К. Сказали бы вы, что шок является страданием?
П. Шок как будто бы затрагивает те глубокие слои существа, которые прежде мне не удавалось затра гивать, к которым у меня не было доступа.
К. Что вы имеет при этом в виду? Если бы вы прошли через переживание одиночества, привязанности, страха, если вы не стремились к независимости, освободиться от привязанности – что тогда происхо дит? Что происходит при возникновении шока, шока смерти? Наносит это вам рану?
П. Мне хотелось бы придать этому слову более широкий смысл. Оно как будто бы является причиной всех испытанных мной страданий.
К. Что это означает? Вы разрешили вопрос боли, боли одиночества – я беру это как пример.
П. Вот вопрос, который мне хочется задать: проис ходит ли разрешение боли привязанности, или это полное понимание всего, пробуждение понимания всего процесса боли в целом?
К.