он функционирует безукоризненно, идеально. Вы когда-нибудь это испытывали?
Он думает очень ясно, способен очень быстро познавать, великолепно, без трения он выполняет все свои функции — вот что значит безопасность, полная безопасность. Сами клетки мозга ощущают отсутствие конфликта. И тогда почему вы должны конфликтовать со мной, или я с вами?
Когда вы говорите мне: «Поддерживай в комнате порядок», почему у меня обязательно должно появляться чувство: ах, как это ужасно? Почему бы вам мне этого не сказать? Но ваши слова порождают во мне конфликт? Почему? Потому что я перестал познавать. Мы понимаем друг друга? Это ваш дом, и вам, а не кому-то еще придется его строить. Здесь вы должны чувствовать себя в полной безопасности, иначе вы не будете способны к истинному познанию, иначе вы превратите это место в нечто похожее на внешний мир, где все друг против друга. Безопасность — это когда сами клетки мозга находятся в совершенной гармонии, в идеальном равновесии, то есть когда они находятся в состоянии покоя и разума. Вот что такое дом; эта школа и есть ваш дом. Если вы никак не способствуете этому, вы сами виноваты. И если вы видите, что ваша комната в беспорядке, вам необходимо навести в ней порядок, потому что это ваш дом.
Поэтому нельзя говорить: «Я собираюсь покинуть это место, потому что это ваш дом (хотя, может быть, однажды вам придется отсюда уехать). Вы знаете, что происходит, когда у вас возникает чувство дома, лишенное страха, когда вы открыты, когда вы доверяете? Это не значит, что вы должны доверять кому-то, необходима скорее способность к доверию, к великодушию, и не имеет значения, что делает другой человек. Не знаю, следите ли вы за всем этим?
С.: Что вы имеете в виду, когда говорите: «Не имеет значения, что делает другой человек»?
КРИШНАМУРТИ: Хорошо. Вот вы делаете мне какое-то замечание. Почему?
С.: Потому что у меня есть свое представление о том, что необходимо.
КРИШНАМУРТИ: Нет. Почему вы или миссис Симонс просите меня поддерживать порядок в комнате? Прежде чем я отвечу, что согласен убраться, или не согласен, почему вы мне об этом напоминаете.
С. (1): Потому что вы этого не делаете.
С. (2): Потому что мы любим порядок.
КРИШНАМУРТИ: Нет. Вы не поняли мой вопрос. Пожалуйста, послушайте внимательно, прежде чем отвечать. Допустим, я уже десять раз говорил, чтобы вы убрались в комнате, и когда мне приходится говорить это в одиннадцатый раз, я раздражаюсь. Тогда вы говорите, что я распоряжаюсь вами. Так почему же я вообще стал об этом вам напоминать? Найдите ответ: почему? Потому ли, что мне хочется выразить свой эгоизм, свое представление о том, что такое порядок, свою идею о том, как вам следует поступать? Когда я говорю: «Ложитесь спать», «Будьте пунктуальны», навязывая вам свою идею, вы отвечаете: «Почему я должен убираться в комнате? И кто вы такой? Это моя комната». Что же в этом случае происходит?
С.: Борьба.
КРИШНАМУРТИ: И что это означает?
С.: Смятение.
КРИШНАМУРТИ: На самом деле это означает, что у вас нет чувства дома. Вы не познаете, согласны? И конфликт существует только тогда, когда вы прекращаете познание. Вы приходите и говорите: «Поддерживайте в комнате порядок». А я слушаю вас, я познаю. Вы, в свою очередь, стараетесь понять, почему вы мне это говорите. Вы следите? Если вы хотите сжечь школу… помните, что это ваш дом. Если вы не хотите ухаживать за садом, следить за домом, убираться в комнатах, если вы неаккуратно едите, что ж, это ваш дом. Но если кто-то говорит мне: «Не кладите ноги на стол во время еды», я отвечаю: «Не буду спорить», — и это значит, что я познаю.
С.: А если кто-нибудь говорит мне: «Это ваша страна…»
КРИШНАМУРТИ: Нет. Пожалуйста, не преувеличивайте. Речь не идет о «моей стране». Я говорю о доме. Если кто-нибудь обращается ко мне со словами, что это моя страна и ради нее я должен убивать, все это сущий вздор…
С.: Но можно ли познавать также и в этой ситуации?
КРИШНАМУРТИ: Конечно! Познание — это познание.
С.: Да, но в этом случае налицо сопротивление.
КРИШНАМУРТИ: Нет, вы не поняли смысла.
С.: Сопротивление проявляется в том, что я не иду никого убивать.
КРИШНАМУРТИ: Мы говорим о школе, о том, как здесь жить вместе. Если я знаю, как жить и познавать здесь, то я буду знать, что делать, когда правительство или государство скажет: «Иди и убивай». Если же я не умею познавать и жить, я не смогу должным образом на это отреагировать.
С.: Я не совсем понимаю. Если я хожу без обуви и кто-то говорит мне: «Ты должен обуться»…
КРИШНАМУРТИ: Ну, и что тогда происходит? Вы ходите босиком, и тут появляюсь я и говорю: «Пожалуйста, обуйтесь».
С.: Я бы, вероятно, ответил: «Я не хочу».
КРИШНАМУРТИ: Постарайтесь понять, почему я прошу вас об этом. В этом деле две заинтересованные стороны, вы и я, не так ли? Я прошу вас обуться. Почему? Либо я следую традиции, либо хочу распоряжаться вами, либо я вижу, что у вас грязные ноги и вы пачкаете ковер, либо ходить с грязными ногами просто не красиво. Я хочу убедиться, что вы понимаете, о чем я говорю.
С.: Почему бы вам в таком случае не сказать мне об этом?
КРИШНАМУРТИ: Да. Поэтому я вам и говорю. Я не обращаюсь к вам из-за своей ортодоксальности, вы следите? Итак, я объясняю вам все это, а вы начинаете сопротивляться и отвечаете: «Но почему нет? Я ходил босиком дома, почему бы мне не делать этого и здесь?» Потому что это другая страна, другой климат. И люди вокруг вас, соседи, скажут: «Что это за люди там? Почему они ходят полураздетые.» И вы подорвете нашу репутацию. Поймите, сколько всего с этим связано. Поэтому вас необходимо познать все это, что вовсе не означает, что вы приспосабливаетесь к буржуазному обществу.
С.: Я не понимаю. Если вы озабочены тем, что подумают другие, какие-то люди из внешнего мира…
КРИШНАМУРТИ: Я не озабочен. Я живу в этом мире. Что произойдет, если наша школа будет иметь в глазах людей дурную репутацию?
С.: Наверное, будут неприятности.
КРИШНАМУРТИ: Конечно. Вскоре после чего Броквуд придется закрыть. В мире есть очень плохие люди.
С.: И тогда здесь уже не будет столь необходимой нам безопасности.
КРИШНАМУРТИ: Именно. Поэтому познавайте это! Не говорите: «Почему бы мне не делать то, что хочется, и к черту весь этот внешний мир, он так глуп». Мне необходимо познавать, потому что мне придется жить в этом глупом мире.
Давайте вернемся к нашему вопросу. Как мы, каждый из нас, сделаем это место своим домом? Это ваша работа! Дом, в нашем понимании, это такое место, где вы полны энергии, созидания, счастья, где вы деятельны и бодры, где вы не просто изучаете что-то по книгам.
Последние пятьдесят лет я много путешествую, провожу беседы. Я езжу из страны в страну, одна комната сменяется другой, каждый раз новая пища, своеобразный климат. Но где бы я ни был, любая маленькая комнатка становится моим домом. Вы понимаете? Я дома, я чувствую себя в полной безопасности.
Итак, как вы, начиная с сегодняшнего дня, сможете превратить это место в свой дом? Если вы этого не сделаете, позволите кому-либо указать вам на это? Если я приду и скажу: «Послушайте, вы же не делаете школу своим домом», будете ли вы меня слушать? Или вы ответите: «Что вы хотите сказать? Это мой дом, и мое понимание «дома» отличается от вашего». Вы истолковываете идею дома по-своему, а я по-своему, и между нами возникает ссора. Но тогда это точно не дом! Интерпретация идеи о том, что в вашем представлении является домом, не создает его самого, для этого необходимо чувство дома, что в свою очередь предполагает определенную уступчивость. Это, однако, не означает, что вы должны принимать авторитет.
Если сюда захочет прийти человек, который скажет: «Все здесь довольно-таки незрелые дети (извините, но это на самом деле так), что здесь происходит?» — и его появление послужит будоражащим фактором. Как вы будете с ним обходиться? Хором скажете: «Давайте голосовать за него. Нам нравятся его лицо, его внешность или еще что-то, и поэтому мы все согласны с его появлением здесь»? Является ли это достаточным основанием, чтобы принять его? Он может оказаться пьяницей; он может быть способен на все что угодно. Как вы будете действовать? Как раз с такими проблемами вы столкнетесь в жизни. Вы понимаете? И как вы их встретите? Слава богу, у меня нет детей, но здесь я все это очень хорошо чувствую. Вы покинете это место, будете брошены к волкам и окажетесь неспособны противостоять всему этому. Вам кажется, что вы все очень умны, но это не так.
Как мы можем жить здесь с мудростью, заботой и любовью, чтобы, когда вы выйдите в общество, вы были готовы к чудовищным вещам, которые там происходят? Как вы принесете порядок в этот дом? Пожалуйста, подумайте над этим серьезно. Что вы будете делать, если, проходя мимо чьей-то комнаты, увидите, что в ней все разбросано на полу?
С.: Соберу все.
КРИШНАМУРТИ: И будете убираться за этого человека каждый день. (Смех)
С.: Я попрошу его убрать свои вещи самому.
КРИШНАМУРТИ: А он не будет!
С.: Тогда нужно сказать ему, почему он должен это делать, напомнить ему об этом.
КРИШНАМУРТИ: Хорошо. Представьте, что вы напоминали ему об этом уже десять раз!
С.: Надо объяснить ему почему.
КРИШНАМУРТИ: Ладно, вы все мне объясните, но я останусь ленивым. Мне все равно. Я не занимаюсь познанием. Я не слишком развит умственно. Что вы будете делать? Побьете меня? Но я, так же как вы, считаю это место домом. Как вы поступите со мной? Вы не отвечаете! Это ваш дом, и если ваша комната не убрана, значит, разрушается какая-то часть здания. Это все равно что поджечь дом. Что вы будете делать?
С.: Потушу огонь!
КРИШНАМУРТИ: Вы будете тушить его каждый день, а он будет каждый день поджигать? Подумайте об этом, не оставляйте без внимания. Это ваша жизнь! (Пауза) Что вы скажете, что вы будете делать? Это ваш дом, в котором я каждый день пачкаю пол. Как вы поступите со мной?
С.: Проблема заключается в том, что кто-то заботится об этом, а кто-то нет.
КРИШНАМУРТИ: Что вы будете делать?
С.: Выясню, почему это так.
КРИШНАМУРТИ: Да, и я приведу вам тысячу оправданий. Поймите, вы не улавливаете суть. В моей комнате беспорядок, на ковре грязь, я все пачкаю. Что вы будете делать? Вы уже десять раз напоминали