Скачать:PDFTXT
Образование и смысл жизни

своими соседями, тогда нам необходимо иметь как можно большее количество генералов.

Если мы живем только для того, чтобы бесконечно страдать от внутренних и внешних конфликтов, если мы стремимся продолжать кровопролития и разруху, тогда нам необходимо иметь как можно больше солдат, как можно больше политиков и как можно больше враждебности, — и именно такова нынешняя реальность. Современная цивилизация построена на насилии, и поэтому ей сопутствует смерть. До тех пор пока мы будем поклоняться силе, нашим способом жизни будет насилие. Но если мы хотим мира, если мы стремимся установить правильные взаимоотношения между людьми, будь они христианами или индуистами, русскими или американцами, если мы желаем видеть наших детей целостными существами, тогда военная подготовка будет лишь вредить, она абсолютно неприемлема.

Одной из главных причин ненависти и соперничества является вера в то, что какой-то общественный класс или раса изначально выше других. У ребенка нет классовой и расовой сознательности. Это влияние родителей или школьного окружения, или их совместное воздействие вселяют в него дух сепаратизма. Самому ребенку нет никакого дела до того, кто его товарищ по играм — негр или еврей, брамин или не брамин. Но общественная структура своим непрерывным воздействием атакует ум ребенка, воздействуя и формируя его по своему замыслу.

Здесь опять же проблема не с ребенком, а со взрослыми, которые создали это бессмысленное общество, где господствуют сепаратизм и ложные ценности.

На каком основании мы выдвигаем идею о неравенстве? Наши тела могут отличаться по конституции и по цвету кожи, наши лица могут быть не похожи друг на друга, но внутри мы все одинаковы: горды, амбициозны, завистливы, жестоки, похотливы, честолюбивы и так далее. Стоит снять ярлыки — и станет видна наша нагота, но мы не желаем видеть себя такими. Поэтому мы продолжаем носить ярлыки, которые выдают нашу незрелость и инфантильность.

Чтобы уберечь ребенка от влияния предрассудков, в первую очередь необходимо устранить их внутри нас самих, а затем и в нашем окружении, преодолев таким образом пагубное влияние общества, которое мы создали сами. Дома мы можем объяснить ребенку, что нет ничего абсурднее, чем расовая или классовая сознательность, и он, скорее всего, согласится с нами, но, посещая школу и играя с другими детьми, он пропитывается духом сепаратизма. Или наоборот: домашнее влияние может быть консервативным и скудным, а влияние школы — новаторским и широким. В любом случае имеет место непрекращающееся противостояние между домом и школой, и ребенок оказывается меж двух огней.

Если мы хотим воспитать ребенка здравомыслящим и восприимчивым настолько, чтобы он мог сам разобраться со всеми этими нелепыми предрассудками, нам необходимо пребывать с ним в тесном контакте. Нужно разговаривать с ним об этих вещах, пусть он привыкает к разумному общению. Необходимо также развивать в ребенке дух искательства и недовольства, который заложен в нем изначально, помогая ему таким образом самостоятельно выяснить, где правда, а где ложь.

Творческий ум порождает непрекращающийся поиск и истинную неудовлетворенность, но удерживать себя в этом состоянии чрезвычайно трудно. Именно поэтому большинство людей не хотят, чтобы их дети обладали творческим умом, поскольку жить с человеком, который постоянно подвергает сомнению существующие ценности, весьма непросто.

Пока мы молоды, нами движет дух недовольства. Но, к сожалению, это недовольство вскоре угасает под воздействием нашей склонности к подражательству и преклонения перед властью. С годами мы превращаемся в одинаковых, убогих духом и терзаемых многими страхами людей. Мы становимся начальниками, священниками, банковскими служащими, производственными руководителями, инженерами, и потихоньку начинаем разлагаться. Стремясь извлечь как можно больше пользы из своего общественного статуса, мы поддерживаем деструктивную социальную машину, давшую нам этот статус и хоть какую-то безопасность.

Контроль системы образования правительством — настоящее бедствие. Не стоит надеяться на то, что образование принесет мир и порядок человеческому обществу, пока оно подчинено правительству или организованной религии. Но мы видим, что правительства многих государств стремятся окружить детей заботой и хлопочут об их будущем. А если этим не занимаются правительства, тогда религиозные организации находят способ взять систему образования под свой контроль.

Такое ограничивание детского ума и подгонка его под стандарты определенной идеологии, политической или религиозной, становится причиной вражды между людьми. В конкурентном обществе братские взаимоотношения невозможны, и никакие реформы, никакая диктатура и образовательные системы не смогут их создать.

Пока вы остаетесь новозеландцем, а я индусом, нет смысла говорить о единстве человечества. Каким образом нам удастся объединить всех представителей человеческой расы, если вы в своей стране, а я в своей стоим на страже почитаемых нами религиозных предрассудков и экономических преобразований? Каким образом мы должны строить братские взаимоотношения, если патриотизм разобщает человеческое общество, а миллионы людей живут за чертой бедности, в то время как другие владеют огромными состояниями? Как можно достичь единства человечества, если вероучения то и дело нас разъединяют, если одна группа доминирует над другой, если богатый обладает властью, в то время как бедный жаждет ее, если мы отнимаем чужие земли, если одни ни в чем себе не отказывают, а другие умирают от голода?

Наша беда в том, что мы никогда серьезно не задумывались об этих вещах: зачем причинять себе беспокойство? Если же возникает необходимость, то мы предпочитаем изменять вещи так, чтобы извлечь из этого максимальную выгоду для себя, не беспокоясь о собственной бездумности и жестокости.

Можно ли добиться мира насилием? Можно ли достичь мира постепенно, со временем? Бесспорно, любви нельзя научиться, она — не продукт времени. Ведь две последние войны, надо думать, были развязаны во имя демократии, и сейчас мы готовимся к еще более масштабной, еще более разрушительной войне, а люди так и не обрели обещанной свободы. Но что же случится, если мы перешагнем через такие очевидные барьеры на пути к пониманию, как вероучения, национализм и дух подчинения? Мы станем свободными людьми, не находящимися ни у кого в подчинении, человеческими существами с истинными, непредвзятыми взаимоотношениями, и тогда, возможно, к нам придет любовь и сострадание.

Существенным фактором в системе образования, как, впрочем, и в любой другой сфере жизнедеятельности, является наличие понимающих и любящих свое дело людей, в сердцах которых нет места коварству и пустым фразам.

Если слово «жить» означает для нас быть счастливыми, рассудительными, заботливыми, любящими, тогда нам необходимо понять самих себя. И если мы желаем построить действительно просвещенное общество, то нам нужны такие педагоги, которые понимают природу целостности, а значит, способны передать это понимание детям.

Такие педагоги будут представлять серьезную угрозу для существующего общественного строя. Но мы никогда по-настоящему не стремились создать просвещенное общество. Любого педагога, знающего цену миру, изобличающего подлинную сущность национализма и бессмысленность войн, вскоре уволят с работы. Помня об этом, большинство учителей идут на компромисс, обслуживая тем самым эксплуататорскую и насильственную систему.

Несомненно, для того чтобы обнаружить истину, необходимо быть свободным как от внутренней борьбы, так и от противостояния с окружением. Если мы освободимся от внутренних конфликтов, то обретем свободу и от внешних. Внутренняя борьба, выплескиваясь наружу, приводит к конфликтам в мировых масштабах.

Война — красочная и кровавая проекция нашей каждодневной жизни. Мы приближаем начало войны каждым днем своего существования, и без внутренних изменений мы будем обречены жить в обществе, где царят национальное и расовое противостояние, инфантильные идеологические споры, гонка вооружений, воинская доблесть и другие виды насилия, которые приводят к массовым убийствам.

Во всем мире образование потерпело неудачу, ведь оно приносило и множило разруху и страдания. Правительства всех стран делают из молодежи хороших солдат и специалистов для своих нужд, заставляя их подчиняться и ограничивая их умы предрассудками. Принимая во внимание все эти факты, необходимо исследовать значение нашего существования, а также смысл и цель нашей жизни. Мы должны найти достойный способ создать новое окружение, поскольку именно окружение делает ребенка зверем, бесчувственным специалистом или же помогает ему стать чувствительной и разумной личностью. Мы должны создать всемирное правительство, которое будет в корне отличаться от существовавших до сих пор форм управления и не будет основываться на национализме, идеологиях и насилии.

Все это подразумевает понимание нашей ответственности друг перед другом во взаимоотношениях. Но для того, чтобы понять эту ответственность, в сердце должна быть любовь, а не просто знания. И чем больше наша любовь, тем глубже она влияет на общество. Но нами руководит рассудок, мы начисто лишены сердца. Мы развиваем интеллект и презираем смирение. Если бы мы по-настоящему любили своих детей, мы бы защищали и ограждали их от всяких бедствий, а не отправляли бы их на войну в качестве пушечного мяса.

Я думаю, мы действительно хотим воевать, ведь нам так нравится выставлять напоказ военную мощь, военную униформу, парады, праздные гуляния и попойки, насилие. Наша каждодневная жизнь является уменьшенным отображением этой пугающей схематичности, где мы уничтожаем друг друга завистью и тупостью.

Все мы стремимся быть богатыми, но чем большее богатство мы накапливаем, тем более жестокими становимся, даже если жертвуем большие суммы на благотворительность и образование. Ограбив жертву, мы возвращаем ей немного добычи и называем это филантропией. Похоже, мы не осознаем того, какую чудовищную катастрофу приближаем. Большинство из нас живет изо дня в день легко и бездумно, оставляя свою судьбу на произвол правительств и циничных политиков.

Любое суверенное правительство всегда готово к войне, и наше с вами — не исключение. Для того чтобы научить граждан воевать, чтобы подготовить их к самоотверженному исполнению воинских обязанностей, правительство должно руководить и повелевать ими. Их необходимо обучить уничтожать врага машинально, жестоко и эффективно. Если цель и назначение нашей жизни состоит в том, чтобы уничтожать, дабы не быть уничтоженными, тогда образование должно учить жестокости. Но я убежден, что это не то, к чему стремится наша душа, поскольку жестокость неизменно сопутствует желанию успеха.

Суверенному государству невыгодно, чтобы его граждане были свободными и независимо мыслящими личностями, поэтому оно контролирует людей с помощью пропаганды, искаженного толкования исторических фактов и других хитростей. Вот почему образование все больше учит нас о чем нужно думать, а не как это делать. Если мы способны мыслить независимо от правящей политической системы, — мы опасны. И только свободные организации могли бы давать миру пацифистов и оппозиционно мыслящих людей.

Правильное образование представляет собой явную угрозу для суверенных правительств, именно поэтому его преследуют всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Образование и пища в руках небольшой группы людей стали средствами для контроля над обществом, и правительствам любого толка не о чем беспокоиться, пока все мы остаемся эффективными и послушными машинами для производства товаров и боеприпасов.

Сам факт существования этих процессов в современном мире говорит о том, что всем нам, гражданам и педагогам, несущим ответственность

Скачать:PDFTXT

Образование и смысл жизни Кришнамурти читать, Образование и смысл жизни Кришнамурти читать бесплатно, Образование и смысл жизни Кришнамурти читать онлайн