за избранные нами правительства, на самом деле глубоко безразлично, что нас ждет в будущем — свобода или рабство, война или мир, благополучие или нищета. Мы хотим осуществить кое-какие реформы тут и там, но большинство из нас боится разрушить существующий общественный строй и построить новый, поскольку для этого необходимо коренным образом изменить себя изнутри.
С другой стороны, существуют приверженцы метода насильственной революции. Внеся в свое время посильную помощь в постройку нынешнего общества со всеми его конфликтами, заблуждениями и страданиями, сейчас они горят желанием учредить иной порядок. Но под силу ли нам построить совершенное общество, если творцами нынешнего, далекого от совершенства, являемся мы сами? Вера в то, что мира можно добиться, прибегнув к насилию, говорит о нашей готовности жертвовать настоящим моментом ради будущего идеала. А стремление достичь правильных результатов с помощью неправильных методов остается одной из главных причин нынешних бедствий.
Экспансия и возрастающий приоритет материальных ценностей порождают зло национализма, экономических барьеров, суверенных правительств и духа патриотизма. Каждое из этих явлений исключает сотрудничество между людьми и разрушает общественные отношения. Общество — это отношения между вами и другими, и без глубокого понимания этих отношений, не на каком-то одном уровне, а тотального, целостного понимания, мы обречены воссоздавать одну и ту же социальную структуру, измененную разве что поверхностно.
Если мы действительно желаем в корне изменить существующие между людьми взаимоотношения, которые стали причиной невыразимых страданий всего человечества, то единственной и безотлагательной задачей для каждого из нас должно быть внутреннее преобразование путем самопознания. Таким образом, мы возвращаемся к исходному пункту, центральной точке, — к самим себе. Но мы избегаем быть собой и поэтому перекладываем всю ответственность на правительства, религии и идеологии. Правительство — это мы сами, а все религии и идеологии — не более чем проекции нашего ума. И до тех пор, пока в нас не произойдут основательные внутренние перемены, о правильном образовании и всеобщем мире не может быть и речи.
Всеобщая безопасность возможна лишь тогда, когда есть и любовь, и разум. Но если мы создали этот мир конфликтов и страданий, в котором никто не может иметь гарантии безопасности, не говорит ли это о тщетности всех образовательных методов, как прошлых, так и нынешних? Для нас как для родителей и учителей очень важно освободиться от традиционных схем мышления и не полагаться на суждения специалистов. Именно благодаря техническому умению мы можем зарабатывать все больше денег, поэтому многие удовлетворены существующим общественным строем. Но истинный педагог должен беспокоиться только о правильном способе жизни, правильном образовании и правильных средствах существования.
Но если мы не способны разобраться в этих вопросах самостоятельно, государство возьмет нас под контроль и будет решать все за нас. Да, мы разобщены, но отнюдь не политическим или экономическим кризисом, а кризисом человеческих взаимоотношений, и ни одной политической партии или экономической системе не преодолеть его.
Другая, еще более страшная катастрофа находится в угрожающей близости от нас, но мы не проявляем никакого беспокойства по этому поводу. Ничто не может нарушить привычный ход нашей жизни, ведь нам никогда и не хотелось покончить с ложью и начать все сначала. Нам нравятся половинчатые и беспорядочные реформы, которые только усложняют ситуацию и требуют дальнейшего реформирования. Но здание рушится, стены падают, все охвачено огнем… Пришла пора покинуть горящий дом и начать строительство на новом фундаменте, с новым содержанием и новыми ценностями.
От технических знаний отказываться нельзя, но это не значит, что мы не должны осознавать свое внутреннее безобразие, жестокость, притворство, лицемерие и полное отсутствие любви. Новое общество можно построить лишь тогда, когда разум поможет нам освободиться от национализма, зависти и жажды власти.
Мира нельзя добиться ни беспорядочными реформами, ни тем более перекройкой старых идеалов и предрассудков. Мир будет возможен лишь тогда, когда мы сможем понять то, что лежит в глубине каждого из нас, а не на поверхности. Только так можно остановить волну разрушений, вызванную нашей агрессивностью и страхом, и только тогда мы вправе надеяться на лучшее будущее для наших детей и спасение всего человечества.
V. Школа
Правильное образование направлено на воспитание в человеке внутренней свободы, ибо только с ее помощью возможно истинное воссоединение с целым, со всеми. Но свобода эта достигается отнюдь не при помощи доминирования над другими или успеха. Она приходит с самопознанием, и случается это лишь тогда, когда ум преодолевает препятствия, которые он когда-то создал сам, поддавшись инстинкту самосохранения.
Главная функция образования состоит в том, чтобы помочь каждому человеку осознать препятствующие самопониманию психологические барьеры, а не просто навязывать ему новый шаблон поведения или способ мышления. Такие внешние вмешательства не способны пробудить в человеке разум и творческое понимание, наоборот, — они еще больше ограничивают личность. Несомненно, именно это и происходит повсюду, и поэтому наши беды множатся и продолжаются.
Правильное образование станет возможным лишь тогда, когда мы начнем понимать истинный смысл человеческой жизни. Но для того, чтобы приблизить это понимание, необходимо освободить свой ум от стремления к награде, которое приносит страх и желание приспосабливаться. Если мы привыкли считать детей частной собственностью, если они для нас не более чем продолжение нашего ничтожного «я» или живой инструмент для исполнения наших амбиций, тогда мы обречены. построить такое общество, такой социальный строй, где нет любви, а есть только желание личных преимуществ.
Престижная в светском понимании школа чаще всего оказывается профессионально несостоятельным учебным заведением. Величественное и процветающее учреждение, в котором обучаются сотни учеников одновременно, школа, пользующаяся отличной репутацией и всеобщим признанием, может производить банковских клерков, высококвалифицированных продавцов, предпринимателей, полицейских и других технически умелых, но поверхностных людей. Но правильное образование возлагает все надежды лишь на целостных личностей, которых можно воспитать только в небольших школах. Вот почему намного важнее иметь школы с небольшим количеством учащихся и педагогов, чем практиковать последние и наилучшие методики в больших и переполненных учреждениях.
К сожалению, мы ошибаемся, полагая, будто образовательный процесс необходимо воплощать в жизнь с широким размахом и в крупных масштабах. Мы хотим видеть школы большими, с внушительного размера зданиями, даже если совершенно очевидно, что они не достойны высокого звания учебного заведения. И все потому, что мы стремимся влиять на то, что называем народными массами.
Но кто составляет эти массы? Вы и я! Однако не стоит заблуждаться насчет того, что массам также необходимо правильное образование. Отождествляя себя с массой, мы уклоняемся от необходимости неотложного действия. Но правильное образование окажет всестороннее влияние только в том случае, если мы начнем действовать сию же секунду. Если мы сознательны в отношениях со своими детьми, друзьями и соседями, тогда в том мире, где мы живем, в окружении семьи и друзей, каждый наш поступок будет иметь возрастающее влияние и смысл.
Когда самосознание становится основой наших взаимоотношений с окружающим миром, мы начинаем обнаруживать внутри себя такие заблуждения и ограничения, о которых ранее и не подозревали. И только сила самосознания поможет нам понять и преодолеть их. Без осознания и следующего за ним самопознания любые реформы в образовании или в других сферах жизни неминуемо принесут дальнейшие противостояния и страдания.
Создавая громадные учебные заведения и пользуясь услугами зависящих от системы педагогов, не способных оказать должного внимания и поддержки каждому ученику, мы поощряем учащихся заниматься банальным отбором фактов, развитием способностей и учим их мыслить механистически, по шаблону. Конечно же, ни одно из этих умений не поможет ученику стать целостной личностью. Применение системы даже самыми чуткими и думающими педагогами может дать некоторые результаты, но никогда не принесет разума. Просто удивительно, какими важными для нас стали слова «система» и «учреждение». Символы заменили нам реальность, и мы убеждены, что так оно и должно быть, ибо реальность беспокоит, а символы дают комфорт.
Истинные ценности нельзя привить в процессе массового обучения. Этого можно добиться лишь при тщательном изучении и глубоком понимании причин трудностей, склонностей и возможностей каждого ребенка. И те из нас, кто осознал это и искренне стремится стать на стезю самопознания, должны помогать в этом молодым, основав общими усилиями новый тип школ, которые играли бы в судьбе ребенка жизненно важную роль, воспитывая его целостной и разумной личностью. Чтобы основать такие школы, совсем не обязательно ждать, пока для этого найдутся необходимые средства. Истинным педагогом можно быть и дома, — ведь если человек обладает серьезными намерениями, то он непременно найдет способ их реализовать.
Тот, кто любит всех детей и поэтому исполнен самых серьезных намерений, вскоре поймет, что истинная школа начинается прямо здесь, на этом месте или у него дома. Тогда найдутся и деньги, но они в нашем деле значат немного. Содержать финансово небольшую школу, в которой дети могли бы получать правильное образование, конечно же, нелегко. Она может существовать только за счет добровольных пожертвований, а не за счет крупного банковского счета. Если нет любви и понимания, деньги неизбежно портят отношения. Но если идея создания такой школы окажется действительно необходимой, то нужные средства найдутся. Там, где есть любовь к ребенку, нет ничего невозможного.
До тех пор пока учреждение является для нас объектом первостепенной важности, ребенок будет оставаться на заднем плане. Истинный педагог заинтересован личностями, а не количеством учащихся в классе. Заручившись поддержкой некоторых родителей, такой педагог может основать школу, где дети будут получать правильное и жизненно важное образование. Но для этого преподаватель должен быть истинным энтузиастом. Если же нет, — его школа ничем не будет отличаться от других подобных заведений.
Если родители действительно любят своих детей, то они должны в законодательном порядке или другими доступными средствами организовать небольшие школы, в которых бы преподавали настоящие педагоги. Такие родители не станут беспокоиться по поводу того, что плата за обучение в этих школах довольно высока или что настоящих педагогов отыскать чрезвычайно трудно.
Однако необходимо быть готовым к неизбежным преследованиям со стороны властей и организованных религий, поскольку школам с правильным видом образования предначертано стать настоящими эпицентрами революции. Истинная революция не имеет ничего общего с насилием. Она приходит с обретением целостности и пробуждением разума в человеке, который своим образом жизни постепенно осуществляет радикальные изменения в обществе.
Очень важно, чтобы учителя таких школ объединились добровольно, без всяких уговоров и колебаний, ибо только добровольный отказ от поклонения мирским благам является надежным фундаментом для создания истинного образовательного центра. Если педагоги будут помогать в постижении непреходящих ценностей не только учащимся, но и друг другу, взаимоотношения станут искренними, глубокими и осознанными.
Нашедший убежище в стенах небольшой школы ученик может забыть о существовании внешнего мира с его всевозрастающими конфликтами, разрушениями и убожеством. Этот мир неотделим от нас.