Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Образование и смысл жизни

Наоборот, он является частью нашего существа, поскольку мы сами сотворили его таким, каков он есть. Вот почему, приступая к фундаментальным изменениям общественного строя, начинать необходимо именно с образования.

Никакие идеологии, народные вожди и экономические революции не смогут предотвратить все наши беды и страдания. Это под силу только правильному образованию.

Если ядро школьного коллектива состоит из самоотверженных и преданных своему делу педагогов, то оно будет притягивать и собирать вокруг себя людей подобных убеждений. Тот, кому это не интересно, очень скоро обнаружит себя не на своем месте и уйдет. Если центр деятелен и бдителен, то равнодушная периферия вскоре истощится и исчезнет, но если равнодушен центр, то вся группа будет ненадежна и слаба.

Центр коллектива педагогов не может состоять из одного только директора школы. Энтузиазм или интерес, исходящий от одного человека, наверняка вскоре ослабнет и исчезнет. Такой интерес поверхностный, непостоянный и ничего не стоит, поскольку рано или поздно может превратиться в инструмент лести и потакания прихотям других. Если директор школы доминирует над другими педагогами, то в таком коллективе вряд ли поселится дух свободы и сотрудничества. Сильная личность может построить прекрасную школу, но страх и подхалимство подкрадываются незаметно, и тогда окажется, что оставшаяся часть коллектива состоит из безликих и никчемных людей.

Внутренняя атмосфера в такой группе игнорирует свободу личности и взаимопонимание. Директор не должен доминировать над коллективом и брать на себя всю ответственность. Напротив, каждый учитель обязан чувствовать себя ответственным за общее дело. Но если количество энтузиастов невелико, то остальные члены коллектива своим равнодушием или противостоянием могут препятствовать добрым начинаниям или выставлять их в глупом виде.

Кто-то станет сомневаться в том, что школа может обходиться без руководящего начальства. Просто этот кто-то никогда и не пробовал. Несомненно, в коллективе истинных педагогов вопрос о необходимости руководящего начала не возникает вообще. Там, где каждый стремится быть свободным и разумным, взаимное сотрудничество проявляется на всех уровнях. Но для тех, кто не понял сути правильного образования, отсутствие руководящего начала может показаться неосуществимой теорией. Ведь если педагог целиком и полностью предан делу правильного образования, он не нуждается в понуканиях, руководстве и надзоре. Разумный преподаватель бесконечно гибок в развитии своих способностей. Не нарушая своей внутренней свободы, он твердо придерживается правил и старается быть полезным для школы. Глубокая заинтересованность дает начало развитию способностей, но не следует забывать, что и то, и другое вырабатывается старательностью.

Если не понимающий психологической основы послушания человек вдруг решает не подчиняться власти, то это неизбежно приведет его к внутреннему хаосу и беспорядку. Причина такого беспорядка кроется не в отсутствии руководящего начала, а в недостаточной заинтересованности методами правильного образования. Если же заинтересованность подлинная и глубокая, то каждый учитель будет считать своим долгом самоотверженно трудиться на благо своей школы. Конфликты и трения в любых отношениях неизбежны, но они становятся преувеличенными, если нет общей заинтересованности.

Среди учителей, работающих в школе с правильным образованием, должно быть полное сотрудничество. Всему педагогическому коллективу необходимо собираться для обсуждения школьных проблем как можно чаще. И уж если конкретное решение принято, ничто не должно помешать его исполнению. Но если с решением большинства не согласен хотя бы один член коллектива, эту проблему можно обсудить на следующем собрании.

Учитель не должен бояться директора, но и директор не должен чувствовать дискомфорта в присутствии старших по возрасту учителей. Прийти к соглашению можно лишь при условии абсолютного равенства, и очень важно, чтобы это чувство преобладало в школах с правильным образованием. Ведь настоящее сотрудничество возможно лишь там, где нет чувства превосходства и противостоящих ему сил. Если есть взаимное доверие, всякие нестыковки и недоразумения не просто устраняются, но и поддаются тщательному анализу, и тогда доверие восстанавливается вновь.

Учителя, которые работают не по призванию и лишены интереса к школе, будут пререкаться и завидовать друг другу, растрачивая энергию на несущественные детали и бессмысленные ссоры. Но раздражение и противостояния прекратятся, как только появится общая заинтересованность служить делу правильного образования. Тогда все станет на свои места, исчезнут преувеличения и искажения фактов. Трения и личные противостояния покажутся напрасными и губительными, а все споры и дискуссии будут направлены на то, чтобы выяснить, что правильно, а не кто прав.

Педагогам необходимо обсуждать между собой все трудности и нестыковки, возникающие в их коллективе. Это поможет предотвратить возможные недоразумения. Если педагоги связаны общими интересами, среди них всегда будет царить искренняя атмосфера и чувство единства. В таком коллективе никогда не возникнет противостояний. Но там, где нет общих интересов, а есть только поверхностное сотрудничество ради взаимной выгоды, всегда будут возникать конфликты и вражда.

Конечно, могут существовать и другие причины возникновения трений между членами коллектива. Один педагог может проявлять желание работать сверхурочно, другой больше занят личными или семейными делами, остальные вообще не проявляют никакого интереса к работе. Несомненно, такого рода проблемы необходимо обсуждать на учительском собрании, поскольку взаимная заинтересованность всегда способствует сотрудничеству. Совершенно очевидно, что нельзя рассчитывать на успех там, где работают единицы, а остальные бездельничают.

При равном распределении труда у людей появляется все больше времени для досуга, поэтому каждый должен иметь возможность восстановить свои силы. Перегруженный педагог превращается в проблему как для себя, так и для окружающих. Человек, живущий в постоянном напряжении, становится вялым и апатичным, особенно если ему приходится заниматься нелюбимым делом. Восстановление сил невозможно при непрерывной умственной или физической активности. Поэтому проблему отдыха нужно решить по-дружески, приемлемым для всех способом.

Каждый отдыхает по-своему. Для того, кто любит свою профессию, отдыхом является сама работа. Проявление интереса к чему-либо, как, например, изучение, тоже представляет собой способ релаксации. Для кого-то отдых — это удаление от общества и уединение.

Если мы хотим, чтобы у педагога было достаточно времени на отдых и восстановление сил, он должен отвечать только за то количество учеников, с которым может легко справиться. Непосредственные и живые взаимоотношения между учеником и учителем практически невозможны, если последний вынужден работать с большой и неуправляемой группой.

Но есть и другая причина, по которой школы не должны быть слишком большими. Очень важно, чтобы в классе было немного учеников и педагог мог уделить максимум внимания каждому ребенку. Ведь когда группа слишком большая, он не может этого сделать, и тогда метод поощрения и наказания превращается в привычный способ поддерживания дисциплины.

Правильное образование не может носить массовый характер хотя бы потому, что для изучения каждого ребенка необходимо проявить большое терпение, чуткость и разум. Чтобы наблюдать склонности ребенка, его влечения и темперамент, понимать его трудности, принимать во внимание наследственность, влияние родителей и не воспринимать его при этом как представителя определенной группы, — для всего этого потребуется быстрый и гибкий ум, не порабощенный никакой системой и не опутанный предрассудками. А еще от учителя понадобится высочайшее мастерство, способность к самопожертвованию и, кроме всего прочего, любовь. Подготовка учителей, наделенных перечисленными качествами, — одна из самых насущных проблем сегодняшнего дня.

В каждой школе должен поселиться дух свободы личности и разума. Но не стоит в этом полагаться на волю случая, ведь, просто повторяя слова «свобода» и «разум», ничего не добьешься.

Чрезвычайно важно, чтобы ученики и педагоги имели возможность регулярно собираться для обсуждения вопросов, касающихся благосостояния всего коллектива. Необходимо создать совет школьников, в котором участвовали бы и педагоги. На таком совете можно обсуждать вопросы дисциплины, гигиены, питания и т. п., а также воздействовать на учащихся, которые проявляют безнравственность, равнодушие или упрямство.

Учащиеся должны избрать из своего коллектива того, кто отвечал бы за выполнение решений и общий надзор. Школьное самоуправление, в конце концов, не что иное, как самоуправление в дальнейшей, взрослой жизни. Ведь если в школе ребенок научится быть внимательным, объективным и благоразумным в любом споре, касающемся его каждодневных забот, то и в будущем он сможет достойно и невозмутимо встречать более сложные жизненные испытания. Школа должна научить ребенка понимать трудности и особенности других людей, их настроения и характеры, и тогда, повзрослев, он будет проявлять гуманность и терпение по отношению к другим.

Этот дух свободы и разума должен наполнить собою всю систему образования. Если мы хотим, чтобы учащийся развился в творческую личность, а не стал схематично мыслящим автоматом, он не должен принимать на веру общепринятые формулировки и выводы. Даже в изучении фундаментальных наук необходимо объяснять суть дела так, чтобы ученик понял целостность проблематики данного направления и смог выносить собственные суждения.

Но как быть с руководством? Неужели в нем нет никакой необходимости? Каким будет ответ на этот вопрос, зависит от того, что именно мы подразумеваем под словом «руководство». Если сердце учителя свободно от страха и желания доминировать, тогда он сможет помочь ученику стать творчески мыслящим и свободным человеком. Но явное или скрытое желание привести ребенка к определенной цели препятствует полноценному развитию его личности. Стремление вести ученика к цели, выдуманной кем-то или своей, делает его творчески бесплодным.

Если педагог действительно ценит свободу личности, а не собственные предубеждения, то он должен помочь ребенку обрести эту свободу. Для этого нужно призвать ученика переосмыслить окружение, в котором он живет, помочь ему разобраться в своем характере, в семейном и религиозном воспитании, повлиявшем на формирование его личности. Если сердце учителя исполнено свободы и любви, то он сможет найти подход к каждому ученику, принимая во внимание все его потребности и затруднения. Необходимо приложить все усилия, чтобы ребенок стал не просто механизмом, действующим по общим схемам и шаблонам, а спонтанной и свободной личностью, в высшей степени бдительной и проницательной.

Правильное образование должно помочь ученику найти свое призвание. Если этого не случится, вся его последующая жизнь может пройти впустую. Человек, занимающийся нелюбимым делом, будет чувствовать себя подавленным. Если ребенок мечтал быть художником, а стал рядовым клерком, разгребающим кипы бумаг в каком-нибудь офисе, он проведет остаток жизни, проклиная свою судьбу и испытывая чувство обреченности. Вот почему так важно не только найти свое призвание, но и убедиться в правильности сделанного выбора. Мальчику может нравиться профессия военного, но прежде он должен разобраться, действительно ли человеческому обществу нужна милитаризация.

Правильное образование должно помочь учащемуся не только развить способности, но и осознать высший смысл своей жизни. Ведь спасти мир от следующих одна за другой войн, бесконечных разрушений и нищеты можно, только построив новое, более гуманное и более терпимое общество.

Ответственность за построение миролюбивого и мудрого общества лежит, по большому счету, на плечах педагогов. И можно сказать совершенно уверенно и без тени преувеличения, что именно у этих людей есть прекрасная возможность посодействовать проведению фундаментальных преобразований в обществе. Ведь правильное образование не зависит ни от указаний

Скачать:PDFTXT

Образование и смысл жизни Кришнамурти читать, Образование и смысл жизни Кришнамурти читать бесплатно, Образование и смысл жизни Кришнамурти читать онлайн