Скачать:PDFTXT
Образование и смысл жизни

правительства, ни от какой-либо системы. Оно в наших руках — в руках родителей и учителей.

Если бы родители по-настоящему заботились о судьбе своих детей, они построили бы для них новое общество. Но, похоже, им нет до этого никакого дела, они слишком заняты, чтобы беспокоиться по таким пустякам. Они находят время для зарабатывания денег, развлечений, выполнения ритуалов и поклонения. Но у них не хватает времени на то, чтобы разобраться, каким должно быть правильное образование для их детей. Это факт, который большинство людей не желает замечать. Ведь заметив его, они должны будут отказаться от своих развлечений и других вещей, уводящих от сути. Конечно же, такая перспектива никого не радует. Поэтому их дети ходят в школы, где учитель беспокоится о них не более, чем сами родители. А зачем ему беспокоиться? Преподавание для него просто работа, один из многих способов зарабатывания денег.

Мир, который мы создали, кажется настолько поверхностным, искусственным и безобразным, когда смотришь на него из-за кулис. Но мы продолжаем украшать кулисы, надеясь, что все само собою как-нибудь да образуется. К несчастью, большинство людей несерьезно относятся к жизни, за исключением тех случаев, когда речь заходит о зарабатывании денег, достижении вершин власти или удовлетворении полового инстинкта. Они и не хотят замечать других сторон жизни. Поэтому их дети, повзрослев, остаются такими же незрелыми и дезинтегрированными личностями, как и их родители, которые ни на секунду не прекращают сражаться со всем миром и сами с собой.

Сказать, что мы, мол, любим своих детей, легко. Но можно ли назвать нас любящими родителями, если мы безропотно принимаем обусловленность этого общества и не желаем его изменить? До тех пор, пока мы будем доверять воспитание детей всякого рода специалистам, всеобщее замешательство и нищета будут продолжаться. Ведь любой специалист, интересующийся частью, а не целым, является разобщенной и поэтому незрелой личностью.

Вместо всеобщего уважения и почета, к профессии педагога относятся с оскорбительным равнодушием, а сами учителя погрязли в рутине. Они отнюдь не стремятся к целостности и разуму. Все, чем они занимаются, — это доставка информации. Но человек, доставляющий информацию, в то время как мир рушится у него на глазах, вовсе не педагог.

Педагог не просто поставщик информации. Он тот, кто указывает путь к мудрости, к истине. А истина намного важнее самого учителя. Поиск истины — это религия, которая не принадлежит ни одной стране, ни одному вероучению. Вы не найдете ее ни в одном храме, ни в одной церкви, ни в одной мечети. Без поисков истины общество обречено на вырождение и деградацию. А поскольку мы стремимся к созданию нового общества, то каждый из нас обязан быть истинным педагогом, то есть мы должны учиться и учить одновременно. Мы должны сами обучать себя.

Если когда-нибудь нам удастся построить новое общество, то тем учителям, которые работают только ради зарплаты, вряд ли найдется место в школе. Расценивать педагогическую деятельность как средство добывания денег означает использовать детей в корыстных целях. Но в просвещенном обществе учителям не придется беспокоиться о собственном благосостоянии. Общество возьмет на себя эту обязанность.

Настоящий педагог — это не родоначальник внушительного учебного заведения. Настоящий педагог — это не инструмент в руках политиканов, он не служит идее, вероучению, стране. Истинный педагог — это человек, обладающий несметными внутренними сокровищами, поэтому он ничего не просит для себя. Он лишен честолюбия, поэтому ему не нужна никакая власть. Он не стремится своей деятельностью добиться положения или стать авторитетом, поэтому он не управляется обществом и не контролируется правительствами. Такие учителя являются зачинателями просвещенной цивилизации, ибо истинная культура создавалась не инженерами и специалистами, но учителями.

VI. Родители и педагоги

Правильное образование начинается с педагога, который постиг свою сущность и поэтому мыслит нестандартно. Если педагог не получил правильного образования, то максимум, на что он способен, — это прокомментировать учебник, ведь он не знает других методов преподавания. Поэтому-то проблема состоит не в детях, а в учителях и родителях. Проблема в том, чтобы подготовить самого педагога.

Если мы, педагоги, не можем разобраться и понять самих себя, если мы не осознаем своих взаимоотношений с ребенком, а просто пичкаем его информацией и заставляем сдавать экзамены, то удастся ли нам создать новый вид образования? Ученик нуждается в чутком руководителе и помощнике, но если помощник сам ограничен в познаниях и полуграмотен, если он националистичен или непрактичен, то его ученики, естественно, будут сродни ему, а образование превратится в источник заблуждений и непрекращающихся споров.

Если мы понимаем все это, то неужели не поймем и того, какую огромную важность имеет для нас правильное самообразование? Ведь стремиться к истинным ценностям намного важнее, чем беспокоиться о будущем благосостоянии и безопасности детей.

Чтобы воспитать настоящего педагога, необходимо помочь ему понять самого себя, и это является поистине тяжелейшей из задач, ибо большинство из нас порабощены шаблонным мышлением и поведением. Каждый из нас уже служит какой-нибудь идеологии, религии или ведет определенный образ жизни. Именно поэтому мы учим детей, о чем нужно думать, а не как это делать.

Кроме того, родители и учителя очень заняты своими конфликтами и несчастьями. Бедные или богатые — все родители погружены с головой в свои тревоги и заботы. Похоже, им нет никакого дела до общественного и морального кризиса. Они желают лишь одного: чтобы их дети сделали успешную карьеру. Они озабочены только будущим своих детей, чтобы те, получив образование, достигли надежного положения в обществе и удачно женились или вышли замуж.

Большинство родителей убеждены, что любят своих детей, но в действительности это не так. И дело тут не в том, чтобы признаться ребенку в любви. Если бы родители по-настоящему любили своих детей, они бы не акцентировали внимание ребенка на семье и нации, противопоставляя их остальному миру, поскольку это порождает расовые и общественные разделения, приносящие войны, голод и страдания. Удивительно, но для того, чтобы стать доктором или юристом, необходимо долго и самоотверженно учиться, в то время как родителями становятся без какой-либо предшествующей этому нелегкому делу подготовки.

Чаще всего семья своими изоляционистскими тенденциями усиливает всеобщее стремление к обособлению, угрожая таким образом благосостоянию общества. И только там, где есть любовь и понимание, стены самоизоляции рушатся. Тогда семья перестает быть замкнутым кругом, темницей, убежищем. Тогда родители начинают общаться не только со своими детьми, но и с соседями.

Поглощенные с головой собственными проблемами, родители перекладывают ответственность за воспитание своего ребенка на учителей. И тогда очень важно, чтобы учитель оказал влияние также и на родителей.

Он должен найти с ними общий язык и объяснить, что хаос во всем мире — это отражение их внутреннего беспорядка. Он должен растолковать им, что одним лишь техническим прогрессом нельзя добиться радикальных изменений существующих ценностей и что техническое обучение, которое мы называем образованием, не сделает человека свободным и счастливым. Он должен дать им понять, что, заставляя ребенка принимать существующие порядки, мы не сможем пробудить в нем ум. Он должен объяснить им, что именно он старается сделать для их ребенка и как он это делает. Ему необходимо завоевать доверие родителей, но не выставлять себя при этом как профессионала, беседующего с безграмотными людьми, а консультироваться с ними о характере их ребенка, его затруднениях, способностях и так далее.

Если педагог способен видеть в ребенке личность, то родители, конечно же, окажут ему доверие. Обучая родителей в процессе общения, педагог и сам должен учиться у них. Ведь правильное образование — это общая задача, требующая взаимной выдержки, внимания и любви. Решить проблему воспитания детей под силу только просвещенным педагогам, живущим в просвещенном обществе. Эксперименты в этом направлении смогут осуществить только заинтересованные учителя и родители, неравнодушные к своим детям.

Удосуживались ли когда-нибудь родители спросить себя, зачем они хотят иметь детей? Может, для того, чтобы продолжить свой род? Или чтобы было кому завещать нажитое имущество? А может, они хотят иметь детей просто ради удовольствия, для удовлетворения своих эмоциональных потребностей? Но если так, тогда дети — не более чем проекция страхов и желаний своих родителей.

Вправе ли родители утверждать, что любят своих детей, если они воспитывают в них завистливость, недружелюбие и амбициозность? Разве любовь поощряет национальные и расовые противостояния, которые ведут к войне, разрушениям и полной нищете? Разве любовь настраивает людей друг против друга, разве приводит она к взаимному истреблению во имя веры или во имя идеологии?

Многие родители наставляют детей на ложный путь конфликтов и страданий не только тем, что неправильно их воспитывают, но и самим образом своей жизни. А потом, когда повзрослевший ребенок сталкивается с жизненными трудностями, они молятся за него. или ищут оправдания его поведению. Переживания родителей за судьбу своих детей являются одной из форм собственнической жалости к самим себе, которая существует только там, где нет любви.

Если бы родители по-настоящему любили своих детей, то они не были бы столь националистичны и не отождествляли бы себя с какой-либо страной. Ведь поклонение родине неизбежно приводит к войне, на которой нашим детям уготовлена участь пушечного мяса. Если бы родители по-настоящему любили своих детей, то они сызмала привили бы им правильное отношение к вещам, ибо царящий в современном обществе инстинкт собственничества придает материальным благам сильно преувеличенное и ложное значение, которое не приносит в мир ничего, кроме разрушений. Если бы родители по-настоящему любили своих детей, то они не принадлежали бы ни к одной из организованных религий, ибо догматизм вероучений сеет вражду между людьми и разделяет их на воинствующие группировки. Если бы родители по-настоящему любили своих детей, то они искоренили бы в себе зависть и враждебность, построили бы совершенно иное общество.

До тех пор, пока мы хотим, чтобы наши дети обрели власть, заняли более высокое положение в обществе или добивались все больших и больших успехов, в наших сердцах не будет места для любви. Ведь стремление к успеху влечет за собой конфликты и страдания. Любить своих детей означает пребывать с ними в неразрывном единстве, понимать, что они нуждаются в воспитании, которое поможет им стать восприимчивыми, разумными и целостными.

Прежде чем учить кого-то, учитель должен спросить себя, что он понимает под словом «преподавание»? Хочет ли он преподавать обычные предметы привычным способом? Намеревается ли он превращать ребенка в послушный винтик для социальной машины? А может, он хотел бы помочь ему стать целостной и творческой личностью, отвергающей ложные ценности? Но если учитель готов помочь ученику изучить и понять влияющие на него ценности, частью которых тот является, то не должен ли педагог досконально разбираться в них сам?.. Если поводырь

Скачать:PDFTXT

Образование и смысл жизни Кришнамурти читать, Образование и смысл жизни Кришнамурти читать бесплатно, Образование и смысл жизни Кришнамурти читать онлайн