методикам указывает на несостоятельность некоторых педагогов. И до тех пор, пока образование будет строиться на шаблонных принципах, будут появляться не творческие личности, а всего лишь новые специалисты.
Только любовь может привести к взаимопониманию. Где есть любовь, там мгновенно возникает общение с другими, общение на равных. Мы являемся настолько черствыми, опустошенными и лишенными любви, что позволяем правительствам и системам вмешиваться в образование наших детей и решать за нас нашу судьбу. Но правительства заинтересованы в квалифицированных специалистах, а не в гармоничных людях, поскольку целостная личность представляет собой угрозу как для властей, так и для организованных религий. Вот почему они так стремятся контролировать образование.
Жизнь невозможно подчинить системе, ее нельзя втиснуть ни в какие рамки, какими бы благородными ни были при этом наши замыслы. Поэтому воспитанный на концептуальном знании ум не способен увидеть жизнь во всем ее разнообразии, утонченности, глубине и захватывающем величии. Если мы приучаем своих детей к систематическому мышлению и неукоснительной дисциплине, если мы поощряем их мыслить оценивающе и осуждающе, то таким образом мы не позволяем им стать целостными мужчинами и женщинами. Именно поэтому им не хватает глубины ума, чтобы увидеть жизнь во всей ее целостности.
Наивысшим предназначением образования является воспитание гармоничной личности, способной осознать жизнь как единое целое. Идеалист, как и специалист, не соприкасается с целым, а только с его частью. И до тех пор, пока человек будет стремиться к идеалу, достичь целостности для него не представляется возможным. Большинство учителей, являясь идеалистами, не знают любви, их сердца закрыты, а умы черствы. Чтобы обучать детей, необходимо достичь самосознания, быть живым и бдительным, а для этого нужно обладать гораздо большим пониманием и любовью, нежели для того, чтобы заставить ребенка следовать какому-то идеалу.
Другим предназначением образования является создание новых ценностей. Просто внедряя в ум ребенка существующие ценности и принуждая его соответствовать идеалу, мы ограничиваем его свободу, делая его ум неспособным к пробуждению. Современное образование тесно связано с мировым кризисом, и педагог, понимающий причины всеобщего хаоса, должен спросить себя, как помочь ученику пробудить самосознание, чтобы таким образом дать возможность будущим поколениям избежать в дальнейшем конфликтов и катастроф. Педагог должен устремить все свои помыслы, всю свою заботу и любовь на создание вокруг ребенка благоприятного окружения и развитие взаимопонимания с ним, чтобы ребенок, когда он вырастет, был способен к разумному решению тех проблем, которые касаются каждого человека. Но для осуществления этого замысла педагог должен разобраться в себе, а не полагаться на идеологии, системы и верования.
Давайте не будем мыслить, полагаясь на принципы и идеалы, а обратимся к истинной реальности. Умение видеть то, что есть, способно пробудить ум. А способность педагога мыслить целостно намного важнее его осведомленности относительно новых методик обучения. Стоит педагогу начать следовать какому-то методу, даже если он разработан вдумчивым и благородным человеком, как сам метод приобретает первостепенную важность, а дети тогда важны постольку, поскольку они являются материалом для этого метода. Такой учитель сначала классифицирует и оценивает ребенка, а затем начинает обучать его согласно определенной схеме. Скорее всего, такой образовательный процесс может устраивать учителей, но ни следование системе, ни авторитетные суждения, ни бездумное заучивание не содействуют воспитанию целостной личности.
Правильное образование заключается в том, чтобы принимать ребенка таким, каким он есть, а не навязывать ему наши представления о том, каким он должен быть. Заключая ученика в рамки наших представлений об идеале, мы заставляем его приспосабливаться, а это вызывает страх и становится причиной конфликтов между тем, каким он есть на самом деле, и тем, каким он должен быть. В итоге, все внутренние конфликты выливаются в конфликты общественные. Идеалы — огромное препятствие на пути к нашему взаимопониманию с ребенком и самосознанию самого ребенка.
Если родители действительно желают понять своего ребенка, они не станут смотреть на него сквозь призму своих представлений об идеале. Если они любят ребенка, они будут наблюдать за ним, будут изучать его склонности, его настроения и особенности. И только когда родители не испытывают к ребенку никакой любви, они навязывают ему идеалы, таким образом стремясь удовлетворить свои амбиции в ребенке, принуждая его становиться таким или другим. Когда есть любовь не к идеалу, а к самому ребенку, взрослые в состоянии помочь ему познать себя таким, каким он есть на самом деле.
Если ребенок, допустим, говорит неправду, то надо ли ставить ему в пример идеал кристальной честности? Правильнее выяснить причины, заставляющие его лгать. Чтобы помочь ребенку, необходимо действовать не спеша, изучать его и наблюдать за ним. Для этого потребуется терпение, любовь и забота. Но там, где нет любви и понимания, мы вынуждаем ребенка действовать по заранее обусловленной схеме, называемой нами идеалом.
Идеалы являются удобным убежищем, поэтому педагог, стремящийся к идеалам, никогда не сможет понять своих учеников и относиться к ним разумно. Для такого педагога будущий идеал — то, что должно быть, — намного важнее, чем живой ребенок, тот, который присутствует здесь и сейчас. В погоне за идеалом нет места любви, а без нее ни одна проблема человечества не может быть решена.
Если учитель достаточно разумен, он не будет зависеть от метода, наоборот, он будет изучать каждого ученика в отдельности. Общаясь с детьми и молодежью, мы имеем дело не с механическими устройствами, которые можно легко починить и настроить, но с живыми существами, восприимчивыми, изменчивыми, чувствительными, боязливыми, любящими. И чтобы найти общий язык с ними, нам понадобится глубокое понимание, сила выдержки и любовь. Но если мы не обладаем этими качествами, то стараемся управиться побыстрее и полегче, ожидая изумительные результаты и не сомневаясь в их скором появлении. Будучи несознательными и механическими в наших взаимоотношениях и поступках, мы избегаем и боимся любых вопросов, на которые невозможно автоматически ответить. Это и есть один из главных недостатков нашего образования.
Ребенок является результатом как прошлого, так и настоящего, поэтому он уже обусловлен. Передавая свой опыт ребенку, мы продолжаем в нем нашу собственную ограниченность. Радикальные преобразования станут возможны лишь тогда, когда мы сумеем осознать свою обусловленность и освободимся от нее. А пока этого не произошло, пока мы продолжаем пребывать в плену обусловленности, спорить о том, каким должно быть правильное образование, абсолютно бесполезно.
Конечно же, пока дети еще совсем маленькие, наша задача состоит в том, чтобы защищать их от вредных воздействий, заботясь об их здоровье и физической безопасности. Но мы, к сожалению, на этом не останавливаемся. Мы хотим влиять на их мысли и чувства, хотим формировать их в соответствии с нашими собственными намерениями и представлениями об идеале. Мы стремимся реализоваться в наших детях, сделать их своим продолжением. Поэтому мы и возводим вокруг них стены, ограничиваем их нашими религиями и идеологиями, страхами и надеждами, а затем плачем и взываем к небесам, если их убивают или калечат на войне, если их жизнь оказывается наполненной лишениями и невзгодами.
Такой способ существования не приносит свободы. Напротив, он укрепляет наше эго. Наше «я» состоит из ряда защитных и агрессивных реакций. Оно всегда действует, исходя из собственных представлений о реальности и взаимоотношений с приносящими удовольствие объектами. И до тех пор, пока мы будем истолковывать реальность в терминах субъекта (т. е. используя понятия «я» и «мое»), до тех пор, пока мы не освободимся от своего эго, наша жизнь будет полна конфликтов, страданий и боли. Свобода приходит лишь тогда, когда человек осознает природу своего «я», природу переживания. Это происходит лишь тогда, когда «я» со всеми его реакциями перестает быть тем, кто переживает, и становится самим переживанием. Приобретая совершенно иной смысл, оно становится созиданием.
Если мы действительно желаем помочь ребенку освободиться от оков своего «я», приносящего столь многие страдания, то каждый из нас должен тщательно пересмотреть и изменить свое отношение к нему. Родители и учителя своими мыслями и поступками должны помочь ребенку обрести свободу и расцвести в любви и благополучии.
Нынешнее образование не считает нужным учитывать разрушительное и пугающее влияние наследственности и окружающей среды на наши умы и сердца. Именно поэтому оно не в силах преодолеть обусловленность и воспитать целостную личность. Всякий вид образования, оказывающий влияние лишь на отдельные аспекты человеческой личности, а не на человека в целом, непременно приводит к бесконечным страданиям и конфликтам.
Любовь и благополучие расцветают лишь там, где есть внутренняя свобода. А достичь ее можно исключительно посредством правильного образования. Никакой конформизм, никакие попытки подстроиться под окружение и никакие обещания о скором построении утопического общества не могут дать человеку то прозрение, без которого он не способен выбраться из замкнутого круга страданий.
Педагог, знающий о внутренней природе свободы, должен помочь каждому ученику в наблюдении и осознании сотворенных самим же подростком ценностей и пристрастий. Он должен помочь учащемуся осознать причины его обусловленности и пристрастия, ограничивающие ум и порождающие страх. Педагог должен помочь взрослеющему ученику в самонаблюдении и осознании себя в окружающем мире, помочь понять учащемуся его стремление к самореализации, приносящее нескончаемые конфликты и бедствия.
Конечно же, можно повернуть человека лицом к истинным ценностям, не подверженным влиянию времени и обусловленности. Но найдутся и те, кто станет утверждать, будто целостное развитие личности опасно для общества и ведет к хаосу. Так ли это? Воцарившееся в мировом сообществе смятение обусловлено неспособностью человека постичь собственную природу. Платой за относительную свободу для него стало умение приспосабливаться и принимать существующие ценности.
Находятся и те, кто готов бунтовать против таких устоев. Но, к несчастью, их мятеж — не более чем реакция из корыстных побуждений, омрачающая дальнейшую жизнь. Если педагог сведущ и знает о склонности ума противоречить, он должен помочь учащемуся изменить существующие ценности. Но сделать это необходимо не с помощью бунта или реакции, а посредством постижения целостности жизненного процесса. Полное взаимопонимание между людьми невозможно без всеобщего единства, обеспечить которое способно лишь правильное образование.
Почему мы так уверены, что без помощи правильного образования ни нам, ни грядущим поколениям не удастся в корне изменить отношения между людьми? Ведь мы никогда и не пытались. А так как многие из нас попросту боятся правильного образования, то у нас не возникает и мысли сделать хотя бы шаг в этом направлении.
Не исследовав должным образом всю многогранность данного вопроса, мы осмеливаемся утверждать, что человеческая природа неизменна. Мы позволяем себе примириться с существующим порядком вещей и поощряем ребенка подстраиваться под общественные рамки, ограничивая его нашим способом жизни, и наивно надеемся на лучшее. Но можно ли подобный конформизм по отношению к существующим стандартам, приводящим, в конечном итоге, к войнам и голодной смерти, считать образованием?
Давайте