Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Образование и смысл жизни

не будем заниматься самообманом и наивно полагать, что ограничения способствуют пробуждению ума и воцарению счастья. Если мы до сих пор продолжаем оставаться боязливыми, бесчувственными и равнодушными, то, значит, нам и вправду все равно, будет ли человек жить в любви и благополучии или нет. Похоже, нам намного легче согласиться с тем, чтобы каждый безропотно нес свою жизненную ношу, выбранную им добровольно.

Ограничивать ученика, навязывая ему силой стандарты окружения, крайне глупо. И до тех пор, пока мы не способны к радикальным реформам в системе образования, мы будем способствовать разрастанию всеобщего хаоса и нищеты. И когда в конце концов случится какая-нибудь чудовищная по своей жестокости революция, она всего лишь даст возможность иной группе людей стать эксплуататорами и угнетателями. Эта новая власть найдет повод для угнетения народа. А техника угнетения разнообразна: от психологической обработки до применения грубой силы.

Из политических и деловых соображений дисциплину стали считать важнейшим фактором общественного строя. Стремясь к психологической безопасности, мы покорно принимаем и практикуем различные формы дисциплины. Дисциплина гарантирует результат, а для нас он гораздо важнее средства. Но ведь и выбор средства влияет на конечный результат.

Опасность дисциплины заключается в том, что систему она считает намного важнее, чем заключенного в нее человека. Из-за того, что мы цепляемся за дисциплину, она, опустошая наши сердца, становится для нас заменителем любви. Но свободы нельзя добиться с помощью дисциплины или сопротивления. Свобода — не цель, к которой следует стремиться. Свобода должна быть в самом начале, а не в конце, ее не следует отождествлять с неким отдаленным идеалом.

Свобода — это не способ самоутвердиться, попирая права других людей. По-настоящему искренний и преданный своему делу педагог будет оберегать детей от ложных ценностей, используя каждый удобный случай, чтобы указать им путь к истинной свободе. Но никакому учителю это не по плечу, если он привержен какой-либо идеологии, догматичен или корыстен.

Восприимчивость нельзя вызвать принуждением. Можно заставить ребенка быть внешне спокойным, но это не означает, что мы разобрались с причинами его упрямства, дерзости и так далее. Принуждение вызывает противостояние и страх. Метод поощрения и наказания делает ум покорным и вялым, и если это все, чего мы желаем добиться от ребенка, тогда нынешняя система образования является непревзойденным по своему воздействию средством для достижения этой цели.

Но такое образование не поможет нам понять ребенка. Оно не способно также построить благополучное общество, в котором не было бы места для сепаратизма и ненависти. Правильное образование основано на любви к ребенку. Но мы, в большинстве своем, не испытываем любви к нашим детям. Мы лишь гордимся ими, а значит гордимся собой. К несчастью, мы так заняты умственной деятельностью, что времени для того, чтобы прислушаться к своему сердцу, не остается вообще. В конечном итоге, дисциплина подразумевает сопротивление. Но приводило ли сопротивление когда-нибудь к любви? Дисциплина замуровывает нас живьем в свои стены, она всегда самодостаточна и приводит к конфликтам. Дисциплина не дает понимания. Понимание приходит лишь с умением наблюдать и исследовать, отбросив всякие предрассудки.

Дисциплина является легким средством для контроля над ребенком, но она не помогает ему постичь всю сложность проблем жизни. Некоторая форма принуждения, метод поощрения и наказания могут быть необходимы для установления порядка и кажущегося спокойствия в переполненной аудитории. Но нужны ли истинному педагогу, работающему с малочисленной группой учеников, какие-либо методы принуждения, вежливо именуемые дисциплиной? Когда классы немногочисленны и учитель способен уделить все свое внимание каждому ребенку, наблюдая за ним и помогая ему, тогда любые формы принуждения и подавления являются совершенно излишними. Если в такой группе некий ученик проявляет буйный нрав или озорничает, то педагогу следует разобраться в причинах его плохого поведения, каковыми могут быть неправильное питание, недостаточный отдых, внутрисемейные конфликты либо какие-то скрытые страхи.

Правильное образование подразумевает развитие в личности свободы и разума, чего нельзя достигнуть, прибегнув к какой-либо форме принуждения или запугивания, В конце концов, задача педагога — помочь ученику постичь всю сложность своего существа. И требовать от ученика подавления одной части его природы ради превосходства другой части означает вводить обучаемого в состояние нескончаемого внутреннего конфликта, выливающегося в противостояние обществу. Ум — это то, что приносит порядок, а не дисциплину.

Конформизму и повиновению нет места в правильном образовании. Сотрудничество между педагогом и учащимися невозможно без взаимной любви и взаимного уважения. Если требовать от ребенка выявлять знаки уважения к старшим, то вскоре это превращается в привычку, в механический навык, и страх принимает форму почитания. Без уважения и внимания полноценные отношения невозможны, особенно если учитель является всего лишь носителем знания.

Если учитель требует уважения к себе, но не уважает своих учеников, то это вызовет безразличие и неуважение со стороны аудитории. Если нет уважения к человеческой жизни, то знания ведут к разрушению и нищете. Развитие чувства уважения к другим является неотъемлемой частью правильного образования, но, если учитель сам не обладает этим качеством, он не сможет помочь ученикам постичь всю полноту жизни.

Разум — это способность видеть самое существенное. Но для того, чтобы обнаружить самое существенное, должна быть свобода от всех преград, которые ум построил для собственной безопасности и комфорта. Страх неизбежен до тех пор, пока ум стремится к безопасности, а когда люди следуют какой-либо системе, глубина осознания и разум иссякают.

Целью правильного образования является установление правильных отношений не только между людьми, но и между человеком и обществом. Это так существенно потому, что образование, прежде всего, должно помочь человеку понять его собственный психологический процесс. Разум дает нам возможность постичь самих себя и все то, что нас окружает. Но не может быть разума, пока есть страх. Страх подавляет разум и становится причиной эгоистических поступков. Дисциплина может пресечь страх, но она не искореняет его, а поверхностные знания, которые дает нам современное образование, только скрывают его.

С самого раннего возраста, как в школе, так и дома, нам начинают внушать чувство страха. Ни родители, ни учителя не обладают достаточным терпением, временем и мудростью, чтобы рассеять инстинктивные страхи детства, определяющие с годами наши позиции и суждения. Ведь именно эти страхи являются первоисточником столь многих жизненных проблем. Правильное образование должно внимательно изучить проблему страха, искажающего наши взгляды на жизнь. Освобождение от страха — начало мудрости. И только правильное образование может привести к свободе от страха, к свободе, в которой лишь и существует проницательный творческий ум.

Поощрение или наказание любого поступка только усиливает эгоизм. Поступок во имя чего-то, во имя родины или во имя Бога, основывается на страхе, а страх не может служить основой для верного действия. Чтобы ребенок уважительно относился к другим, нет никакой необходимости использовать любовь в качестве взятки. Для этого нужно пожертвовать временем и проявить терпение, объяснив ребенку необходимость уважать себя и других.

Уважение к другим, если оно требует награды, невозможно. Поощрение или наказание в таком случае становится намного важней, чем само чувство уважения. Если мы не уважаем ребенка, а только обещаем ему награду или запугиваем наказанием, то таким образом мы способствуем развитию в нем жадности и страха. Поскольку мы сами были воспитаны действовать ради определенного результата, нам и в голову не приходит, что действие может быть свободно от корыстных мотивов.

Правильное образование призвано развивать глубину мышления и уважение к окружению без всяких приманок или запугиваний. Если мы больше не стремимся к быстрым результатам, нам откроется видение того, как важно для учителя и ученика быть свободными от страха наказания и надежды получить вознаграждение, а также от любых других форм принуждения. Но принуждения не искоренить до тех пор, пока власть будет оставаться частью человеческих отношений.

Подчинение власти выгодно для тех, кто преследует личные мотивы и корыстные цели. Но построенное на карьеризме и личной выгоде образование может создать лишь конкурентное, исполненное противоречий и жестокости общество. Именно в таком обществе мы родились и воспитывались, это оно сделало нас агрессивными и несчастными.

Нас учили подчиняться учителю, учебнику, политической партии только потому, что так выгодно. Специалисты во всех сферах жизни, от священника до бюрократа, имеют власть и повелевают нами. Но ни одно правительство и ни один учитель не способны установить взаимопонимание в отношениях между людьми, которое так необходимо для благосостояния общества.

Если нам удастся создать правильные отношения между людьми, то не будет никакой надобности в том, чтобы кого-либо принуждать или даже убеждать. Можно ли говорить о любви и истинном сотрудничестве между власть имущими и теми, кто являются предметом власти? Беспристрастно рассмотрев проблему власти и всего, что с ней связано, можно прийти к заключению, что любое стремление к власти губительно. И лишь осознав это, к нам приходит спонтанное понимание природы власти. В момент, когда мы отказываемся от власти, мы становимся партнерами, и только тогда возможны взаимное сотрудничество и уважение.

Настоящей проблемой образования является сам педагог. Даже сравнительно небольшая группа учеников становится для него средством демонстрации собственной важности, если он использует авторитет для облегчения своей задачи и если преподавание служит для него инструментом распространения влияния на окружающих. Но просто соглашаться в мыслях или на словах с тем, что воздействие авторитета губительно, — недостаточно.

Глубинные мотивы власти и авторитета необходимо тщательнейшим образом исследовать и понять. Как только мы увидим, что разум невозможно пробудить принуждением, само осознание этого факта испепелит все наши страхи, и мы приступим к построению нового общества, совершенно противоположного нынешнему строю и далеко его превосходящего.

Чтобы понять смысл жизни со всеми ее страданиями и болью, мы должны быть независимы от любого авторитета, включая и авторитет организованных религий. Но если, желая помочь ребенку, мы ставим ему в качестве образца некие авторитетные примеры, то таким образом мы лишь способствуем развитию в нем различных форм суеверий и страха, принуждаем ребенка к бездумному подражанию.

Религиозные люди пытаются обратить ребенка в свою веру, внушить ему страхи и надежды, приобретенные когда-то от родителей. Атеисты точно так же навязывают ребенку тот образ мышления, которому их когда-то научили. Все мы хотим, чтобы наши дети приняли именно нашу форму поклонения и уверовали в выбранную нами идеологию. Запутаться в изобретенных нами или кем-то другим формулировках и представлениях легко, и чтобы этого не случилось, необходимо всегда быть бдительным и восприимчивым.

То, что мы привыкли называть религией, является лишь узаконенной формой поклонения со своим набором догм, ритуалов, таинств и суеверий. У каждой религии есть свои священные писания, свои пророки и проповедники, удерживающие людей в страхе и повиновении. Многие из нас ощутили на себе влияние того, что мы называем религиозным воспитанием. Но такого рода

Скачать:PDFTXT

Образование и смысл жизни Кришнамурти читать, Образование и смысл жизни Кришнамурти читать бесплатно, Образование и смысл жизни Кришнамурти читать онлайн