Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Образование и смысл жизни

религиозность сеет вражду между людьми, порождая противостояние не только между собратьями по вере, но и по отношению к последователям иных культов. Хоть все религии и заявляют в один голос, что поклоняются Богу и что все люди должны любить друг друга, вместе с тем они только внушают страх своим последователям учениями про ад и рай, усиливая противоречивой догматикой внутренние сомнения и конфликты.

Догмы, таинства и ритуалы не приведут к духовности. Истинное религиозное воспитание призвано помочь ребенку осознать его взаимоотношения с людьми, природой, вещами. Жизнь невозможна без взаимоотношений, а без самопознания любые взаимоотношения, будь то с одним человеком или со многими, приносят лишь конфликты и страдания. Конечно же, ребенку не объяснишь всего досконально, но если педагог и родители понимают важность человеческих взаимоотношений, тогда своим поведением и своим примером они наверняка могли бы показать ребенку без лишних слов и объяснений истинное значение духовной жизни.

Наше так называемое религиозное воспитание не допускает вопросов и сомнений. Но лишь исследуя смысл предложенных обществом и религией ценностей, мы начинаем открывать истину. Педагог обязан тщательнейшим образом исследовать собственные мысли и чувства, отвергнув заманчивую перспективу безопасности и комфорта, ибо только так он способен помочь ученикам прийти к самосознанию и понять их собственные побуждения и страхи.

В юности человек открыт и восприимчив. И старшие, обладая достаточным пониманием, должны помочь молодежи освободиться от той обусловленности, которую навязало им общество, и от той, которую они создали себе сами. Если ум и сердце ребенка не порабощены религиозной догматикой и предубеждениями, он обретет свободу и будет готов к исследованию и постижению того, что находится над ним и вокруг него.

Истинная религия ни в коей мере не является набором верований и ритуалов, надежд и страхов. И если мы позволим ребенку расти без этих пагубных влияний, возможно, с годами он проявит интерес к природе происходящего, к Богу. Вот почему для воспитания ребенка необходимы глубокая проницательность и понимание.

Большинство верующих, пускаясь в пространные беседы о Боге и бессмертии, на самом деле не верят ни в свободу личности, ни в целостность жизненного процесса. А ведь именно религия провозглашает свободу человека и поиск истины. Свободы нельзя достичь с помощью компромиссов. Частичная свобода личности — не свобода вообще. Ограничения любого характера, политического или религиозного, не способны принести человеческому обществу ни свободы, ни мира.

Религия не имеет ничего общего с какими-либо ограничениями. Религия — это состояние блаженного покоя, в котором присутствует реальность, Бог. Это творческое состояние нисходит только на сознательную и свободную личность. Свобода приносит добродетель, а без добродетели не может быть покоя. Неподвижный, спокойный ум не является умом ограниченным. Эта неподвижность — не результат принуждения или тренировки. Неподвижность возможна лишь тогда, когда ум познал собственную природу, природу «я».

Любая организованная религия есть не что иное, как застывшая человеческая мысль, из которой ум выстраивает храмы и церкви. Она утешает робкого и становится наркотиком для страждущего. Но Бог или Истина находятся далеко за пределами логического понимания и эмоционального восприятия. Сведущие в психологических предпосылках чувства страха и обреченности родители и учителя должны помочь молодому человеку распознать и осмыслить его внутренние конфликты и переживания.

Люди старшего поколения способны помочь детям по мере того, как они растут, научиться мыслить ясно и непредвзято, любить и при этом не быть враждебными. Есть ли что-либо лучшее, что мы можем для них сделать? Но если мы едва терпим друг друга, если мы не способны привнести мир и порядок в общество и изменить сознание человечества в лучшую сторону, то чего стоят тогда все наши священные писания и мифы всех религий?

Истинное религиозное воспитание призвано помочь ребенку пробудить глубинное сознание, научить его отличать непреходящее от сиюминутного, выработать бескорыстный подход к жизни. Разве не лучше начинать свой день, будь то в школе или дома, с серьезных мыслей или чтением глубокой и исполненной смысла литературы, чем заученно бормотать стандартные слова и фразы?

Пребывая в плену у своих амбиций, ревностно охраняя традиции и идеалы, прошлые поколения заставляют мир страдать от убожества и разорения. Быть может, когда-нибудь, получив правильное образование, грядущие поколения, смогут положить конец этому хаосу и построить более счастливое общество, чем наше. Если не лишенная духа искательства молодежь стремится к постижению истины во всех ее проявлениях, будь то в политической, религиозной, личностной или в общественной сферах, это дает нам основания полагать, что у этого мира есть шансы на лучшее будущее.

Большинство детей любознательны. Они хотят знать все. Но мы своей категоричностью и раздражительностью притупляем в них дух искательства и нередко грубо игнорируем их пытливость. Мы не поддерживаем их любознательности, так как боимся, что не знаем ответов на их вопросы. Мы не поддерживаем в них неудовлетворенности, так как сами давно уже перестали спрашивать.

Большинство родителей и учителей боятся детской неудовлетворенности, так как она разрушительна для всех форм безопасности. Поэтому-то они и стараются занять молодежь хорошо оплачиваемой работой, наследством, браком, утешением в какой-нибудь религии. Люди старшего возраста, хорошо разбираясь, как нужно притуплять и угнетать молодые умы и сердца, стремятся сделать своих детей такими же тупыми, как они сами, прибегнув к помощи авторитетов, традиций и верований, перенятых в свою очередь от кого-то.

Только приучив ребенка самостоятельно находить ответы на интересующие его вопросы в книгах и научив его вникать в смысл общественных ценностей, традиций, форм правления, религий, верований и так далее, родители и педагоги могут надеяться, что им удастся пробудить и закрепить в ребенке критическое восприятие действительности и глубокую проницательность.

Молодые всегда жизнерадостны, полны надежд и неудовлетворенности. Такими они должны быть. Если молодой человек лишен этих качеств, то душа его стара и мертва. Стариком можно считать любого, кто погасил пламя неудовлетворенности внутри себя, прекратил поиски истины и нашел в этом убежище и комфорт. Такие люди стремятся к стабильности для себя и своих семей, жаждут постоянства в идеалах, взаимоотношениях, владениях. И если в какой-то момент их вдруг охватит чувство неудовлетворенности, они с головой погружаются в свои обязанности, в работу или во что-нибудь еще, чтобы отделаться от этого гнетущего чувства недовольства.

Молодость — это пора, когда проявляется неудовлетворенность не только самим собою, но и всем тем, что нас окружает. Мы должны научиться мыслить ясно и непредвзято, отбросив страх и внутреннюю зависимость. Независимость нужна не только для раскрашенного участка карты мира, который мы называем родиной, она нужна нам самим как личностям. И хоть внешне все мы зависим друг от друга, эта зависимость никогда не будет жестокой или угнетающей, если внутренне мы свободны от жажды власти, положения и славы.

Мы должны понять нашу неудовлетворенность, а не бояться ее. Недовольство может стать причиной кажущегося беспорядка, но если оно приводит к самопознанию и самоотречению, то такое недовольство способно создать новый общественный строй и обеспечить прочный мир. Только самоотречение приносит экстатическую радость.

Неудовлетворенность — путь к освобождению. Но чтобы исследовать всю глубину этого вопроса непредвзято, мы не должны попусту истощать свои эмоции, принимая участие в политических сборищах, выкрикивая лозунги, или пытаться найти себе гуру, духовного учителя. Такого рода эмоциональное расточительство притупляет ум и сердце, делая их неспособными к проницательности и легко поддающимися влиянию обстоятельств и страха. Только пламенное желание познавать может принести понимание всей красоты и разнообразия жизни.

Молодежь легко поддается влиянию священника или политика, богача или бедняка, принимая их способ мышления за свой собственный. Но правильное образования должно оградить молодых людей от чужих влияний, чтобы они не повторяли заученные лозунги, словно попугаи, чтобы они не стали жертвами своей или чужой жадности. Они не должны разрешать властям опустошать свои умы и сердца. Следование за кем-то другим, пусть даже самым выдающимся человеком, или непоколебимая преданность понравившейся идеологии никогда не принесут мир человеческому обществу.

Многие из нас, закончив школу или колледж, забрасывали книги и, казалось, покончили с учебой раз и навсегда. Но есть и такие, кто стремится продолжить учебу. Эти люди собирают и впитывают все то, что было сказано другими, они становятся по-настоящему зависимы от знаний.

До тех пор, пока существует культ знания и техники как средства для достижения успеха и влияния, во всем мире будет господствовать жестокая конкуренция, распри и нескончаемая борьба за место под солнцем. Нам не освободиться от страха до тех пор, пока успех будет нашей главной жизненной целью, ибо стремление к нему неизбежно порождает страх перед неудачей. Вот почему молодежь не должна поклоняться культу успеха. Большинство людей ищут успех в любой форме: на теннисном корте, в деловом мире или в политике. Каждый из нас стремится оказаться на вершине, и это стремление порождает непреходящий внутренний конфликт и усложняет наши отношения с окружением. Оно становится причиной конкуренции, зависти, нетерпимости и в конце концов войны.

Подобно людям старшего поколения, молодежь также стремится к успеху и безопасности. Несмотря на то что поначалу молодой человек может испытывать чувство неудовлетворенности, со временем он попадает в плен респектабельности и уже не в силах сказать «нет» обществу. Так люди становятся узниками своих желаний, подчиняют себя системе и безропотно принимают бремя власти. Их неудовлетворенность, дающая первую искру исследованию, поиску, пониманию, вскоре притупляется, а затем исчезает вовсе, уступая место стремлению к престижной высокооплачиваемой работе, выгодному браку, успешной карьере и другим изощренным способам обезопасить себя.

Нет существенной разницы между старшим поколением и молодежью, поскольку и те, и другие являются рабами собственных желаний и стремлений. Возраст — не показатель зрелости, она приходит с пониманием. Пламенный дух искательства, возможно, более присущ молодежи, так как люди старшего возраста надломлены жизнью, да и смерть уже не за горами. Но это не означает, что они не способны к углубленному исследованию, просто им будет намного тяжелее.

Многие взрослые незрелы и инфантильны. И это еще одна причина, по которой во всем мире множится сумятица и убожество. Ведь кто, как не старшее поколение, несет ответственность за воцарившийся во всем мире экономический и духовный кризис? Еще одной нашей слабостью является желание найти того, кто делал бы все за нас, а заодно и изменил бы наши жизни. Надеясь, что восстанут другие и переделают существующий строй, мы предпочитаем оставаться в стороне до тех пор, пока сохраняем уверенность в благополучном для себя исходе.

Успех и безопасность — вот все, к чему мы стремимся. Но ум, стремящийся лишь к безопасности и успеху, пребывает в угнетенном состоянии, поэтому он не способен к целостному действию. Целостное действие возможно лишь тогда, когда человек осознает свою обусловленность, свои расовые, национальные, политические и религиозные предрассудки,

Скачать:PDFTXT

Образование и смысл жизни Кришнамурти читать, Образование и смысл жизни Кришнамурти читать бесплатно, Образование и смысл жизни Кришнамурти читать онлайн