когда он начинает понимать, что природа его внутреннего «я» изначально многолика.
Жизнь — бездонный источник. Можно прийти к нему с небольшими ведерцами и зачерпнуть лишь немного воды. А можно прийти с большими сосудами и набрать вдоволь живительной влаги. Пока человек молод, ему нужно экспериментировать, вникать и исследовать все то, что его окружает. Школа же призвана помочь молодым людям понять свое призвание и научить их ответственности, а не просто забивать головы фактами и техническими знаниями. Школа должна стать для детей благотворной почвой, на которой они могли бы расцвести безо всякого страха, в счастье и гармонии.
Чтобы воспитать ребенка, нужно помочь ему понять суть свободы и целостности. Но свобода возможна лишь там, где есть исходящий от добродетели порядок. А целостность дарует нам предельная простота. От неисчислимых сложностей мы должны прийти к простоте. Нам необходимо стать простыми как во внутренней жизни, так и во внешних запросах.
Нынешнее образование заинтересовано лишь во внешней эффективности, оно полностью игнорирует и умышленно искажает внутреннюю природу человека. Такое образование развивает только какой-то один аспект человеческой сущности, не заботясь об остальном. Но все наши глубинные страхи, невежество и внутренние конфликты рано или поздно выходят наружу, несмотря на то что структура нашего общества была благородно задумана и искусно построена. Там, где нет правильного образования, люди способны только на взаимное истребление, при котором физическая безопасность отдельной личности игнорируется. Чтобы воспитать ребенка правильно, необходимо помочь ему понять целостный процесс его внутренней природы. Сплотив воедино усилия сердца и ума, можно пробудить в ребенке разум и дать начало его внутренней трансформации.
Нужно помнить о том, что, передавая информацию и обучая техническим навыкам, педагог, прежде всего, должен воспитывать в ребенке полноту восприятия жизни. Это поможет ученику распознать и устранить в себе все социальные различия и предубеждения, перебороть корыстное стремление к власти и господству. Образование должно поощрять стремление ученика к истинному самонаблюдению и научить его переживать жизнь целостно. Ум, который не отождествляет себя с понятиями «я» и «мое», готов превзойти себя в познании реальности.
Свобода приходит к человеку только через самопознание и проявляется в его каждодневной деятельности — во взаимоотношениях с людьми, вещами, идеями и с природой. Если педагог желает помочь ученику стать целостной личностью, то в обучении не должно быть места для фанатизма и чрезмерного акцентирования внимания на какой-то отдельной сфере жизни. Целостность возможна лишь тогда, когда есть понимание единства процесса жизни. Там, где есть самопознание, власть иллюзий исчезает. Только так можно познать реальность, познать Бога.
Люди должны стать целостными личностями, если они хотят выбраться без особых потерь из любого кризиса, и настоящего мирового кризиса в особенности. Поэтому родители и учителя, которым действительно небезразлична проблема образования, обязаны в первую очередь беспокоиться о том, как воспитать целостную личность. Для этого, вне сомнений, педагог и сам должен быть целостным и свободным человеком. Именно поэтому правильное образование является чрезвычайно важным не только для молодежи, но и для людей старшего поколения, если они еще не утратили стремления к учебе и не слишком дорожат старыми принципами. Ведь то, кем мы являемся, на самом деле имеет гораздо большую важность, чем традиционный вопрос о том, чему учить ребенка. И если мы действительно любим своих детей, то найдем для них настоящих педагогов.
Преподавание не должно быть просто профессиональной деятельностью. Но если дела обстоят именно так, а случается это нередко, то любовь, являющаяся основным движителем целостного процесса, исчезает. Чтобы достичь целостности, необходимо освободиться от страха. Бесстрашие приносит свободу, лишенную всякой жестокости и презрения по отношению к другим, и именно эта свобода является решающим фактором в жизни каждого. Без любви мы не способны преодолеть преследующие нас конфликты и проблемы. Без любви бездумное стяжание знаний только углубляет заблуждение и ведет к саморазрушению.
Целостный человек обретает технику выражения через переживание. Творческий порыв создает собственную технику, и это само по себе является величайшим из искусств. Если у ребенка есть творческое побуждение рисовать, то он рисует, не заботясь о технике. Люди, которые переживают жизнь во всей ее полноте и именно поэтому учат других, являются истинными педагогами и находят свою собственную технику.
Все выглядит довольно просто, но это действительно является величайшей революцией в области образования. Подумайте, какое огромное влияние может оказать она на общество. Многие из нас к 45–50 годам уже сломлены рабской покорностью и однообразием, притворством и страхом. Мы обреченные люди, но все же мы упрямо продолжаем сражаться за место под солнцем в обществе, которое имеет определенную ценность только для власть имущих. Если учитель понимает это и если он имеет опыт, то, независимо от его темперамента и способностей, преподавание его не будет схематичным и шаблонным, оно станет эффективным.
Чтобы понять ребенка, нужно понаблюдать, как он играет, и изучить все его настроения. Нельзя проецировать на него наши предрассудки, надежды и страхи или загонять его в рамки наших собственных представлений об идеале. Если мы постоянно оцениваем ребенка исходя только из наших личных представлений о хорошем и плохом, то тем самым мы создаем препятствия не только в наших с ним взаимоотношениях, но и в его личных отношениях с окружающим миром. К сожалению, большинство из нас просто использует ребенка для удовлетворения собственного тщеславия. Ведь нам так нравится быть собственниками, безраздельно владеть и повелевать ребенком.
Конечно же, такой процесс нельзя назвать отношениями. Это просто навязывание собственной воли, и именно поэтому очень важно понять всю глубину и сложность жажды власти. Она может приобретать самые утонченные и навязчивые формы. Желание «служить» никак не сочетается с бессознательным стремлением к власти. Может ли быть любовь там, где есть собственнические отношения? Можем ли мы общаться на равных с теми, кем хотим управлять? Доминировать означает использовать других в своих интересах, а там, где есть использование других, не может быть любви.
Там, где есть любовь, есть и уважение не только к детям, но и к каждому человеческому существу. Если мы недостаточно глубоко вникли в суть этой проблемы, то мы никогда не сможем понять, каким должно быть правильное образование. Простое обучение техническим навыкам неизбежно приведет к черствости, а для того, чтобы воспитать ребенка, мы должны быть восприимчивы ко всем проявлениям жизни. Все, что мы думаем, делаем, говорим, имеет свои последствия и создает то окружение, которое либо помогает, либо препятствует развитию ребенка.
Совершенно очевидно, что те из нас, кто глубоко заинтересовался этой проблемой, должны прийти к самопониманию и таким образом помочь преобразованию общества. Мы считаем своим долгом изменить всю систему образования. Если мы действительно любим наших детей, то неужели мы не найдем способ положить конец непрекращающимся войнам? Но если мы просто произносим «любовь», не вникая в смысл этого слова, тогда весь комплекс человеческих проблем останется неизменным. Путь решения этих проблем проходит через нас самих. Сначала мы должны научиться осознавать наши взаимоотношения с окружающими людьми, с природой, с идеями и вещами. Ведь без самосознания у нас нет никакой надежды избавиться от конфликтов и страданий.
Воспитание ребенка требует понимания и заботы. Никакие специалисты со всеми их знаниями не заменят ребенку любви родителей. Но большинство родителей искажает эту любовь своими страхами и амбициями, мешая тем самым ребенку нормально развиваться. Очень немногие из нас стремятся любить по-настоящему, большинство же только старается выглядеть любящими.
Нынешнее образование в сочетании с общественным строем никоим образом не способствует человеку в достижении целостности и свободы. И если родители действительно хотят, чтобы их ребенок вырос целостной и свободной личностью, то они должны позаботиться о поддержании благоприятной для воспитания атмосферы дома, а также приложить усилия для создания школ, где бы преподавали настоящие педагоги.
Влияние домашнего окружения и влияние школы не должны противоречить друг другу, наоборот, они должны действовать слаженно и сообща. Та разница, которая существует между личной и общественной жизнью человека, порождает нескончаемое внутреннее противостояние.
Это противостояние является продуктом неправильного образования, а власти и организованные религии всячески способствуют его разрастанию, вводя в заблуждение людей своими противоречивыми доктринами. Таким образом, ребенок уже с самого начала разделен на множество частей, что рано или поздно приводит к личным или общественным катастрофам.
Если те из нас, кто понимает безотлагательность данного вопроса, приложат для его решения всю силу своего ума и сердца, тогда, как бы малочисленны ни были наши ряды, посредством правильного образования и разумного влияния родителей мы сможем воспитать целостных человеческих существ. Но если мы, подобно многим другим, наполним наши сердца хитростями ума, то наши дети и в дальнейшем будут погибать на бесчисленных войнах, умирать от голода и терзаться внутренними противоречиями.
Правильное образование начинается с преобразования самих себя. Мы должны отучиться от привычки истреблять друг друга по любой причине, какой бы справедливой она ни казалась, какой бы идеологией она ни поддерживалась и как бы много она ни обещала для дальнейшего счастья человечества. Мы должны научиться быть сострадательными, довольствоваться малым и стремиться к поиску высшего смысла жизни. Лишь тогда возможно истинное спасение человечества.
III. Интеллект, авторитет и ум
Многие из нас убеждены, что, обучив каждого читать и писать, можно решить все проблемы человечества. Но эта идея доказала свою несостоятельность. Так называемые образованные люди вовсе не миролюбивы и не целостны. Они, как никто другие, ответственны за распространение невежества и бедности во всем мире.
Правильное образование означает пробуждение ума, воспитание целостного подхода к жизни. Только такое образование способно дать начало новой культуре и поддерживать мир. Но для того, чтобы учредить новый вид образования, необходимо начать все с самого начала и на совершенно иной основе.
В то время, когда весь мир рушится у нас на глазах, мы продолжаем обсуждать теории и решать всевозможные политические вопросы, осуществляя время от времени ничего не несущие реформы. Не означает ли это наше полное безразличие к собственной участи? Некоторые могут согласиться, что так, мол, оно и есть, и при этом будут продолжать делать то, что делали раньше. В этом и заключается вся горечь жизни. Когда истина открывается нам, а мы не желаем ее принять, тогда неприятие перерастает в нашу жизненную позицию, которая, укрепляясь, выливается во внутреннее беспокойство, неуравновешенность и слабое здоровье. Только с пробуждением ума жизнь человека становится мирной и счастливой.
Мы не станем более разумными, если будем без конца сменять одну власть на другую, одну партию и класс на другую партию и класс, одних эксплуататоров на других. Кровавая революция не решит всех проблем. Только глубочайшая внутренняя революция, которая в корне изменит существующие ценности, способна создать совершенно иное окружение и разумный