Скачать:PDFTXT
Образование и смысл жизни

уйти от своих трудностей и беспокойств, но, уклоняясь от прямого решения проблемы, мы только углубляем ее, а это делает самосознание и личную свободу невозможными.

Какой может быть компромисс между свободой и подчинением авторитету? Если такой компромисс существует, то человек, утверждающий, что он стремится к самопознанию и свободе, не искренен в своих действиях. Мы склонны полагать, что свобода является конечной целью и, чтобы обрести ее, сначала необходимо подчинить себя различным формам подавления и запугивания. Мы надеемся обрести свободу с помощью умения приспосабливаться, но разве средства не являются такими же важными, как и конечный результат? Разве они не определяют цель?

Для поддержания мира необходимо использовать мирные средства. Прибегнув к насилию, можно ли ожидать мирного исхода? Если свобода является конечной целью, то и начало должно быть свободным, ибо они суть одно и то же. К самосознанию и разуму можно прийти лишь тогда, когда свобода присутствует с самого начала, но следование за авторитетом делает свободу невозможной.

Мы поклоняемся различным формам власти: знаниям, успеху, силе и так далее. Мы склонны навязывать свой авторитет молодым и в то же время стараемся угодить высшему начальству. Для человека, лишенного внутреннего видения, внешняя власть и общественный статус приобретают огромное значение, и тогда он становится все более и более подвержен чужому влиянию и подчинению, превращаясь в удобный инструмент для других. Это мы видим повсюду: во времена кризиса демократические нации действуют подобно тоталитарным, позабыв о всякой демократии и принуждая людей повиноваться.

Если бы мы смогли понять, что в основе желания властвовать и подчиняться лежит насилие, тогда, возможно, нам удалось бы освободиться от пагубного влияния власти. Мы стремимся быть точными, правильными, удачливыми, знающими… И это стремление к определенности, расчетливости создает внутри нас власть личных переживаний, а снаруживласть общества, семьи, религии и так далее. В то же время не признавать власть, игнорируя ее, — тоже не выход из положения.

Удаляясь от одной традиции и присоединяясь к другой, оставляя одного лидера и следуя за другим, мы изменяемся лишь внешне. Если бы мы постигли природу власти, если бы мы распознали ее внутренние истоки и смогли бы понять и превзойти свое стремление к определенности, тогда бы нам удалось обрести всеобъемлющую осознанность и понимание. Но для этого мы должны быть свободными не в конце, а с самого начала.

Стремление к уверенности и безопасности является одним из главных проявлений «я». Это непреодолимое стремление необходимо тщательно и постоянно исследовать, а не просто подавлять его или изменять его направление. Не стоит также изменять его согласно нашим представлениям об идеале. Всепоглощающее эго, определяемое как «я» и «мое», очень сильно выражено у большинства из нас. Спим мы или бодрствуем, оно всегда начеку, всегда выискивает способ самоутвердиться. Но при осознании природы эго и того, что любые из его проявлений неизбежно ведут к конфликтам и страданиям, стремление к уверенности и самосохранению теряет былую силу и идет на убыль.

Чтобы изобличить природу эго и все его уловки, необходимо постоянно наблюдать за ним. И только если мы начнем понимать его природу, свое стремление к власти и все то, что касается нашего приятия или отрицания этих вещей, только тогда мы станем свободны от оков их власти.

Пока наш ум находится под контролем инстинкта самосохранения, освободиться от власти эго и сопутствующих ему проблем невозможно. В этом нам не помогут ни догмы, ни организованные верования, которые мы называем религией. Все догмы и вероучения — лишь проекции нашего ума. Всякого рода обряды, пуджа,[1 — (пуджа) Поклонение, ритуальное почитание. — Прим. ред.] общепринятые формы медитации и бесконечно повторяемые слова и фразы хоть и могут дать казалось бы удовлетворяющие ответы, однако они не способны освободить ум от власти эго и его проявлений, поскольку «я», по сути, является продуктом ощущений.

В моменты печали мы обращаемся к тому, что мы называем Богом, который на самом деле является лишь проекцией нашего ума, или же ищем удовлетворяющие нас ответы и благодаря им обретаем временное успокоение. Все существующие религии рождены нашими надеждами и страхами, а также инстинктивным стремлением к внутренней безопасности и уверенности. Поклонение авторитету в любой форме, будь то спаситель, мастер или священник, влечет за собой подчинение, принятие и подражание. Таким образом, нас эксплуатируют во имя Бога, равно как и во имя политической партии или идеологии, а мы продолжаем страдать.

Как бы мы себя ни называли, все мы являемся человеческими существами, и страдания — наш удел. Они одинаково присущи каждому из нас, как идеалисту, так и материалисту. Идеализм — это одна из форм бегства от того, что есть, в то время как материализм является иной формой отрицания бесконечных глубин настоящего. Разница между идеалистом и материалистом состоит в том, что каждый по-своему избегает сложности проблемы человеческих страданий. Каждому из них приходится иметь дело со своими желаниями, амбициями, конфликтами, но такой способ существования не приведет к покою. Идеалисты и материалисты в равной мере ответственны за беспорядок и бедность во всем мире.

Находясь в состоянии конфликта или страдания, мы лишены понимания, и как бы изощренно и старательно ни были продуманы наши действия, они не приведут ни к чему, кроме беспорядка и дальнейших страданий. Для того чтобы понять причину конфликта и таким образом освободиться от него, необходимо осознать природу всех сознательных и бессознательных процессов человеческой психики.

Ни идеализм, ни любая другая система не откроют нам тайну глубинной работы ума, напротив, любые умозаключения и формулировки удалят нас от ее постижения. Погоня за тем, что должно быть, привязанность к принципам, идеям, постановка целей — все это ведет к дальнейшим иллюзиям. Если мы хотим познать себя, необходимо стать спонтанными и наблюдательными. Но ни о каком самопознании не может быть и речи, если наш ум предвзят и наполнен идеалистическими или материалистическими ценностями.

Жизнь — это взаимоотношения. И принадлежим ли мы к какой-либо организованной религии или нет, предпочитаем ли мы материальные блага или служим идеалам, — избежать страданий можно лишь осознав свои взаимоотношения с окружающим миром. Только самопознание приносит человеку покой и счастье, поскольку является началом разума и целостности.

Разум — это не просто внешнее регулирование жизнедеятельности, не развитие ума и не стяжание знаний. Разум — это способность понимать пути жизни, это восприятие истинных ценностей.

Современное образование, развивая интеллект, преподносит все больше теорий и фактов, не заботясь о понимании целостности человеческого существования. Мы чрезвычайно интеллектуальны. Но, развив изощренные умы, мы попадаем в плен определений. Интеллект удовлетворяется теориями и определениями, разум — нет. Для того чтобы постичь тотальность процесса жизни, необходимо соединить силу ума и сердца в действии. Разум неотделим от любви.

Большинству из нас совершить внутреннюю революцию чрезвычайно трудно. Мы знаем, как нужно медитировать, играть на фортепьяно, писать, но у нас нет опыта человека, практикующего медитацию, нет опыта музыканта, писателя. Мы лишены творческого начала, поскольку наши умы и сердца переполнены всякого рода знаниями, информацией и высокомерием. Мы напичканы цитатами из того, что когда-либо говорили или думали другие. Но сначала нужно набраться опыта, пережить нечто и лишь потом выражать свои переживания. Выразить любовь можно, лишь испытав ее.

Теперь становится ясно, что развитый интеллект со всей его тренированностью и информированностью не является показателем разумности. Между интеллектом и разумом есть различие. Интеллект представляет собой не зависящее от эмоций мышление, тогда как разум является способностью чувствовать и рассуждать одновременно. И пока мы не научимся воспринимать жизнь разумом, а не только интеллектом или эмоциями, ни одна из систем мира, ни политическая, ни образовательная, не спасет нас от хаоса и самоуничтожения.

Знание ни в коей мере не сопоставимо с разумом. Знание — это не мудрость, а мудрость — это не товар, который можно купить ценой изучения или дисциплины. Вы не найдете мудрость в книгах, ее нельзя ни накопить, ни изучить, ни оставить про запас. Мудрость приходит только с самоотречением. Обладание открытым умом важнее, чем ученость. Сделать ум открытым, наполняя его информацией, невозможно, его можно обрести, лишь осознав свои мысли и чувства, тщательно исследовав себя самих и те воздействия, которым мы поддаемся, прислушиваясь к другим и наблюдая людей в могуществе и бессилии. Мудрость не является продуктом страха или принуждения, она приходит через наблюдение и понимание каждодневных человеческих отношений.

Стремясь к знаниям и потакая своим стяжательским стремлениям, мы утрачиваем любовь, становимся невосприимчивы к прекрасному и безразличны к проявлениям жестокости. Приобретая все более глубокий опыт в какой-нибудь области знаний, мы становимся все менее целостными. Знания не заменят мудрости, а накопление фактов и их объяснений не спасут человека от страданий. Знания необходимы, ведь наука занимает значительное место в нашей жизни. Но если ум и сердце задыхаются от знаний, а причины страданий так и не выяснены, тогда жизнь становится напрасной и лишенной всякого смысла. Не это ли происходит с большинством из нас? Наше образование делает нас все более и более поверхностными, оно не помогает нам открыть глубинные уровни нашего существования. Поэтому в нашей жизни растет дисгармония и пустота.

Поток информации и накопление фактов, несмотря на их постоянное возрастание, по природе своей очень ограничены. Мудрость же безгранична, она включает в себя и знания, и способ действия. Но коснувшись ветки, мы думаем, что это целое дерево. Познав лишь часть, нельзя ощутить радость целостного бытия. А интеллект никогда не приводит к целому, он является лишь частью, сегментом.

Мы отделили интеллект от чувств, развили интеллект за счет чувств. Мы похожи на стул с тремя ножками, одна из которых намного длиннее двух остальных, и поэтому у нас нет равновесия. Мы потратили время на учебу, чтобы стать интеллектуалами. Наше образование делает интеллект расчетливым, хитрым, предприимчивым, и это определяет всю нашу жизнь. Но разум значит неизмеримо больше, нежели интеллект, поскольку он объединяет силу мысли и любви воедино. Разум приходит лишь тогда, когда есть самосознание и глубокое понимание природы человеческой личности как тотального процесса.

Все, что необходимо человеку, молод он или стар, — это жить насыщенной и целостной жизнью, поэтому важнейшей задачей для нас является развитие разума, делающего человека целостным. Чрезмерное акцентирование внимания на каком-нибудь одном аспекте существования дает частичное и поэтому искаженное представление о жизни. Это искажение и становится причиной наших жизненных трудностей. Частичное развитие целостного по своей природе человеческого темперамента влечет за собой осложнения, как для нас самих, так и для общества, в котором мы живем. Именно поэтому чрезвычайно важно выработать такой подход к решению человеческих проблем, который основывался бы на целостном мировоззрении.

Чтобы стать целостным человеком,

Скачать:PDFTXT

Образование и смысл жизни Кришнамурти читать, Образование и смысл жизни Кришнамурти читать бесплатно, Образование и смысл жизни Кришнамурти читать онлайн