Скачать:PDFTXT
Образование и смысл жизни

необходимо понять все процессы своего сознания, как глубинные, так и поверхностные. Но эта задача невыполнима, если придавать чрезмерное значение интеллекту. Несмотря на то что мы придаем огромную важность развитию ума, внутренне мы остаемся выхолощенными, ограниченными и заблуждающимися существами. Жить одним лишь интеллектом — верная дорога к дезинтеграции человеческого общества, поскольку идеалистические мировоззрения, такие, например, как вероучения, ни в коей мере не способствуют сплоченности людей, кроме как в противоборствующие группировки.

Пока мы используем мышление как средство достижения целостности, мы будем разобщены. Для того чтобы понять разобщающее воздействие мышления, необходимо осознать природу «я», природу наших желаний. Мы должны осознать свою обусловленность и ее последствия, как в общественном, так и в личном плане. Только тогда, когда есть всеобъемлющее осознание проявлений «я» со всеми его противоречивыми желаниями и стремлениями, надеждами и страхами, только тогда мы сможем выйти за его пределы.

Только любовь и правильный способ мышления произведут истинную революцию в наших сердцах. Но как нам прийти к любви? Это чувство возникает не в результате стремления к идеалам любви, а лишь тогда, когда в нас больше нет ненависти и жадности, когда наш эгоизм, дающий начало всем противоречиям, исчезает навсегда. Человек, порабощенный стремлением эксплуатировать, жадностью, завистью, никогда не испытает любви.

Без любви и правильного способа мышления жестокость и угнетение будут беспрерывно увеличиваться. Проблема противостояния между людьми может быть решена не устремлением к идеалам мира, а пониманием причин войны, лежащих в основе нашего мировосприятия и взаимоотношений с ближними. И дать нам это понимание может только правильное образование. Без изменений в сердце, без доброжелательности, без рожденных самосознанием внутренних преобразований не может быть ни мира, ни счастья для людей.

IV. Образование и всеобщий мир

Для того чтобы выяснить, какова роль образования в нынешнем мировом кризисе, необходимо разобраться в причинах его возникновения. Бесспорно, кризис является результатом нашего неправильного отношения к людям, собственности и идеям. Если наши взаимоотношения с другими построены на стремлении самоутвердиться, а собственность представляет для нас объект стяжательства, то общество, в котором мы живем, неизбежно будет конкурентным и самоизолированным. Если в наших взаимоотношениях с идеями мы будем превозносить одну идеологию и отвергать другую, то это неизбежно приведет к взаимному недоверию и вражде.

Другой причиной нынешнего хаоса является наша зависимость от власти и от лидеров, будь то в повседневной жизни, в небольшой школе или университете. Лидеры и их власть представляют собой разрушительный фактор для любой культуры. Когда мы следуем за кем-то, у нас нет понимания, а есть только страх и конформизм, ведущие в конечном итоге к жестокости тоталитарного режима и догматизму организованных религий.

Полагаться на правительства, ждать от организаций и от авторитетов мира, который возможен лишь тогда, когда мы поймем себя сами, означает создавать дальнейшие и еще большие конфликты. Благополучие невозможно до тех пор, пока мы не отвергнем нынешний общественный строй, которому присущи бесконечная борьба и соперничество между людьми. Если мы хотим изменить существующие условия, мы должны измениться сами, то есть стать сознательными в своих действиях, мыслях, чувствах и в повседневной жизни.

Но в действительности мы не стремимся к миру, мы не хотим положить конец эксплуатации, не хотим расставаться с жадностью или менять основы нынешнего общественного строя. Мы хотим, чтобы все оставалось на своих местах, допустив разве что незначительные поверхностные изменения. Именно поэтому сильные и хитрые всегда будут повелевать нашими жизнями.

Ни одна из идеологий не поможет нам добиться прочного мира, его нельзя утвердить законом. Мир приходит лишь тогда, когда каждый из нас как личность достигнет понимания собственного психологического процесса. Но если мы избегаем ответственности за свои действия, ожидая, что некая новая система установит мир, тогда мы просто становимся рабами этой системы.

Если же правительства, диктаторы, крупные бизнесмены и клерикалы увидят, что возрастающее противостояние между людьми приводит только к бессмысленному взаимоуничтожению и более им не выгодно, то они могут заставить нас в законодательном порядке или другими средствами принуждения пресечь наши желания и амбиции во имя взаимного сотрудничества на благо человечества. И если сегодня нас поощряют быть конкурентными и безжалостными, точно так же завтра нас могут заставить уважать друг друга, чтобы трудиться на благо всего мира.

Но даже если все мы будем накормлены, одеты и защищены, это не избавит нас от конфликтов и противостояний, которые просто отходят на другой план, приобретая там все более зловещие и угрожающие формы. Единственно справедливым и моральным действием является действие добровольное, поскольку только лишь понимание может принести мир и счастье человеку.

Вероучения, идеологии и организованные религии настраивают нас против наших соседей, сея вражду не только между различными обществами, но и внутри того общества, которым они управляют. Мы должны осознать, что до тех пор, пока мы отождествляем себя с какой-либо страной, пока мы зависим от безопасности и ограничиваем себя догмами, до тех пор будут существовать борьба за выживание и страдания — как внутри нас, так и во всем мире.

Теперь давайте исследуем вопрос патриотизма. Когда нас одолевают патриотические чувства? Бесспорно, это случается не каждый день. Но нас усердно призывают быть патриотами с помощью школьных учебников, газет и других средств пропаганды. Нас заставляют поверить в превосходство нашей расы, воспевая национальных героев и убеждая нас в том, что именно наша страна и наш способ жизни лучше, чем другие. Этот дух патриотизма питает наше тщеславие с самого детства до глубокой старости.

Бесконечно повторяются утверждения о том, что мы принадлежим к такой-то политической или религиозной группировке, что мы той или иной национальности. Это льстит нашему маленькому эго, раздувая его, подобно парусам, — и вот мы уже готовы убивать или быть убитыми за нашу страну, расу или идеологию. Все это так глупо и бессмысленно. Несомненно, человеческие жизни намного важнее национальных и идеологических размежеваний.

Разъединяющий дух национализма распространяется по всему миру, как пожар. Патриотизм культивируется и коварно эксплуатируется теми, кто стремится к дальнейшим завоеваниям, большей власти и обогащению. И все мы принимаем посильное участие в этом процессе, поскольку каждый из нас желает того же. Завоевание других земель и порабощение других людей обеспечит новые рынки сбыта, как для промышленной продукции, так и для политических и религиозных идеологий. Все проявления насилия и противостояния необходимо воспринимать непредвзятым умом, который не отождествляет себя ни с какой страной, расой или идеологией, а просто пытается найти истину. Это большая радостьвидеть мир таким, каков он есть, не поддаваясь влиянию чужих понятий и предписаний, кому бы они ни принадлежали — правительствам, специалистам или ученым. Как только мы осознаем, что патриотизм является помехой на пути человека к счастью, нам не нужно будет бороться с этим фальшивым чувством, оно само покинет нас навсегда.

Национализм, дух патриотизма, классовая и расовая сознательность — все это проявления «я», и поэтому они разъединяют. В конце концов, что такое нация, если не группа живущих вместе людей, объединившихся по экономическим причинам или из соображений собственной безопасности? Из страха и стремления обезопасить себя возникает идея «родины» со всеми ее границами и таможнями, превращая идею всеобщего братства и единства человечества в несбыточную мечту.

Желание достичь и обладать, стремление считать себя выше других порождает дух национализма, а национализм приносит войну. В каждой стране правительство при содействии официальной религии поддерживает национализм и дух сепаратизма. Национализм — это болезнь, он никогда не принесет миру единства. С помощью болезни не добьешься здоровья, для начала нужно выздороветь.

Из-за того что мы являемся националистами, готовыми защищать свою независимую родину, свои верования и завоевания, мы должны быть всегда вооружены и готовы к войне. Владения и идеалы стали для нас намного важней человеческой жизни, поэтому насилие и вражда между людьми существуют постоянно. Независимость нашей страны мы поддерживаем смертью своих сыновей. Поклоняясь родине, которая является не более чем проекцией нашего ума, мы жертвуем своими детьми ради собственного самоудовлетворения. Национализм и независимые правительства — вот причины и инструменты войны.

Существующие общественные организации не могут развиться во всемирную федерацию, поскольку построены на ненадежном фундаменте. Парламенты и системы образования, поддерживающие национальный суверенитет и подчеркивающие важность принадлежности к группе, никогда не положат конец непрекращающимся войнам. Любая отдельная группа людей со своими лидерами и подчиненными несет с собой угрозу военного конфликта. И до тех пор, пока мы кардинальным образом не изменим существующих между людьми взаимоотношений, наращивание индустриальных мощностей только усилит беспорядок и станет источником взаимного уничтожения и разрухи. Пока в мире царят насилие и тирания, обман и пропаганда, идея всемирного братства между людьми неосуществима.

Просто воспитав талантливых инженеров, блестящих ученых, способных исполнителей и квалифицированных рабочих, нельзя сплотить угнетателей и угнетенных воедино. Очевидно, что нынешняя система образования поддерживает те ценности, которые сеют вражду и ненависть между людьми и ни в коей мере не предотвращает массовые убийства во имя родины или во имя Бога.

Организованные религии с их временной властью также не способны принести мир человечеству, поскольку являются порождением нашего невежества и страха, фарисейства и эгоизма.

Стремясь к безопасности сейчас или в будущем, мы создаем системы и идеологии, гарантирующие нам эту безопасность. Но чем больше мы боремся за безопасность, тем меньше мы ее получаем. Стремление обезопасить себя становится причиной разобщенности и возрастания внутреннего противостояния. Если мы способны глубоко прочувствовать и понять эту истину, не только на словах и умом, но и всем своим существом, тогда мы сможем кардинальным образом изменить отношения со своими ближними в непосредственно окружающем нас мире. Лишь тогда можно будет достичь единства и братства.

Большинство из нас подвержены очень многим страхам и весьма озабочены личной безопасностью. В надежде, что произойдет чудо и войны прекратятся, мы, тем временем, обвиняем другие нации в подстрекательстве к войне, а те, в свою очередь, спешат вменить в вину нам все несчастья. Хоть война, вне всяких сомнений, губительна для общества, мы продолжаем готовиться к ней и воспитываем дух милитаризма у молодежи.

Но должна ли быть военная подготовка в образовательном процессе? Все зависит от того, кем бы мы хотели видеть своих детей. Если мы хотим, чтобы они стали квалифицированными убийцами, тогда военная подготовка необходима. Если мы хотим подвергнуть их жестокой дисциплине и подчинить их умы, если нашей главной задачей является сделать из них националистов, не способных жить в целостном обществе, то военная подготовка как нельзя лучше подходит для достижения этих целей. Если нам нравятся смерть и разрушения, тогда военная подготовка имеет большую важность. Это ведь в компетенции генералитета — планировать и развязывать войны. И если мы намереваемся беспрестанно воевать между собой и со

Скачать:PDFTXT

Образование и смысл жизни Кришнамурти читать, Образование и смысл жизни Кришнамурти читать бесплатно, Образование и смысл жизни Кришнамурти читать онлайн