– делопроизводители, доверенные лица, оформители торговой сделки.
В-свояси уплыла (синица) – ирония, вернулась домой, улетела.
Зло ещё не так большой руки – небольшое.
Полдюжина – половина дюжины, шесть.
А проку на́-волос нет в них – нет никакой пользы.
Так он ещё и гонит – о тех, кто знатен, богат, но дела не понимает, даже преследует зависимых от него людей.
Волк на псарне (с. 24)
Басня написана в октябре 1812 года. Французы захватили Москву, покинутую жителями. Враги голодали. Наполеон предложил переговоры о мире. Император и командующий русской армии М.И. Кутузов отклонили переговоры. И война закончилась полным поражением Наполеона. Басня стала известна в воюющей русской армии. Кутузов прочитал её приближённым к нему офицерам. Речь басенного волка, что надо забыть обиды и помириться, Кутузов сопроводил жестом – снял фуражку и потряс седой головой, отнеся к себе слова ловчего: «Ты сер, а я, приятель, сед», и пояснил, что с волками можно мириться, «как снявши шкуру с них долой».
Рыльце у тебя в пуху. Составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» знаменитый Владимир Иванович Даль отметил выражение «пушок на рыльце есть» как вошедшее в речь, сделав пометку, что принадлежит Крылову.
Прохожие и Собаки (с. 27)
Предполагают, что этой басней Крылов оценил – придирчивую критику реакционного журналиста М.Т. Каченовского.
Определение «лето красное» наряду с другим – «зима холодная» фольклорного происхождения, а самая история легкомысленной женщины – «попрыгуньи» стала в языке обозначать тип беззаботной легкомысленной женщины.
Лжец (с. 29)
Прилыга́ть – привирать.
Заяц на ловле (с. 32)
Чистое поле – в фольклоре определение широкого полевого простора.
Зайцу дан клочок медвежьего ушка – в награду, добродушная насмешка над хвастуном.
Щука и Кот (с. 33)
Печи ́– печь.
Тача́ть (о сапогах) – сшивать заготовки раскроенной кожи.
Петух и жемчужное зерно (с. 36)
Жемчу́жное зерно – жемчуг, драгоценность. Смысл басни совпадает с пословицей «Петуху ячменное зерно жемчужины дороже».
Крестьянин и работник (с. 36)
Поча́ть – здесь выбирать место, чтобы окончательно погубить старика-крестьянина.
Геркуле́с – Геракл, в мифах древних греков силач, великан.
Обоз (с. 37)
Некоторые толкователи басни считают, что Крылов оправдывал осторожную тактику фельдмаршала Кутузова в войне против французов.
На крестце́: в конской сбруе есть два ремня, накладываемые сзади на лошадь; сводить коня на крестце – придерживать за ремни.
Лепи́ться – медленно спускаться под гору.
Воронёнок (с. 38)
Взмани́ло – пришло на ум.
Окарна́ть – подрезать, укоротить (о крыльях).
Слон на воеводстве (с. 40)
Был прост – был глуп.
Прика́з – старинное именование ведомства.
С сестры по шкурке снять – баснописец иронизирует над мнимым родством волка с овцами.
Авро́ра – богиня утренней зари у древних греков.
За тридевять полей: тридевять – двадцать семь. В старину счёт вели «девятами». В переносном смысле – далёко. Ср. «тридевятое царство» в сказках.
Хозяин и Мыши (с. 43)
Нет прили́ки вору – нет улики, некому уличить в воровстве.
Литературоведы отметили близость крыловской басни к басне известного поэта А.П. Сумарокова «Мышь и Слон». Крылов существенно изменил её подробности, придав изложению разговорную живость: «…ну на него метаться / И лаять, и визжать, и рваться / Ну так и лезет в драку с ним» и проч. Стихи «Ай, Моська! Знать, она сильна / Что лает на Слона!» стали расхожими.
Обезьяна (с. 46)
Испола́ть! – Хвала! Слава! (из греческого языка).
Кот и Повар (с. 48)
Пова́рня – кухня.
Три́зну пра́вить: свершать молитвенное поминовение усопшего; принимать участие в тризне.
Курчонка убирает – жадно ест цыплёнка.
Ри́тор – оратор.
На стенке зарубить – сделать зарубку на память.
Лев и Комар (с. 49)
Не моги́ – не смей.
Сухо́е (презренье) – сдержанность в общении.
Ра́тник – воин.
Труба́ч – подающий боевые сигналы.
Кресте́ц – нижняя часть поясницы, место, где последний позвонок.
Окру́жный (лес) – окружающий.
Жа́ловать (мир) – согласился мириться.
Ахилле́с (Ахилл) – храбрейший воин Древней Греции.
Оми́р – Гомер, знаменитый поэт античных времён.
Крестьянин и Лисица (с. 52)
Ни на волос добра не видно – нет ничего доброго.
Оставить шкуры – потерять шкуру, погибнуть.
Как в масле сыр кататься – сытно жить.
Поверши́ть – закончить.
Дерево (с. 57)
В устных народных рассказах змея слыла мудрым существом.
Гуси (с. 58)
Баснописец имеет в виду предание, что гуси гоготанием предупредили жителей древнего Рима о приближении врагов, галлов. В память об этом событии у римлян был установлен особый праздник.
Свинья (с. 59)
Хавро́нья – Февронья, распространённое именование свиньи. Ср., к примеру, пословицу «Отдали Хавронью за Ховрина сына».
Орёл и Паук (с. 62)
Басня о превратных судьбах приближённых к власти. Исследователи считают, что баснописец имел в виду либерального деятеля М.М. Сперанского (1772–1839). Царь Александр I сначала приблизил его к себе, но вскоре устранил от дел. Излучисто текли – имели много поворотов. Зеве́с – верховное божество у древних греков. Юпи́тер – то же божество у римлян.
Собака (с. 64)
В первоначальном варианте басня была задумана как ирония над «общественными правами», о которых вели пустые речи политики-говоруны. В окончательном виде басня обрела самый широкий смысл. Нужды не было ни в чём – не нуждалась. Что не достанет – если чего-либо не хватит.
Квартет (с. 65)
Современники считали, что Крылов высмеял работу законодателей при императоре Александре I. Те обнаружили такие разногласия, которые сделали общую работу невозможной. При всём том у басни смысл более широкий, чем отклик на конкретное событие. В обобщённом виде история стоит выше каждого конкретного применения.
А́льт, при́ма, вто́ра, бас – роли играющих в оркестре.
Листья и Корни (с. 66)
Современники считали, что баснописец имел в виду обсуждение в правительстве «крестьянского» вопроса. Но Крылов оставался художником, который имел в виду общую истину, а применение её предоставил читателям.
Зефи́ры – лёгкие влажные западные ветры.
Воз и ныне там – стало крылатым суждением.
Скворец (с. 69)
Образцы афористического стиля Крылова: «У всякого талант есть свой», «Берись за то, к чему ты сроден», «Пой лучше хорошо щеглёнком, чем дурно соловьём» и др. Они стали пословицами.
Тришкин кафтан (с. 72)
Крылов воспользовался именем портного Тришки из комедии Д.И. Фонвизина (1744/45—1792) «Недоросль».
По существу, басня иллюстрирует пословицы: «Услужливый дурак опаснее врага», «Не дай бог с дураком связаться».
При ну́жде – при необходимости, при нужде.
Толкну́ться – здесь: побывать.
Из избы не вынесено сору – ср. выражение «не выносить сор из избы» – не рассказывать посторонним о домашних делах и ссорах.
То́шниться – тошно, скучно.
Пу́тный – хороший, надёжный (ср. беспутный).
На часах – сторожит; подобно часовому, стоять на посту.
Любопытный (с. 80)
Кунстка́мера – собрание редкостей.
Тарова́та (о природе) – разнообразна.
Булавочная головка – верх у иглы, шпильки.
Лев на ловле (с. 81)
Заве́т – уговор.
Мирская сходка (с. 83)
Смотре́ть на лицы – пристрастно судить – сообразно кого судишь.
Демьянова уха (с. 84)
Сохранилось воспоминание о чтении басни Кры-ловым на заседании Беседы любителей русского слова. Заседание длилось долго и всех утомило. Басню присутствующие восприняли как выражение его мнения об этом заседании, но смысл басни более широкий.
Слова «сильнее кошки зверя нет (вариант: страшнее)» стало крылатым выражением.
Чиж и Голубь (с. 86)
Сило́к – затяжная петля, ловушка.
Стихи «Чем кумушек считать трудиться, / Не лучше ль на себя, кума, оборотиться» стали расхожей цитатой.
На руку нечист – так говорят о воре, взяточнике. Противоположное выражение «Чистые руки».
Крестьянин и Смерть (с. 90)
Вале́жник – павшие сухие ветви деревьев и разный сор в лесу.
Подушное, боярщина, оброк – названия налогов и принудительных обязательств. Поду́шное – по числу членов семьи, боя́рщина – работа крестьян на господина, обро́к – подать.
Пеняя рок: пенять – жаловаться, рок – судьба.
Лев и Волк (с. 93)
Царский стол (у льва) – обильный. Льва считали царём зверей.
Ан – здесь «но».
Лев-строитель (с. 95)
Ухи́тить – здесь: устроить, утеплить.
Насе́сток – нашесток, жердочка для ночлега кур.
Всё мене – все меньше.
Тоё ж – ту же.
Свела строение так – построила так.
Гребень (с. 99)
Заре́звился – долго резвился, забыв обо всём.
Ная́ды – в мифах древних греков воображаемые жительницы вод.
Две бочки (с. 101)
Кто де́лов истинно – кто действительно деловой.
У́горь – змеевидная рыба.
Во́ззрившись – увидя, приглядевшись.
Мани́ть – звать знаками к себе.
Муравей (с. 106)
Своим чванством мерил – завышено судил о себе.
Сбежится весь базар как на пожар – сбегутся все глядеть.
В подсолнечной гремит – прославился у всех на земле.
Крестьянин и Змея (с. 109)
Стере́чься – опасаться.
О́бух – тупая сторона топора и всякого острого орудия.
Оско́мина – нытьё и боль зубов и десён от незрелых плодов.
Трудолюбивый медведь (с. 113)
Ду́ги гнуть – гнуть постепенно, раз от разу.
Совет мышей (с. 116)
Историки литературы считают, что баснописец имел в виду Государственный совет, созданный Александром I. В письме к другу П.А. Вяземскому А.С. Пушкин (ноябрь 1825) процитировал последние два стиха басни «Да эта крыса мне кума» как расхожее суждение-иносказание.
Пове́щено собранье – объявлено о заседании.
Мушно́й ларь – отсек в амбаре для хранения муки.
Подпо́лица – подпол.
Мельник (с. 117)
Стал же́рнов – остановился, перестал молоть.
Подспо́рье – тут ирония, от подспорить, помочь.
Подво́рье – изба вместе с разными хозяйственными пристройками и устройствами.
Свинья под Дубом (с. 121)
Стихи басни сделались расхожими присловьями и пословичными суждениями.
Сват – родственник по мужу и жене.
За панибра́та – приятельски, дружески, по-товарищески.
Накла́д – ущерб, утрата, потеря.
Преизря́дный (о котёнке) – подросший.
Пост – воздержание от «скоромной» пищи по религиозным соображениям, порой не ели совсем.
Прост – неумён, неучён.
Прямой котёнок – ещё маленький, глупый.
Философия – тут ироническое именование пустых суждений.
Две собаки (с. 127)
Боло́нка – порода маленьких домашних собачек.
Крылов имел в виду цензурный Комитет, проект которого обсуждался и скоро был утверждён.
«Худые песни Соловью в когтях у Кошки» – суждение стало пословицей.
Рыбья пляска (с. 130)
Современники приняли басню как отклик писателя на инспекцию состояния правосудия. Рассказывали, что один из губернаторов людей, имевших намерение пожаловаться на притеснения, выдал за толпу, хотевших приветствовать царя. Крылов переделал басню, но общий смысл её сохранил.
Белка (с. 132)
Мораль басни целиком укладывается в иронию народной пословицы «Орехи принесли, когда зубов не стало».
Лиса (с. 136)
Басня воспроизводит ситуацию известной сказки, но хвост примёрз не у волка, а у лисы.
Стихи: «За что же, не боясь греха, / Кукушка хвалит Петуха? / За то, что хвалит он Кукушку» превратились в пословичное суждение.
Примечания
1
Заключительное нравоучение первоначально – читалось:
Так, дворянин или чиновник там иной
В уезде у себя и важен, и завиден.
И всех он там знатней,
И всех славней,
И всех умней,