1789 году в «Детском чтении» — первую свою сентиментальную повесть «Евгений и Юлия».
В конце 80-х годов Карамзин отходит от масонов и отправляется в путешествие по Западной Европе (1789–1790 гг.). Был в Германии, Швейцарии, Франции и Англии. По возвращении в Россию издает «Московский журнал» (1791–1792 гг.), в котором напечатал «Письма русского путешественника», повести «Бедная Лиза», «Наталья — боярская дочь», «Фрол Силин». Эти произведения имели большой успех у читателей, вызвали массу подражаний и способствовали упрочению в России нового литературного направления — сентиментализма. В 90-е же годы выпускает два альманаха — «Аглая», «Аониды» и сборник «Мои безделки».
В 1802–1803 годах издавал журнал «Вестник Европы», в котором, кроме беллетристики (историческая повесть «Марфа Посадница» и др.) и литературно-критических статей, помещает политические обозрения.
В 1803 году начинает работу над «Историей государства Российского» и в 1808 году получает звание придворного историографа. «История» Карамзина была встречена современниками с большим энтузиазмом и оказала влияние на многих писателей. Умер Карамзин в разгаре работы над двенадцатым томом своего исторического труда.
Стихотворения Н. Карамзина печатаются по тексту издания: Н. М. Карамзин, Полное собрание стихотворений (Библиотека поэта. Большая серия), «Советский писатель», М. — Л. 1966.
Дмитриев И. И
Иван Иванович Дмитриев (1760–1837) родился в старинной дворянской семье в Симбирской губернии. Учился в частных пансионах в Казани и в Симбирске. С 1774 по 1796 год находился на военной службе, начав ее в унтер-офицерском и закончив в полковничьем чине. Стихи начал писать с семнадцатилетнего возраста. Большую роль в поэтической деятельности Дмитриева сыграло знакомство с Карамзиным, в «Московском журнале» и альманахах которого он печатает в 90-е годы свои стихотворения. Вслед за сборником Карамзина «Мои безделки» Дмитриев выпускает сборник под названием «И мои безделки» (1795).
В 1796 году издал «Карманный песенник, или Собрание лучших светских и простонародных песен», где наряду с песнями Нелединского-Мелецкого и Карамзина были помещены песни самого Дмитриева. По своим литературным вкусам Дмитриев принадлежал к сентиментальному направлению.
Уволившись с военной службы, Дмитриев занимает ряд высоких постов: товарищ министра департамента уделов, обер-прокурор Сената и, наконец, министр юстиции. В литературной жизни XIX века он уже не играл той роли, которая принадлежала ему в XVIII веке.
Сочинения И. Дмитриева печатаются по тексту издания: И. И. Дмитриев, Полное собрание стихотворений, (Библиотека поэта. Большая серия), «Советский писатель», Л. 1967.
Державин Г. Р
Гаврила Романович Державин (1743–1816) родился в бедной дворянской семье. Отец, армейский офицер, умер, когда Державину было десять лет. Мать осталась с тремя сиротами на руках. Учился вначале грамоте — у дьячка, арифметике — у отставного солдата, немецкому языку — у ссыльного немца. С 1759 до 1702 года обучается в Казанской гимназии, где обнаружил большие способности к рисованию. Гимназии не закончил, так как в 1702 году был вызван на военную службу в Петербург. Служил в Преображенском гвардейском плку простым солдатом. Здесь в казарме начал писать стихи. Участвовал в дворцовом перевороте 1762 года, после которого на престол взошла Екатерина II. Позже, будучи офицером, принял участие и подавлении Пугачевского восстания. С 1777 до 1783 года служит экзекутором в Сенате.
В 70-е годы стихотворения Державина начинают появляться в печати, но остаются почти никем не замеченными. В эти же годы Державин входит в дружеский литературный кружок, участниками которого были Н. А. Львов, В. В. Капнист, И И. Хемницер. В 1783 году была напечатана его ода «Фелица», имевшая большой успех. Ода понравилась императрице, и Державин был назначен губернатором в Олонецкую губернию. Здесь он развивает кипучую деятельность, смело борется с неправдой и лихоимством, что вызвало недовольство наместника края. Державин был вынужден подать в отставку. Та же история повторяется во время губернаторства в Тамбове (1786–1788 гг.) и даже при дворе, где, будучи кабинет-секретарем, Державин продолжал отстаивать правое дело с тем же благородным пылом. Будучи отстранен от должности кабинет-секретаря, переходит на службу в Сенат.
В царствование Александра I назначен на пост министра юстиции и снова был отстранен от этой должности самим царем за то, что «очень ревностно» служит.
В последние годы живет на покое в Петербурге или в имении Званка. С 1811 года в его петербургском особняке происходили заседания общества «Беседа любителей русского слова», защищавшего традиции классицизма. Это не мешало Державину оценить по достоинству произведения Жуковского и молодого Пушкина.
В 1804 году отдельной книжкой вышли «Анакреонтические песни» Державина, а в 1808 году четыре тома его сочинений. В 1811–1812 годах создаются автобиографические «Записки». Умер Державин в своем имении, в Званке.
В 1809–1810 годах Державин диктовал своим близким комментарии к написанным им стихотворениям. В рукописи эти примечания носили название «Объяснения на сочинения Державина». Эти «Объяснения» напечатаны в третьем томе «Сочинений Державина» (СПб. 1864–1883), изданных под редакцией Я. Грота. (Ниже при ссылках на «Объяснения на сочинения Державина» — сокращено: «Об. Д.» — указаны страницы вышеуказанного издания.)
Сочинения Г. Р. Державина печатаются по тесту книги: Г. Р. Державин, Стихотворения (Библиотека поэта. Большая серия), «Советский писатель», Л. 1957.
П. Орлов
К ИЛЛЮСТРАЦИЯМ
Том «Русская поэзия XVIII века» иллюстрирован русскими и иностранными гравюрами XVIII — первой половины XIX века из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Большинство подобранных для тома листов не является иллюстрациями к русской поэзии XVIII века в буквальном смысле слова. Это — современная ей графика, в зрительных образах которой заключены многие темы поэзии XVIII века: тема Петра I, Петербурга, воинской славы, тема человека и природы и др.
В томе представлены работы русских граверов XVIII века: Алексея Зубова (1682 — ум. после 1744 г.), Григория Качалова (1711–1761), Ивана Блинова (1725–1756). Их гравюры с видами Петербурга 1727 и 1753 годов близки по стилю к барочной оде — одному из ведущих жанров русского классицизма XVIII века.
В 1720-х годах по заказу Петра I французский живописец Пьнр-Дени Мартен-младший (1663–1742) написал четыре батальных картины, прославлявшие победы русского оружия в Северной войне. Тогда же парижскими граверами Шарлем Симоно, Никола Лармессеном и Морисом Бакуа были выполнены гравюры с этих полотен. Две из них представлены в нашем томе: «Сражение при деревне Лесной 28 сентября 1708 года» Н. Лармессена (суперобложка) и «Полтавская баталия 27 нюня 1709 года» Ш. Симоно.
Работы русских граверов Г. И. Скородумова (1755–1792), А. Г. Ухтомского (1771— ум. после 1858 г.), И. В. Чесского (1777–1848) по своему стилю близки к поэзии русского сентиментализма.
Гавриил Иванович Скородумов прославился как салонный живописец и гравер. Особенно популярны были его гравюры с оригиналов английской художницы Анжелики Кауфман (1741–1807), в конце XVIII века пользовавшейся европейской известностью. «Триумф Амура» — одна из таких гравюр. Ею же написан групповой портрет князей Барятинских, гравированный итальянским мастером Рафаэлем Моргеном (1758–1833).
В томе представлены две гравюры Андрея Григорьевича Ухтомского, мастера пейзажа и книжной виньетки, портретиста. Гравюры выполнены по картинам известного русского живописца-пейзажиста Семена Федоровича Щедрина (1745–1804).
Очерковые (без теней и штриховки) рисунки к «Душеньке» Богдановича выполнены известным скульптором, рисовальщиком и модельером Федором Петровичем Толстым (1783–1873) в 1820—1830-х годах. Рисунки, созданные в строго классическом стиле, были тогда же гравированы самим художником; изданы в 1848 году.
А. Сакович
СЛОВАРЬ УСТАРЕВШИХ СЛОВ
Абие — тотчас.
Алчба — голод; стремление, желание.
Анахорет — пустынник, отельник.
Блажить — прославлять.
Блато — болото.
Буде — если.
Буй — глупый, несмышленный; буйный, удалый.
Вервие — веревка.
Вериги — цепи, железы.
Вертоград — сад.
Вещуба — прорицание.
Власно — точно так же.
Водомет — фонтан.
Вонми — услышь.
Вонны — приятно пахнущие, благовонные.
Воскрилять — подниматься на крыльях.
Во сретенье — навстречу.
Вран — ворон.
Выя — шея.
Десную — справа.
Днесь — сегодня.
Доброты — достоинства, красоты, блага.
Довлеет — следует, должно.
Докука — надоедливая просьб.
Дромадеры — одногорбые люды.
Елени — олени.
Емлем — берем, принимаем.
Ехидны — ядовитые змеи.
Жадающий — жаждущий, охваченный желанием.
Животы — имущество, богатство.
Забобоны — суеверие, предрассудки.
Заклепы — цепи, оковы.
Закрепы — подписи.
Запнуть — преградить.
Запона — завеса.
Заразы — прелести, красоты.
Зрак — взор.
Изводство — произведение, создание.
Инде — где-нибудь.
Казнодей — проповедник.
Класы — колосья.
Ков — западня, хитрость, коварство.
Коло — колесо.
Конче — конечно.
Копком — пинком.
Кравы — коровы.
Красный — прекрасный, красивый.
Крепить — подписывать.
Крыле — крылья.
Крин — лилия.
Купно — вместе.
Ланиты — щеки.
Лепота — красота.
Лествица — лестница.
Лик — собрание, народ, хор, толпа.
Лихое — бурное.
Ловитва — охота.
Лысты — голени.
Льзя — можно.
Любомудрие — философия.
Любострастный — сладострастный, развратный.
Любочестие — честолюбие.
Мерность — умеренность.
Мнее — меньше.
Мраз — мороз.
Мраморы — мраморные статуи и обелиски.
Мусикийский — музыкальный.
Мусия — мозаика.
Мягкая рухлядь — пушной товар, меха.
Налящи — налечь, совершить натиск.
Несть — нет.
Нижé — и не, отнюдь не, также не.
Нудить — принуждать.
Нуриться — горевать, тосковать; томить, докучать.
Остуда — стыд.
Отжену — отгоню, изгоню.
Отнеле — с тех пор как.
Отревать — отстранять.
Ошую — слева.
Паки — снова.
Паства — пастбища.
Пени — жалоба.
Перебяка — взбучка.
Пламенник — факел.
Плевы — плевелы, сорняки.
Подлые — недворяне.
Полполушки — четверть копейки.
Полушка — полкопейки.
Пользовать — лечить.
Понеже — поскольку.
Поносный — позорный, постыдный.
Понт — море (греч.).
Прапоры — флаги.
Презорство, презор — гордость, высокомерие.
Преспевать — преуспевать.
Прилог — ложь, выдумки.
Приспешник — повар.
Прохлады — удовольствия.
Пыщ — надменный, самодовольный человек.
Разжени — развей.
Разженный — горящий, пламенеющий.
Рамена — плечи.
Рог — в переносном значении: сила, могущество, гордыня.
Ристание — состязание.
Ругаться — издеваться, смеяться.
Рцы — скажи.
Рьяет — тяжело дышит.
Смурый — темный, серый.
Стати, стать — телосложение.
Стегно — бедро.
Стогны — улицы.
Стопы несу — иду.
Сый — сущий.
Тать — вор.
Тля — прах, тление.
Токмо — только.
Томный — печальный, скучный, мучительный, усталый.
Тук — жир.
Тулы — колчаны.
Тьмы — несчетное множество.
Убо — ибо; так как.
Уд — член.
Удоволыть — удовлетворить.
Узловатые — затейливые, замысловатые.
Уразина — дубина, кол.
Уряда — управление.
Уставы — законы.
Утыл — стал тучным.
Химеры — бесплодные мечты.
Хитрость — ремесло, искусство.
Чермновидные — темно-красные.
Чивый — щедрый.
Чин — порядок.
Чресла — бедра.
Чумак — сиделец в кабаке.
Шехарда — чехарда.
Шипок — роза.
Шпынь — шут.
Шурмовать — буйствовать.
Щеть — шерсть.
Щунять — журить, усовещивать, бранить.
Ябеда — неправое судопроизводство, крючкотворство.
Языки — народы, племена.
Ярыга — низший полицейский чин.
МИФОЛОГИЧЕСКИХ ИМЕН И НАЗВАНИЙ
Аврора — богиня утренней зари (римск. миф.).
Агамемнон — аргосский царь, предводитель греков в Троянской войне (греч. миф.).
Адонид, Адонис — красивый юноша. За право покровительствовать ему возник спор у Афродиты и Персефоны (владычицы подземного царства) (греч. миф.).
Аквилон — северный, северо-восточный