Скачать:TXTPDF
Русская проза XVIII века. Иван Андреевич Крылов, Николай Михайлович Карамзин, Николай Иванович Новиков, Георгий Пантелеймонович Макогоненко, Денис Иванович Фонвизин

Вер; 121–180 н. э.) — римский император, философ-моралист, близкий идеалистической школе стоиков. Просветители XVIII века превозносили Аврелия как истинного просвещенного монарха.

213

Мармонтель Жан Франсуа (1723–1799) — французский писатель-просветитель, член Французской академии наук. В России в XVIII веке большой популярностью пользовался его роман «Велизарий», переведенный на русский язык Екатериной II и ее спутниками во время путешествия по Волге в 1767 году.

214

Стр. 306. По смерти Лекеневой… — Анри Луи Лекен (1729–1778) — французский актер, прославившийся исполнением ролей в трагедиях Вольтера.

215

Стр. 307. Образ смерти его заставляет думать, что он отравился. — Фонвизин приводит распространенную тогда в Париже версию смерти Жан-Жака Руссо (1712–1778).

216

Стр. 309. …стих Кребильонов… — Кребильон Проспер де (Старший; 1674–1762) — французский драматург и поэт, член Французской академии.

217

Д’Аламберты, Дидероты в своем роде такие же шарлатаны… — Д’Аламберт — Д’Аламбер Жан Лерон (1717–1783) и Дидерот — Дидро Дени (1713–1784) — французские просветители, редакторы «Энциклопедии». Осуждая поведение некоторых французских просветителей, Фонвизин вовсе не отрицал идей глашатаев свободы. Письма из Франции свидетельствуют, что он выступал не против просветительства, но против поведения отдельных философов. С почтением он говорит о Руссо, с уважением относится к Вольтеру, близко сходится с Тома, встречается в Париже со многими писателями, философами, общественными деятелями. Он доволен своей встречей с Франклином. Нападки на Даламбера и Дидро объясняются политическими причинами. Проповедуя политическую концепцию просвещенного абсолютизма, они, наблюдая за демонстративно-либеральной политикой Екатерины II (издание «Наказа», в котором она откровенно излагала истины, взятые из книги французского просветителя Монтескье «Дух законов», созыв Комиссии по сочинению нового уложения, поощрение переводов на русский язык сочинений французских просветителей и т. д.), поверили ей. Екатерина к тому же поспешила закрепить это доверие: вступила с ними в переписку, приглашала кого-нибудь из них приехать в Россию и воспитывать ее сына Павла. Наконец, узнав о материальных затруднениях Дидро по изданию «Энциклопедии», нашла предлог, чтобы пожертвовать ему крупную сумму денег, которая свидетельствовала как бы не только о поддержке философа, но и его великого труда. В конце 1773 года Дидро прибыл в Петербург, был гостем Екатерины, искренне обманываясь, «учил» ее царствовать. Получая от русской императрицы богатые подарки, Дидро и другие просветители считали себя обязанными оказывать ей различные услуги. И прежде всего они усиленно распространяли в Европе легенду о просвещенном характере екатерининского самодержавства. Именно этого и добивалась Екатерина. Вольтер, например, сообщал ей: «Всякая черта вашей руки есть памятник славы вашей. Дидерот, Даламберт и я созидаем вам алтари». Фонвизин и другие русские просветители в это же время вели ожесточенную борьбу с Екатериной, разрушали созидаемые ей «алтари», ниспровергали легенду о ней как просвещенной монархине. Вот почему, когда Фонвизин стал свидетелем в Париже «ласкательства» Даламбера и других у родственников фаворита Екатерины, он назвал такие поступки «подлыми».

218

Зорич Семен Гаврилович (1743–1799; по отцу Неранчич, носил фамилию усыновившего его дяди, М. Ф. Зорича) — флигель-адъютант, фаворит Екатерины II с июня 1777 по май 1778 года.

219

Неранчич Давид Гаврилович — брат фаворита Екатерины, С. Г. Зорича; полковник, флигель-адъютант, впоследствии генерал-майор.

220

Стр. 310. Расин Жан (1639–1699) — французский поэт и драматург.

221

Корнель Пьер (1606–1684) — французский драматург.

222

Стр. 312. Э (Aix) — город Экс к северу от Марселя, древняя столица Прованса.

223

Стр. 312–313. Один представляет Пилата, другой Каиафу… — Пилат Понтий (I в.) — римский правитель Иудеи, предавший, по библейскому сказанию, Иисуса Христа в руки судей. Каиафа — иудейский первосвященник, осудивший, по библейскому преданию, Христа на смерть.

224

Стр. 313. Les lettres de cachet суть именные указы… — Бланки королевских приказов о заключении в тюрьму без суда любого человека выдавались полиции с пробелом на месте, где должна быть указана фамилия обвиняемого. Полиция, имея такие приказы, вписывала любые фамилии и расправлялась с неугодными ей людьми.

225

Стр. 316. Цицерон Марк Туллий (106—43 до н. э.) — знаменитый оратор, политический деятель, адвокат и писатель Древнего Рима.

226

Стр. 317. Мария-Антуанетта (1755–1793) — французская императрица, дочь австрийской императрицы Марии-Терезии.

227

Мария-Терезия (1717–1780) — австрийская императрица.

228

Повествование мнимого глухого и немого. — Впервые напечатано в IV и VII частях «Собеседника любителей российского слова» за 1783 год. Обещанное в журнале продолжение не было напечатано: видимо, сатирический характер «Повествования» оказался неугодным негласному редактору журнала — Екатерине II. В 1788 году Фонвизин, собираясь издавать собрание своих сочинений, опубликовал в газете проспект издания, в котором указывалось, что в него войдет «Повествование». Следовательно, оно было закончено. К сожалению, его окончание, как и многие другие произведения писателя, до нас не дошло. Из письма П. И. Панину от августа 1778 года (из Парижа) мы узнаем, какое огромное впечатление произвела на него «Исповедь» Руссо. Стремление Руссо изображать без «малейшего притворства всю свою душу», «обнаружить сердце свое» оказалось близким Фонвизину. «Повествование» — первый его опыт в «познании человека».

229

Стр. 318. Эйлер Леонард (1707–1783) — известный математик, физик и астроном, член Петербургской и Берлинской академий наук. Родился в Швейцарии; в 1727–1741 и 1766–1783 годах жил и работал в России.

230

Стр. 323. …Оплеушин был такой мастер топить печи, что те, для которых он топил, довели его… до штаб-офицерского чина… — Оплеушин был возведен в один из высших офицерских чинов (штаб-офицер). Здесь резко сатирический выпад писателя против двора, где как раз практиковались такого рода карьеры: сенатор Г. Н. Теплов, состоявший в кабинете Екатерины «у принятия челобитен», был сыном истопника псковского архиерейского дома; полковник З. Зотов служил сначала камердинером у Потемкина, а потом у Екатерины; повару императрицы Елизаветы Фуксу был пожалован чин бригадира, и т. д.

231

Стр. 329. Быв в службе в большом чину, имел он самую мелкую душу… скопив богатство, решился заблаговременно убраться в отставку, ласкаясь доживать свою старость в Москве… — Фонвизин отметил типическое явление: многие вельможи и фавориты, получив отставку, отбывали в Москву, где и доживали свой век. Во время печатания «Повествования» в Москве жил А. Г. Орлов, брат умершего фаворита Г. Г. Орлова. Братья Орловы вели в течение ряда лет жестокую борьбу с Н. И. Паниным. Не исключена возможность, что, говоря о вельможе, живущем «на покое», Фонвизин имел в виду именно его.

232

Стр. 331. Продолжение будет впредь. — Обещанное продолжение в «Собеседнике» напечатано не было.

233

Каллисфен. — Впервые напечатано в журнале «Новые ежемесячные сочинения» в 1786 году.

234

Стр. 332. Каллисфен (360–328 до н. э.) — греческий философ и историк, сын сестры Аристотеля. Сопровождал Александра Македонского во время похода его армий в Индию. Был заподозрен в заговоре, закован в цепи; умер в заключении.

235

Аристотель (384–322 до н. э.) — крупнейший древнегреческий философ и ученый.

236

Александр Македонский (356–323 до н. э.) — крупнейший полководец и государственный деятель древнего мира, сын царя Филиппа II, царь Македонии; прославился своими завоевательными походами в Египет, Персию, Индию.

237

Стр. 333. Дарий III Кодоман — древнеперсидский царь (царствовал с 336 по 330 до н. э.); царство его распалось под ударами войск Александра Македонского.

238

Друг честных людей, или Стародум. — Впервые полностью — «Собрание оригинальных драматических сочинений и переводов Д. И. Фонвизина», в 3-х частях, М. 1830.

Журнал «Друг честных людей» должен был выходить с апреля 1788 года, но был запрещен цензурой. Некоторые статьи, написанные раньше, как сообщалось в объявлении о новом журнале, ходили в рукописях (например, «Всеобщая придворная грамматика»).

239

Стр. 344. Вольные типографии. — По указу Екатерины II 1783 года разрешалось открывать типографии частным лицам.

240

Стр. 349. …кажутся Катонами… — Имеется в виду Катон Марк Порций (Старший; 234–149 до н. э.) — римский государственный деятель и оратор. Его имя стало нарицательным для человека строгих принципов и сурового образа жизни.

241

Стр. 350. …безгласные — то есть согласные.

242

Стр. 361. Цезуркин — фамилия, произведенная от слова «цезура», которое означает в теории стихосложения паузу, разделяющую стих.

243

Стр. 363. Мы не имеем тех народных собраний, кои витии большую дверь к славе отворяют… — Намек на запрещение Комиссии по сочинению нового уложения, в которой депутаты не только вырабатывали новые законы, но и показывали «дар красноречия».

244

…где победа красноречия не пустою хвалою, но претурою, архонциями и консульствами награждается. — Фонвизин перечисляет высшие государственные должности в Древнем Риме.

245

Демосфен (ок. 384–322 до н. э.) — афинский оратор и политический деятель.

246

Прокопович Феофан (1681–1736) — русский общественный и церковный деятель, публицист и проповедник эпохи Петра.

247

Елагин Иван Перфильевич (1725–1794) — государственный деятель, занимал разные должности при дворе Екатерины, был директором театров, писатель-дилетант. Под его началом Фонвизин служил в молодости.

248

Поповский Николай Никитич (ок. 1730–1760) — поэт и ученый, профессор Московского университета, ученик и последователь Ломоносова.

249

Гавриил (Петров; 1730–1801) — митрополит Петербургский, проповедник, депутат духовенства в екатерининской Комиссии по сочинению нового уложения.

250

Самуил (Симеон Миславский; 1731–1796) — митрополит Киевский, славившийся своим красноречием.

251

Платон (Левшин; 1737–1812) — митрополит Московский, отличавшийся ораторским талантом.

252

Тиллотсон Джон (1630–1694) — архиепископ Кентерберийский, знаменитый проповедник.

253

Бурдалу Луи (1632–1704) — французский духовный оратор.

254

установление Российской академии. — Открытая в сентябре 1783 года, Российская академия занималась в основном вопросами русского языка и составлением словаря. До 1796 года ее президентом была княгиня Е. Р. Дашкова. В состав академии входили писатели — Державин, Княжнин, Фонвизин и др.

255

Стр. 364. Халдина — фамилия, образованная от слова «халда», то есть бесстыжая, нахальная женщина.

256

Стр. 365. …стал продавать людей на службу отечеству… — Речь идет о беззаконной, но прибыльной торговле крепостными крестьянами, которых помещики продавали в рекруты.

257

Стр. 366. …твое честолюбие есть катилининское. Берегись, Сорванцов, чтобы и тебя не постиг какой-нибудь бедственный конец! — Халдина говорит о политическом деятеле Древнего Рима Катилине Луции (ок. 108—62 до н. э.), который, честолюбиво стремясь к личной власти, подготовил заговор, но был разоблачен Цицероном. Главари заговора, оставшиеся в Риме, были казнены, Катилина бежал, чтобы возглавить преданные ему войска. В сражении с правительственными войсками Катилина был убит.

258

Стр. 367. Когда в российских городах заводят университеты… — По составленному в 1787 году «плану университетов и гимназий, в разных местах заводимых», намечалось основать в провинциальных городах — Пскове, Пензе и Чернигове — три университета, из которых ни один не был открыт.

259

Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях. — Впервые с сокращениями в «Санктпетербургском журнале» в 1798 году. Полностью сохранившаяся часть мемуаров (они дошли до нас в незавершенном виде) была опубликована в 1830 году П. Бекетовым в «Полном собрании сочинений Д. И. Фонвизина». Автобиографическое сочинение создавалось в последние годы жизни писателя — в 1789–1792 годах.

260

Стр. 376. «Признания» — так называет Фонвизин «Исповедь» Руссо. Впервые писатель познакомился с ее отдельными главами во время пребывания в Париже в 1778 году. Первая часть «Исповеди» вышла в 1782 году, полностью — в 1789 году.

261

Стр. 377. …любил

Скачать:TXTPDF

Вер; 121–180 н. э.) — римский император, философ-моралист, близкий идеалистической школе стоиков. Просветители XVIII века превозносили Аврелия как истинного просвещенного монарха. 213 Мармонтель Жан Франсуа (1723–1799) — французский писатель-просветитель, член