Скачать:TXTPDF
Русская проза XVIII века. Иван Андреевич Крылов, Николай Михайлович Карамзин, Николай Иванович Новиков, Георгий Пантелеймонович Макогоненко, Денис Иванович Фонвизин

цензуры радищевский текст был снят, и книга Сопикова вышла с чистой страницей. В 1822 году декабрист Бестужев подготовил сочинение по русской словесности, но ничего не сказал о Радищеве. Пушкин потребовал пропаганды деятельности Радищева, заявив: «кого же мы будем помнить». Сам Пушкин отлично знал Радищева, знал его сочинения, изданные сыновьями в 1807–1811 годах, знал «Путешествие»; больше того, имел собственный экземпляр книги. В 1833 году Пушкин пишет свое «Путешествие из Москвы в Петербург», произведение, органически включавшее в себя текст радищевской книги, рассчитанное на читателей, отлично знавших «пагубную книгу». Не добившись возможности напечатать радищевское сочинение в России, русская революционная общественность в лице Герцена издает «Путешествие» в 1858 году в Лондоне. «Путешествию» было предпослано предисловие Искандера (Герцена).

В течение второй половины XIX века предпринимались неоднократные попытки издать «Путешествие» хотя бы в ограниченном количестве экземпляров. В 1868 году появилось издание «Путешествия», предпринятое купцом Шигиным. Оно было настолько искажено, что даже цензура разрешила его выпуск, увидя исключенными из него все важнейшие главы и высказывания Радищева. В 1876 году в Лейпциге в издании Каспаровича в составе XVII тома «Международной библиотеки» было напечатано «Путешествие» с издания Герцена и с его предисловием. В 1888 году Суворин издал «Путешествие» в России в количестве 100 экземпляров. Разрешение было дано только ввиду ничтожности тиража. В 1889 году таким же незначительным тиражом «Путешествие» вышло в составе V тома издания А. Е. Бурцева «Дополнительное описание библиографически редких, художественно-замечательных книг и драгоценных рукописей».

Революция 1905 года сняла запрет с мятежной книги Радищева. В том же году вышло полное издание «Путешествия» под редакцией Н. П. Павлова-Сильванского и П. Е. Щеголева. С тех пор «Путешествие» издавалось многократно в составе Собрания сочинений Радищева и отдельно.

Из многочисленных рукописных списков (сейчас их зарегистрировано около 70) особую ценность представлял список, принадлежащий М. Н. Анучину, затем перешедший в чьи-то другие руки. Об этом списке мы знаем по описанию Д. Н. Анучина («Судьба первого издания Путешествия Радищева», М. 1918); главная особенность списка — двойное заглавие книги: «Проницающий гражданин, или Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву».

Время написания «Путешествия» — 1784–1789 годы. Важно помнить при этом, что значительная часть книги была дописана после получения рукописи из цензуры, то есть после 22 июля 1789 года. Заново написаны — «Посвящение Кутузову», глава «Подберезье». В ряде глав вставлены новые эпизоды: в «Спасской Полести» — рассказ об устрицах; в «Зайцово» — письмо о свадьбе Дурындина. Глава «Черная Грязь» коренным образом переделана.

296

Стр. 399. Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй. — Стих из поэмы Василия Тредиаковского «Тилемахида», изданной в 1766 году, Радищев использует для обозначения главной темы своего обличения — самодержавия. Дело в том, что в поэме Тредиаковского Телемак, сходя в подземный тартар, видит там «царей увенчанных, употреблявших во зло свое на престоле могутство». Наказанные за свои злодеяния цари, по словам Тредиаковского, были «гнуснейши и страшилищны». Из числа других особо отвратительным выглядел тот царь, кого увидел Телемак «напоследок»: «Чудище обло (то есть толстое), озорно (то есть большое), огромно, с тризевной (то есть имеющее три пасти) и лаяй (то есть лающее)». Радищев несколько меняет стих Тредиаковского. Заслуживает быть отмеченным желание автора «Путешествия» подчеркнуть в поэме Тредиаковского именно этот выпад против царей-деспотов, желание в своей политической борьбе против русского самодержавия опереться на национальную традицию.

297

А. М. К. — Алексей Михайлович Кутузов (1749–1797), друг Радищева, с которым он учился в Лейпцигском университете; писатель-сентименталист, переводчик, известный масон.

298

Глава «София». — Взяв в герои «Путешествия» своего современника, Радищев стремился открыть ему истину, обнажить его заблуждения и воспитать из него своего единомышленника. Воспитывала же, по Радищеву, сама действительность, поводырем, учителем человека являлась «чувствительность, столь мощно его вождающая». Человек, погруженный в гущу реальной жизни, под влиянием полученного опыта освобождается от своих прежних заблуждений, открывает объективную истину — «правила, народным правлениям приличные».

Соответственно этим представлениям и строится образ путешественника. Сначала, в отдельных главах, описывается реальный факт, конкретное явление, чувственное восприятие которого есть первый его опыт. Рассуждение по поводу факта — накопление «умственного опыта»; в итоге опыта путешественник, сблизив однородные явления и устранив случайные, приходит к обобщениям.

В своих исканиях путешественник проходит как бы через три этапа. Первые главы — «София», «Тосно», «Любани» и «Чудово» — рисуют человека, убежденного в мудрости законов страны, «где мыслить и верить дозволяется всякому, кто как хочет», где все дышит изобилием, где якобы искоренены всякие неустройства и злоупотребления, где правит мудрая императрица, «философ на троне». Первый же опыт убеждает, что прежние его представления есть плод глубоких заблуждений. В главе «Новгород» путешественник уже вынужден признать, что «прежняя система пошла к черту».

На втором этапе путешественник, убедившийся, что Россия бедствует, что в ней повсюду «неустройства», злоупотребления властью, бесчеловечный гнет рабства, страстно начинает искать путей к изменению положения, к уничтожению «неустройств». И ему представляется, что единственный путь — это путь реформ сверху. Разделяя иллюзию многих дворянских деятелей той эпохи о просвещенном характере екатерининского самодержавия, он полагает, что если открыть «правду» монарху, все будет немедленно исправлено. Главы «Спасская Полесть», «Крестьцы», «Хотилов» и «Выдропуск» рисуют крах этой иллюзии.

Опыт путешествия — крепостническая действительность, обнаженно представшая перед глазами героя, встречи с жертвами самодержавно-крепостнического строя («Чудово», «Зайцово» и другие главы) — убеждает его в несостоятельности этих надежд на Екатерину. Так начался третий и последний этап идейно-морального обновления героя — формирование революционных убеждений. Путешественник начинает понимать, что ни монархия, какой бы «просвещенной» она ни была, ни «великие отчинники» не могут принести свободу. Свободу народ может добыть только сам, восстав против угнетателей, вынуждаемый к этому «тяжестью порабощения» (главы «Медное», «Городня», «Тверь»).

299

Стр. 402. Бурлаки — «работные люди», в частности и те, кто артелью тянули бечевой речные суда.

300

Стряпчийчиновник, наблюдавший за ходом дела в судебных учреждениях.

301

…при разрядном архиве… — Разрядный архив — правительственное учреждение, где хранились документы, из которых можно узнать историю дворянских родов (родословную).

302

Стр. 403. …наравне с новогородским дворянством. — Новгородские дворяне считались среди российского дворянства самыми бедными. Многие из них не имели крепостных крестьян и сами занимались земледелием.

303

Табель о рангах — закон о введении военных и гражданских чинов, установленный Петром I в 1722 году. Он предусматривал, в частности, получение дворянства теми чиновниками, которые дослуживались до чина восьмого ранга.

304

Стр. 405. Барин подушных не заплатит… — Подушные — государственный налог, которым облагалось мужское население, кроме дворян, духовенства и чиновников.

305

Стр. 406. …приятель мой Ч… — Полагают, что речь идет об университетском товарище Радищева — Петре Ивановиче Челищеве (1745–1811).

306

Систербек — Сестрорецк — городок вблизи Петербурга.

307

Стр. 407. Пафос и Амафонт — древнегреческие города на Кипре; в них находились храмы Афродиты — богини любви и красоты в греческой мифологии.

308

Вернет — Верне Клод Жозеф (1714–1789), французский живописец-маринист.

309

Стр. 408. …взиравший… на смерть хладнокровно в разных морских сражениях в прошедшую турецкую войну в Архипелаге… — Русско-турецкая война 1768–1774 годов, во время которой эскадра русских кораблей разбила турецкий флот в Эгейском море, у островов Греческого архипелага.

310

Стр. 411. Субаб — правитель провинции в Индии.

311

Реналь — Рейналь Гильом Томас Франсуа (1713–1796) — французский просветитель, историк.

312

Стр. 413. Полкан — получеловек-полуконь, сказочное чудовище из популярной в XVIII веке сказки о Бове-королевиче.

313

А о Соловье-разбойнике читай, мать моя, истолкователей русских древностей. — То есть русских историков. Радищев читал о происхождении прозвища «Соловей», в частности, у Татищева.

314

…государев наместник — См. прим. к стр. 235 (см. коммент. 192 — верстальщик).

315

Устерсы — устрицы.

316

Стр. 415. …промен берешь… — незаконный сбор; в данном случае речь идет о расчете ассигнаций на серебро.

317

Стр. 419–427. Мне представилось, что я царь… и чертогов твоих гнушается. — Сон путешественника — злая и беспощадная сатира на Екатерину, обличающая ее любовь к лести, ее покровительство своим фаворитам, прежде всего Потемкину, грабившим и разорявшим Россию. По приблизительным подсчетам, Екатерина раздала им почти 100 миллионов денег, или, по курсу XX века, около полумиллиарда. Екатерина, читая эту главу, с великим негодованием записала на полях: «Страницы покрыты бранью и ругательством и злостным толкованием». Эта глава, по мнению императрицы, «довольно доказывает намерение, для чего вся книга написана».

318

Стр. 425. Кук Джеймс (1728–1779) — английский путешественник; убит туземцами на Сандвичевых островах.

319

Стр. 426. Готфы (готы) и вандалы — древнегерманские племена времен раннего средневековья.

320

Касталия и Ипокрена — источники, дающие вдохновение поэтам (греч. миф.).

321

Стр. 427. Господа вашего… — Здесь: господина вашего.

322

Стр. 428. …Тита Ливия, Тацита почти знаю наизусть. — Тит Ливий (59 до н. э. — 17 н. э.) — римский историк. Тацит Публий Корнелий (ок. 55—ок. 102) — римский писатель и историк.

323

Ифика — этика.

324

Аристотель и схоластика доныне царствуют в семинариях. — В труде Аристотеля «Аналитики» даны основы формальной логики, часто использовавшиеся схоластами в средние века.

325

Стр. 429. Гроций Гуго (1583–1645) — голландский юрист, один из создателей науки международного права.

326

Монтескье Шарль Луи де Секонда (1689–1755) — французский просветитель, один из создателей политического учения о просвещенном абсолютизме.

327

Блекстон Уильям (1723–1780) — английский юрист, автор книги «Истолкование английских законов»; на русском языке этот труд появился в 1780–1782 годах.

328

…уже есть повеление о учреждении новых университетов… — К 1787 году был сочинен «план университетов и гимназий, в разных местах империи заводимых». Путешественник, находящийся на первом этапе своего испытания и верящий в обещания властей, зная об этом плане, успокаивает семинариста, говоря, что скоро его желание исполнится. К 1790 году Радищеву было отлично известно, что о данном проекте забыли и никто не собирался его исполнять. Таким образом, упоминание об этом было выпадом против лживых обещаний русской императрицы.

329

Стр. 430. На мартиниста похоже, на ученика Шведенборга… — В образе семинариста Радищев изображает русских масонов. Молодой семинарист — «мартинист», то есть последователь учения мистика Сен-Мартена (1743–1803). Среди этой части масонов были модны сочинения шведского мистика и духовидца Эммануила Сведенборга (Шведенборга) (1688–1722), одно из которых читал семинарист. Русские масоны, недовольные деспотическим самодержавием Екатерины II, произволом фаворитов, сочувствуя «страждущему питателю», в то же время были далеки от политической борьбы. Заведя свои тайные общества, они занимались лишь нравственным усовершенствованием, приучали себя «творить милостыню». Только очень немногие масоны, такие, например, как Новиков и близкие ему люди, занимались большим культурным просветительским делом. В то же время, именно в 80-е годы, в масонстве все сильней начали сказываться реакционные мистические увлечения, стали популяризироваться алхимические опыты и различные сочинения, которые Радищев называет «бредоумствованием». Особый вред масонства, по мысли Радищева, состоял еще в том, что оно, быстро распространяясь, увлекало юношество, уводя его от активной общественной деятельности.

330

Фридрих — имеется в

Скачать:TXTPDF

цензуры радищевский текст был снят, и книга Сопикова вышла с чистой страницей. В 1822 году декабрист Бестужев подготовил сочинение по русской словесности, но ничего не сказал о Радищеве. Пушкин потребовал