Скачать:TXTPDF
Русская проза XVIII века. Иван Андреевич Крылов, Николай Михайлович Карамзин, Николай Иванович Новиков, Георгий Пантелеймонович Макогоненко, Денис Иванович Фонвизин

виду Фридрих II (1712–1786), прусский король. Проводя реакционную политику, он заигрывал с французскими просветителями, демонстративно объявляя себя просвещенным монархом.

331

Лутер — Лютер Мартин (1483–1546), немецкий церковный реформатор.

332

Стр. 431. Смотри Белев словарь, статью Акиба. — Белев словарь — «Исторический и критический словарь» Пьера Бейля (1647–1706), французского философа-атеиста и писателя. Радищев по этому словарю цитирует Акибу бен Иосифа, еврейского раввина I–II веков, известного своим иносказательным толкованием Талмуда, носившим подчас анекдотический характер.

333

Стр. 432. Где мудрые Солоновы и Ликурговы законы… — Солон (ок. 638 — ок. 559 до н. э.) — афинский законодатель. Ликург — легендарный спартанский законодатель. Просветители XVIII века идеализировали государственный строй Спарты.

334

Ганзейский союз — союз торговых городов в бассейне Северного и Балтийского морей под главенством немецкого города Любека. Время действия союза — XIV–XVII века.

335

Стр. 435. Лаватер — Лафатер Иоганн Каспар (1741–1801) — немецкий пастор, автор книги «Физиономические фрагменты», в которой обосновывалась теория о возможности определения человеческого характера по строению черепа и чертам лица.

336

Зубы как уголь. — Купеческие модницы считали красивым чернить зубы.

337

Стр. 437. Перун — бог грома и молнии у древних славян.

338

Стр. 438. Радищев перечисляет различные наименования бога: у древних евреев (Егова), у римлян (Юпитер), у индусов (Брама), у «родоначальника» еврейского народа Авраама, у «вождя-законодателя» евреев Моисея (конец XVI — начало XV в.? до н. э.), у основоположника религии древнего Ирана и персов мифического пророка Зороастра (Заратуштра), у греческого философа Сократа (ок. 469–399 до н. э.), у римского императора Марка Аврелия (121–180), у христиан.

339

Еддесон — Аддисон Джозеф (1672–1719) — английский писатель, автор трагедии «Катон», посвященной истории борьбы римлян-республиканцев против диктатуры Юлия Цезаря.

340

Стр. 439. В Зайцово на почтовом дворе нашел я давнышнего моего приятеля г. Крестьянкина. Я с ним знаком был с ребячества. — Встреченные на пути в Москву путешественником люди — это не только художественные образы. Верный своим эстетическим принципам, Радищев стремится в создаваемых им портретах передать черты исторически реальных прототипов, их чувства, их воззрения, их отношение к действительности. Отсюда и объективизация собственной биографии, историческое ее рассмотрение. Стремясь к точности и достоверности, Радищев наделяет создаваемые им образы чертами собственной биографии. Многие стороны характера и факты жизни Крестьянкина удивительно совпадают с реальной судьбой молодого Радищева.

341

Стр. 440. …не возмогши спасти винных… Не возмогши облегчить их жребия, омыл руки мои в моей невинности и удалился жестосердечия. — Это решение Крестьянкина, не желавшего быть орудием расправы с восставшими крестьянами, убившими своего помещика-тирана, напоминает реальный эпизод из жизни Радищева. Это его, человека «с чувствительным сердцем», горевшего, после Лейпцига, желанием честно исполнить свой долг гражданина на служебном поприще, интересующегося проблемой преступлений и наказаний, заставили в 1773–1775 годах по служебной должности (обер-аудитора в штабе Финляндской дивизии) заниматься делами беглых рекрутов и солдат, невиновность которых была для него та же «математическая ясность», как невиновность восставших крестьян для Крестьянкина. Именно Радищев сразу же после поражения восстания Пугачева, не желая участвовать в расправах над беглыми солдатами, бросил, как и Крестьянкин, службу и город, женился, уехал к родителям. В последующем Радищев понял, что не в исполнении служебного долга может человек найти выход из создавшегося в России положения. Не частные и общественные добродетели могли изменить плачевную судьбу крестьянского сословия, а революция, обязывающая людей к активной общественно-политической деятельности.

342

…отослан был в герольдию… — в учреждение, ведавшее делами о дворянских родах, их титулах, гербах и т. д.

343

Стр. 441. Гогард — Хогарт Уильям (1697–1764) — английский художник, сатирически изображавший английскую аристократию и буржуазию.

344

Месячина — месячный паек натурой, выдаваемый помещиком крестьянину, работавшему только на помещичьей земле.

345

…нравы древнего Лакедемона… — древнегреческого государства Спарты. Спартанское воспитание, ставившее целью подготовки выносливых бойцов, отличалось необыкновенной суровостью и жестокостью.

346

Стр. 442. Повенечные — плата крестьянина помещику за право жениться.

347

Стр. 443. …приговорить… к торговой казни — то есть к публичному паказанию на площадях, при котором били кнутом или плетьми, клеймили и вырывали ноздри.

348

Стр. 445. Однодворцы — вольные крестьяне, владевшие небольшим участком земли и платившие государству подушную подать.

349

Стр. 448. Бабабогатый парк царского родственника Д. Нарышкина на взморье, по дороге в Петергоф, где по воскресеньям устраивались большие гулянья; называли сад — «Ба! Ба!».

350

Глава «Крестьцы» — важная в развитии сюжета «Путешествия». В Крестьцы путешественник приезжает в ту пору своих исканий, когда, поняв, что в России процветают не только частные неустройства, он страстно ищет выхода на пути мирного решения больших вопросов социально-политического бытия России. Крестецкий дворянин, с которым встречается путешественник, предлагает путь просвещения, воспитания, веруя, что все беды России происходят от заблуждений, от господства порока, что все это можно исправить, если просветить сознание дворянства.

351

Стр. 457. Егид — эгида, щит богини Афины, на котором была изображена голова Горгоны — чудовища со змеями вместо волос. Эгидасимвол защиты.

352

Стр. 460. Курций Марк — римский юноша; по преданию, принес себя в жертву (бросился в открывшуюся в Риме пропасть), чтобы спасти город от опасности.

353

Стр. 462. …слово умирающего Катона. — Катон Марк Порций Младший или Утический (96–46 до н. э.) — политический деятель Древнего Рима, не желая видеть гибель республики, пронзил себя мечом. Радищев, по-видимому, имеет в виду предсмертные слова Катона, приведенные историком Плутархом: «Теперь я принадлежу себе».

354

Стр. 466. Ладабогиня любви, брака, веселья (слав. миф.).

355

Стр. 467. Леандр — юноша, полюбивший жрицу Афродиты Геро. Ночью Геро зажигала факел на башне. Леандр видел огонь и переплывал Геллеспонт к башне Геро. Однажды была страшная буря, и факел погас. Леандр сбился с пути и утонул. Когда Геро увидела его труп, она бросилась в море (греч. миф.).

356

Стр. 468. …чтобы не сделать с тобой визита воспитательному дому. — Воспитательные дома были открыты в России в 1764 году в Москве и в 1779 году — в Петербурге для приема незаконнорожденных детей. Радищев, говоря о нравах столичного дворянства, ссылается на реальные факты распутства и развращенности, обусловившие открытие воспитательных домов для приема внебрачных детей.

357

Стр. 473. …выпросит в почетные девицы… — то есть добьется придворного звания фрейлины.

358

…едущую четвернею… — В сословном дворянском государстве «выезд» определялся в соответствии с знатностью и местом того или иного лица в государстве. Люди первых классов по табели о рангах могли запрягать в экипажи шестерку или четверку лошадей. Только четверка полагалась шестому — восьмому классу. Следующие чины ездили на паре, а нечиновные, бедные дворяне и люди «подлого звания» могли ездить только на одной лошади. Цуг — запряжка гуськом двух или трех пар лошадей.

359

Глава «Хотилов». — Здесь происходит встреча путешественника с автором «Проекта о будущем» — «гражданином будущих времен». Автор проекта предлагает путь реформ сверху. Он сочиняет проект освобождения крестьян, надеясь, что его примет Екатерина и обнародует за своей подписью. Заставляя своего героя пройти через все испытания, Радищев в вопросах идеологических не мог пройти мимо господствующих и популярных в эту пору политических теорий.

360

Стр. 477. …сыны славы, мы, именем и делами словуты… — В XVIII веке имела хождение лженаучная теория о происхождении названия славян от слова «слава». Екатерина усиленно популяризировала эту точку зрения. В частности, об этом она писала в своем сочинепии «Записки касательно российской истории», напечатанном в журнале «Собеседник любителей российского слова» (1783–1784). Радищев, пародируя ее манифесты, использует и это типичное екатерининское словоупотребление. Издевательский характер написанного радищевского манифеста отлично понимала Екатерина, как поняла и действительные намерения его автора. Она писала: «В насмехательном виде говорится о блаженстве и дается чувствовать, что оного нету; сие служит предисловием к тому, что сочинитель намерен говорить о крестьянах и их неволе и о войсках, кои в неволе же по причине строя и стройности», «клонится к возмущению крестьян противу помещиков, войск противу начальства; сочинитель не любит слов тишина и покой».

361

Стр. 481. …жертвы… берегов Нигера и Сенагала… — Здесь речь идет об африканских невольниках, рабах, вывезенных в Америку.

362

…применю к шарам… — то есть к воздушным шарам. В 1783 году братья Монгольфьеры, а в 1785 году Баншар совершили пробные полеты на воздушном шаре.

363

Стр. 486. Выводные деньгиплата крестьянина помещику за выкуп невесты, если сам он принадлежал другому помещику.

364

Расправанизовой суд для государственных крестьян и однодворцев.

365

Стр. 492. Нума Помпилий — второй из семи легендарных царей Рима.

366

перуанцы… верили Манко Копаку… — Манко Копак (Капак), по легенде, основал государство древних перуанцев и дал им законы.

367

Ариман — демон зла, по верованиям древних персов.

368

Стр. 493. Типографии у нас всем иметь дозволено… — В 1783 году Екатерина издала указ о приравнении типографий к фабрикам, благодаря чему открылась возможность заводить их всякому желающему. Разрешение же на печатание книг давала управа благочиния — полиция.

369

Послушаем Гердера. — Радищев приводит отрывок из диссертации немецкого просветителя, философа-идеалиста Иоганна Готфрида Гердера (1744–1803) «Влияние правительства на науки и наук на правительство» (1778).

370

Стр. 495. Се правила Наказа о новом уложении. — В 1767 году Екатерина II создала Комиссию по сочинению нового уложения. Для работы Комиссии Екатерина составила «Наказ», в котором демонстративно использовала идеи французского Просвещения. Радищев презрительноиронически говорит об этом «Наказе», поскольку на деле Екатерина никогда не была просвещенной монархиней. В 1780-е годы «Наказ» практически был запрещен самой императрицей.

371

Отступники откровенной религии — то есть раскольники, не признававшие официальной православной церкви.

372

Стр. 497. Дикинсон Джон (1732–1808) — публицист и политический деятель США.

373

…в бывшей в Америке перемене… — то есть в войне за независимость тринадцати английских колоний в Северной Америке с Англией. В результате войны была создана независимая от Англии республика США.

374

Стр. 498. …писания Протагоровы… — Протагор (481–411 до н. э.) — древнегреческий философ-софист. За атеистические высказывания был приговорен афинским судом к смерти.

375

Стр. 499. Претор — главный судья в Древнем Риме.

376

Светоний Транквилл Гай (ок. 70—160) — римский историк.

377

Кесарь Август — Гай Юлий Цезарь Октавиан (63 до н. э. — 14 н. э.) — римский император.

378

…гадания авгуров и аруспициев. — Авгуры — в Риме гадатели по полету и крику птиц, грому и молнии. Аруспиции — гадатели по внутренностям животных.

379

…книги Тита Лабиения… — Лабиений — Лабиен Тит (ум. в 12 г.) — римский оратор, историк, защитник римской республики.

380

Сенека Луций Анней (ок. 4 до н. э. — 65 н. э.) — римский философ-стоик и писатель.

381

…троеначальники — Октавиан, Антоний и Лепид — триумвират в Риме в 43 и 37 годах до н. э.

382

Сочинения Ария Монтана… — Арии Монтана (Ариас Монтанус) — испанский богослов (XVI в.).

383

Кассий Север (ум. в 32 г.) — римский оратор, был приговорен сенатом к изгнанию за то, что в своих сочинениях выступал

Скачать:TXTPDF

виду Фридрих II (1712–1786), прусский король. Проводя реакционную политику, он заигрывал с французскими просветителями, демонстративно объявляя себя просвещенным монархом. 331 Лутер — Лютер Мартин (1483–1546), немецкий церковный реформатор. 332 Стр.