против приближенных Августа.
384
Кремуций Корд (ум. в 25 г.) — римский историк, республиканец. При императоре Тиберии, осужденный сенатом, сам уморил себя голодом.
385
Стр. 500. Антиох IV Епифан — сирийский царь (175–163 до н. э.).
386
Диоклитиан — Диоклетиан Гай Аврелий Валерий — римский император (284–305), жестоко преследовавший христиан.
387
Арнобий — христианский писатель (III–IV вв.).
388
Константин Флавий Валерий (274–337) — римский император, запретил книги александрийского священника Ария (ум. в 280), отрицавшего христианское учение о троичности божества и за эту «ересь» осужденного на Никейском соборе (325).
389
Феодосий II (ок. 401–450) — византийский император.
390
…книги Нестория… положено о писаниях Евтихия. — Несторий, константинопольский патриарх (428–431), и Евтихий (род. в 378), архимандрит монастыря возле Константинополя, — основоположники еретических учений.
391
В Пандектах Юстиниановых… — в своде законов в пятидесяти книгах, изданном при Юстиниане, византийском императоре (483–565).
392
Стр. 501. Декарт Рене (1596–1650) — французский философ и математик.
393
…мнения Абелардовы… — Абеляр — Абелард Пьер (1079–1142) — профессор богословия Парижского университета, философ и поэт.
394
Кеплер Иоганн (1571–1630) — немецкий астроном.
395
Иллуминаты — иллюминаты — масонский орден, основанный в 1776 году А. Вейсгауптом.
396
Стр. 502. …в самом том городе, где изобретено книгопечатание. — Основатель книгопечатания Иоганн Гутенберг (1400–1468) выпустил первую печатную книгу в Майнце в 1445 году.
397
Стр. 506. …в продолжение Тридесятилетней войны… — Тридцатилетняя война (1618–1648) — война между немецкими протестантскими князьями, с одной стороны, и католическими князьями и императором, с другой, превратившаяся из внутригерманской в общеевропейскую.
398
Стр. 507. Звездная палата — административно-судебный трибунал в Англии (основан в 1487 г.), служивший орудием королевской власти. Потолок палаты был украшен звездами — отсюда название палаты.
399
Тайная канцелярия — учрежденная Петром I, была ликвидирована при Петре III в 1762 году. Вместо нее Екатерина II учредила Тайную экспедицию, в которой главным следователем и палачом был С. И. Шешковский. Шешковский вел следствие и по делу Радищева, когда он был арестован за издание «Путешествия из Петербурга в Москву».
400
Со смертью графа Страфорда… — Граф Страфорд (1593–1641) — сторонник короля Карла I; был казнен в начале английской буржуазной революции.
401
Долгий парламент — парламент, заседания которого продолжались тринадцать лет (1640–1653), действовавший в интересах английской буржуазии. Долгий парламент упразднил Звездную палату.
402
В Дании вольное книгопечатание было мгновенно. — Свобода печати, объявленная в 1770 году от имени датского короля Христиана VII (1749–1808), уже через год была ограничена. Указ о свободе печати приветствовал Вольтер (в 1771 г.).
403
Стр. 508. …до перемены 1789 года, во Франции последовавшей… — то есть до Великой французской революции.
404
Арг — Аргус — великан, у которого было сто глаз, закрывавшихся во время сна попеременно, поэтому он всегда мог все видеть (греч. миф.).
405
Бриарей — сторукий гигант (греч. миф.).
406
…народное собрание… насильственно взяли печатную книгу и сочинителя оной отдали под суд… — Радищев имеет в виду памфлет виднейшего деятеля французской революции Жан-Поля Марата (1743–1793) против министра финансов Неккера, который он был принужден напечатать в своей тайной типографии в начале 1790 года. Выход памфлета вызвал ярость Неккера и правых сил Национального собрания, которые попытались провести закон о печати, вводивший цензурные ограничения. Несмотря на то что закон не был принят, Лафайету была поручена расправа над Маратом. Во главе отряда национальной гвардии Лафайет окружил его дом, но с помощью жителей квартала Марат сумел скрыться. Его типография была разгромлена, а памфлет конфискован. Почти вся печать обрушилась на Марата, его поддерживали лишь левые газеты. Радищев, внимательно следивший за ходом французской революции, решил выступить в защиту Марата — для этого он и внес уже в корректуру своей книги эпизод с «домом Марата».
407
Стр. 509. Векерлин — Векрлин Вильгельм Людвиг (1739–1792) — немецкий журналист, издавал журнал «Седое чудовище» (17S4—1787).
408
Стр. 510. Каждую неделю два раза вся Российская империя извещается… — Единственные русские газеты «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости» выходили дважды в неделю.
409
…он был в Крымском походе — то есть в походе русской армии в Крым во время русско-турецкой войны (1735–1739).
410
Франкфуртская баталия — сражение при деревне Кунерсдорф (4 км от Франкфурта), происшедшее в 1759 году во время Семилетней войны между русскими войсками и армией прусского короля Фридриха, закончившееся поражением пруссаков.
411
Стр. 512. …великие отчинники — то есть дворяне, владеющие большими имениями (вотчинами).
412
Глава «Тверь». — Как точны в «Путешествии» факты и события экономического и политического бытия русских людей, так же для Радищева важно сохранить точность и объективность в изображении идейной жизни русского общества. Герой-путешественник воспитан реальными идеологическими факторами. Вот почему нельзя было придумывать, вымышлять людей, носителей определенных идей. Вот почему неизбежно было появление в книге самого Радищева, первого русского революционера, чья деятельность уже становилась объективным фактором истории.
В Твери путешественник встречает автора первого революционного произведения в России — оды «Вольность», то есть Радищева. «Новомодный стихотворец» читает свою оду «Вольность», где изложена была впервые идея народной революции. Сюжет «Путешествия», подчинявший себе весь вводимый материал, не позволял вносить оду целиком. В композиционном строении «Путешествия» значение имела именно встреча с автором, с живым человеком, который излагает свои революционные убеждения, раскрывает концепцию рождения будущей свободной России. Подтверждая свою правоту поэтическим словом, он увеличивал воздействие революционных идей.
413
Стр. 513. Ломоносов, уразумев смешное в польском одеянии наших стихов, снял с них несродное им полукафтанье… — До Тредиаковского и Ломоносова в русской поэзии господствовало силлабическое стихосложение. Вывезенное из Польши, оно, вопреки строю и духу русского языка, было навязано русской литературе. Дело в том, что силлабический стих исторически возник и существует поныне в языках со строго фиксированным ударением (так, например, во французском, где ударение на последнем слоге, или польском, где ударение на предпоследнем слоге, и т. п.), поэтому он организован не на принципе чередования ударений, а на закреплении определенного числа слогов, связанных рифмой. Русский язык отличается свободой ударения, и потому силлабическая система ему чужда. Силлабический размер, заимствованный в Польше, обеднял русский стих, так как не позволял использовать всех богатств русского языка, всех его возможностей. Заслуга Тредиаковского (выступил в 1735 году с книгой «Новый и краткий способ к сложению российских стихов») и, особенно, Ломоносова (в 1739 году написавшего «Письмо о правилах российского стихотворства») определена тем, что они освободили русское стихосложение от чуждого ему силлабического размера, создали тонический стих, основанный на чередовании ударений. Радищев ценит реформы этих поэтов за то, что они положили в основание русской поэзии прочную национальную базу.
414
Подав хорошие примеры новых стихов, надел на последователей своих узду великого примера… — Утвердив тоническое стихосложение, Ломоносов канонизировал лишь один размер — ямб. Сила поэтической практики Ломоносова была такова, что все последующие поэты писали главным образом ямбом. Будучи революционером не только в политике, но и в эстетике, Радищев требует от писателей новаторства. Вот почему Радищев приветствует опыт Тредиаковского, издавшего в 1766 году «Тилемахиду», где, отступив от ямба, он пишет русским гекзаметром (шестистопным дактилем без рифмы).
Эта радищевская позиция в области поэзии, как и его личное поэтическое новаторство были высоко оценены Пушкиным. В своем незаконченном произведении «Путешествие из Москвы в Петербург» он писал: «Радищев, будучи нововводителем в душе, силился переменить и русское стихосложение. Его изучения «Тилемахиды» замечательны». Далее Пушкин поддерживает и требование Радищева использовать и развивать белый, безрифменный стих: «Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую».
415
…Ломоносов преложил Иова… — Речь идет о ломоносовском переложении в стихи отрывка из «Книги Иова», входящей в состав Библий.
416
Осмилетний труд — поэма М. М. Хераскова «Россиада».
417
…древний треух падет на Виргилия ломоносовским покроем. — Ломоносов переводил отрывки из эпической поэмы «Энеида» Вергилия шестистопным ямбом.
418
Омир — Гомер.
419
Ексаметры — гекзаметры.
420
Костров… сделал бы эпоху в нашем стихосложении… — Костров Ермил Иванович (1755–1796) — поэт и переводчик. В 1787 году вышел его перевод «Илиады» Гомера (первые шесть песен), встреченный с одобрением многими сторонниками классицизма и награжденный Екатериной II. Перевод сделан в соответствии с рекомендациями Ломоносова — александрийским стихом (шестистопный ямб с рифмами). Радищев требовал переводить эпические поэмы, и в частности поэмы Гомера, размером подлинника — гекзаметром. Потому он приветствовал Тредиаковского, создавшего в «Тилемахиде» русский гекзаметр, и не одобрял опыта Кострова.
421
Мильтон Джон (1608–1674) — английский поэт, автор поэмы «Потерянный рай».
422
Стр. 514. Тассо Торквато (1544–1595) — итальянский эпический поэт, автор поэмы «Освобожденный Иерусалим».
423
Стр. 515. Брут Марк Юний (85–42 до н. э.) — друг Цезаря, вдохновитель заговора против диктатора и его убийца.
424
Телль Вильгельм — по швейцарским народным сказаниям, вождь восставшего народа против австрийского владычества в XIV веке.
425
Стр. 521. Кромвель Оливер (1599–1658) — вождь английской буржуазной революции. Казнив короля, Кромвель стал протектором, получил верховную власть. Радищев осуждает его за то, что он стал диктатором, и одобряет за то, что он казнил короля.
426
Стр. 522. Марий Гай (ок. 157—86 до н. э.) — римский полководец и политический деятель, стремившийся стать диктатором в Риме.
427
Сулла Луций Корнелий (138—78 до н. э.) — римский диктатор.
428
Глава «Городня». — Призывая к «избиению племени мучителей», путешественник вместе с «новомодным стихотворцем», то есть Радищевым, тем самым разрывал с дворянской средой. Наступала новая, суровая и мужественная жизнь «мстителя» и «прорицателя вольности». Чувствуя одиночество в среде дворянского общества, путешественник ищет общения не только с себе подобными, не только с теми, кого он теперь научит «смотреть прямо» на окружающую их жизнь, но и с народом.
Вот почему, начиная с Едрова, путешественник ищет путей сближения с крестьянством. Первые же предпринятые им шаги повели к неудаче. Движимый хорошим чувством, он предлагает крепостной девушке Анюте деньги и, не желая этого, оскорбляет ее.
В Городне путешественник настойчиво продолжает искать общения с народом, — отсюда его разговоры с рекрутами. И здесь первая удача — разговор с крепостным интеллигентом на началах взаимного понимания. Там же, в Городне, он оказывает услугу другой группе рекрутов, незаконно отправляемых в армию.
429
Стр. 523. Отдача в рекруты. — До военной реформы 1870 года русская армия пополнялась не через всеобщую воинскую повинность, а путем рекрутских наборов. Солдат брали только из податных сословий, главным образом из крестьян. Как свидетельствуют архивные данные, Радищев, находясь с 23 мая 1773 года по 13 марта 1775 года на службе в штабе Финляндской дивизии в должности обер-аудитора (прокурора), занимался как раз делами беглых рекрутов и солдат. Беззакония властей при наборе рекрутов, жестокое обращение офицеров и явились причиной огромного числа побегов. Ведя в течение двух лет следствия по этим делам, Радищев имел возможность очень хорошо познакомиться со всеми злоупотреблениями и беззакониями, происходившими по отношению к крепостным крестьянам при рекрутском наборе. Несомненно, эпизод с рекрутами в этой главе отразил личные впечатления и наблюдения Радищева.
430
Стр.