Если народ не боится смерти,
то что его смертью пугать?
А вот, если человек
при постоянстве страха смерти
осуществляет аномальное,
то «сущность моя» должна схватить и убить его.
Кто осмелится?
Постоянно есть ведающий убийствами, который убивает.
А вот если убивать вместо ведающего убийствами —
Это определяется:
Заменить великого мастера-плотника.
Вот замените великого мастера-плотника, —
и редко будет такой, кто не поранит себе руки.
Голод в народе — это из-за того,
что их высшие берут много налогов на зерно.
Это дает:
Народом трудно управлять — это из-за того,
что их высшие осуществляют наличие.
Это дает:
Трудно управлять.
Народ легко относится к смерти — это из-за того,
что их высшие стремятся в толщу жизни.
Это дает:
Легко относится к смерти.
Ведь только в отсутствии осуществления за счет жизни
заключается мудрая способность ценить жизнь.
Человек в жизни — мягкость и слабость.
В его смерти — твердость и сила.
Из мириада сущностей
травы и деревья в жизни —
это мягкость и хрупкость.
В их смерти — сухость, крепость.
Причинность:
Твердость и сила — это попутчики смерти.
Мягкость и слабость — это попутчики жизни.
Это дает:
Сила оружия ведет к уничтожению.
Сила дерева ведет к перелому.
В сильном и большом находится ориентация вниз.
В мягком и слабом находится ориентация вверх.
В небесном Пути нет ли подобия натягивания лука?
Высокое — оно придавливается.
Низкое — оно приподнимается.
При наличии излишка его убавляют.
При недостаточности его восполняют.
В небесном Пути убавляют наличие излишка
и восполняют не-достаточность.
Кто способен наличие излишка отдавать Поднебесной?
Только тот, у кого в наличии Путь.
Это дает:
Человек мудрости в осуществлении не отождествляется,
совершив дело, не пребывает в нем.
Нет у него стремления проявить умелость.
В Поднебесной нет ничего мягче и слабее воды.
Но при столкновении
твердостью и силой
никто не способен ее победить.
Посредством отсутствия в себе,
посредством переменчивости1.
Через слабость побеждают силу.
Через мягкость побеждают твердость.
В Поднебесной нет никого, кто не знает.
Нет никого, кто способен сделать.
Это дает:
Человек мудрости говорит:
Принимаешь на себя грязь государства.
Это определяется:
Хозяин главного алтаря.
Принимаешь на себя недобрые знамения в государстве.
Это определяется:
Правитель Поднебесной.
Правильность речи отталкивается от обратного.
1Переменчивость. — Этот же знак обозначает Перемены в «Каноне Перемен».
обуславливает наличие остаточной обиды.
Как можно таким образом
осуществлять совершенствование?
Это дает:
Человек мудрости держит левую половину
контрактной бирки1
и не предъявляет претензий к людям.
При наличии Потенции отвечают за обязательства.
При отсутствии Потенции ведают взыманием податей.
В небесном Пути отсутствует родственность,
а есть постоянство контакта
с совершенствующимся человеком.
1Левая половина контрактной бирки. — Человек, который владеет левой половиной берет полную ответственность на себя за исполнение договора, то есть человек мудрости предъявляет претензии лишь самому себе во всех ситуациях.
Восьмидесятый чжан
Маленькое государство, скудное население.
Пусть у народа будет десятки и сотни
приспособлений-инструментов,
а не применяют.
Пусть народ придает значение смерти
и не путешествует далеко.
а никто на них не ездит.
а никто их не строит.
Пусть народ вернется к письму
через вязание узлов и использует его.
Сладка его пища.
Красива его одежда.
Мирны его покои.
Радостны его обычаи.
Соседние государства глядят друг на друга.
Петухи и собаки слышат голоса друг друга.
А народ до старости и смерти
не общается друг с другом,
не приходя и не уходя.
Восемьдесят первый чжан
Верные речи
не красивы.
Красивые речи
не верны.
Совершенствующийся
не рассуждает.
Рассуждающий
не совершенствуется.
Знание —
это не эрудиция.
Эрудиция —
это не знание.
Человек мудрости
не накапливает.
Чем больше он делает для других,
тем больше у него в наличии для себя.
Отдавая другим,
он умножает себе.
Путь Небес приносит пользу,
а не вредит.
Путь человека мудрости
в осуществлении без соперничества.