Скачать:PDFTXT
Дао Дэ Цзин Трактат о Пути и доблести

Выходя в жизнь, мы тем самым вступаем в смерть. Тринадцать

органов являются причинами жизни, и те же тринадцать — причинами

смерти. Жизнь человека устроена так, что любое использование им этих

тринадцати неизбежно ведет к смерти. Почему так происходит? Потому

что в жизни изживается сама жизнь. Правда, я слышал, что тот, кто

искусен в жизни, путешествуя по земле, не встречает ни носорога, ни

тигра, а оказываясь посреди войска, не становится мишенью латников.

Потому что носорогу некуда вонзить в него свой рог, тигру некуда

наложить свои когти, латнику некуда поразить его острием. Это

оттого, что он вне пространства смерти.

§ 51

Дао рождает их, дэ их вскармливает, природное предназначение

придает им форму, природные условия приводят их в завершенный вид.

По этой причине и нет среди всех этих вещей такой, что не почитала

бы дао, не возвеличивала бы дэ. Ведь только они не подвержены

никаким повелениям, но неизменно остаются подобными самим себе. Так

что сказано: «дао рождает, дэ вскармливает, выращивает, воспитывает,

сохраняет, излечивает, питает, оберегает». И при этом рождает, но не

обладает, наделяет, но не ждет благодарности, взращивает, но не

употребляет себе на пользу. Это-то и называется таинственной дэ.

§ 52

У Поднебесной есть начало. Его можно назвать матерью

Поднебесной. Тот, кто постиг мать, тем более узнает ее чад. Кто

узнает ее чад, тем более будет склонен хранить их мать. Откажется от

своего «Я» и тем избежит гибели. Прекратит связи с внешним, затворит

свои врата и до конца останется безучастным. Ибо тот, кто

поддерживает связь с внешним, вечно суетится и до конца не обретает

покоя. Видение малого — привилегия только ясного ума; умение

оставаться гибким доступно лишь подлинной силе. Тот, кто умеет

просветиться изнутри, непременно придет и к подлинной ясности ума.

Он уже не будет зависеть от своего несчастного «Я». Такой и зовется:

«овладевший неизменным».

§ 53

Если, положим, у меня было бы подлинное знание: пустился бы

по великому пути, всеми деяниями своими внушал бы трепет… Но

великий путь очень незаметен, поэтому народ и предпочитает

проторенные дороги. Чем пышнее дворец, тем запущеннее поля и пустее

амбары. Когда носят разукрашенные одежды, на поясах — острые мечи,

когда брезгуют обычными едой и питьем, а деньгами считают лишь

огромные суммы, — это уже грабеж и бесстыдство. А никакой не путь.

§ 54

То, что хорошо установлено, не свалят; то, что хорошо

внушено, не забудут: и сыновья и внуки будут возносить жертвы и

молитвы беспрестанно. Кто исправил себя, у того, значит, есть воля;

кто исправил семью, у того, значит, хватает воли на семью; кто навел

порядок в волости, у того — силы как раз на волость; кто управился

с царством — у того сил еще больше. Кто навел порядок в Поднебесной

— обладает силой уникальной. Так и идет: у кого сил лишь на себя,

занимается собой; у кого есть силы еще и на семью — семьей; у кого

на волость — волостью; у кого на царство — царством; у кого — на

Поднебесную — правит Поднебесной. А то как бы мы узнали, что в

Поднебесной все как надо? Вот из этих вот рассуждений.

§ 55

Того, в ком высшая дэ, я уподобил бы новорожденному: осы и

ядовитые змеи его не жалят, дикие звери — не кусают, хищные птицы

— не когтят. Кости у него мягкие, члены гибкие, но Хватка крепкая.

Не зная союза полов, он готов к нему: в нем огромная энергия. Кричит

целый день и не охрипнет. Он предельно гармоничен. Понимание

необходимости единения неизменно; понимание неизменности этого

говорит о ясности ума. Продолжение жизни всегда благой знак. Ум,

управляющий энергией, дает могущество. Вещи, достигая расцвета сил,

клонятся к старости. Все это следует назвать отходом от пути. Отход

от пути ведет к ранней кончине.

§ 56

Постигший не рассуждает; рассуждающий — не постиг. Кто не

дает воли своей печали, отгораживается от мира, умеряет свой блеск,

уподобляется простой пыли, затупляет свою остроту, выпутывается из

своих дум — о том правильно говорится: «достиг таинственного

единения». Такого невозможно по произволу приблизить, но нельзя по

произволу и отдалить; нельзя одарить, но нельзя и обездолить;

невозможно возвысить, но нельзя и унизить. Поэтому такой

драгоценность для Поднебесной.

§ 57

Страной управляют с помощью праведности, пользуясь войском

лишь в крайнем случае, поскольку Поднебесную приобретают, не

занимаясь другими делами. Откуда мне это известно? Когда в

Поднебесной много запретов и ограничений, народ становится все

беднее и все больше тянется к оружию. В стране тогда наступает

неразбериха, люди становятся все более изощренными. Их

изобретательности нет предела, поэтому законы все множатся, а

злодеев не становится меньше. Поэтому мудрецы и говорят: «Пребывай

в недеянии, и народ сам собой исправится; оставайся в спокойствии,

и народ сам придет к верному; не вникай в частности, и народ сам

начнет богатеть; не давай воли страстям, и народ сам вернется к

безыскусности».

§ 58

У того, чье правление как бы небрежно, народ благоденствует.

У того, чье правление строго, народ в сплошных недоимках. От этого

зависят счастье и несчастье. То, чем определяется счастье и

несчастье, — знание предела. Там, где отсутствует праведность, ее

проявление воспринимается как диковина. Доброта там хуже убийства.

Таково заблуждение людей! Если такое длится, это уже становится

привычкой. Посему мудрец прям и неподатлив; скромен и серьезен;

справедлив и беспристрастен; ясен, но не блестящ.

§ 59

В управлении людьми, как и в служении естеству, нет ничего

полезнее умеренности. Понимание важности умеренности ведет к тому,

что называют «ранней ответственностью». Под «ранней

ответственностью» подразумевается серьезное отношение к собиранию

внутренней силы дэ. Накопившему дэ нет преград. Когда нет преград,

неизвестно, до какого предела мощи можно продвинуться. Когда сам не

знаешь, до какого предела мощи можно продвинуться, самое время

овладевать страной. Овладев же корнем всякой власти, можно тем самым

рассчитывать на долговечность. Это называют «углублением корня и

укреплением основания». Это и есть путь к долгой и прекрасной жизни.

§ 60

Править большим царством так же хлопотно, как готовить мелкую

рыбешку. Если же править Поднебесной с оглядкой на дао, тогда

божества-предки не будут иметь повода проявлять свою чудесную силу.

Тут дело не в том, что они вообще ее не проявляют, просто ее

проявления не затрагивают людей. И даже не только не затрагивают

простых людей, — они и мудрецам не доставляют хлопот. Когда же эти

две стороны не доставляют хлопот друг другу, их силы дэ сообщаются

и действуют заодно.

§ 61

Что делает государство великим, так это готовность

подчиниться течению дел. Нужно ладить с Поднебесной, как женщина

ладит с мужчиной. Самка неизменно избирает пассивность, чтобы

одержать верх над самцом именно этой своей покорностью. Поэтому

лучше всего идти за ходом событий. Так, великое царство, ставящее

себя ниже малого, неизменно приобретает власть над ним, и наоборот:

малое царство, принижающее себя перед великим, в конце может и

возобладать. В одном случае принижают себя нарочито, в другом — по

необходимости, но результат один. Ведь и великому царству нужны

способные слуги, и малое царство нуждается в достойных покровителях:

каждый, следовательно, обретает желаемое. Так что величие обретается

покорностью обстоятельствам.

§ 62

Для всего существующего путь — самое непонятное. Люди,

склонные ко благу, ценят его как сокровище; люди, склонные ко злу,

стараются от него укрыться. Красивыми рассуждениями можно попытаться

что-то скрыть от людей, равно как и показной респектабельностью, но

если уж в человеке нет добра, такими уловками его не приобретешь.

Так что можно стать хоть сыном неба и, в окружении трех гунов, со

всеми яшмовыми регалиями, несомыми впереди, следовать за запряженным

четверкой экипажем, но лучше уж оставаться на своем месте. Тех, кто

был способен на это, особенно ценили в старые времена, — считали,

что это и есть приближение к пути. Тогда люди не стремились к

приобретению, а страшились впасть в беззаконие. Такие и были

драгоценны для Поднебесной.

§ 63

Если чем и заниматься, так недеянием; если что и делать, так

бездельничать; если чем и лакомиться, так чем-нибудь безвкусным.

Будешь великим или малым, состоятельным или нищим — все зависит от

того, как проявится внутренняя Даже к самому простому нужно

подходить так, как будто это — самое сложное; даже в самом великом

деле нужно вникать во все мелочи. В Поднебесной все трудности от

того, что кажется легким; и все большие проблемы от невнимания к

мелочам. Поэтому мудрец старается не заниматься великими делами, в

чем и состоит для него возможность достичь подлинного величия. Тому,

кто легко обещает, и веры большой не будет. Такой толкует о том, как

все просто, а потом одни проблемы. Мудрец, напротив, только и думает

о трудностях, потому ему все легко и удается.

§ 64

Вообще-то он спокоен и легко ко всему относится. Внешне не

проявляется, но полон замыслов. Хрупок и легко поддается» Слаб и как

бы рассеян. За него никак не взяться. Его не привести в порядок,

потому что он не беспорядочен. Дерево в обхват начинается с тонкой

былинки. Башня в девять ярусов возводится из горстки земли. Путь в

тысячу ли начинается с первого шага. Только вот никак не получается

найти это самое начало: кажется, схватил, а в руках — ничего.

Поэтому мудрец ни

Скачать:PDFTXT

Дао Дэ Цзин Трактат о Пути и доблести Лао-цзы читать, Дао Дэ Цзин Трактат о Пути и доблести Лао-цзы читать бесплатно, Дао Дэ Цзин Трактат о Пути и доблести Лао-цзы читать онлайн