п, э, н.
Гербарт н (16), п, и, е, э.
Марк Аврелий н (12), п, р.
Бентам н (13), п, ю.
Декарт м (15), е, п, р.
Паскаль м (10), е, н, р.
Д’Аламбер м (15), е.
Лейбниц м (8), е, п, и, р, ю, ф.
Дюринг м (11), е, ю, п, м, э.
Пуанкаре м (12), е, п.
Бэкон е (13-15), н, и, э.
Пристли е(11),м,н.
Кант е (16), м, н, ю, п, э, р.
Спенсер е (13), м, п, и, ю, э.
Л о ц е е (13), м, э, р, п.
Бенек е п (15), е, н, р.
Бэн п (18), м, е, ф.
Эрве п (15), э.
Мэн-де-Биран п (15), э, н.
Рид п (15), э, и, е.
Шеллинг э (15), е, и, ф, р.
Ницше э (13), п, ф, и.
Бруно э (15), е, м.
Платон э (15?), м, н, р, е, п, ф.
Шафтсбери э (15), ф, н.
Берке э (15), е, м, н.
Гюйо э (15), ф, н, р, п.
Л у киан э (15), ф, п.
Шлейермахер р(11), ф, п, э.
Шпир р (18), е, н, п.
Соловьев р (12), н, п, ф, и, ю, э.
Юм и (14), п, е, н.
М илл ь и (12), п, ю.
Г о б б е с и (14), е, п, ю, н.
Гегель и (17), ф, э, р, е, м.
Кузен и (18), ф, п, э, н.
Г е р б а р т н (16), п, и, е, э.
Марк Аврелий н (12), п, р.
Бентам н (13), п, ю.
47
XVI. Изобретательность у детей. Общие выводы
Детская изобретательность проявляется у всякого ребенка, по крайней мере нормального ребенка, в его играх задолго еще до пробуждения призвания, соответствующего сильным сторонам его индивидуальности, разумеется, в самой элементарной и примитивной форме. Однако, несмотря на огромное расстояние, отделяющее эти робкие опыты от высших форм изобретательности взрослых, особенно в сфере научного и философского мышления, механизм изобретения все же обнаруживает родственные черты.
Весьма любопытно, что о детских изобретениях впервые заговорил давным-давно Лейбниц: «Даже в упражнениях детей найдутся такие вещи, которые остановят на себе внимание величайшего математика. По-видимому, намагниченной стрелкой мы обязаны их развлечениям, ибо кому была бы охота обращать внимание на то, как она вертится! Установлено также, что мы обязаны детям воздушным аркебузом, который они мастерят из простой трубочки гусиного пера, которым они протыкали с обеих сторон ломтики яблока, а затем насильственно сближали между собою обе образовавшиеся яблочные пробочки и сжатием воздуха выталкивали одну из них, задолго до того, как один искусный рабочий (Норманн) вздумал подражать им en grand»* (см. изд. Erdmann, 1840, стр. 175: «Discours touchant la methode de la certitude et de 1’art d’inventer»).
Лейбниц, однако, не дает психологического анализа детской изобретательности. Таковой мы находим у современных психологов.
Жан Поль Рихтер приводит примеры изобретенных детьми изречений (возраст 6-7 лет): «Каждая ночь поражает нас ударом, днем мы выздоравливаем. Когда пульс бьется быстро — бываешь болен, когда медленно — здоров; так и облака: когда быстро плывут — к дурной погоде, когда медленно — к хорошей. Самые глупые большею частью любят наряды, так и с насекомыми — они самые глупые и пестрые зверьки». В новейшее время собран большой материал по детскому творчеству в области рисования. Гораздо менее сделано по вопросу о детском творчестве в области языка.
Royce в статье «Psychology of invention» («Psychological Review», 1898) прежде всего указывает на то, что в первоначальной подражательной стадии процесса приспособления ребенка к окружающей среде, когда у него складываются привычки, возможно индивидуальное изменение привычки — независимая вариация в интеллектуальной привычке. Происхождение способности к изобретению связано биологически с происхождением изменений в привычке. Спрашивается, при каких же условиях замечается тенденция к изменению привычки и к изобретению? Опыт «пластичен», привычки могут быть изменяемы в самых разнообразных направлениях. Можно, например, научиться писать ногой. Положим, привычка А связана с обстоятельством, при котором она обычно проявляется, В, но если вместо обстоятельства В дано некоторое обстоятельство р, то я реагирую измененным образом, скажем, q, которое стоит к р в таком отношении, как В к А. Форма отношений сохраняется, но
48
содержание изменяется (этот процесс Стэут называет relative suggestion*). Ребенок производит ряд пробований (try, try, try again), причем благодаря руководящей роли сознания происходит сознательное уточнение. Благоприятная случайность может содействовать удачной индивидуализации привычки, но отнюдь нельзя взваливать здесь все на случайность. Кроме благоприятной наследственности имеет значение поощрение, общественная поддержка индивидуальной инициативы. Дети, воспитывающиеся в закрытых учебных заведениях, где подавляется индивидуальная инициатива, проявляют меньшую изобретательность, чем дети, растущие на свободе, например в деревне. По мнению Ройса, в процессе изобретения нужно отметить контраст с рутиной; затем на почве этих контрастных действий намечается в известном направлении смутный идеал, определяющийся точнее во время работы, а затем контраст превращается в углубленную форму сходства: ребенок проявляет свое искусство (skill) путем сведения контраста к некой углубленной форме сходства. В главе «Творческая мысль» мы увидим, какое значение имеет чувство аналогии, предвосхищающее это вскрытие углубленных сходств. В этом смысле пишет Вольф: «Facultatem observandi rerum similitudines ingenium appellamus»** (Psychologia empirica, § 476). Такой мотив привел, например, к философии Платона или к математическим концептам нуля и отрицательных величин. Ройс пробовал воссоздать этот процесс в его примитивной форме в психологической лаборатории, проделывая ряд опытов в таком роде:
1. Нарисовать на десяти карточках нечто из прямых и кривых «ни на что не похожее» и не похожее одно на другое, бросая карточку в сторону, не стирая, делать каждый раз все единым движением, как можно скорее, 10 рисунков в 2 минуты.
2. Надо после показывания 10 карточек с нарисованным рисовать непохожее — «Geist, der stets verneint»***.
3. Надо сравнить оригинал и позднейшее и нарисовать еще не
похожее ни на то, ни на другое.
Болдвин в книге «Ethical and social interpretation» отмечает также ряд пробований, подражательных воспроизведений, но с известными уклонениями от оригинала, как исходный пункт для изобретательности, а также наряду с личным фактором указывает и на социальный: изобретение удовлетворяет ребенка, когда он убеждается, что оно годно для других, одобряемо ими. Он приводит следующий пример. Девочка начинает строить из кирпичиков церковь, затем к фундаменту А присоединяет линию В, потом С. «Что ты делаешь? Я никогда не учил тебя строить церковь с двумя поперечными линиями». «О, нет, я делаю животное с головой, хвостом и четырьмя ногами». Ребенок зовет всех домашних в комнату, чтобы показать свое изобретение.
Рассмотрев пробуждение призвания у философов, мы должны прежде всего отметить, что: 1) У большинства из них замечается ingenium praecox — первые попытки творчества относятся в среднем к 13-15 годам. 2) Их интересы всегда многообразны — не замечается преобладания исключительно только одного интереса. 3) Главнейший из их интересов как раз соответствует наиболее сильной стороне в будущем философском творчестве. 4) Эти интересы нуждаются в поддержке со сторо-
49
ны общества в социальном признании, что было отмечено нами в предыдущей главе.
Раннее пробуждение призвания у одаренной натуры может быть задержано неблагоприятными условиями развития или не быть подмеченным окружающими, но, вообще говоря, оно очень часто замечается. «Закон ускоренной деятельности, — по словам Чемберлена («Дитя», т. I, стр. 55), — присущ детскому возрасту и даровитым натурам». Он напоминает поэтому слова Шопенгауэра: «Каждое дитя до известной степени гений, и каждый гений до некоторой степени дитя». Он приводит статистические таблицы по данному вопросу, составленные Дональдсо-ном и другими (кстати сказать, составленные довольно топорным способом), и замечает: «Музыкальный талант созревает настолько рано, что лишь в пяти случаях из ста было основание предполагать отсутствие заметных проявлений способности в детстве; из живописцев, ваятелей и зодчих по крайней мере 3/4 несомненно проявили талант до 15 лет; то же можно сказать о трех из каждых четырех поэтов и приблизительно то же относительно романистов, 5/6 ученых, историков и критиков и 2/3 философов можно с уверенностью предсказать раннюю зрелость в детстве» (ib., стр. 61-62). Все эти цифры далеко не точны благодаря недостаточно широкой базе для подсчета, но показания американских антропологов и психологов в общем вполне совпадают с результатами, полученными мною. Селли, как указывает Чемберлен, в статье «Гений и ранняя зрелость» устанавливает следующее положение: «Скороспелость гения замечается в раннем обнаружении себя», «но раннее проявление гениальности вполне совместимо с удлиненным и даже поздним развитием». Это положение, по-видимому, подтверждается и в области философии, например в применении к Платону, Аристотелю, Декарту, Лейбницу, Канту, Гегелю и Спенсеру. Наши великие писатели неоднократно описывали эти первые порывы творческого духа в ребенке, это радостное предвосхищение каких-то великих прекрасных, смутно чуемых возможностей. У Пушкина, Толстого и Достоевского отмечено это расширение духовного горизонта, пробуждение творческого Эроса, прилив внутренних молодых сил, вера в свою «звезду». Напомню пушкинские стихи: «В начале жизни школу помню я»; замечания Толстого о зачатках творчества у крестьянских детей; и следующие слова Достоевского в «Неточке Незвановой»1: «Бывают такие минуты, когда все умственные и душевные силы, болезненно напрягаясь, как бы вдруг вспыхнут ярким пламенем сознания, и в это мгновенье что-то пророческое снится потрясенной душе, как бы томящейся предчувствием будущего, предвкушающей его. И так хочется жить, так просится жить весь ваш состав, и, воспламеняясь самой горячей, самой слепой надеждой, сердце как будто вызывает будущее, со всей его тайной, со всей неизвестностью, хотя с бурями, с грозами, но только бы с жизнью».
1 Сочинения, 4-е изд., ч. II, стр. 177-178.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
КРИЗИС СОМНЕНИЙ XVII. Сомневающийся и скептик
Муки сомнения — одно из самых тяжелых состояний человеческого духа. Это состояние знакомо почти всякому. Оно может иметь своим объектом самые разнообразные предметы, как самого конкретного, так и самого абстрактного характера. Сомнение есть состояние мучительного колебания нашей мысли между утверждением и отрицанием, касающимися подлинности какого-нибудь факта или истинности какого-нибудь отношения между мыслями. Факт, являющийся объектом сомнения, может быть физического или психического порядка, истинность отношения между мыслями может касаться житейской, научной или эстетической области, но везде характерным является колебание нашего сознания между двумя (или несколькими) возможностями, которое сопровождается болезненно неприятным чувственным тоном. Нередко высказывалась мысль, будто философские сомнения, которые переживаются некоторыми скептиками, проповедующими невозможность достоверного познания, лишены этого трагического оттенка. В 1909 г. французский психиатр Соллье в книге «Le Doute» категорически высказывал эту мысль, выражая уверенность в спокойном академическом характере философских сомнений, в противоположность драматическому оттенку серьезных сомнений не только у лиц, страдающих болезненными формами сомнения, но и у нормальных сомневающихся. Анализируя кризис сомнений в процессе изобретения, мы покажем, что подобный взгляд совершенно ложен и что именно в области философии кроется настоящая трагедия сомнения.
«Сомневающийся» и «скептик» не одно и то же. У первого объекты сомнения конкретного характера, у второго — абстрактного; один сомневается в своих успехах в жизни, в верности своей любовницы, в точности такого-то воспоминания; другой — в основах познания, в реальности материи, «чужого Я», Бога, в возможности общеобязательной