Скачать:PDFTXT
Философия изобретения и изобретение в философии:Введение в историю философии

144. * большая посылка (лат.).

** меньшая посылка (лат.).

*** заключение (вывод) (лат.).

С. 146. * два королевских дара человека (нем.).

С. 147. * побочными мыслями (нем. и фр.).

С. 148. * утверждающий модус (лат.) — заключение от истинности основания к истинности следствия в гипотетических (условных) умозаключениях (или силлогизмах).

** отрицающий модус (лат.) — заключение от отрицания следствия к отрицанию основания в гипотетических умозаключениях.

С. 149.* чистая доска (лат.).

С. 157.* исходная ложь (ошибочный начальный тезис) (греч.).

С. 161.* Более точное название книги Л. Леви-Брюля — «Les fonctiones mentales dans les societes inferieures» («Мыслительные функции в низших обществах»), 1910. Ср. также его работу «La mentalite primitive», 1922 (в рус. пер. «Первобытное мышление». М., 1930).

** закон сопричастия (фр.).

С. 162.* Из трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» (1830).

С. 164.* в совокупности (греч.).

** См.: Аристотель. Никомахова этика // Соч.: В 4 т. М., 1983. Т. 4. С. 191-218.

*** вопрос — предметы (явления) — вывод (заключение) (лат.).

С. 165.* бесконечная пространственная схема (нем.).

С. 167. * Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3. С. 87, 91.

С. 170. * нет психолога без биолога (лат.).

** нет психолога без философа (лат.).

С. 172.* восприятие жизни (жизнепонимание) (нем.).

С. 173. * «так, из двух часов, идущих синхронно и в соответствии с движением солнца, если одни бьют и сообщают нам время, то другие также бьют и показывают то же самое время, причем между ними нет причинной связи, когда одни действуют на другие, каждые из них самостоятельны в своем

362

действии, но и те и другие изготовлены одинаковым образом и с одинаковым тщанием. Подобно этому, например, движение языка передает нашу волю, а воля, в свою очередь, сопровождается движением языка, но ни первое, ни второе не зависят друг от друга, и то и другое суть выражение высокой искусности, благодаря которой они связаны и соединены столь неразрывным образом» (лат.).

С. 175.* коренным образом (лат.).

** эксперимент разума (нем.).

*** Криптомнезия — нарушение памяти, когда исчезает различие между событием, действительно происшедшим, и событием, увиденным во сне или услышанным от других.

С. 176.* Буриданов осел, умирающий от голода, находясь на равном расстоянии от двух совершенно одинаковых охапок сена, ибо ничто не побуждает его предпочесть одну из них другой, — пример, долженствующий показать, к каким парадоксам приводит допущение абсолютной обусловленности выбора. Его связывают с именем французского философа XIV в. Жана Буридана, хотя в его произведениях он не обнаружен. Мишель Монтень согласен, что выбор предполагает неравенство в оценке предметов. Однако такое неравенство, по его мнению, естественно, ибо даже если различия между вещами, на первый взгляд, неуловимы (imperceptibles), они существуют, что позволяет нам, хотя бы и неосознанно, предпочесть одну вещь другой. «Равным образом, — пишет он далее, — если мы вообразим веревку, одинаково крепкую на всем ее протяжении, то решительно невозможно представить себе, что она может порваться, — ибо где же, в таком случае, она окажется наименее крепкой?» (Монтень М. Опыты. Кн. II. М.; Л., 1958. С. 330).

С. 182.* «каким образом самка птицы создает свое гнездо, образец которого она никогда не видела, руководствуясь не памятью и даже не каким-либо умением, а лишь воображением» (лат.).

** «кто склонен ко всесторонней оценке, скажу я, вряд ли вынесет довольно абсурдное или чудовищное суждение об исчерпанности женского творческого созидательного начала, оплодотворяемого сочетанием общих родовых идей, не отягощенных материей» (лат.).

** Из стихотворения В. С. Соловьева «Мы сошлись с тобой недаром» (1892). У Соловьева: «Над черной глыбой».

С. 184.* «То, что хорошо понимается, ясно излагается, / И слова сами собой приходят на уста» (фр.). Ср.: «Пока неясно вам, что вы сказать хотите, / Простых и точных слов напрасно не ищите; / Но если замысел у вас в уме готов, / Все нужные слова придут на первый зов» (Буало. Поэтическое искусство. М., 1957. С. 62).

С. 185.* необходимое условие (лат.).

С. 186.* Паук, наделенный логикой, может сравнивать (лат.).

** Сенестезия, общее чувство.

*** Из стихотворения В. С. Соловьева «В Альпах» (1886).

С. 189.* Мадам де Теб — модная парижская гадалка, пользовавшаяся популярностью в аристократических кругах (кон. XIX — нач. XX в.).

С. 190.* из ничего (лат.).

С. 191.* «Молись за нашего Отца, обретшего в твоем непорочном чреве, Дева, своего Сына» (лат.).

** В рус. пер.: Неман А. Г. Иллюстрированная история суеверий и волшебства от древности до наших дней. М., 1900 (автордиректор психофизической лаборатории в Копенгагене).

363

С. 193. * снова продумать великую мысль (идею) мира (нем.).

С. 194. * Ницше Ф. Сумерки идолов, или Как философствуют молотом (Изречения и стрелы) // Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 560.

** Разве не математики истинные и прирожденные поэты, а те, которые пытаются что-то сочинять (лат.).

С. 195.* преследующие (возникающие) противоречия (лат.).

С. 196. * «К могиле: колыбель будущей жизни» (нем.).

** Введенский А. И. Психология без всякой метафизики. Пг., 1914 (3-е изд., 1917).

*** страсть к изобретению (греч., лат.).

С. 198. * «Нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в чувствах, кроме самого разума» (лат.).

С. 199.* «чувству одобрения и неодобрения» (нем.).

С. 200. * я хочу, как я хочу (то, что я хочу) (фр.).

** категориями воли (нем.).

С. 202. * Трактат «Проблемы» примыкает к группе так называемых физических трактатов Аристотеля (наиболее известны из них «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении»). Общепринято считать, что указанный трактат — позднейшего происхождения.

С. 204.* официант (англ.).

** Он чует истину (нем.).

С. 206. * Все страсти, даже пренеприятнейшие, как страсти приятны (нем.).

С. 209. * естественное влияние (лат.) (имеется в виду влияние тела на душу и души на тело).

** «Быть свободным — ничто. / Стать свободным — это небо» (нем.).

С. 211.* конечный пункт (лат.).

** начальный пункт (исходная точка) (лат.).

С. 212. * Мейман Э. Введение в современную эстетику. М., 1909.

** «Весенняя заповедь, сладкий рок, / Наполнивший грудь. / И он запел так, как должен был, / А как должен был, так и смог. / Я видел это совершенно отчетливо» (нем.).

С. 213.* спонтанность разума (нем.).

** любовь к року (лат.).

*** умственный (мысленный) эксперимент (нем.).

С. 214.* Написанная на латинском языке диссертация И. Канта для получения места профессора «De mundi sensibilis atque intelligibilis forma et prinicpiis» («О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира»), 1770.

** Полное название оставшейся незаконченной работы Канта «Об основанном на априорных принципах переходе от метафизических начал естествознания к физике», 1798-1803 // Соч.: В 6 т. М., 1966. Т. 6.

С. 215. * «До сих пор я не восхищался никем, кто воспринимает меня как игрушку» (лат.).

** «Ведь не философ тот, кто постоянно и всерьез побуждается к тому, чтобы с помощью придумываемых, пусть и хорошо продуманных гипотез испытывать свои силы» (лат.).

С. 216. * вера (греч.).

С. 238. * «Обретает неисчислимые сокровища тот, кто из прутьев получает золото, драгоценные украшения из камней» (лат.) (virga — не только прут, палка, но и обозначение посоха Меркурия, символа, игравшего боль-

364

шую роль в алхимии) (Цитируется сочинение Лейбница «Новые опыты о человеческом разуме»).

** решающий пункт (отправной пункт) (лат.).

С. 239. * следуй путем жизни (лат.).

** «11 ноября 1620 г. приступил к осмыслению основ удивительных открытий (изобретений). 10 ноября полон решимости отыскать основание удивительных наук» (лат.).

С. 240. * Да и нет (лат.).

** я считал, что уже вхожу в гавань (фр.).

*** я оказался отброшенным в открытое море (фр.).

С. 242.* «Я награжден (благословлен) плодом» (нем.).

С. 247.* бегство идей (нем.).

С. 257.* изобретать в соответствии с принципами (нем.).

С. 261.* непосвященная чернь (темная толпа) (лат.).

С. 263. * с любовью (итал.).

** в себе и для себя (нем.).

С. 266. * ничему не удивляться (лат.).

С. 268. * Речь идет об историко-литературном труде «Литературные редкости» (1791) Исаака Дизраэли, отца известного английского политического деятеля Бенджамина Дизраэли.

** «Приветствую вас, золотые мои книжицы, / Мои любимицы, мои прелестницы! / Как часто радуете вы взор / И нежно касаетесь рук наших! / Сколь превосходны вы, сколь образованны… / Дорогами древних веков и недавних / Проходят вместе с вами люди, / Вверяясь бессонным ночам. / Столь долговечные сочинения внушают им надежду, / И надежда эта, конечно, не обманывает их» (лат.).

С. 270. * доказательство, основанное на выводе из положения, еще требующего доказательства (лат.).

С. 271.* средство репетирования (орган-репетитор) (фр.).

С. 273. * что это такое «все» («весь мир»)? (фр.).

С. 274. * действующие лица (персонажи) (лат.).

С. 275.* прежде, раньше, сначала (логически предшествующее) (лат.).

С. 279.* Речь идет о романе О. де Бальзака «Поиски Абсолюта» (1834), при издании «Человеческой комедии» включенного в цикл «Философские этюды».

С. 282. * букв, прочнее меди, в смысле «долговечный, долговременный» (лат.).

С. 283. * Роман Г. де Мопассана «Милый друг» (1886).

С. 284. * Имеется в виду сочинение И. Канта «Von der Macht des Gemiits durch den blossen Vorsatz seiner krankaften Gefiihle Meister zu sein» («O способности души справляться с болезненными чувствами одной лишь своей решимостью»), 1798.

С. 287. * «он сочиняет из-за негодования стихи» (лат.).

** Речь идет о полемике Р. Декарта с некоторыми теологами, а также философами Т. Гоббсом и П. Гассенди по поводу его трактата «Метафизические размышления» (или «Размышления о первой философии, в которых доказывается бытие Бога и бессмертие души»), 1641.

С. 289.* основание (фр.).

С. 291. * «Оставь в покое женщин и займись математикой» (итал.).

С. 294. * Из стихотворения А. С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829).

365

С. 296. * Эгоспотамы (Эгоспотамос) (букв, «козья река ) — древнее название реки на Херсоносе Фракийском (совр. Галлипольский полуостров), в устье которой в 405 г. до н. э. произошло сражение между афинским и спартанским флотами. Потеряв в этом сражении флот, Афины вынуждены были капитулировать.

С. 298. * Ум (душа) создает философа (лат.).

С. 303. * «Сущности не должны быть умножаемы сверх необходимости… разнообразие сущностей не должно минимизироваться (уменьшаться) случайным образом» (лат.) (см. Шопенгауэр А. О четверояком корне закона достаточного основания. Философское исследование // Шопенгауэр А. О четверояком корне… Мир как воля и представление. Т. 1. Критика кантовской философии. М., 1993. С. 7).

С. 304. * Не для школы, а для жизни учимся (лат.).

С. 305. * Из неоконченной поэмы А. К. Толстого «Алхимик» (1867).

** основание разделения (отправной момент классификации) (лат.).

С. 306. * См. примечание к с. 196.

С. 310. * Из стихотворения А. А. Фета «Добро и зло» (1884).

С. 311. * состояние и обладание (приобретение) (греч.).

С. 313. * Испанский философ и теолог Раймунд Луллий разработал в XIII в. метод моделирования логических операций путем символического обозначения предельных понятий. Если иметь полный список этих понятий и расположить

Скачать:PDFTXT

Философия изобретения и изобретение в философии:Введение в историю философии Лапшин читать, Философия изобретения и изобретение в философии:Введение в историю философии Лапшин читать бесплатно, Философия изобретения и изобретение в философии:Введение в историю философии Лапшин читать онлайн