Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Непричесанные мысли
сцены. · 82
НЕПРИЧЕСАННЫЕ МЫСЛИ Власть чаще переходила из рук в руки, чем из головы в голову. · А что, если устроить дуэль двух Гамлетов — кому быть, а кому не быть? · Я внимательно слежу за творчеством этого писателя, начиная со времен Гомера.
·
Отнюдь не эстеты определяют соотношение сил.
·
Похоже, что у некоторых поэтов труха в голове сенная — она неплохо кормит Пегаса.
·
Прошло проверку временем? Укажите каким!
·
Положительных героев даже не надо создавать — их достаточно назначить.
·
После некоторых литературных ревизий от того, что им подверглось,
почти ничего не осталось. Все забрали ревизоры.
·
Пьеса, которая отучает думать, тоже может быть поучительна.
·
Возможно, когда-нибудь появится искусство, способное без слов и без жестов —
одним только взглядом — выразить переживания народа.
·
83
СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ Я обратил внимание, что людям особенно по душе такие мысли, которые не заставляют думать. · Умные мысли рождаются из головы, как Афина Паллада, прекрасные — выходят из пены, как Афродита. · Самое ужасное — это личные дела несуществующих людей. · О своей эпохе больше расскажут те слова, которые не употребляют, чем те, которыми злоупотребляют. · То, что один поэт говорит о другом поэте, можно сказать и не будучи поэтом. · Неужели люди растут лишь затем, чтобы воевать за то, кто из них выше? · Бессмертный автор умирает в своих подражателях. · О нем можно отзываться лишь негативно — но зато в превосходной степени. · Искусство движется вперед, а за ним по пятам — надзиратели. · 84
НЕПРИЧЕСАННЫЕ МЫСЛИ Эх, если б и узость кругозора была лишь бытовым неудобством! · В некоторых источниках вдохновения Музы лишь омывают ноги. · Шедевр будет понят даже глупцом — но совсем по-другому! · Увенчивать лаврами стоит лишь тех, у кого есть головы. · И в начале некоторых песен вместо скрипичного ключа стоял знак параграфа.
· Если действующими лицами политических анекдотов становятся звери —
значит, наступила бесчеловечная эпоха.
· В искусстве нет новых направлений, есть только одно — от человека к человеку.
· А ведь казалось, нет более восприимчивой публики, чем пустоголовая. · Нам нравится слышать свой внутренний голос откуда-то извне. · Слово, ставшее делом, покидает литературу. · 85 СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ Кажется, меня считают мастером юмора безвыходных ситуаций. · Как распознать историческую бурю? После нее еще долго ломает кости. · Глубину можно имитировать, сгущая краски. · Писатель, который никогда не углубляется, всегда держится на поверхности. · Шаткость доводов ужесточает позицию. · Кто нашел отклик — тот повторяется. · Стремись к лаврам! Но не с чужой головы. · Создавайте о себе мифы — ведь именно так поступали боги. · Пусть он станет индикатором того, сколько голов в среднем приходится на душу населения. · Художник, не изобразивший властителя-калеку героем, явно не был реалистом. · 86
НЕПРИЧЕСАННЫЕ МЫСЛИ Порой мы стоим над пропастью, как перед рампой сцены, и удивляемся: а куда же делась публика? · Чтобы стать реалистическим, искусство должно сначала деформировать человека. · Интересно, мышление — это социальная функция или функция мозга? · Прочь с дороги Правосудия! Оно слепое. · Порой у творения есть выбор: остаться авторской работой или стать произведением искусства. · И человек бывает разделен на сферы влияния разных особ. · Чем ближе мы к истине, тем дальше от действительности. · Где тот прейскурант, в котором указано, что же все-таки можно получить, заплатив любой ценой? · Как правило, арьергард старого авангарда является авангардом нового арьергарда.
·
87
СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ Смерть — это deus ex machina* человеческой трагедии. · Мне кажется, что я все время играю драматические эпизоды в каком-то бесконечном фарсе. · Ах, если бы мы могли видеть жизнь, а не ситуации! · И мелким тварям порой удаются великие творения. · О нем говорили с восхищением: «Догоняет гениев!» Я взволнованно спросил: «А с какой целью?» · Каждый язык должен создавать такие каламбуры, какие в данный момент нужны его народу. · Из их слов вы поймете, о чем они хотели промолчать. · У сценического мастерства сейчас только режутся зубы. Сколько ж времени пройдет, пока оно приблизится к нашему зрелому лицедейству в повседневности? · * Бог из машины (лат.). 88
НЕПРИЧЕСАННЫЕ МЫСЛИ Иногда две эпохи в искусстве разделяет всего лишь один штрих художника.
·
Как же приятно вспомнить то время, когда предавался воспоминаниям.
·
Он был трусоват, поэтому хранил свои мысли в чужих головах.
·
Он на все наклеивал фиговые листки,
но, ничего не скрывая, описывал, что под ними находится.
·
Не богохульствуй, если не веруешь!
·
Всё уже открыли до нас, осталась лишь целина, граничащая с пошлостью.
·
Можно ли создавать шедевры силой? Да, только надо иметь эту силу.
·
Иногда промежуток между прошлым и будущим нужно прожить в каком-нибудь
неопределенном времени грамматики.
·
Все люди — актеры. Как же всех обеспечить ролями?
·
Некоторые ступени карьеры ведут прямо на виселицу.
·
89
СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ Раньше и вечность длилась дольше. · Отсутствие таланта он восполняет отсутствием характера. · У людей замедленная реакция: понимание событий зачастую приходит лишь к следующим поколениям. · Поэты как дети: сидя за письменным столом, не достают до земли ногами. · Наилучшее самооплодотворение демонстрирует бесполое искусство. · Произведение говорит само за себя — если есть кому сказать. · Ничто не обнажает художника так откровенно, как его автопортрет. · Свободе свойственна извращенность: она отдается своим врагам. · Как добиться резонанса? Тронуть у нужного человека нужную струну. · Там, где закон жесток, народ мечтает о беззаконии. · 90
НЕПРИЧЕСАННЫЕ МЫСЛИ Поэт ловит то, что несет текущий сквозь него поток. · Как подумаю, что в гермафродите разыгрывается драма Ромео и Джульетты,
вздрагиваю от страха — а вдруг эту ситуацию подсмотрят молодые драматурги?
· Когда падают чужие головы, не бросай свою на произвол судьбы. · 91 СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ Копаясь в деталях, остерегайтесь узости! · Внутри него внушительная пустота, до краев заполненная эрудицией. · У всех великих трагедий счастливый конец, но кто же способен досидеть до конца! · Если б головы поэтов отрастали, как у гидры, тогда они, возможно, обладали бы более богатой фантазией. · Когда народ счастлив, преступления сублимируются в искусстве. · Он выдал себя, раскланявшись лавровым венком, как котелком. · Он — это каждый раз кто-то другой, поэтому ему позволительно повторяться. · Жалкий лепет? Но зато новый! · Будь сентиментален. Тогда даже былые трагедии сможешь вспоминать с умилением.
·
Иногда нужно проявить жестокость,
чтобы заставить должным образом оценить твою деликатность.
·
92
НЕПРИЧЕСАННЫЕ МЫСЛИ И кастраты духа берут самые высокие ноты. · Некоторые погружаются в глубины лишь для того, чтобы пускать оттуда маленькие пузырьки. · Поэт подозрительно смотрит на написанные им слова: какие из них украсят его
надгробие?
· Вам кажется, что этот автор немногого добился? Да ему же удалось понизить общий уровень! · Не следует пропагандировать «pure nonsense»* там, где царит «common nonsense»**. · У некоторых шутов бубенчики издают фальшивый звон! · И пролитая кровь еще пульсирует. Пульсом эпохи. · Его мысль — чистое наслаждение. Она никого не оплодотворяет. · ** Чистый абсурд (англ.).
** Всеобщий абсурд (англ.).
93
СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ Быть слепым непозволительно с любой точки зрения. · Не драматизируйте свою жизнь! А вдруг на ваши роли найдутся лучшие исполнители? · На человеческой коже можно написать всё что угодно — пока она на человеке. · Он напал. Да еще на мысль! · Пегасу даны крылья, чтобы меньше брыкался. · Брось камень первым, иначе тебя назовут эпигоном. · У некоторых трагедии нарастают, как мозоли, — просто от хождения по земле. · Странный сноб: мечтал о том, чтобы на его визитной карточке перед фамилией стояло не д-р или гр., а св. · Эпоха оказалась урожайной на гениев. Будем надеяться, что хоть пара из них окажется не без способностей. · 94
НЕПРИЧЕСАННЫЕ МЫСЛИ Дрессированные попугаи ничего не повторяют. · Берегись! Когда купаешься в лучах славы, твои враги получают преимущество —
они ведь затаились в тени.
· Там, где все поют в унисон, слова не имеют значения. · Борьбу за власть с ней же и ведут. · Когда пафос окружающих оказывается смешнее юмора, юморист впадает в депрессию.
· Лишь став знаменитым, можно позволить себе выступать инкогнито! · Порой человеку кажется, что он болтается по какой-то сцене, не будучи даже статистом.
· Лишь когда он въехал на колеснице, стало понятно, что он всего лишь кучер. · Тени способнее людей — делают то же самое, но без всяких усилий. · Вкус критика X настолько испорчен, что его можно пользовать как компас. · 95 СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ Достаточно слова, остальное — болтовня. · Я держал счастье за хвост, но оно вырвалось, оставив в моей руке лишь перо, которым я и пишу. · Муза проповедников и моралистов — Преступление. · Воскреснуть без согласия убийц — на это нужно мужество! · Из-под палки Муза проснется даже в барабане. · Время всегда будет людоедом. · В уважающих себя театрах на сцене должен быть люк, в который можно провалиться со стыда. · На котурнах труднее сходить со сцены. · Собственное бессилие не менее опасно, чем чужое насилие. · Недостаток памяти у человечества способствует упрочению мифов. · 96
НЕПРИЧЕСАННЫЕ МЫСЛИ Не останавливайся на ночлег там, где не спится даже клопам. · Как-то мы с очень неглупой пани Х посетили конюшню. В нашем присутствии великолепный жеребец демонстрировал чудеса мужской силы. И вдруг пани Х сказала мне: «А Кароль Ижиковский* утверждал, что писатель за всю жизнь может создать лишь несколько настоящих афоризмов».
· Кто ж будет рассматривать на своей щеке отпечатки пальцев от пощечины?
· Мечта раба: рынок, на котором можно покупать хозяев. · У некоторых крылья растут прямо из горба. · В голову лезут всякие идеи — изнутри. · Как же здесь душно! Откройте окна — пусть те, кто на улице, тоже это почувствуют.
· Если человек вдруг откроет в себе целый клад духовных ценностей, должен ли он срочно сообщить об этом в милицию? · Кароль Ижиковский (1873—1944) — польский писатель и критик. 97 СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ Никто не бывает настолько глуп, чтобы изредка не прикидываться полным дураком. · Я видел последствия, которые каждый год обрастали новыми причинами.
· Нельзя надеяться на человеческую память. Впрочем, и на забвение тоже рассчитывать нельзя. · И лилии на болотах дрожат в ожидании мелиорации. ·Случается, и свинья издевательски хрюкает в сторону своего пастуха: «Подумаешь, свинопас!» · Когда враг радостно потирает руки, не упусти случай — твои руки свободны!
· Интересно, насилие над чьей-то совестью лишает невинности ее обладателя?
· Семейного круга циркулем не
Скачать:TXTPDF

сцены. · 82НЕПРИЧЕСАННЫЕ МЫСЛИ Власть чаще переходила из рук в руки, чем из головы в голову. · А что, если устроить дуэль двух Гамлетов — кому быть, а кому не