Скачать:TXTPDF
Непричесанные мысли
каждый из них оплачен серьезной компрометацией. · Огромное количество людей видит сны, уже бывшие в употреблении. · Оглохшее эхо должно иметь богатое воображение. · К каждой мелодии сочиняй свои слова, к любым словам — свою мелодию. Но петь это ты не обязан. · Моя ненависть состарилась — превратилась в презрение. · Пример рационализации: фимиам, одновременно играющий роль дымовой завесы.
·
Встречаются произведения, которые избегают всякой оценки, гоняясь за лаврами.
·
Развалины — это мнемотехнические знаки истории.
·
Всё зависит от фантазии логиков.
·
224
НЕПРИЧЕСАННЫЕ МЫСЛИ Оторви подкладку у плохого произведения — в нос ударит запах пота автора.
· Диапазон лиризма весьма широк — от садизма до мазохизма. · «Прости их, ибо не ведают они, что говорят» (об актерах). · Некоторые сходят со сцены тогда, когда у них заканчиваются слова, написанные другими. · Беда, если суфлер возомнит себя актером. · Всех, вышедших из слова, призываю немедленно в него вернуться. · А может, именно ремарки и отразят драму человечества? · Поэты — это Антеи, попирающие земли ахиллесовой пятой. · Для великих трагедий нужна кровь, а не слезы. · Современный Гамлет: быть, не существуя, или, существуя, не быть? · 225 СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ А может, именно сейчас создаются новые миры, соответствующие эстетическим вкусам современного человека? Но когда мы их откроем, они будут казаться слишком старомодными. · Ох уж эта недооценка атавизма в угоду традиции! · Вдохновенный творец — это плагиатор собственных видений. · Х считает меня гением. Я как-то сказал ему: «Мы с вами два гения…», — и он согласно закивал головой. · Если я потеряю остроумие, меня провозгласят философом. · И у произведений бывают комплексы, чаще всего — комплекс отца. · Сколько же людей, сойдя со сцены, забывают разгримироваться! · Ничего страшного, что некий писатель уставился в собственный пуп — надо лишь, чтобы ему удалось его творчески загипнотизировать. · 226
НЕПРИЧЕСАННЫЕ МЫСЛИ Наверняка есть такие гении, мысли которых непонятны для других. · Да он ясновидец! Видит пустоту посреди густо заселенного мира. · Желающие снять с памятника бронзу, будьте осторожнее! Судьба — она контрабандистка: под бронзой может оказаться чистое золото. · Насколько меньше дел творилось бы на свете, если бы не было слов. · А не стоит ли на Парнасе построить приюты для тех, кто не способен оттуда спуститься?
· Иногда бывают нужны такие суфлеры, которые могут подсказать, чего не надо говорить.
· Оригинал! Списывает у графоманов. · Насилие аргументов и аргументы насилия — два совсем разных стиля. · Что такое искусство? Бомба с часовым механизмом в музыкальной шкатулке. · Порой, лишь сойдя со сцены, узнаешь, какую роль довелось сыграть. · 227 СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ О чистоте помыслов автора лучше всего расскажут его черновики. · Расширь свой репертуар — сыграй самого себя! · Куда катится жизнь? Туда же, куда и ты, пока идешь. · Берегись! Отвергнув собственные сны, ты можешь попасть в чужие. · И по пустым виселицам заметно, как что-то повисло в воздухе. · А может, перипатетиков пора строить в походные колонны? · И бронза идет в металлолом. · Странный этот Антей — восстанавливает силы, лишь опустившись на дно. · Не ожидай слишком многого от конца света! · Упадок — неподходящее состояние для постижения глубин. · 228
НЕПРИЧЕСАННЫЕ МЫСЛИ А может, встряхнуть следует не мир, а человека? · Мысль всегда должна быть глубже того уровня, до которого может дотянуться рука власти. · Перетянуть струну можно даже тогда, когда настраиваешь ее на нужный тон.
·
Никому не давай обвести твои извилины вокруг пальца!
·
Чем чище жертва, тем грязнее руки убийц.
·
Кнуту наплевать на тех, кого он хлещет.
Кого бы он ни хлестал, свистит всегда одинаково.
·
Стремитесь к созданию синтетических антитез.
·
Преступление рождается в крови, как и человек.
·
Самая низкая точка падения искусства — на колени.
·
Шарлатан! Собственной кровью подрумянивает свои творения!
·
229
СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ Убийца возвращается на место преступления, особенно того, которого он еще не совершил. · Порядок слов в искусстве вовсе даже не демократичен. · Насиловать логику может только тот, кто ею обладает. · Обозревать мир можно задаром. Платят только за комментарии. · Расставляйте ловушки для своих эпигонов — пусть падают в ваши глубины. · Плоскостопие заметно и на котурнах. · Всматривайтесь в свое отражение в источниках смеха! · Порой именно ореол ничего не пропускает в голову. · Сердце ударило ему в голову. · Держи в голове хоть что-то — вдруг Муза захочет сделать ее своей погремушкой? · 230
НЕПРИЧЕСАННЫЕ МЫСЛИ «Я не лирик», — сказал соловей. Может, он и прав — лирику непозволительно услаждать все вкусы. · Как же талантливы порой бывают случайные актерские экспромты у человека! · Риторический знак вопроса порой распрямляется до восклицания! · Группа писателей, которая производит такое впечатление, как будто одного гения
разменяли на мелочь, — это еще далеко не худший вариант.
· А может быть, прерывая трагедии и фарсы зрителей, театр уже одним этим исполняет свое предназначение? · Неужели надо хватать художника за горло, чтобы он мог вздохнуть поглубже? · Клоуну приходится мазать лицо белилами, чтобы его могущественные противники не
замечали, как он бледнеет.
· На свете столько разных миров, сколько может уместиться в нашей голове. · Он подсмотрел обратную сторону человека и завопил: «Какой скандал! Это же задница!»
·
231
СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ Укрепили связь человека с человеком — до толщины цепей. · Сколько же света отбирает у нас эта совокупность пустых голов! · Некоторые плоды искусства следует употреблять неочищенными — вместе с кожурой мифов. · Исторические исследования языка не должны игнорировать рапорты доносчиков —
ведь это язык эпохи.
·
Некоторые осечки сопровождаются страшным шумом!
·
Банальность собирает аплодисменты многотысячной толпы,
состоящей из всех ее соавторов.
·
Ох, уж это ощущение иллюзии, которое рождает все остальные ощущения!
·
Всё есть: и трубачи, и барабанщики, и фанфары с бубнами, —
да только вот музыка куда-то делась.
·
Внутренняя цензура совершенно безжалостна — тех мыслей,
которые не хотелось бы родить на свет, у нас даже не возникает.
·
232
НЕПРИЧЕСАННЫЕ МЫСЛИ Трудно быть двусмысленным в эпоху, когда слова ничего не значат. · Там, где ответы под вопросом, в конце вопросов должны стоять восклицательные знаки.
· В эпоху немоты достаточно бывает слова, в болтливые времена — даже молчания.
· Зарождение искусства восходит к сотворению человека. · Боюсь мешанины стилей, например ренессанса социалистического реализма. · Надо ли защищать искусство? Нет, лучше заставить его пойти в наступление. · Мы идем среди деревьев добра и зла — ищем, где забрезжит рассвет. · Нам угрожает потоп слов! Найдется ли новый Ной, который спасет по паре из каждого литературного жанра? · Трагики, не отождествляйте оргазма с катарсисом! · Что есть творчество человека? Это вариации на заданную тему. · 233 СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ Создавайте новую акустику — пусть банальность зазвучит по-другому. · Суфлеров трагедий следовало бы посадить — но вовсе не в их будки. · Он шел к вершине по спирали. «Этот что-то крутит», — говорили о нем. · С тех пор как я собственными глазами видел то, что невозможно себе представить,
могу ли я не верить в существование миров, которые я сам придумал?
· Мне снился длинный ряд лавровых венков, перед которыми стояла одна скромная единичка. · Мнение — самая важная литературная форма. · Рудники сюжетов? Сколько же авторов нашли здесь погибель! · Его логика не хромает, но страдает сильным плоскостопием. · Не каждому орлу доводится стать чучелом с распростертыми крыльями. · 234
НЕПРИЧЕСАННЫЕ МЫСЛИ Человек — венец творения. Терновый. · Интересно, что более естественно для человека — условные рефлексы или условные сигналы? · Кто такие ангелы? Для людоедов — всего лишь домашняя птица. · Один крикнул: «Вижу абсолютную пустоту!» Другие обрадовались: «Он ничего не заметил!» · «Я — нонконформист, — сказал он, — и свой непоколебимый аскетизм
преодолеваю с помощью последовательного гедонизма».
· Табу, которого коснулись, считается проданным. Платить придется головой.
· Стоит ли удивляться — как только Психея отдается психоанализу, тут же появляется Эрос. · Совершенное над собой насилие не является онанизмом лишь в том случае,
когда в его результате рождается новый настоящий человек.
·
235
СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ Когда у человека нет слов, ему их тут же предоставит государство. · Самок кентавра он скрещивает с минотаврами — думает, что таким образом в конце концов создаст человека. · И опять быть новым Ноем в Mare Tenebrarum!* · Когда у обеих сторон одни и те же доводы, начинается неантагонистическое противоречие, иначе говоря — трагедия. · Дай выход слову! · Когда играют гаммы, грязные руки угадываются по звуку инструмента. · Если сел в седло, не брыкайся. · Самое страшное — это одиночество внутри самого себя. · Ох уж эти триумфальные арки, очерченные одним плевком! · Море тьмы, мрака (лат.).
236
НЕПРИЧЕСАННЫЕ МЫСЛИ Человеку нужны адресаты его чувств, иначе у него может разорваться сердце. · Когда не находишь слов возмущения, не заменяй их комплиментами.
· Жития праведников подходят лишь авторам малых форм: они коротки.
· Время — наиважнейшее сырье. · Знай, поэт: конец всего — перевернутая лира без струн, омега!
· За добросовестное выполнение социального заказа расплачивается автор —
спустя годы, с процентами.
· Очень часто всю вину сваливают посередине — между могилой убийцы и убитого. · Пишет ни о чем — включая самого себя. · Он завязал себе на шее струну и на ней повесился. Только после этого струна пропела в нужной тональности. · 237 СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ Истинный враг человечества всегда тянется к людям. · Под давлением некоторых реальностей вогнутыми становятся даже обычные зеркала.
·
Пропорции красоты просты — сто процентов.
·
Кроме мыслей есть еще и интеллектуальные порывы.
·
Должен же и у лицемеров быть свой Бог.
·
Хлопай хоть самому себе, только не по лицу ближнего своего.
·
Вавилонскую башню строили из слов, на них она с позором и рассыпалась.
·
Он издал свои «Воспоминания».
Это показания обвиняемых, полученные им во время следствия.
·
А может, самая честная маска — маска бандита? Она хотя бы не прикидывается лицом.
·
А может, своей жизнью жил только тот,
кто в гардеробе мира нашел для себя подходящий костюм?
·
238
НЕПРИЧЕСАННЫЕ МЫСЛИ Литература более прогрессивна, чем жизнь, — она уже применяет эвтаназию к своим неудавшимся героям. · Некоторым подкаблучникам и сапог тирана кажется туфелькой Музы. · И Ничто переживает свои драмы. · Как подумаю, что все — иллюзия, сразу становится жаль боксера, который только что получил по физиономии. · И автор напряженно ждет финала пьесы: что дальше — аплодисменты, свист или тишина? · Творец, бей глубже — пусть даже мимо сердца. · Они думали, что я читал это произведение с восторженным
Скачать:TXTPDF

каждый из них оплачен серьезной компрометацией. · Огромное количество людей видит сны, уже бывшие в употреблении. · Оглохшее эхо должно иметь богатое воображение. · К каждой мелодии сочиняй свои слова,