Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Новые опыты о человеческом разумении

в 1688 г. в VIII томе «Bibliotheque universelle» (р. 49-142) в Париже. Эта публикация Жана Леклерка, а также подробная аннотация (в XVII т. за 1690 г указ. Изд. ) на только что вышедший в Лондоне «Опыт ..» привлекли к себе внимание Лейбница, но решающею роль сыграло появление в 1700 г в Амстердаме французского перевода П. Коста всего «Опыта…» с добавлениями Локка (важнейшие из них — гл. 33 об ассоциации идей во второй книге и гл. 19 об «энтузиазме», т. е. религиозном исступлении, в четвертой книге, а также фрагмент о свободе воли). Лейбниц, как это видно из его письма Т. Бернету от 17(27) июля 1696 г., еще до этого задумал написать пространное полемическое сочинение и теперь сразу принялся за тщательное изучение произведения Локка на хорошо известном ему французском языке (английским Лейбниц владел несовершенно).

О доскональности изучения свидетельствует, например, реферат Лейбница в издававшемся им журнале «Monatlicher Auszug aus allerhand neuherausgegebenen, nutzlichen und artigen Buchern» (Hannover, September 1700 und 1701) на важнейшие добавления Локка к французскому изданию.

В начале 1704 г. сочинение Лейбница было уже почти завершено, но вскоре английский материалист скончался, и Лейбниц отказался от публикации своей рукописи, оставшись и в дальнейшей твердым в своем решении, как это видно из его писем Т. Бернету от 26 мая 1706 г , П. Косту от 16 июня 1707 г. и Ремону (Remond) от 14 марта 1714 г. Только в 1765 г , полвека спустя после смерти самого Лейбница, «Новые опыты ..» вышли в свет в амстердамско-лейпцигском издании Рудольфа Эриха Распе. Некоторые другие подробности о работе Лейбница над «Новыми опытами.» и о судьбах этой рукописи освещаются во вступительной статье к настоящему изданию.

На издание Р. Э. Распе опирались последующие публикации И Э. Эрдмана (Erdmann) (1840), П. Жане (Janet) (1866 и 1900) и Фламмариона (1913). Но несколько отличается от него вследствие иного прочтения ряда неясных мест рукописи самостоятельное издание Г. Герхардта (Gerhardt), появившееся в 1882 г. в качестве пятого тома семитомного свода философских произведений Лейбница (Die philosophischen Schriften von Gottfned Wilhelm Leibniz, hrsg. von C. J. Gerhardt. Berlin, 1875-1890) С этого издания с учетом некоторых мест из публикации Распе был выполнен русский перевод П. С. Юшкевича, отредактированный проф. Б. Э. Быховским и снабженный им вступительной статьей (см Г. В. Лейбниц. Новые опыты о человеческом разуме. М, — Л., 1936, а также отрывки из книги, опубликованные в журнале «Под знаменем марксизма», 1935, № 6 и 1936,

==641

N 5). В настоящем издании использован указанный перевод, но он заново сверен с подлинником И. С. Вдовиной и сопоставлен с изданием П. Жане (1866). При этом в примечаниях указаны все существенные разночтения издании Распе и Герхардта.

Примечания к настоящему изданию составлены И. С. Нарским. При этом им были частично использованы примечания к «Новым опытам…», составленные П. С. Юшкевичем (1936), а также примечания К. Шааршмидта (1873) и И. Домбской (1954). При подготовке примечаний к переписке Лейбница частично использованы пояснения Г. Герхардта (1882).

В названии сочинения и далее в тексте слово entendement переводится как «разумение» в связи с тем, что в подготавливаемом издании сочинении Д. Локка соответствующий термин understanding переводитс во многих случаях как «разумение» (тогда как в других — «разум»).

Аналогично в данном томе сочинений Лейбница переводитс термин raison (англ.: reason). Разрядка текста, даваемая в отдельных случаях только в издании Герхардта, опущена. — 47.

2 В изд. Распе: «…этим более благоприятный прием…».- 47.

3 В изд. Распе отсутствует предложение, данное в издании Герхардта в круглых скобках. — 47.

4 В изд. Распе: «…чем все начинать и разрабатывать (travailler) заново. Правда, я часто придерживаюсь…».- 47.

5 Продолжение этой и следующая фраза в изд. Распе таковы: «…поэтому мы не только не отрицаем заслуг этих знаменитых писателей, но и воздаем им должное, показывая, в чем и почему мы расходимся (m’eloigne) с их взглядами, когда считаем необходимым помешать тому, чтобы в некоторых существенных моментах их авторитет взял бы верх над доводами разума. Действительно, хотя автор…».- 48.

6 Это место «…et meme avec l’ecole…» может быть понято двояко: как «…а также со схоластиками…» и как «…а также с теми, кто преподает [философию теперь] в школах…».- 48.

7 Prolepseis — термин в теории познания стоиков, означавший «естественные» общие понятия. Некоторые стоики считали их врожденными. 49

8 Semina aeternitatis (лат.) — семена вечности. Zopyra (греч. zwpndon) — жар. таящийся в пепле, из которого можно снова раздуть огонь. — 49.

9 В изд. Распе: «…при столкновении чувств с внешними предметами (des objets externes)».-49.

10 В изд. Распе: «…греки и римляне и все другие народы всегда замечали…».- 49.

11 » В изд. Распе: «…в самом деле, хотя приобретенные привычки и содержание нашей памяти не всегда сознаются и даже не всегда являются нам на помощь при нужде, однако мы часто с легкостью вызываем их в мысли по какому-нибудь ничтожному поводу, который напоминает нам о них. Так, например, часто бывает достаточно начала песни, чтобы вспомнить остальную ее часть. В других местах он также ограничивает…».- 52.

12 Речь идет о диалоге Платона «Менон» (81b — 86b}.-52.

13 У Распе: «…не противоречит чистому разуму…».- 52.

14 В изд. Распе: «И разве кто видел когда-либо совершенно однородную и однообразную плоскость?» — 52.

15 Очевидно, имеется в виду сочинение Р. Бойля «Dissertatio de intestinis motibus particularum solidorum quiescentium, in qua absoluta corporum quies in disquisitionem vocatur». Genevae, 1680.-53.

16 «…Без сознания…» Здесь в подлиннике стоит: » ..mais sans

==642

aperception…» Под апперцепцией Лейбниц чаще всего понимает осознанное восприятие, или сознание (иногда «осознание»), в отличие от бессознательных и смутных состояний спящих и полуспящих монад. Ср. прим. 140.- 53.

17 В изд. Распе: «…требует памяти, а если, так сказать, мы не предупреждены, что должны обратить внимание…».-53.

18 Гиппократ писал об этом в сочинении «pedi tdojxz»-54/ «Те, которые есть, которые были и которых принесет будущее» (Вергилий. Георгики, кн. IV 399).- 54.

20 В изд. Распе часть текста отсутствует: «…не может длиться постоянно. Именно с помощью этих же незаметных восприятии…».- 55.

21 Имеется в виду статья «Рорарий» в «Историческом и критическом словаре» П. Бейля. Иероним Рорарий (1485-1556), папский нунций в Венгрии, был автором сочинения (1547) о разуме животных. В статье о нем Бейль полемизировал по вопросу об отношении тела и души и о предустановленной гармонии со статьями Лейбница, опубликованными в 1695 г. в «Journal de Scavants». Полемика продолжалась почти вплоть до написания «Новых опытов…».-55.

22 Пневматикой вплоть до конца XVII в. называли науку о душе. Термин «психология» появился уже в XVI в. у Меланхтона, но только X. Вольф обеспечил его широкое распространение. — 56.

23 Имеется в виду открытое письмо Лейбница к П. Бейлю, опубликованное в этом журнале в июле 1687 г. Этот журнал — «Новости из республики ученых» — издавался П. Бейлем в Амстердаме в 1684-1687 гг. — 24. У Распе слова «об абсолютном покое» отсутствуют. — 56.

25 Тем, что мало (греч.).- 57.

26 В изд. Распе: «.. оказывается или оказывалось всегда…».- 58.

27 Вероятно, речь идет о точке зрения Оригена в его «De principiis», lib. 2, cap. 2, 3. — 58.

28 Метемпсихоз — переселение душ из одного существа в другое. В изд. Распе после слова «метемпсихоз» сразу следуют слова: «…все это, по-моему, имело своим результатом…».-.Я?.

29 Под аверроистами Лейбниц имеет в виду, наверное, Сигера Брабантского (XIII в.). Квиетисты, (от лат. quies — покой) — мистическая секта, уповавшая на слияние человеческих душ с богом посредством совершенно пассивного созерцания. — 59.

30 Имеется в виду Эдуард Стиллингфлит (1635-1699), который в трактате «Discource in vindication of the doctrine of the Trinity» (1696) обрушился с критикой на философию Локка, что послужило началом двухлетней полемики между ними. Извлечения из этой полемики имеются на русском языке во втором томе «Избранных философских произведений» Дж. Локка (1960).-60.

31 Имеется в виду книга «Математические начала натуральной философии (Philosophia naturalis principia mathematica)», опубликованная в 1687 г. 60.

32 Имеется в виду французское издание «Опыта…» 1700 г. В более поздних изданиях «Опыта…», начиная с четвертого, это дополнительное рассуждение отсутствует. — 61.

33 Это место в рассуждениях Лейбница следует поставить в связь с прим. 114. Речь идет о Кеплере, Робервале и Ньютоне. — 61.

34 Сбудется все, возможность чего отрицал (лат.).- Овидий. Скорби, кн. I; VIII 7.- 61.

35 У Распе вставлена фраза: «…время или пространство. Однако общий их логический род (genre) — это непрерывное количество. Быть может, найдутся люди…».- 64.

==643

В изд. Распе: «. другого — реального сверх того (encore) и двух материи…».- 64.

37 Писатель и путешественник Симон де ля Лубер (1642-1729) по возвращении из Сиама в Париж выпустил книгу «О сиамском королевстве» (1691). -65.

38 В издании Герхардта: «…не может быть доступной пониманию модификацией материи или же такой, которая могла бы быть в ней понята и объяснена (comprise et expliquee). Иначе говоря…».- 67.

39 В изд. Распе: «…некоторые схоластики утверждают нечто близкое к этому (d’approchant), а именно что Бог одухотворяет (exalte) огонь, чтобы…». Здесь Лейбниц, вероятно, имел в виду кардинала Роберта Беллармина (1542-1621).- 68.

40 В изд. Распе: «…таким образом нематериальность (immaterialite) наших душ следует…».- 68.

41 В изд. Распе замечание в круглых скобках отсутствует. -68.

42 Роберт Флэдд (Fludd) (1547-1637) — английский врач, натурфилософ и мистик, выпустивший в свет в 1638 г. трактат «Philosophia moysaiса in qua sapientia et scientia…».- 68.

43 Речь идет о Н. Мальбранше. — 70.

44 » Франсуа Бернье (Bernier) (1625-1688) — врач и путешественник. Его большое сочинение в защиту философии Гассенди было опубликовано в Лионе в 1678 г.-70.

45 В поместье Отс (Oates) Локк бывал у леди Демерис Мешэм частым гостем. Будучи больным, он провел там последние месяцы своей жизни, там же и умер 28 октября 1704 г. См. прим. 1, 2 к переписке Лейбница и леди Мешэм. — 71.

46 Вероятно, речь идет о Екатерине Кокберн (Cookburn), урожденной Троттер (1679-1749). Работу в защиту философии Локка она опубликовала в 1702 г. — 71.

47 Эти возражения были собраны в издании: «Disquisitio metaphysica seu dubitationes et instantiae adversus Renati Cartesli metaphysicam et responsa», 1644.- 71.

48 См. прим. 21.- 72.

49 Имеется в виду «Естественная история» (Historiae naturalis) Плиния Старшего (23-79), vol. VII 55, 189-72.

50 Графиня Конвей (Connaway) (2-я половина XVII в.), сестра канцлера Финча, была

Скачать:TXTPDF

Новые опыты о человеческом разумении Лейбниц читать, Новые опыты о человеческом разумении Лейбниц читать бесплатно, Новые опыты о человеческом разумении Лейбниц читать онлайн