как «разновидность» и как «модус», но здесь, как и в некоторых других местах текста, использует также термин mode, т. е. «модус», «способ» или «образ» (бытия); таким образом, Лейбниц иногда называет Локковы «модусы» модификациями, прилагая последний термин не только к «модусам» Локка в строгом смысле слова. Эта терминологическа вольность встречается и в Предисловии к «Новым опытам…».-144.
125 Джон Гриве (Greaves) (1602-1652) — английский математик и востоковед. О данном вопросе он пишет в сочинении «Pyramidographia» (Лондон, 1646).- 146.
126 Для передачи мер вещей потомкам (лат.).- 147.
127 Речь идет о сочинении X. Гюйгенса «Horologium oscillatorium» (Paris, 1673). Габриель Мутон (1618-1694) — французский астроном и математик. Здесь имеется в виду его сочинение «Observationes diametrorum solis et lunae» (1670). Тито Ливио Буратини (1617-1681) был автором работы «Misura universale» (1675).- 147.
128 В изд. Распе: «…в Польше полагали, что установили отношение…».- 147.
129 В изд. Герхардта: «…чем вы говорите и чем вы думаете…».- 149.
130 Леонард Лессий (1554-1623) — иезуитский богослов и моралист в Голландии, автор работы «De perfectionibus moribusque divinis…» (издана в 1636 г.).- 149.
131 См. Деяния апостолов 17, 28.- 149.
132 См. Р. Декарт. Начала философии I 36-37. -150.
133 Лейбниц имеет в виду свое второе письмо Де Босcу и свои краткие заметки «Reflexions sur l’essai de I’entendement humain» — 150
134 Осмелился сказать, что Солнце обманчиво (лат ).- 152
135 Аристотель. Физика IV 11.- 153.
136 Ветхий завет. Книга царств 1 8, 27.- 154.
137 Категорематической бесконечностью схоласты называли по сути дела актуальную, а синкатегорематической — потенциальную бесконечность.
157.
138 Части вне частей (лат.).-159.
139 Скажи, для чего здесь {лат.).-161.
140 Словами «осознанных восприятии» в данном случае переведено слово aperceptions.- 162.
141 Собрание архивных материалов по международному праву, Первый том вышел в свет в 1693 г., а второй, под иным названием, в 1700 г. — 163.
142 Например, Августин.-163.
143 Коренным образом (букв.: целым родом) (лат.).- 166.
144 В изд. Герхардта несколько иной текст: «…действительно, если бы оно пришло в состояние удовлетворения, то тогда какое-нибудь новое впечатление от предметов, небольшое изменение в органах, сосудах, внутренностях сразу нарушит равновесие и заставит…».- 167.
145 В изд. Герхардта: «…радости и горя лучше всего соответствуют…» — 167
==648
146 В изд. Герхардта: » ..может повлечь за собой волнение (affection), А иногда и…».- 168.
147 Аристотель. Метафизика XI У и физика 111 1.- 169.
148 Т. е. способность оказывать сопротивление. — 170.
149 Имеется в виду трактат Мальбранша «Des lois de la communication des mouvements». Paris, 1692.-171.
150 Тот же сам по числу (лат.).- 171.
151 Паоло Kaзaти (1617-1707) — итальянский богослов и математик.
Имеется в виду его сочинение «Mechanicorum libri octo» (1681). 172.
152 Критика картезианской механики Лейбницем содержится, например, в его работах: «Theoria motus abstracti» (1671) и «Brevis demonstratio erroris memorabilis Cartesii…» (1686).- 172.
153 Симон Эпископий (1583-1643) -голландский геолог, автор небольшого трактата «De libero arbitrio».- 174.
154 В изд. Герхардта: «.. противопоставляют несовершенству или рабству (l’esclavage) духа…».- 175.
155 Аристотель. Ннкомахова этика III 3-4 — 175.
156 В изд. Герхардта: «…детерминирует нас, а скорее мы себя ею детерминируем, то происходит..». — 178.
157 В изд. Распе: » порождаемое им действие nv перестает быть добровольным». — 179.
158 В изд. Герхардта » способность петь пли что способность петь повинуется…».- 180.
159 В изд. Герхарда: « на способность выбирать и, наоборот, как другому влекусь…». — Овидий.
В изд. Герхардта: способность петь…». — 180
160 Благое вижу, хвалю — но Метаморфозы VII 20-21.-186.
161 Слепые мысли (лат.) — 186.
162 Цицерон. О крайних степенях… (De finibus…) 11 16, 52.- 187.
163 В изд. Распе: «…потому что он не осознает как следует своих преимуществ». — 187
161а Самое первое, т. с импульсивное, движение воли, возникающее без соучастия суждения (схоласт, термин).-190.
164 Помни (лаг.).- 191.
165 Ассасины — тайная исмаилитская секта, название которой происходит от слова «гашиш», так как члены этой секты доводили себя с его помощью до исступления. (В совр. франц. языке ассасины — убийцы.) Была основана в конце XI в. шейхом Гасаном ибн-Саббахом в горном районе Эльбурса в Ливане. Ассасины самым активным образом участвовал» в борьбе против крестоносцев. Горным старцем (Шейх-эль-Джебль) называли каждого очередного руководителя секты, имевшего своей резиденцией горный замок Алейка. Здесь говорится об убийстве в 1192 г. Марк-графа Конрада Монфератского (Тирского), короля завоеванного крестоносцами Иерусалима. Вполне вероятно, что это убийство было организовано английским королем Ричардом Львиное Сердце, но английские историки приписывают это деяние шейху ассасинов Рашиду аль-Дин Синану. — 191.
166 Колесницу уносят кони, не слушая вожжей возницы (лат.)Вергилий. Георгики I 514.- 194.
167 Различие, проводимое Лейбницем между номинальными и реальными определениями, соответствует делению сущностей Локком на номинальные и реальные. Ср. § 19 гл. III кн. третьей «Новых опытов…».- 195, 168 Скажи, что случилось (букв: почему здесь?) ? Смотри на конец (дела) (лат.). Далее в изд. Герхардта следует такой текст: «Куда пришли?
==649
Перейдем к делу или же примем решение. Люди очень часто нуждаются…».- 197
169 Тримальхион — персонаж романа «Сатирикон», написанного Петронием Арбитром во времена Нерона. — 198.
170 Страх перед противоположным (лат.).-205.
171 Геро и Леандр — герои древнегреческого мифа, дошедшего до нас в обработке Мусея (V в ).- 205.
172 В изд. Герхардта: «…пословица, святой, которого [сегодня] славят, всегда величайший…».- 205.
173 Лейбниц отличал вероятность (probabilite) от ее содержательной основы, которую называл правдоподобием (vraisemblance).-307.
174 Тому, что самое важное (лат.).-209.
175 Под эпикурейской жизнью здесь имеется в виду не та жизнь, которая была бы моральной в соответствии с исторически существовавшим учением Эпикура, а образ жизни, характеризующийся полной невоздержанностью. Духовенство издавна приписывало Эпикуру призыв именно к такой жизни — 210.
176 Перед нами своего рода повторение пресловутого «пари Паскаля» насчет того, что верующий не теряет ни в том случае, если бог есть, ни в том — если бога нет — 210.
177 Вставка в квадратных скобках, сделанная П. С. Юшкевичем, необходима, так как иначе искажается концепция Локка.-213.
178 В романе французской писательницы Мадлены Скюдери «Клелия» (опубл. в 1656 г.) шла, между прочим, речь о «географической карте» царства любви — 216.
179 paJJhsia (греч ), что означает «смелость слова». — 217
180 Искать узлы у тростника (лат.), т. е. трудиться над несуществующими проблемами. -219
181 Речь идет о программной статье Лейбница («Meditationes de cogmtione, veritate et ideis») (Размышления о познании, истине и идеях), в которой дается классификация идей с точки зрения их роли в познавательном процессе Ср. § 29-31 гл. XXIX-гл. XXXI кн. второй «Новых опытов…».- 220.
182 Лейбниц имеет в виду фантастический роман Сирано де Бержерака под названием «Histoire comique des etats et des empires du soleil» (16521 -221.
183 He в определенном, а в каком-то месте (лат.).- 222.
184 Точечно (лит.).-223.
185 См. Р. Декарт. О страстях души I 31-32.- 223.
186 Фома Аквинский. Summa theologiae I § 76.-223.
187 Жак Рого CRohault) (1620-1675) — французский физик-картезианец, автор «Traite de physique».- 225.
188 См. прим. 152.- 225.
189 В изд. Распе: «…они не совершенно отделены от просто пассивной материи и что другие существа, которые одновременно активны и пассивны, имеют в себе что-то и от духа и от тела». -.226.
190 Либертус Фромондус (Либер Фраудмон) (1587-1653) — льежский теолог-янсенист. Его сочинение «Labyrinthus sive de compositione contnui» вышло в свет в Антверпене в 1631 г. — 226.
191 По сути дела здесь имеется в виду отношение отцовства, а не идеях отца, как буквально дано в подлиннике (la relation du pere).-828.
192 «Раньше», т. е. в § 27 главы XIV кн. второй «Новых опытов .». 229.
193 Вечно нет, но очень старо (итал. ) -230.
194 Речь идет о Софии, супруге ганноверского герцога Эрнста
==650
Августа, обычно проживавшей в Герренгаузе, загородной резиденции е обширным парком. — 231
195 Численно того же (лат.).- 232.
196 В изд. Распе окончание этой фразы искажено. — 232.
197 Которых поддерживает один дух (лат.) — Дигесты 41, 3, 30. Слова принадлежат Сексту Помпонию, римскому правоведу II в.-232.
198 Под именем Гелиогабала, т. е. солнечного бога, в историю вошел римский император Барий Авит (правил в 218-222 гг.), который отличался крайней разнузданностью. — 233.
199 Согласно книге Ялкута Хадаша, в позвоночнике человека имеетс особая косточка, которая, будучи будто бы основой всего тела, сыграет эту свою роль при воскресении из мертвых на страшном суде. — 233.
200 Николае Тульпиус (1593-1674) — голландский врач, автор сочинения «Observationum medicinarum libri tres» (1672).-235.
201 Имеется в виду самосознание в смысле знания о наличии своего «я» в отличие от простого сознания (conscience) .-236.
202 Генри Мор, кембриджский платоник, писал об этом в сочинении «Immortalitas animae» (1679) — 240.
203 См. прим 51 и 53.- 340.
204 В изд. Распе: » .осудит этого человека противоположно их суцу?».-242.
205 В изд. Герхардта: «Неважно, будет ли сказано (en rien de dire), что одно и то же сознание. «.-245.
206 Т. е. сторонники взглядов Оригена (185-254), представител александрийской патристики. Далее имеется в виду, что ряд средневековых еврейских теологов следовали Каббале, обе книги которой были проникнуты мотивами неоплатонизма — 247.
207 В изд. Распе: » т. е. той же самой субстанцией и личностью, не оставаясь человеком…».- 248.
208 В изд. Герхардта: » никогда не противоречат физическому тождеству и никогда не бывают с ним в полном разрыве; что всегда существуют..» — 348.
209 Отец — тот, на кого указывают [связи] супружества (лат ).250.
210 Презумпция права и о праве (лат ) — 251.
211 В изд. Герхардта: «.. распоряжение всеми своими силами.. «.252.
212 Боноз (умер в 280 г.) — римский военачальник, наместник в Галлии. — 253.
213 Здесь также и собственные награды для похвального деяни (лат.). -253.
214 В природе нет ничего более высокого, чем добродетель, чем то, что похвально, чем достоинство [и] чем честь {лат.).-253
215 Этими разными именами я хочу обозначить одну и ту же вещь (лат.).- 254.
216 Сердце зажглось гордостью благородной (лат.).- Персии, Сатиры 2. 74.- 254.
217 Формион — персонаж одноименной комедии римского драматурга Теренция (II в.).- 254.
218 См. прим. 318. -256.
219* Имеются в виду низшие звенья «древа Порфирия», т. е. наиболее частные понятия. — 256.
220 В изд. Герхардта — » или, вернее, смутной самой по себе, в вашем смысле слова. » -257
221 Локк здесь писал не о человеке, обезьяне или рыбе, но о
==651
человеке. Цезаре, павиане и Помпее, что делало смысл данного рассуждения более точным.-259.
222