войны с Нидерландами. -525.
525 Об обязанностях добродетельного человека по отношению к будущим событиям (лат.).-525.
526 Якоб Томазий (1622-1684) — профессор в Лейпциге, один из первых учителей Лейбница по философии. Среди его сочинений отметим «Erotemata methaphysica» (1670).- 525.
527 Этот анекдот приводится Эгнатиусом в «Princepes romani» с не большим отличием от того, что пересказывает Лейбниц.-529.
528 Здесь: главное содержание вещей (лат ), суть дела -529.
529 Итог государственных дел (лат.).- 529.
530 Руководство к мудрости (лат.).- 529.
531 В изд. Герхардта в соответствии с Локком здесь идет добавление: «…2) в допущенных гипотезах, 3) в преобладающих чувствах или склонностях (dans les passions ou inclinations dominantes), 4) в авторитете. § 8.
532 Мы судим обыкновенно…».-529.
Свет и правда (др.-евр.) — название некоей нагрудной святыни, которую древнееврейский первосвященник носил на своем одеянии. — 529.
533 Оба этих вероисповедания (первое из них было провозглашено гугенотами в 1559 гг.) являются кальвинистскими. — 530.
534 Сандомирский собор 1570 г. объединил польских протестантов.
Августанское (или аугсбургское) исповедание (1530) было написано Лютером и Меланхтоном. Гельветическое исповедание (1562), сформулированное Буллингером и принятое швейцарскими реформатами, носит умеренно кальвинистский характер. Саксонское исповедание (1551) Меланхтона близко к августанскому. Тридентский (триентский) собор 1545-1552 гг. представлял собой неудачную попытку восстановлени единства католической церкви на основе компромисса с реформатами. 531.
535 С той же объединительной целью созывалась конференция в Торне (1645). О Теодоре Безе (1515-1601) см. прим. 446. -531.
536 См. прим. 500. -531.
537 Борей — бог северо-восточного ветра в древнегреческой мифолотац.-532.
538 См. Р. Декарт. Начала философии III § 52 и 90. -532.
539 Речь идет о сочинении Фабри «Eustachius de Divinis, pro sua annotatione in systema saturnium Chnstiani Hugenii adversus ejusdem assertionem» (Рим, 1661).- 532.
540 Эвстахио Дивини (1620-1666) — итальянский оптик и музыкант; он же автор «Brevis annoiatio in systema saturnium Chnstiani Hugenii» (Рим, 1660) -532.
541 И отступают и грады и земли (лат ) -Вергилий Энеида III 72.-532.
542 Кто влюблен, создает себе сам сновиденья (лат.).- Вергилий.
Буколики. Эклога VIII 108.- 532.
543 О пользе веры (лат.).-535.
544 См. прим. 426.-535.
545 Более видят очи, нежели [единственное] око (лат).- 535.
546 Генри Холден (1576-1665) — парижский богослов, автор «Divi nае fidei analysis» (1652).- 535.
547 Винцент Леринский (ум. ок. 450 г. ) — римский христианский писатель. В 434 г. под псевдонимом Перегрин он написал труд «Соmmentariorum duplex adversus haereticos». -535.
==667
548 Якоб Гретсер (1562-1625) — немецкий иезуит. — 536.
549 Клавдий Аквива (1543-1615) — генерал Ордена иезуитов, автор программного сочинения «Ratio studiorum Societatis Jesu» (1566), предназначенного для всех иезуитских школ.-537.
550 Необходимость средства (лат.).-538.
551 Необходимость послушания (лат.}.-538.
552 Роберто Франческо Ромоло Беллармино (1542-1621) -известный кардинал и итальянский богослов, воинствующий противник Реформации.
Ср. прим. 39.-538.
553 Искусство речи (лат.) .-539.
554 См. прим. 452. Переработанное теологом Лаврентием Бейерлинком (1578-1627) издание (в название было добавлено: «Magnus…») вышло в свет в Кёльне в 1631 г.-540.
555 Франциск Хименес (Ximenes) (1437-1517) -кардинал и великий инквизитор. В 1581 г. во Франкфурте вышла в свет его биография, автором которой был Гомец де Кастро. — 541.
556 Ян ван Бевервик (Beverovitius) (1594-1647) — фламандский врач. Здесь идет речь о его книге «Idea medicinae veterum» (Амстердам, 1627). Писал также и о медиках нового времени, М. Монтене и других. 541.
557 Георг Драуд (1572-1635) — немецкий библиограф, автор ряда сочинений, в том числе «Bibliotheca classica» (Франкфурт, 1611), продолженной Мартином Липеном (1630-1683) в виде «Bibliotheca realis theolqgica, juridica, medica, philosophica». -.543.
558 Конрад Геснер (1516-1565) — швейцарский ученый-энциклопедист. Имеется в виду его «Bibliotheca universalis» (Цюрих, 1545).- 543.
559 Принципы юридические, сборники разного содержания, предложения, избранные места, полугодовые своды конституций, достойные для познания вещи, меткие суждения (лат.).-543.
560 Внутренний суд (лат.), или суд совести.-543.