позднелатинского поэта Авсония.- 56.
4 <О согласии научного знания с верой> (лат.).- 59.
5 См. <Государство> 344 а-Ь.- 59.
6 Имеется в виду статья Лейбница <Новая система природы и общения между субстанциями, а также о связи, существующей между душою и телом> (1695). Ni. т. 1 наст. изд., с. 271-281, 591.-64.
7 См. т. 1. наст. изд., с. 370, 571, 598.- 64.
8 См. т. 1 наст. изд., с. 598.- 65.
9 В 1682 г. вышло первое крупное произведение Бейля <Разные мысли, изложенные в письме к доктору Сорбонны, по случаю появления кометы в декабре 1680 г.>. В 1704 г. в Роттердаме Бейль опубликовал 2-томный труд <Продолжение <Разных мыслей>, или Ответ на некоторые возражения, сделанные автору господином ***>. Отрывки из этих работ приведены в упомянутом выше русском издании Бейля: Т. 2. С. 195-264, 343-462.- 65.
10 Имеется в виду сочинение Лоренцо Баллы <О свободе воли> и сочинение Мартина Лютера <О рабстве воли>. Об идеях последнего произведения см. вступит, ст. к наст. тому, с. 37.68.
11 В 1586 г. в Монбельяре, где в 1585 г. (в период правления герцога Вюртембергского) победила Реформация, состоялся религиозно-философский диспут между протестантами и католиками о свободе воли и ее отношении к божественному предопределению.- 68.
12 Этот документ, излагающий основы лютеранского вероучения, составлен Филиппом Меланхтоном (1497-1560), ближайшим сотрудником Лютера, на основе выдвинутых Лютером положений. В нем выражены значительные отличия этого протестантского вероучения от католицизма. Впервые представленное императору Карлу V и Аугсбургскому рейхстагу в 1530 г., Аугсбургское исповедание сначала было отвергнуто. В последующей борьбе вероисповеданий в текст его были внесены некоторые компромиссные по отношению к католицизму поправки, и в 1555 г. по Аугсбургскому религиозному миру оно получило официальное признание в качестве основного вероисповедного документа лютеранства.- 68.
13 Возможно, речь идет о сочинении Гоббса
14 См. прим. 21 а к с. 544 в т. 1 наст. изд.- 70.
15 Т. е. в <Ученых записках> — см. Примечания к т. 1 наст. изд., преамбулу.- 70.
16 Здесь Лейбниц имеет в виду возражение Франсуа Лами, критиковавшего его систему предустановленной гармонии.- 70.
17 Речь идет о спорах между янсенистами (виднейшими идеологами которых были А. Арно и 77. Кенель) — направлением в католицизме, приближавшимся к протестантизму и решавшим вопрос о свободе воли и божественном предопределении в духе Августина,- и иезуитами, представлявшими воинствующий католицизм.- 71.
18 Лейбниц ссылается здесь на <Оправдание Бога...>, помещенное в конце наст. тома. Из этого замечания видно, что данное Предисловие Лейбниц писал по окончании работы над <Теодицеей>.- 72.
19 Второе и третье Приложения.- 72.
20 Очевидно, речь идет о Пьере Бейле.- 74.
Предварительное рассуждение о согласии веры и разума 1 Все эти волнения душ и столь великие несчастья Проходят, засыпанные горстью праха (лат.).- 77.
2 Тридентский собор римско-католической церкви (1545-1563) проходил в условиях больших успехов Реформации (лютеранство, кальвинизм) в различных странах Западной Европы. На соборе были утверждены догматы о первородном грехе, о чистилище, о непререкаемости авторитета папства (даже по отношению к решениям соборов католической церкви).
Протестантизм был предан анафеме. Принятое здесь Тридентское исповедание веры стало программой католической Контрреформации.- 79.
3 Имеется в виду возникновение протестантских вероисповедан и церквей.- 79.
4 Землю, небесную твердь и просторы водной равнины, Лунный блистающий шар, и Титана светоч, и звезды — Все питает душа, и дух, по членам разлитый, Движет весь мир, пронизав его необъятное тело. <Энеида> VI 724-727 (пер. С. Ошерова).-^/.
5 Многие думали: есть божественной сущности доля В пчелах, дыханье небес, потому что Бог наполняет . Земли все, и моря, и эфирную высь,- от него-то И табуны, и стада, и люди, и всякие звери, И, разложившись, опять к своему возвращает истоку.
<Георгики> IV 220-225 (пер. С. Шервинского).-81
6 V Латеранскии собор римско-католической церкви состоялся в 1512-1517 гг. На нем, в частности, была осуждена концепция двойственности истины, приверженцем которой был итальянский философ-гуманист Пьетро Помпонацци.- 83.
7 <Рассеченные Альпы> (лат. ).-83.
8 <Пизанский круг> (лат.).- 83.
9 Смi. статью Лейбница <Размышления относительно учения о едином всеобщем духе> в т. 1 наст. изд., с. 359.- 83.
10 <Ночное бдение>; о раздоре между философом и теологом, основанном на различии их принципов (лат.).- 85.
11 <Философия - истолковательница св. Писания>. См.
вступит. ст. к наст. тому, с. II.- 85.
12 Пиетисты (сторонники благочестия) скептически относились к официальному благочестию, ставили чувства выше догматов. Склоняясь к мистицизму, они отвергали церковную обрядность, подчеркивали необходимость для верующего личного переживания бога.- 85.
13 Фотиниане — одно из <еретических> направлений в христианстве IV в. (названное по имени епископа Фотина).
Отвергали божественность рождения Иисуса Христа, признавая, однако, что в нем воплощена безличная божественная сила.
Подобных же воззрений держались и некоторые христианские <еретики> XVII в., отчасти и социниане.- 86.
14 Переход в другой род (греч.).- 86.
15 <Философия на службе теологии> (лат.).- 86.
16 По всей вероятности, Лейбниц подразумевает лютеранство и кальвинизм.- 87.
17 <Рационально-теологическое> (лат.). -89.
18 Страдал бесстрастно. Что за смешное учение — созидающее одновременно разрушающее созданное! (лат.).-90.
19 <Лабиринт возникновения непрерывности> (‘лат.).- 92.
20 Мы изобилуем сладкими пороками (лат. ).-95.
21 Т. е. авторы произведений <Логика, или Искусство мыслить> (развивавшего картезианскую методологию) — Антуан Арно и Пьер Николь, <Разыскание истины> — Никола Мальбранш, <Опыт о человеческом разумении> — Джон Локк.- 96.
22 От действительности к возможности заключение следует с необходимостью (лат.).- 98.
23 Шведская королева Кристина (1632-1654) была одной из образованнейших женщин XVII в. Покровительствовала ученым, пригласила в Стокгольм Декарта. Перейдя из протестантства в католичество, отреклась от шведского престола в пользу двоюродного брата и в дальнейшем жила в Риме.
Оставила обширную переписку и мемуары.- 100.
24 Разрушает, строит, меняет квадратное на четырехугольное (лат.).- 104.
25 <О переменчивости фортуны Аристотеля>. Гл. 2 (лат.).- 104.
26<О плоти Христовой>; <сын Божий умер- вполне верим этому, потому что это нелепо; и погребенный воскрес; это верло, потому что невозможно> (лат.).- 106.
27 Если тебе нравится то, что Бог венчает недостойных, то не должно не нравиться и то, что он наказывает невинных (лат.).106.
28 Я не нуждаюсь в ней, да она меня и не удовлетворяет (итал.).- 109.
29 Не исследуй с любопытством причину всего, Какая бы сила, навеянная небом и исполненная Истинности Божией, ни была заключена в книгах пророков; Не дерзай вторгаться в сокрытое покровом священного Молчания, но скромно проходи мимо; Старайся не знать то, что наилучший Учитель Не желает раскрыть, это просвещенное неведение (лат.).110.
30 небом освященная; небом навеянная (лат.).- 110.
31благоразумно; скромно (лат.).- 110.
32 Речь идет о книге представителя английского свободомыслия деиста Джона Толанда <Христианство без тайн> (1696), приговоренной к сожжению ирландским парламентом (что не помешало ей выйти 2-м и 3-м изданием). Вынужденный бежать из Англии, Толанд некоторое время (в 1701 г.) жил в Берлине, где пользовался покровительством Софии-Шарлотты.
Ей посвящено одно из главных произведений Толанда <Письма к Серене>.- 111.
33 <О рабстве воли>, гл. 246 (лат.).- 116.
34 Вероятно, Лейбниц имеет в виду 3511 части <Первоначал философии>.- 118.
35 Заключение не следует (лат.).- 120.
36 О противоположностях; о софистических опровержениях (лат.).- 122.
37 <О согласии научного знания с верой> (лат.).- 128.
38 <Апология кириаков> (лат.).- 128.
39 Быть может, имеется другая, более сокровенная причина, которая открывается лучшим и святейшим людям, но и им она открывается скорее по благодати, чем за их заслуги (О понятии бытия буквально, кн. II, гл. 4) (лат.).- 129.
40 <Кн[ига] о рабстве воли>, гл. 174: <Там (Бог) подает благодать и милость недостойным, а здесь распространяет свой гнев и строгость на тех, кто их не заслужил; в обоих случаях он превышает меру и поступает несправедливо в суждении людей, но справедливо и истинно в своем собственном суждении. Ибо сколь праведно то, что он венчает недостойных, хотя теперь и непостижимо, но мы познаем это, когда мы прибудем туда, где уже не верой одной, а будем сокровенное созерцать непосредственно! Столь же праведно и то, что он осуждает недостойных, хотя это тоже пока непостижимо, а принимается только верой до тех пор, пока не откроется сын человеческий> (лат.).- 129.
41 Светлый, дивится теперь вратам незнакомым Олимпа, Ныне у ног своих зрит облака и созвездия Дафнис. Вергилий. Буколики V 56-57 (пер. С. Шервинского).
Далее следует текст Лукиана из латинского перевода Гемстергейса (появившегося в годы работы Лейбница над <Теодицеей>), который, вероятно, представляет собой Лукианову цитацию из какого-то другого автора: Там же, наполненный подлинным светом, Дивится блуждающим звездам, а также светилам, К полюсу близким, видит, в сколь глубокой ночи Пребывает наш день.
Первая часть опытов о справедливости Бога, свободе человека и начале зла
1 Сам погляди, не острей ли у нас наточены копья!
Вергилий. Энеида Х 481 (пер. С. Ошерова).- 134.
2 <История Севарамбов> написана французским представителем утопического социализма Дени Верасом и опубликована (в двух частях) в 1677-1679 гг. Имела большой успех и за пределами Франции, выдержав множество изданий.- 136.
3 на основании действия (лат.).- 136.
4 И если судьбе угодно, то помогает и двойной яд (лат.).
Вероятно. строка из Овидия.- 136.
5 О, поистине неизбежный грех Адама, Преодоленный смертью Христа! О, счастливая вина, которая удостоилась Столь великого искупителя! (лат.).-137.
6 Имеется в виду прежде всего сочинение кардинала Лотарио ди Сеньи <О презрении к миру, или О ничтожестве человеческой жизни>, пронизанное воинствующим аскетизмом. Написанное в конце XII в. будущим могущественным папой римским Иннокентием III (1198-1216), это произведение в дальнейшем получило широкое распространение. Итальянские гуманисты эпохи Возрождения неоднократно опровергали его идеи.- 139.
7 Чем кривее дерево, тем лучше кочерга; Чем скупее человек теперь, тем богаче будет потом (нем).139.
8 Редко за идущим впереди злодеем Не следует хромой ногой наказание.
Гораций. Оды III 21, 31-32.- 139.
9 Только теперь Руфинова казнь уняла мою смуту И оправдала богов… Клавдиан. Против Руфина 1 20-21 (пер. М. Гаспарова).139.
10 <Гимн перед сном>: Однако тот же милосердный Мститель сдерживает свой гнев И только немногим нечестивым людям Допускает погибать навечно (лат.). -140.
11Это сочинение излагает учение итальянского мистикахилйаста Иоахима Флорского (2-я пол. XII в.) о трех состояниях человечества, соответствующих Ветхому завету, Новому завету и <Вечному Евангелию> — будущему состоянию человечества, когда оно непосредственно и свободно будет чтить бога.- 140.
12 <Восстановление всех> (греч.). Стоическая идея вечного циклического возвращения всех вещей и существ после мирового пожара, теологически переосмысленная, нашла свое отражение в текстах Нового завета (в Евангелии от Матфея, в посланиях апостолов Петра и