Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла

отразилась, все же должно произойти. И выходит, что и в будущем также ничего невозможно изменить из истинного в ложное> (см.: Цицерон. Философские трактаты. С. 303, 305). -247.

41 об этом; об этом предмете удивительно писал Хрисипп (греч.).- 248.

42 <О размещении частей речи> (греч.).-248.

43 Не все прошлое по необходимости есть истинное, как признают это последователи Клеанфа (греч.; лат.). -248.

44 по условию (лат.).-249.

45 Санский собор французского духовенства (на нем присутствовал и король Франции Людовик VII) состоялся в 1140 г. На нем были осуждены все произведения <рыцаря диалектики> Пьера Абеляра (главным вдохновителем этого осуждения был весьма влиятельный мистик Бернар Клервосский).-249.

46 признает у Бога мышление, но не разум (лат.).- 251.

47 Где он говорит хорошо, никто не скажет лучше (лат.).251.

48 Где он сказал плохо, никто не скажет хуже (лат.).- 251.

49 вовне (лат.).- 253.

50 в начале (лат.).- 255.

51 где основанием становится воля (лат.).-258.

52 <Божественный фециал> (лат.). Фециалами назывались члены коллегии из 20 жрецов в Древнем Риме.- 258.

53 искомое (греч.); желаемое (лат.).-261.

54 допущенные к рассмотрению (лат.).-262.

55 страшиться там, где нет страха (лат.).- 264.

56 Меньшее добро имеет природу зла (лат.).- 266.

57 Никола Мальбранш.- 273.

58 Выше в этом же параграфе сам Лейбниц изложил содержание данного отрывка из Авла Геллия, в котором излагаются в латинском переводе мысли Хрисиппа из 4-й книги его сочинения <О провидении>, в частности сомнение, <возникают ли болезни людей от природы>.- 278.

59 И будет осмеян кифаред, ошибающийся постоянно на одной и той же струне (<Наука поэзии> 355-356).-279.

60 о наибольших и наименьших [величинах] (лат.). -279.

61 <Католический Евклид> (лат.).-280.

62 Если к подобному прибавить подобное, то и получим подобное (лат.). -280.

63 Если к подобным подобным образом прибавить подобное, то и результаты будут подобными (лат.).-280.

64 Не только подобные, но и приложенные подобным же образом (лат.).- 280.

65 Благоразумному правителю свойственно терпеть частичный недостаток благости, дабы возникло ‘приращение благости в целом (Фома. <Против язычников>, кн. 2, гл. 71) (лат.).-281.

66 Никакой закон не удовлетворяет всех: требуется только, чтобы он приносил пользу большинству и в наибольшей мере (Катон у Ливия. Кн. 34, в начале) (лат.).- 282.

67 Есть два основания, почему должно принимать с нежностью все то, что с тобой случается. Одно: с тобой случилось, тебе назначено и находилось в некотором отношении к тебе то, что увязано наверху со старшими из причин. Другое: что относится к каждому в отдельности, также является причиной благоденствия, свершения и … самого существования того, что управляет целым (лат.). Перевод дан по изд.: Марк Аврелий Антонин. Размышления. Л., 1985. С. 25.- 282.

68 Следует любить (лат.; греч.).- 282.

69 внемировой разум (лат.).- 283.

70 сверхмировой (лат.).-283.

71 Лучше давать, чем получать (лат.).-283.

72 <О гражданине> (лат.). Первое издание этого произведения опубликовано в Париже в 1642 г., второе — в Амстердаме в 1647 г.- 284.

73 состояние в условиях законности за естественное (лат. ).-284.

74 до величайшего, до всего (лат.).- 288.

75 потому что судьба запрещает мне это (лат.).- 288.

76 Если бы она не ошиблась, сделала бы меньше (лат.).

Вероятно, строка из Овидия.- 295.

77 Если это благоугодно вышним, нечестиво доискиваться большего (лат.).- 296.

Часть третья

1 Наказание есть зло страдания, налагаемое за злодеяние (лат.).- 297.

2 Мы сами бываем причиной наших несчастий (лат.). Вероятно, стих из Овидия.- 297.

3 Письмо 276 к Евгению, III: <Обнаруживается величайший порядок, когда в нем иногда возникает небольшой беспорядок> (лат.).- 298.

4 разлившимся маслом (лат.).- 299.

5 поскольку невозможно, чтобы невинный был несчастным под

праведным Богом (лат. ).-302.

6 Трижды блаженны — когда б они счастье свое сознавали!

Вергилий. Георгики II 458 (пер. С. Шервинского).- 302.

7 Первое проявление мудрости состоит в удалении от глупости (лат.).- 302.

8 Для меня достаточная похвала, если меня не будут порицать (лат.).- 303.

9 Счастливы те, кто вещей познать сумели основы, Те, кто всяческий страх и Рок, непреклонный к моленьям, Смело повергли к ногам.

Вергилий. Георгики II 490-492 (пер. С. Шервинского). -304.

10 Что может случиться с кем-либо, то может случиться и с каждым (лат.).- 305.

11 Возвышается, как согреваемая солнцем башня среди хижин (лат.).- 305.

12 Столь велик, как Эрике, как Атос и отец Апеннин, Вознося свою снегом покрытую вершину к небесам (лат.).-305.

13 Гимнософистами (букв. <голые мудрецы>) в древнегреческих источниках называли индийских жрецов — брахманов.- 305.

14 у смертных больше благ, чем бедствий (греч.; лат.).-306.

15 которые внушены боговдохновенным сердцем (лат.: греч.).- 306.

16 <О благод[еяниях]>, кн. 4, гл. 5 (лат.).-306.

17 Фортуна, повелевая нам жить и протягивая нам кубок, Примешивает три части зла к одной части добра (лат.).- 306.

18 <О божественных установлениях>, кн. 3, гл. 18 (лат.). -307 19 Циц[ерон]. Тускул[анские беседы], кн. 1 (лат.).-307.

20 <О пользе, вытекающей из несчастий>; <О тайных благодеяниях Бога> (лат.).- 308.

21 Этот над родиной власть за золото продал тирану Или законы за мзду отменял и менял произвольно.

<Энеида> VI 621-622 (пер. С. Ошерова).-308.

22 Рукоплещите (лат.).- 309.

23 Рукоплещите и отдавайтесь веселью (греч.).-309.

24 <Врачеватель колеблющихся> (лат.). Более точное название сочинения Маймонида — <Путеводитель колеблющихся>.- 309.

25 для проповеди (лат.).- 311.

26 Имеется в виду схоластик XII в. Петр Ломбардский, автор <Четырех книг сентенций>, в которых на основе Библии и сочинений отцов церкви дано систематическое изложение католического вероучения.312.

27 В 60 его <Теологических мест>, там, где говорится об аде (лат.).- 313.

28 <О вере> (лат. ).-313.

29 раз не прекращается грех, не может прекратиться и наказание (лат.).- 313.

30 Некоторые говорят, и их ответ мне нравится: поскольку грешники в аду всегда будут грешить, постольку будут всегда наказуемы (лат.).313.

31 И не удивительно, что осужденные будут всегда страдать, ведь они будут беспрестанно возносить хулу [на Бога], и, поскольку они, таким образом, будут постоянно грешить, постоянно будут и наказываться (лат.). -313.

32 Но всемогущий отец в своем возмущенье, Что какой-то смертный вышел из адского мрака к свету жизни, Молнией низверг самого изобретателя такого средства И такого искусства, рожденного Фебом, в волны Стикса (лат.).-316.

33 лучшего разумения (лат.), -г-316.

34 <Руководство>. Гл. 112 (лат.).-316.

35 не более (лат.).- 316.

36 на собственный счет (греч.). -317.

37 В русском синодальном издании Библии в Первой книге Царств 22-я гл. отсутствует.- 318.

38 Но добрый никогда не позволит совершиться злу, за исключением того случая, когда Всемогущий сможет из зла извлечь добро (лат.) 318.

39 В русском синодальном издании — Быт. 1, 27.318.

40 Платон называл страсть приманкою зла (лат.).319.

41 Августин. О своб[одном] произв[олении], кн. 1, гл. 2 (лат.).323.

42 <О бытии буквально>, гл. 15; <Против манихеев>, гл. 36 (лат.).-323.

43 Необходимо самым твердым образом верить, что праведный и благой Бог не мог заповедать чего-либо невозможного (Кн [ига] о прир[оде] и благ[одати], гл. 43, 69). Никто не согрешает в том, от чего не может уберечься (О своб[одном] произв[олении], кн. 3, гл.

16,17; Исправл[ения], кн. 1, гл. II, 13, 15) (лат.).- 323.

44 Никто не может быть несчастным под праведным Богом, если он того не заслуживает (кн. 1, гл. 32).- 323.

45 Письмо к Гиларию Цезаравгустану.- 323.

46 Он получал помощь, посредством которой мог и без которой обойтись не хотел, но не получал помощи, которой хотел (Кн [ига] о пор[че], гл. II и гл. 10, 12) (лат.). -323.

47 <К Симпл[ицию]>, кн. 1, вопр. 2 (лат.).-323.

48 Свободная воля не до такой степени погибла в грешнике, чтобы через нее не грешили преимущественно все те, кто грешит с удовольствием (К Бонифац[ию], кн. 1, гл. 2, 3) (лат.).-323.

49 не индивидуумов из рода, а род из индивидуумов (лат.).324.

50 Предопределение святых есть не что иное, как предвидение и предуготовление божественных благодеяний, которыми, без сомнения, могли бы спастись те, кто спасется (Кн [ига] о стойкости, гл. 14) (лат.).-324.

51 <Кн[ига] о предопред[елении]>, гл. 8;<Кн[ига] о благодати>, гл. 13, 14 (лат.). -324.

52 Если обоих одинаково сильно любим, то никому из них ничего не дадим. Поэтому, если кого-либо не предпочитаем, по необходимости поступаем сообразно с этим (К Галатам, в гл. 5) (лат.).- 324.

53 Ничто не находится в нашей власти до такой степени, как сама воля, ибо, как только захотим, она уже готова (О своб[одном] произв[олении], кн. 3, гл. 3; О граде Божием, гл. 10) (лат.).-325.

54 Или воли вовсе нет, или она должна быть названа свободной (разд[ел] 1, 3, гл. 3) (лат.).- 325.

55 Весьма безрассудно утверждать, что когда мы желаем быть блаженными, то это не свойство нашей воли (свободы), потому что не желать этого мы совершенно не можем, не знаю, по какому доброму расположению природы. И мы не смеем сказать, что Богу присуща справедливость не по воле (свободе), а по необходимости, потому что он не может хотеть грешить. Так как не можем грешить, должен ли Бог отказаться по этой причине от свободной воли? (О природе и благодати, гл. 46, 47, 48, 49) (лат.).-325.

56 Они будут действовать, чтобы действовать, а не так, чтобы самим ничего не делать (лат.).- 325.

57 Ты борешься тщетно, Медея,- Молвит,- не знаю, какой, но препятствует бог. Овидий. Метаморфозы VII II-12 (пер. С.

Шервинского).- 329.

58 Но против воли гнетет меня новая сила. Желаю Я одного, но другое твердит мне мой разум. Благое Вижу, хвалю, но к дурному влекусь.

Овидий. Метаморфозы VII 19-21 (пер. С. Шервинского).-329.

59 … То боги ли жар нам в душу вливают, [О, Эвриал,] Или влеченье свое представляется каждому богом? Вергилий.

Энеида IX 184-185 (пер. С. Ошерова.).- 329.

60 <О действующем божественном провидении> (лат.).-329.

61 Ибо если Бог возбуждает самое желание, то, чем сильнее он его возбуждает, тем сильнее мы желаем; а когда мы совершаем желаемое, то именно это больше всего в нашей власти (лат.).330.

62 скажи, почему здесь (лат.). -330.

63 Воля не может быть принуждаема (лат.).-332. »

64 Астрологический рок (лат.).-333.

65 Самопроизвольно то, начало чего заключено в действующем (лат.).- 333.

66 Верг{илий}. Эн[еида], кн. VI, ст. 470: И стала, в лице не меняясь, Твердая, словно кремень иль холодный мрамор марпесский. (пер. С. Ошерова).-339.

67 Ты даешь войска, совет и твоих богов (лат.).- 341.

68 Химера породила новую химеру (лат.).-344.

69 Но что они никуда от линии строго отвесной Не уклонятся ничуть — разве кто-нибудь это усмотрит’ Если ж движения все непрерывную цепь образуют И возникают одно из другого в известном порядке, И коль не могут путем отклонения первоначала Вызвать движений иных, разрушающих рока законы, Чтобы причина не шла за причиною испокон века, Как у созданий живых на земле, не подвластная року, Как и откуда, скажи, появилась свободная воля, Что позволяет идти, куда каждого манит желанье, И допускает менять направленье не в месте известном И не в положенный срок, а согласно ума побужденью?

Ибо сомнения нет, что во всем этом

Скачать:PDFTXT

Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла Лейбниц читать, Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла Лейбниц читать бесплатно, Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла Лейбниц читать онлайн