Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Переписка с Кларком и Н.Ремоном

затронутых в прелестной книге этой юной м-ль, чьи дарования и ум Вы справедливо хвалите […].

ПРИМЕЧАНИЯ

ПЕРЕПИСКА С КЛАРКОМ

Самюэль Кларк — англ. религиозный пастор, духовник английского двора. Став активным последователем Ньютона, он стремился к последовательному истолкованию открытых им законов в духе теизма. В 1706 г. он перевел на латинский язык «Оптику» и пропагандировал принципы его механрки. Переписка между Лейбницем и Кларком содержит по пять писем с каждой стороны. Она велась в последний год жизни Лейбница, с ноября 1715 по август 1716 г. Конец ей положила смерть философа (не успевшего ответить на последнее, пятое письмо Кларка). В основу 1-го тома настоящего собрания сочинений легло издание «Полемика

==601

Г. Лейбница и С. Кларка по вопросам философии и естествознания (1715—1716)». Перевод, вступительная статья и примечания В. И. Сви-дерского и Г КрЕбера. Л., 1960. Данное издание вновь сверено с ориги налом, в него внесены небольшие поправки. Некоторые сокращения, изменения и дополнения внесены и в примечания названных издателей.

Переписка велась при посредничестве принцессы Уэльской Каролины, и публикуемые письма обычно являлись приложениями к письмам, адресованным авторами к принцессе. Лейбниц состоял в переписке с принцессой с 1704 г В полемике Кларк пытался в дополнение к стремлению Ньютона развенчать Лейбница как математика и ученого подорвать его авторитет и как философа. Отсюда весьма резкий тон переписки.

Лейбниц писал свои письма на французском языке, а Кларк — на английском. В рукописях Лейбница, хранящихся в Королевской библиотеке в Ганноврре, сохранились английские оригиналы лишь первых четырех писем Кльрка, пятое письмо отсутствует. Однако существуют французские переводы писем Кларка, сделанные Ла Рошем и апробированные самим С. Кларком. В частности, в издании Клоппа все письма даны на французском языке (см. Клопп II 54—233).

Перевод писем Г. Лейбница и С. Кларка произведен в настоящем издании с французского оригинала писем Лейбница и английского оригинала писем Кларка, содержащихся у Герхардта (VII 352—440). Перевод заново сверен с данным изданием, как и с изданием Кассирера (I 120-241).

При подготовке писем к печати учтено также последнее английское издание переписки Лейбница и Кларка — «The Leibniz — Clarke Cor respondence», ed. with Introduction and Notes by H. G. Alexander. Man Chester, 1956.

Кроме упомянутых можно указать также на следующие, более ран ние издания переписки Лейбница и Кларка.

1. A Collection of Papers wich passed between the learned Mr Lei iz and Dr. Clarke in the Years 1715 and 1716, relating to the Principles of Natural Philosophy and Religion. London, 1717 (английский и французский тексты, причем письма Лейбница переведены с французского на английский С. Кларком, а ответы Кларка переведены на французский Ла Рошем).

2. Merkwurdige Schriften Welche. Zwischen dem Herrn Baron von Leibniz und dem Herrn D. Clarke uber besondere Materien der naturlichen Religion in Franxocher und Englischer Sprache gewechscit und… in Deut-scher Sprache herausgeben worden von H. Kohler. Frankfurt und Leipzig (с предисловием Вольфа и ответом на пятое письмо Кларка Л. П. Тют-тига).

3. В 1-м томе издания, указанного в общем прим. к диалогу «Критика основоположений преподобного отца Мальбранша…».

4. The Works of Samuel Clarke, D. D. vol. IV. London, 1738 (англий ский и французский тексты).

5. Viri illustris G. О. Leibnitii epistolarum una cum dotidem responsibus D. Sammuelis Clarkii… latinitate donavit et adiectis notis uberius illustravit Nicolaus Engelhard Groningen, 1740. Латинский перевод с ответом Тют-тига и подробными комментариями переводчика.

Переписка опубликована также в названных в начале примечания изданиях Дютана (т. II) и Эрдмана (т. II). Кроме того, использована докторская диссертация Леруа, посвященная специальному анализу пе реписки Лейбница и Кларка.— G. V. Leroy. Die philosophischen Probleme in Brief Wechsel Zwischen Leibniz und Clarke. Mainz, 1==893

==602

ПЕРВОЕ ПИСЬМО ЛЕЙБНИЦА

Приведенная выдержка часть письма Лейбница к принцессе Уэльской; по просьбе последней эта часть письма была переслана С. Кларку и послужила началом полемики. 430.

2 По мнению Клоппа (см. 11, 54), Лейбниц здесь имеет в виду положения «Оптики» Ньютона, где сказано, что, «хотя кометы движутся по очень эксцентрическим орбитам во всевозможных положениях, слепая судьба няногда не могла бы засгавить планеты двигаться по одному и тому же направлению по концентрическим орбитам, за исключением некоторых незначительных неправильностей, которые могут происходить от взаимных действий комет и планет друг на друга, способных нарастать за время преобразования системы Столь чудесная однородность плаьег ной системы должна предполагать действие выбора» {И. Ньютон. Оптика. Пер. С. И. Вавилова. М„ 1954, с 305) 430.

3 Ньютон в своей «Оптике», в последнем, 31 м, вопросе прямо указывает, что, «если только материя не совершенно лишена вязкости и трения частей h способности передачи движения (чего нельзя предполагать), движение должно постоянно убывать Мы видим поэтому, что разнообразие движений, которое мы находим в мире. постоянно уменьшается и существует необходимость сохранения и пополнения его по средством активных начал» В качестве подобных естественных начач Ньютон указывает на тяготение и брожение (И. Ньютон. Оптпка, с. 302— 303). Следовательно, по Ньютону, движение не сохраняется, а убывает количественно и качественно, и поэтому вселенная нуждается в новых толчках извне для поддержания движения своих частей.— 430.

ПЕРВОЕ ПИСЬМО КЛАРКА (БЕЗ ДАТЫ)

Здесь и в дальнейшем имеется в виду «Математические начала натуральной философии», главное произведение Ньютона.— 431.

Кларк излагает здесь известные положения «Оптики» И. Ньютона. См. «Оптика», с. 280—281.— 432.

ВТОРОЕ ПИСЬМО ЛЕЙБНИЦА

‘ Данное письмо является приложением к письму Лейбница принцессе Уэльской. Как письма, так и приложения не помечены определенной датой.— 433.

2 См. прим. 1 к с. 431.— 434.

3 См. прим. 2 к с. 432 — 434.

4 Возможно, что Лейбниц имеет здесь в виду книгу Жюрье «Le Tableau de Socianisme». Haag, 1690. См. прим. 5 к с. 100.— 436.

ВТОРОЕ ПИСЬМО КЛАРКА

‘ Это письмо было приложено к письму принцессы Уэльской Лейбницу от 30 декабря 1715 г. (10 января 1716 г.).— 437.

2 См. И. Ньютон. Математические начала натуральной философии в собрании трудов академика А. H. Крылова, т. VII. М.— Л., 1936, с. 659 и след.— 437.

==603

См Комментарий к утверждению Кларка в отношении неделимости пространства у Кассирера (I 130)

Решение проблемы единства прерывности и непрерывности про странства и времени было непосильной задачей в рамках лежащих в осно ве механики Ньютона метафизических представлений об этих категориях В понятия относительного времени и относительного пространства Нью тон вводит и момент прерывности в смысле прерывных, конечных мер продолжительности (час, день, месяц, год) и протяжения пространства (см. И Ньютон Математич начала натур филос . 30) Однако эти мо менты прерывности имели весьма внешний характер. Более глубоко указанная проблема была поставлена в рассматриваемой переписке Лейб ницем. Но и его решение явилось односторонним и неполным — ==438

4 См. § 17 третьего письма и § 107—109 пятого письма Клар ка.— 440.

См. И. Ньютон. Математические начала натуральной философии с. 660.- 440.

ТРЕТЬЕ ПИСЬМО ЛЕЙБНИЦА

‘ Данное письмо является, так же как и первое, соответствующим приложением к письму Лейбница к принцессе Уэльской от 25 февраля 1716 г. Как отмечает Клопп (см. II, XXIX—XXX), несмотря на указание, сделанное принцессой Уэльской в одном из предшествующих писем, о том, что Кларк советовался с Ньютоном по вопросам, затронутым в полемике, тон Лейбница в отношении к своему оппоненту не стал мягче

С точки зрения содержания полемики третье письмо Лейбница важно в том смысле, что оно значительно отходит от абстрактно схоластического спора вокруг теологических вопросов, характерного для первых двух писем с каждой стороны, и начинает конкретное рассмотрение сущности пространства и времени как некоторых порядков, принципов, законов сосуществования и изменения явлений.— 441.

2 См. «Теодицея», ч. 1, § 46—47.— 443.

3 В одном из писем в 1712 г. Лейбниц писал: «Если мыслить монады сплоченными в одну точку или рассеянными в пространстве, то все это чистые фикции, вытекающие из желания чувственно увидеть то, что по стигаемо только в понятии» (Герхардт II, 451).— 444.

4 Ср. «Теодицея», ч. III, § 385.— 444. Это все, что я утверждал (англ.).

ТРЕТЬЕ ПИСЬМО КЛАРКА

Это письмо было приложено к письму принцессы Уэльской Лейб ницу от 4/15 мая 1716 г.— 445.

Э. Кассирер считает этот аргумент Кларка несостоятельным ввиду его несоответствия истинным представлениям Лейбница о взаимодействии элементов в пространстве: «Каждым определенным пространственным расположением элементов задаются, по Лейбницу, в то же время из вестные динамические связи между ними; так, например, в зависимости от расстояния обоих элементов воздействие одного вызовет более или менее сильное ответное воздействие в другом. Если рассмотреть конкрет ные системы а, Ь, с и с, Ь, а, то их различный порядок означает в то же время различие в их относительном положении, а следовательно, в их динамическом отношении к совокупности остальных элементов, но это различие отношения не является чем-то чисто внешним, а, по Лейбницу, ==604

должно покоиться на внутреннем основании и должно быть выводимо из него» (Кассирер I 140) — 446.

3 Несостоятельность этой аргументации Кларка очевидна, так как он подменяет рассматриваемое Лейбницем отношение Земли, Солнца и Луны к абсолютному пространству их отношением к другим телам. Лейбниц отвергает существование абсолютного места, а отнюдь не конкретного места, реальность которого очевидна и для указанной системы трех небесных тел.— 446.

4 Кларк метафизически отрицает возможность единства делимости и неделимости пространства, т е его прерывности и непрерывности. О прерывности и непрерывности пространства см. прим. 3 к с. 438.— 446.

5 Эта аргументация Кларка бьет мимо цели, ибо для него пространство и время выступают внешними вместилищами по отношению к миру, тогда как для Лейбница они суть внутренние формы существования вещей. Интересно отметить, что Лейбниц в своих рассуждениях о пространстве и времени как определенных закономерностях существования явлений избегает обычной ошибки применения этих представлений к миру в целом как к чему то завершенному. Ньютонианцы, и в том числе С. Кларк, видимо, даже не подозревали неправомерности применения понятий пространства и времени к миру как завершенному целому.— 447.

6 Scapulae Lexicon Greco Latinum, 1638.— ==448

ЧЕТВЕРТОЕ ПИСЬМО ЛЕЙБНИЦА

Опровержение мнения противника проводится Лейбницем в дан ном письме в основном в плане логической и теологической аргументации. Однако § 41 является важным исключением и рассматривает вопрос о пространстве по существу.— 449.

2 В письме к де Вольдеру (1704) Лейбниц писал: «Понятие протяженности относительно, ибо протяженность

Скачать:PDFTXT

Переписка с Кларком и Н.Ремоном Лейбниц читать, Переписка с Кларком и Н.Ремоном Лейбниц читать бесплатно, Переписка с Кларком и Н.Ремоном Лейбниц читать онлайн