Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений. Том 28

импе-риалиама». с. 158-159. «Реакция не только возможна, но и неизбежна. Так как та часть нашей империи, которая Управляется деспотически, территориально все увеличи-

* См. В. И. Ленин. Сочинения, 4 изд., том 22, стр. 266. Ред.

396

В. И. ЛЕНИН

валась, в Англию возвращалось все большее количеств людей, которые, в качестве солдат и гражданских чи-новников наших коронных колоний, протекторатов Индийской империи, получили воспитание согласно нравам и методам самодержавия; ним присоединялось множество купцов, плантаторов, инженеров и надсмотрщиков, составлявших там высшую касту людей, которые жили искусственной жизнью, лишенной всех сдерживающих здоровых начал обычного европейского общества; все эти люди приносили с собой нравы, чувства и мысли, воспитанные в них этой чуждой обстановкой».

Глава II (162-206) — бляга. Озаглавлена «Научная защита империализма» и посвящена «научному» (на деле пошло-либеральному) опровержению дарвинистских «биологических» и т. п. «научных оправданий» империализма. с. 204-205. «Если предположить возможность федеративного государственного строя европейских наций и их колоний, способного предотвратить внутренние конфликты между ними, то этот мир христианских народов будет постоянно под угрозой со стороны «низших р а с» — черной и желтой, которые, овладев оружием и усвоив военную тактику, оставленные «цивилизованными народами», смогут своими варварскими набегами разбить их точно так же, как более примитивные европейские и азиатские племена разбили Римскую империю».

2 причины ослабляли силу старых империй: (1) «паразитизм экономический»; (2) употребление войска из чужестранцев*.

* См. В. И. Ленин. Сочинения, 4 изд., том 22, стр. 266. Ред.

** Там же. Ред. с. 205. «Первое есть обычай экономического паразитизма, в силу которого господствующее государств использует свои провинции, колонии и зависим страны для обогащения своего правящего класса для подкупа своих низших классов, чтобы они ост лись спокойными» **.

397

ТЕТРАДЬ «?» («КАППА»)

с. 205-206. «Это роковое сочетание безумия и порока всегда способствовало в прошлом падению империй. Окажется ли оно роковым и для федерации европейских народов?

Очевидно, что да, если их коллективная сила будет использована для тех же паразит и-ч еских целей и если белые расы, сбросив с себя труд в его наиболее тяжелых формах, БУДУТ ЖИТЬ В КАЧЕСТВЕ МИРОВОЙ АРИСТОКРАТИИ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ «низших РАС», отдавая вместе с тем поддержание порядка в мире все больше и больше в руки представителей этих же самых рас».

с. 207. «Анализ фактической истории современного (NB понятие) империализма вскрыл то сочетание экономических и политических сил, которое его образует. Эти силы берут свое на-чало в эгоистических интересах определенных промышленных, финансовых и профессиональных слоев, ищущих личных выгод в политике имперской экспансии и использующих эту самую политику для защиты своих экономических, политических и социальных привилегий от давления демократии». к вопросу о «само-опре-деле-нии»

с. 210-211 (примечание 2). «Как далеко подтасовка мотивов может завести опытного политического мыслителя, можно видеть на примере поразительной аргументации профессора Гиддингса, который, рассуждая о «с о-г ласии управляемых», как условии управления, утверждает, что «если варварский народ принуждается принять власть более цивилизованного государства, то доказательством правомерности или несправедливости этого при-нуждения является вовсе не данное им согласие или оказанное им сопротивление при установлении этой власти, а исключительно степень вероятности того, что, полностью ознакомившись на опыте с тем, что правительство может сде-лать для поднятия подвластного населения более высокий уровень жизни, те, кото-рые поймут все, что было сделано, дадут

398

В. И. ЛЕНИН

этический социалист 38 хорошо сказано!! перл! «финансовый капитал» свободное и разумное согл а-с и е» («Империя и демократия», с. 265). Профессор Гиддингс, по-видимому, не учи-тывает, что вся этическая сила этой любопытной доктрины ретроспективного согла-сия держится на акте суждения о степени вероятности того, что свободное и разумное согласие будет выражено, что его доктрина не дает никакой гарантии того, что сужде-ние это будет компетентным и беспристрастным и что на деле ОНА ДАЕТ ЛЮБОМУ НАРОДУ ПРАВО ЗАХВАТА И УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИЕЙ ЛЮБОГО ДРУГОГО народа на основании самому себе приписываемых превосходства и квалификации для цивилизаторской работы». с. 212-213 (ответ защитникам империализма «христианской» миссионерской деятельностью): «Каким способом мы можем сбалансировать обе суммы результатов? сколько весит христианство и цивилизация и сколько — промышленность и торговля? Таковы те любопытные вопросы, которые, по-видимому, нуждаются в ответе». с. 214. «Он» (лорд Хью Сесиль в его речи 4 мая 1900 в «Обществе пропаганды Евангелия» (!!!)) «полагает, что, путем возвышения в нашем сознании важности миссионерского дела, мы до некоторой степени освятим дух империализма». с. 224. «Контролирующей и руководящей силой всего процесса является, как мы видели, давление финансовых и промышленных мотивов) действующих в прямых непосредственных материальных интересах НЕБОЛЬШИХ, ЭНЕРГИЧНЫХ и ХОРОШО ОРГАНИЗОВАННЫХ групп страны». со стороны, издали смотрят и разжигают, как во время бурской войны с. 227-228. «Джингоизм — это лишь не-облагороженное каким-либо личным уси-

+ 39

399

ТЕТРАДЬ «?» («КАППА»)

оригинально! лием, риском или жертвой вожделение зрителя, наслаждающегося опасностями, страда-ниями и истреблением своих братьев, которых он не знает, но уничтожения которых он жаждет, обуреваемый слепым и искусственно возбужденным порывом ненависти и мести. джингоист весь поглощен риском и слепой Яростью борьбы. Трудность и утомительная монотонность похода, долгие периоды выжидания, тяжелые лишения, удручающая томительность длительной кампании — все это не играет никакой роли в его воображении; моменты, облагораживающие войну, прекрасное чувство товарищества, которое воспитывается общей для всех опасностью, плоды дисциплины и самоотречения, уважение к личности врага, мужество которого приходится признавать и в котором постепенно узнают человека, себе подобного, — все эти смягчающие моменты действительной войны совершенно недоступны чувствам джингоиста. Именно по этой причине некоторые друзья мира утверждают, что два наиболее могущественных фактора, сдерживающих милитаризм и войну, — это обязанность всех граждан отбывать военную службу и пережитый опыт вторжения. …Вполне очевидно, что ЗРИТЕЛЬНОЕ СЛАДОСТРАСТИЕ ДЖИНГОИЗМА является весьма серьезным фактором империализма. Фальшивое драматизирование как войны, так и всей политики империалистской экспансии в целях возбуждения этой страсти в среде широких масс занимает немалое место в искусстве истинных организаторов империалистских подвигов — маленьких групп дельцов и политических деятелей, которые знают, чего хотят и как этого добиться. Ослепленный действительным или мнимым ореолом военного геройства и блестящими претензиями на строительство империй,

400

В. И. ЛЕНИН

sic! джингоизм становится душой ОСОБОГО PОДА ПАТРИОТИЗМА, который можно двинуть какое угодно безумие или пре -с т у п л е н и е». «отвлечь» с. 232-233. «Сфера, порождающая опасность конечно, гораздо шире империализма и охватывает всю область материальных интересов. Но если анализ, данный в предыдущих главах, правилен, то империализм является форпостом этих интересов: для фи-нансовых и спекулятивных классов он означает обделывание их личных дел за счет общества; для промышленников, работающих на экспорт, и купцов — насильственное расширение иностранных рынков и связанную с этим политику протекционизма; для чиновников и профессиональных групп — широко раскрытые двери для почетной и выгодной службы; для церкви — укрепление ее авторитета и установление духовного контроля над широкими массами низших племен; для п о-литической олигархии — единственное действительное средство отвлечения сил демократии и перспектива блестящей политической карьеры в показной деятельности по строительству империй». с. 238. М-р Кидд, профессор Гиддингс и «фабианские» (NB) империалисты мотивируют необходимость «контроля «цивилизованных» наций над тропиками» материальной необходимостью. Естественные богатства тропических стран «имеют жизненное значение для существования и прогресса западной цивилизации… Отчасти благодаря простому росту населения в умеренном поясе, отчасти благодаря повышению уровня материальной жизни, эта зависимость стран умеренного климата от стран тропических должна возрастать». Все большие пространства тропических стран должны обрабатываться. Между тем благодаря свойствам, которые развивает жаркий климат в местных жителях, они не способны к про-грессу: они беспечны, у них не увеличиваются требности. «Сами туземцы не будут по собствен

401

ТЕТРАДЬ «?» («КАППА»)

>ле разрабатывать естественные богатства тропиков» (239). с. 239-240. «Говорят, что мы не можем оставить эти земли без обработки; наш долг позаботиться, чтобы они разрабатывались ради всеобщего блага. Но белые люди не могут «колонизировать» эти области и, селясь там, разрабатывать их естественные богатства трудом собственных рук; они могут только организовать труд туземцев и надзирать за ним. Этим путем они могут обучить туземцев разным промыслам и вызвать в них желание материального и морального прогресса, прививая им новые «потребности», составляющие в каждом обществе основу цивилизации». с. 251. «Одним словом, пока не существует подлинного международного совета, который мог бы обязать цивилизованную нацию воспитывать низшую расу, претензии на «доверие» представляют собою не что иное, как акт бесстыдного самоава itс m в а». (*) !! доверие (колонии «доверяют» обучить их, доверяют это «дело» метрополиям)!! с. 253-254. Трест главных европейских держав был бы эксплуатацией внеевропейских стран. Хозяйничанье европейцев в Китае «разоблачает в достаточной мере на фактах истории всю вздорность претензий, будто иностранная политика христианского мира или составляющих его народов вдохновляется и определяется заботой о цивилизации… Если в отношении низших рас проводится какая-нибудь общая международная политика, то она вытекает не из морального доверия, а из коммерческой «сделки»». (((К вопросу о Соединенных Штатах Европы!!))) с. 259-260. «Самая значительная и в конечном счете наиболее важная борьба в Южной Африке — это борьба между политикой Базутолэнда и политикой Иоганнесбурга и Родезии, так как именно

402

В. И. ЛЕНИН

в этой борьбе мы явственно видим разницу между «здоровым)) империализмом, посвятившим себя покровительству, воспитанию и саморазвитию «низшей расы», и «нездоровым» и м-п ер иализмом, который обрекает эти расы на экономическую эксплуатацию со стороны белых колонистов, пользующихся ими, как «живым инструментом», а их землями, как хранилищами руды или других прибыльных сокровищ». с. 262 (примечание). «В Британском протекторате Занзибара и Пембы рабство, однако, еще существует и британские суды признают это положение»… Освобождение идет слишком медленно, в этом заинтересованы многие. «Из 25 000 рабов, примерно числившихся в Пембе, пока освобождено по декрету менее 5 000». ((1897-1902)) Декрет султана об освобождении рабов издан в 1897 г., а это заявление сделано в 1902 г., 4 апреля, на митинге «Общества борьбы с рабством». с. 264. «Фактическая история империализма, в отличие от колониализма, ярко иллюстрирует эту тенденцию» (тенденцию заставлять туземцев эксплуатировать их земли на нашу пользу). с. 265. «В большинстве стран света чисто или определенно коммерческий интерес и образ действий создали то ядро, из которого вырос империализм; первые торговые поселения превратились в промышленные поселки, вокруг которых выросли концессии на землю и на минеральные богатства; промышленный поселок требовал вооруженной силы для своей защиты, для обеспечения новых концессий и для пресечения и кары за всякие нарушения соглашений и порядка; большее значение начинают приобретать другие интересы, политические и религиозные, и прежнее торговое поселение приобретает более ярко выраженный политический и военный характер, бразды правления обычно переходят о т компании к государству, неясно выраженный протекторат постепенно приобре-тает форму колонии».

403

ТЕТРАДЬ

Скачать:TXTPDF

Полное собрание сочинений. Том 28 Владимир читать, Полное собрание сочинений. Том 28 Владимир читать бесплатно, Полное собрание сочинений. Том 28 Владимир читать онлайн