Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений. Том 28

«?» («КАППА»)

с. 270. Местных жителей силой заставляют работать на промышленные компании; иногда это делается под видом организации «милиции» из местных жителей, которая якобы служит для защиты страны, ко на деле должна работать па европейские про-мышленные компании. с. 272. К берегу пристает лодка, бусами и побрякушками приманивают вождя, который за эти подарки ставит знак на «договоре», смысла которого он не понимает. Договор подписывает переводчик и авантюрист, приехавший в страну, и страна считается отныне союзницей (колонией) той страны, откуда приехавший родом, Франции или Англии. с. 280. Там, где отменено прямое рабство, налоги служат средством заставить туземцев поступать на работу. «Эти налоги нередко применяются так, чтобы отнять у туземцев их земли, принудить их продавать свою рабочую силу и даже довести их до восстаний, за которыми следуют массовые конфискации». с. 293. «Но до тех пор, пока белым фермерам или белым владельцам рудников, близоруким в своих узкокоммерческих интересах, предоставляется возможность с помощью действий, предпринятых либо за свой собственный риск, либо путем давления на колониальное или имперское правительство, вторгаться в территории, занятые «низшими расами», и присваивать для своих частных выгод их землю или труд, — первый принцип «здорового» империализма нарушается, и фразы относительно обучения «благородному труду» и подготовки «младенческих» рас к зрелому возрасту, независимо от того, произносятся ли они директорами горнопромышленных компаний или государственными деятелями в палате общин, являются немногим лучше, чем непристойными образцами лицемерия. Они основаны на ФАЛЬСИФИКАЦИИ ФАКТОВ И ИЗВРАЩЕНИИ мотивов, которые в действительности определяют политику». с. 295. «Печать «паразитизма» лежит на каждом белом поселке, находящемся среди этих низших рас; другими словами, нигде отношения между белыми и цветными людьми не носят характера

404

В. И. ЛЕНИН

здоровой взаимопомощи. Наилучшая услуга, заключающаяся в том, что белая цивилизация показала бы примеры нормальных, здоровых общин белых, осуществляющих лучшие формы западной жизни, почти всегда оказывается невозможной из-за климатических и других физических условий. Наличие разбросанной горсти белых чиновников, миссионеров, торговцев, надсмотрщиков на рудниках и плантациях, которые составляют некую господствующую касту мужчин, мало знающих и сочувствующих общественному строю данного народа совсем непригодно к тому, чтобы дать этим низшим расам даже те достижения, которые западная цивилизация способна была бы дать». с. 301. «Преп. Дж. М. Бовилл, настоятель кафедрального собора», является «профессиональным примирителем бога и мамоны». В своей книге «Туземцы под трансваальским флагом» он расписывает, как в копях туземцам разрешают строить палатки, что дает им возможность «жить более или менее в таких же условиях, как в своих родных краалях». Все это только лицемерные фразы; жизнь туземцев «носит всецело земледельческий и пастушеский характер», а их заставляют работать в копях за плату. с. 304. «Туземцы на отведенных им территориях прикреплены к земле и живут в полном рабстве, не имея ни права голоса, ни других политических способов для выражения своих претензий и без экономических средств к прогрессу». с. 309-310. «Однако миллионы крестьян в Индии борются за существование, имея всего пол-акра. Их существование — это постоянная борьба с голодом, слишком часто кончающаяся неудачей. Им трудно добиться не то чтобы человеческого существования — существования, хотя бы на том жалком уровне жизненных удобств, который является обычным для них, но просто возможности жить и не умереть… Мы можем поистине сказать, что в Индии, за исключением орошаемых областей, голод — явлени хроническое — эндемическое»,

405

ТЕТРАДЬ «?» («КАППА»)

с. 323. «Это заблуждение» (будто «мы цивилизуем Индию») «поддерживается только софизмами империализма, который плетет эту ложь, чтобы прикрыть свою наготу и барыши, высасываемые некоторыми заинтересованными группами из империи». с. 324. «Новый империализм отличается от старого, во-первых, тем, что он на место стремлений одной растущей империи ставит теорию и практику соревнующих империй, каждая из которых руководится одинаковыми вожделениями к политическому расширению и к коммерческой выгоде; во-вторых, господством над торговыми интересами интересов финансовых или относящихся к помещению капитала»*. N В: отличие нового империализма от старого с. 329-330. «Нет, во всяком случае, ничего невозможного в том, что Китай сможет отплатить промышленным народам Запада их же монетой и, используя их капитал и организаторские силы или, что вероятнее, заменяя их своими собственными, сможет наводнить их рынки более дешевыми фабрикатами своего производства и, отказываясь брать в обмен импортируемые ими товары, обеспечить причитающиеся ему платежи, наложив арест на их капитал, и, таким образом, прежний процесс помещений капитала будет идти в обратном направлении, пока, наконец, Китай постепенно не добьется финансового контроля над своими прежними покровителями и цивилизаторами. Это — вовсе не праздные фантазии» (Китай может проснуться)… с. 332-333. «Милитаризм может существовать еще очень долго, ибо он, как уже было доказано, во многих отношениях служит поддержкой плутократии. Связанные с ним расходы дают прибыльную поддержку определенным мощным финансовым интересам; он составляет декоративный элемент в социальной жизни, * см. В. И. Ленин. Сочинения, 4 изд., том 22, стр. 250. fed.

406

В. И. ЛЕНИН

хорошо сказано!! «Соединенные Штаты Европы» а главное — он необходим для то чтобы сдерживать напор тех социальнь°’ сил, которые требуют внутренних форм. Повсюду силы капитала в его более концентрированной форме лучше организованы и достигли более высокого развития, чем силы рабочих; в то время как рабочий класс разговаривал о международном сотрудничестве трудя-щихся, капитал уже осуществлял меж-дупародное сотрудничество. И потому поскольку дело касается крупнейших финансовых и коммерческих интересов вполне вероятно, что будущее поколение может стать свидетелем такого мощного международного объединения капитала, что войны между западными народами станут почти невозможными. Несмотря на эгоизм и алчность современной политики, которые сейчас ослабляют европейскую активность на далеком Востоке, настоящая др а-м а начнется, когда силы международного капитализма, претендующего на роль носителя культуры объединенного христианского мира, будут использованы для мирного освоения Китая. Вот тогда именно и возникнет «желтая опасность». Если бесполезно ждать от Китая, чтобы он проникся нац иональным патриотизмом, который даст ему силу изгнать западных эксплуататоров, то, значит, он обречен на разложение, которое правильнее будет определить как «расчленение» Китая, чем как его «развитие». Только тогда мы поймем всю рискованность и все безумие этого предприятия, самого грандиозного, самого революционного во всей истории человечества. Быть может, только тогда западные народы поймут, чт они позволили небольшой кучке частных спекулянт втянуть себя в такого рода и м п е —

407

ТЕТРАДЬ «?» («КАППА»)

риализм, при котором все издержки и все опасности этой авантюристской политики увеличиваются во сто крат и из которого не представляется возможным выбраться без ущерба», с. 335. ((NB: перспектива паразитизма)). «Б о л ъ-ш а я часть Западной Европы могла бы тогда принять вид и характер, который теперь имеют части этих стран: юг Англии, Ривьера, наиболее посещаемые туристами и населенные богачами места Италии и Швейцарии, именно: маленькая кучка богатых аристократов, получающих дивиденды и пенсии с далекого Востока, с несколько более значительной группой профессиональных служащих и торговцев и с более крупным числом домашних слуг и рабочих в перевозочной промышленности и в промышленности, занятой окончательной отделкой фабрикатов. Главные же отрасли промышленности исчезли бы, и массовые продукты питания, массовые полуфабрикаты притекали бы, как дань из Азии и Африки» *. суть империализма с. 337. «Но экономическая задача импе-риализма в деле открытия доступа в Китай, как мы видим, состоит вовсе не в том, чтобы вести обычную торговлю: она со-стоит в том, чтобы создать новый огромный рынок для западноевропейских инвесторов, рынок, прибыли с которого будут доходом не всего народа, а только той категории капиталистов, которая инвестирует капитал. Нормальному здоровому ходу процесса освоения народами возрастающего мирового богатства препятствует сама природа этого империализма, суть которого состоит в развитии рынков для помещения капиталов, а не для торговли, и в использовании экономического превосходства дешевой иностранной продукции для вытеснения промышленности собственной страны и поддержания политического и экономического господства определенного класса».

* См. В. И. Ленин. Сочинения, 4 изд., том 22, стр. 266. Ред.

408

В. И. ЛЕНИН

с. 346. «Власть Европы над Азией при помощи насилия и с целью наживы и оправдание этой власти тем что якобы она Азию цивилизует и поднимает на более высокий уровень духовной жизни, — это будет признано историей, вероятно, венцом несправедливости и глупости империализма. То, что нам может дать Азия, — свои бесценные сокровища мудрости, собранные опытом веков, — мы отказываемся взять; а то многое или немногое, что ей могли бы дать мы, мы портим тем варварством, с каким мы это делаем. Вот что империализм сделал и делает для Азии». с. 350. «Говоря о гладстоновском билле 1886, о гомруле м-р Чемберлен сказал: «Я бы искал разрешения в направлении принципа федерации. Мой достопочтенный друг искал образец в отношениях, существующих между нашей страной и ее самоуправляющимися и фактически независимыми колониями». Но федерация лучше, так как тогда Ирландия останется интегральной частью Великобритании, а с самоуправляющимися колониями связь только моральная. В настоящее время развитие демократии идет в направлении федерации, сплочения, а не разъединения» (все это из речи Чемберлена).

Чемберлен за федерацию против разъединения, против «центробежной» тенденции 40. NB ср. Каутский об «ультра-империализме» с. 351. «Христианство, упрочившееся в немногих крупных федеральных империях, из которых каждая имеет ряд нецивилизованных колоний и зависимых стран, кажется многим наиболее законным развитием современных тенденций и притом таким развитием, которое дало бы больше всего надежды на постоянный мир на прочной базе интеримпериализма»*.

Вырастает-де идея пантевтонизма, панславизма, панлатинизма, панбританизма ит. д., ряд «союзов государств». («Unions of States»).

* См. В. И. Ленин. Сочинения, 4 изд., том 22, стр. 280. Ред.

409

ТЕТРАДЬ «?» («КАППА»)

во что вылился бы «ультраимпериализм» Каутского и Соединенные Штаты Европы на базе капитализма: в «интер-империализм»!! с. 355-356. «Соединенное Королевство», при современ-ной империалистской политике, «не может нести, без существенной помощи колоний, финансовое бремя, связанное с необходимостью увеличения флота». Это может повести к отделению колоний, интерес которых не ввязываться в империалистскую политику (Англии), в определении которой (политики) они не могут иметь никакого решающего голоса, каждая из них — в качестве федеративной страны — будет иметь за собой лишь ничтожное меньшинство при громадном количестве английских колоний, в большинстве случаев имеющих очень мало общего. Великобритании выгодна «имперская федерация», колониям не выгодна. с. 373. «Новый империализм убивает федерацию свободных самоуправляющихся государств: колонии, быть может, на это обратят внима-ние, но пойдут своей пре,жней дорогой». политика финансового капитала с. 378-379. «Установившийся с недавних пор обычай помещения капитала в чужих странах в настоящее время настолько развился, что состоятельные и политически могущественные классы Великобритании получают теперь все большую и большую часть своих доходов от капиталов, помещенных за пределами Британской империи. Эта

Скачать:TXTPDF

Полное собрание сочинений. Том 28 Владимир читать, Полное собрание сочинений. Том 28 Владимир читать бесплатно, Полное собрание сочинений. Том 28 Владимир читать онлайн