Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений. Том 29

бога — друзьями человека, из верующих — мыслящими, из молельщиков — работниками, из кандидатов потустороннего мира — исследователями посюстороннего мира, из христиан, которые, согласно их собственному признанию и сознанию, являются «полуживотными, полуангелами» — людьми, цельными людьми» (370 конец [810]).

курсив Фейербаха

Дальше следуют Zusatze und Anmerkungen * (371-463) [811-894].

Здесь много подробностей, цитат, содержащих повторения. Все это я обхожу. Отмечу лишь самое главное из представляющего какой-нибудь интересоснова морали эгоизм (392) [829]. («Любовь к жизни, интерес, эгоизм»)… «имеется не только одиночный или индивидуальный эгоизм, но также и эгоизм социальный, эгоизм семейный, корпоративный, общинный, патриотический» (393) [830].

Зачаток исторического материализма!

* — приложения и примечания. Ред.

58

В. И. ЛЕНИН

… «Добро есть не что иное, как то, что отвечает эгоизму всех людей»… (397) [834].

NB

NB

Зачаток исторического материализма, ср. Чернышевский 45

«Достаточно, в самом деле, для этого бросить взгляд на историю! Где начинается в истории новая эпоха? Всюду лишь там, где против исключительного эгоизма нации или касты угнетенная масса или большинство выдвигает свой вполне законный эгоизм, где классы людей (sic!) или целые нации, одержав победу над высокомерным чванством господствующего меньшинства, выходят из жалкого и угнетенного состояния пролетариата на свет исторической и славной деятельности. Так и эгоизм ныне угнетенного большинства человечества должен осуществить и осуществит свое право и начнет новую эпоху истории. Упразднению подлежит не аристократия образования, духа — нет! Но недопустимо, чтобы немногие были благородными, все же остальные — чернью; напротив, все должны — по крайней мере должны — быть образованными; не собственность вообще должна быть уничтожена — нет! но недопустимо, чтобы немногие имели собственность, все же остальные не имели ничего; собственность должна быть у всех» (398) [835].

NB

«Социализм» Фейербаха

———

Лекции эти читаны с 1. XII. 48 по 2. III. 49 (Предисловие, стр. V [490]), а предисловие к книге датировано 1. I. 51. Как сильно уже в это время (1848-1851) отстал Фейербах от Маркса («Коммунистический Манифест» 1847, «Neue Rheinische Zeitung» etc.), и Энгельса (1845: «Lage» 46).

———

59

КОНСПЕКТ КНИГИ ФЕЙЕРБАХА «ЛЕКЦИИ О СУЩНОСТИ РЕЛИГИИ»

Примеры из классиков употребления слов боги и природа безразлично (398-399) [835-836].

Стр. 402-411 [838-847] — превосходное, философское (и в то же время простое и ясное) объяснение сути религии.

«Тайна религии есть, в конце концов, лишь тайна сочетания в одном и том же существе сознания с бессознательным, воли с непроизвольным» (402) [839].

NB

Я и Не-я неразрывно связаны в человеке. «Человек не понимает и не выносит своей собственной глубины и раскалывает поэтому свое существо на «Я» без «Не-я», которое он называет богом, и «Не-я» без «Я», которое он называет природой» (406) [842].

NB

Стр. 408 [844] — превосходная цитата из Сенеки (против атеистов), что они-де природу делают богом. Молись! — работай! (стр. 411 [846]) 47.

Природа есть бог в религии, но природа как Gedankenwesen *. «Тайна религии есть «тождественность субъективного и объективного», т. е. единство человеческого и природного существа, но при этом отличающегося от действительного существа природы и человечества» (411) [847].

NB

«Бездонно человеческое невежество, и безгранична человеческая сила воображения; сила природы, лишенная, вследствие невежества, своего основания, а благодаря фантазии — своих границ, есть божественное всемогущество» (414) [849].

Sehr gut! **

… «Объективная сущность как субъективная, сущность природы как отличная от природы, как человеческая сущность, сущность человека как отличная от человека, как нечеловеческая

Sehr gut!

* — мысленная сущность. Ред.

** — Очень хорошо Ред.

60

В. И. ЛЕНИН

замечательное место!

сущность, — вот что такое божественное существо, вот что такое сущность религии, вот что такое тайна мистики и спекуляции»… (415) [850].

———

Спекуляция у Фейербаха = идеалистическая философия NB.

———

NB

глубоко верно!

«Человек отделяет в мышлении прилагательное от существительного, свойство от сущности… И метафизический бог есть не что иное, как краткий перечень или совокупность наиболее общих свойств, извлеченных из природы, которую, однако, человек посредством силы воображения, именно таким отделением от чувственной сущности, от материи природы, снова превращает в самостоятельного субъекта или существо» (417) [852].

NB

Замечательно (против Гегеля и идеализма)

Ту же роль играет Логика (418 [852-853] — явно в виду имеется Гегель) — превращающая das Sein, das Wesen* в особую реальность — «как неразумно желать превратить метафизическое существование в физическое, субъективное существование — в объективное, логическое или абстрактное существованиеопять в существование нелогическое, действительное!» (418) [853].

… ««Итак, имеется вечный разрыв и противоречие между бытием и мышлением?» Да, лишь в голове; но в действительности это противоречие давно уже разрешено, только, правда, способом, соответствующим действительности, а не твоим школьным понятиям, а именно — разрешено посредством не менее, чем пяти чувств» (418).

прелестно сказано!

* — бытие, сущность. Ред.

61

Страница рукописи В И Ленина Конспект книги Фейербаха «Лекции о сущности религии». — 1909 г.

Уменьшено

63

КОНСПЕКТ КНИГИ ФЕЙЕРБАХА «ЛЕКЦИИ О СУЩНОСТИ РЕЛИГИИ»

428 [862]: Tout ce qui n’est pas Dieu, n’est rien, т. е. tout ce qui n’est pas Moi, n’est rien *.

bien dit! **

431-435 [865-869]: Хорошая цитата из Гассенди 48. Очень хорошее место: особенно 433 [867] бог = собрание слов прилагательных (без материи) о конкретном и абстрактном.

NB

|?435?| [868-869] — «Голова есть палата представителей вселенной» — и когда голова у нас набита абстракциями, Gattungsbegriffen***, то мы естественно выводим (ableiten) «отдельное из общего, т. е. … природу из бога».

NB

______

отдельное и общее = природа и бог

??????

436-437 [870]: (Примечание № 16). Я не против конституционной монархии, но только демократическая республика «для разума непосредственно является государственной формой, соответствующей человеческой сущности».

ха-ха!!

———

… «Остроумная манера писать состоит, между прочим, в том, что она предполагает ум также и в читателе, что она высказывает не все, что она предоставляет читателю самому сказать себе об отношениях, условиях и ограничениях, при которых данное положение только и имеет значение и может быть мыслимо» (447) [880].

метко!

———

Интересен ответ критику (Фейербаха) профессору von Schaden’у (448-449) [880-881] и Schaller’у (449-450-463) [882-883-894].

* — Все то, что не бог, есть ничто, т. е. все то, что не есть Я, есть ничто. Ред.

** — хорошо сказано! Ред.

*** — родовыми понятиями. Ред.

64

В. И. ЛЕНИН

NB

«бытие и природа», «мышление и человек»

… «Я ведь определенно на место бытия ставлю природу, на место мышления — человека», т. е. не абстракцию, а конкретное — — — die dramatische Psychologie* (449) [882].

———

Вот почему узок термин Фейербаха и Чернышевского «антропологический принцип» в философии 49. И антропологический принцип и натурализм суть лишь неточные, слабые описания материализма.

———

bien dit!

«Иезуитизм — бессознательный оригинал и идеал наших спекулятивных философов» (455) [888].

к вопросу об основах философского материализма

«Мышление полагает дискретное действительности как непрерывное, бесконечную многократность жизни как тождественное однократное. Познание существенного, нестираемого различия между мышлением и жизнью (или действительностью) есть начало всякой премудрости в мышлении и в жизни. Только различение является здесь истинной связью» (458) [890].

Конец 8-го тома.

———

Том 9 = «Теогония» (1857) 50. Кажись, интересного здесь нет, судя по перелистыванию. Впрочем, § 34 (стр. 320 ff.), 36 (стр. 334) надо прочесть. NB § 36 (стр. 334) — из просмотра ничего интересного не видно. Цитаты и цитаты в подтверждение уже раньше сказанного Фейербахом.

———

* — драматическую психологию. Ред.

65

КОНСПЕКТ КНИГИ ФЕЙЕРБАХА «ИЗЛОЖЕНИЕ, АНАЛИЗ И КРИТИКА ФИЛОСОФИИ ЛЕЙБНИЦА» 51

Написано не ранее сентября — не позднее 4 (17) ноября 1914 г.

Впервые напечатано в 1930 г. в Ленинском сборнике XII

Печатается по рукописи

67

Л. ФЕЙЕРБАХ. СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ,

Т. IV, 1910. ЛЕЙБНИЦ и т. д.

В блестящем изложении Лейбница надо отметить некоторые особенно выдающиеся места (это нелегко, ибо все — т. е. первая часть (§ 1-13) выдающаяся вещь), затем добавления 1847 г.

( „Лейбниц” писан Фейербахом

в 1836 г., когда он был еще

идеалистом ) § 20

§ 21

и отдельные места 1847

Стр. 27 — отличительная черта Лейбница от Спинозы: у Лейбница к понятию субстанции прибавляется понятие силы «и притом деятельной силы»… принцип «самодеятельности» (29) —

——— ———

Ergo*, Лейбниц через теологию подходил к принципу неразрывной (и универсальной, абсолютной) связи материи и движения. Так, кажись, надо понять Фейербаха?

——— ———

Стр. 32: «Сущность Спинозы — единство, сущность Лейбница — различие, отличие».

Стр. 34: Философия Спинозы — телескоп, Лейбница — микроскоп 52.

«Мир Спинозы — ахроматическое стекло божества, среда, через которую мы не видим ничего, кроме ничем не окрашенного небесного света единой субстанции;

* — Следовательно. Ред.

68

В. И. ЛЕНИН

мир Лейбница — многогранный кристалл, брильянт, который благодаря своей своеобразной сущности превращает простой свет субстанции в бесконечно разнообразное богатство красок и вместе с тем затемняет его» (sic!).

Стр. 40: «Следовательно, телесная субстанция для Лейбница уже не только протяженная, мертвая, извне приводимая в движение масса, как у Декарта, а в качестве субстанции имеет в себе деятельную силу, не знающий покоя принцип деятельности».

——— ———

За это, верно, и ценил Marx Лейбница 53, несмотря на его, Лейбница, „лассалевские” черты и примирительные стремления в политике и религии.

——— ———

Монадапринцип философии Лейбница. Индивидуальность, движение, душа (особого рода). Не мертвые атомы, а живые, подвижные, весь мир отражающие в себе, обладающие (смутной) способностью представления (души своего рода) монады, вот „последние элементы” (стр. 45).

Каждая монада отлична от другой.

NB

«… Совершенно противоречило бы красоте, порядку и разуму природы, если бы принцип жизни или внутренних, собственных действий был бы связан лишь с небольшой или особой частью материи» (Leibniz — стр. 45).

«Поэтому вся природа наполнена душами, как правильно считали уже древние философы, или же существами, аналогичными душам. Ибо микроскоп дает возможность удостовериться, что имеется множество живых существ, недоступных глазу, и что существует больше душ, чем песчинок и атомов» (Leibniz — стр. 45).

Ср. электроны!

Свойство монады: Vorstellung, Reprasentation*.

* — представление, репрезентация. Ред.

69

КОНСПЕКТ КНИГИ ФЕЙЕРБАХА О ФИЛОСОФИИ ЛЕЙБНИЦА

«Само же представление есть не что иное, как репрезентация (воспроизведение и изображение) сложного или внешнего, т. е. множественности в простом»… или … «преходящее состояние, которое в единстве, или в простой субстанции, содержит и воспроизводит множественность» (стр. 49, Лейбниц) — verworrene* (стр. 50) (confuse**, стр. 52) Vorstellung у монады — (и у человека-де много есть несознаваемых, verworrene, чувств etc.).

Каждая монада «мир для себя, каждая является самодовлеющим единством» (Лейбниц, стр. 55).

«Смесь смутных представлений — вот что представляют собой чувства, вот что такое материя» (Лейбниц — стр. 58)… «Поэтому материя есть связь монад» (ib.)…

Моя вольная передача:

Монады = души своего рода. Лейбниц = идеалист.

А материя нечто вроде инобытия души или киселя,

связующего их мирской, плотской связью.

«Абсолютная реальность находится лишь в монадах и их представлениях» (Лейбниц, стр. 60). Материя лишь феномен.

«Ясность есть только дух» (стр. 62),… материя же — «неясность и несвобода» (64).

Пространство «само по себе нечто идеальное» (Лейбниц, стр. 70-71).

… «Материальным принципом разнообразия материи является движение»… (72).

«Точно так же, вопреки мнению Ньютона и его последователей, в материальной природе нет пустого пространства. Воздушный насос отнюдь не доказывает существования пустоты, ибо у стекла есть поры, через

Скачать:TXTPDF

Полное собрание сочинений. Том 29 Владимир читать, Полное собрание сочинений. Том 29 Владимир читать бесплатно, Полное собрание сочинений. Том 29 Владимир читать онлайн