стр. 41 [33] хорошее пояснение диалектики
«es ist der Inhalt in sich, die Dialektik, die er an ihm selbst hat, welche ihn fortbewegt» (42) [34].
„Двигает вперед данную область явлений само содержание этой области, диалектика, которую оно (это содержание) имеет на (an) нем самом” (т. е. диалектика его собственного движения).
??
«Отрицательное есть в равной мере положительное» (41) [33] — отрицание есть определенное нечто, имеет определенное содержание, внутренние противоречия приводят к замене старого содержания новым, высшим.
??
NB
В старой логике перехода нет, развития (понятий и мышления), нет «внутренней, необходимой связи» (43) [35] всех частей и „Ubergang’а” **** одних в другие.
* — пренебрежение. Ред.
** — подверглась пренебрежению. Ред.
*** — против Спинозы, Вольфа и других. Ред.
**** — «перехода». Ред.
89
КОНСПЕКТ «НАУКИ ЛОГИКИ»
И Гегель ставит два основных требования:
1) «Необходимость связи»
и
2) «имманентное происхождение различий».
Очень важно!! Это вот что значит, по-моему:
1) Необходимая связь, объективная связь всех сторон, сил, тенденций etc. данной области явлений;
2) „имманентное происхождение различий” — внутренняя объективная логика эволюции и борьбы различий, полярности.
Недостатки платоновской диалектики в „Пармениде” 68.
«Обыкновенно в диалектике видят лишь внешнее и отрицательное действие, не принадлежащее самой вещи, вызываемое только тщеславием, как некоторой субъективной страстью колебать и разлагать прочное и истинное, или видят в ней действие, приводящее к ничто, как к тщете диалектически рассматриваемого предмета» (43) [35].
(44) [35] — Большая заслуга Канта, что он у диалектики отнял «den Schein von Willkur» *.
Две важные вещи:
#
(1) Die Objektivitat des Scheins **
(2) die Notwendigkeit des Widerspruchs *** ( NB: неясно,
вернуться!! )
selbstbewegende Seele****, …(„внутренняя негативность”)… «принцип всякой природной и духовной жизненности» (44) [36].
#
Не та ли мысль, что объективна и кажимость, ибо в ней есть одна из сторон объективного мира? Не только Wesen *****, но и Schein объективны.
* — «кажимость произвольности» Ред.
** — объективность кажимости Ред.
*** — необходимость противоречия Ред.
**** — самодвижущаяся душа Ред.
***** — сущность Ред.
90
В. И. ЛЕНИН
Различие субъективного от объективного есть, НО И ОНО ИМЕЕТ СВОИ ГРАНИЦЫ.
Диалектическое =
= „охватить противоположности в их единстве”…
тонко и глубоко!
45 [37] Логика похожа на грамматику тем, что для начинающего это — одно, для знающего язык (и языки) и дух языка, — другое. «Она есть одно для того, кто только приступает к ней и вообще к наукам, и нечто другое для того, кто возвращается к ней от них».
Тогда логика дает «сущность этого богатства» (des Reichtums der Weltvorstellung *), «внутреннюю природу духа и мира»… (46) [38].
ср. „Капитал”
«Не только абстрактно всеобщее, но всеобщее, охватывающее собой также и богатство особенного» (47) [38].
Прекрасная формула: „Не только абстрактно всеобщее, но всеобщее такое, которое воплощает в себе богатство особенного, индивидуального, отдельного” (все богатство особого и отдельного!)!! Tres bien! **
———
хорошее сравнение (материали-
стическое)
«- Подобно тому как одно и то же нравственное изречение в устах юноши, хотя бы он понимал его совершенно правильно, лишено того значения и объема, которое оно имеет для ума умудренного жизнью зрелого мужа, выражающего в нем всю силу присущего ему содержания.
———
„итог опыта наук”
NB
Так и логическое лишь тогда получает свою истинную оценку, когда оно является итогом опыта наук; оно пред
* — богатства представления о мире. Ред.
** — Очень хорошо! Ред.
91
КОНСПЕКТ «НАУКИ ЛОГИКИ»
=====
ставляется тогда духу общей истиной, стоящей не наряду с прочими предметами и реальностями как отдельное знание, но как существенное содержание всех иных знаний»… (47) [38-39].
(„Суть”)
„существенное
содержание
всех иных
знаний”
=====
«Система логики есть царство теней» (47) [39], свободное от «всех чувственных конкретностей»…
(50) [41] — …«не абстрактное, мертвое, неподвижное, а конкретное»… |?Характерно! Дух и суть диалектики!?|
(52) [43] Примечание… результаты философии Канта… : «что разум не может познать истинного содержания и что в отношении абсолютной истины следует отсылать к вере»…
Кант:
ограничить
„разум”
и укрепить
веру 69
(53) [44] Еще раз, что Ding an sich = абстракция, продукт абстрагирующего мышления.
92
В. И. ЛЕНИН
УЧЕНИЕ О БЫТИИ
С ЧЕГО СЛЕДУЕТ НАЧИНАТЬ НАУКУ?
(59) * [49] **… (en passant ***) «природа познания» (id. стр. 61 [51])
( Тема логики.
Сравнить с
„гносеологией”
ныне. )
NB
(60) [50]… «Нет» (курсив Гегеля) «ничего ни на небе, ни в природе, ни в духе, ни где бы то ни было, что не содержало бы вместе и непосредственности и опосредствования»…
1) Небо — природа — дух. Небо долой: материализм.
2) Все vermittelt = опосредствовано, связано в едино, связано переходами. Долой небо — закономерная связь всего (процесса) мира.
(62) [52] «Логика есть чистая наука, т. е. чистое знание во ВСЕМ объеме его РАЗВИТИЯ»…
1-ая строка ахинея.
2-ая гениальна.
С чего начать? „Чистое бытие” (Sein) (63) [53] — «ничего не предполагать», начало. «Не заключать в себе
* Hegel. Werke, Bd. III, Berlin, 1833. Ред.
** Гегель. Сочинения, т. V, М., 1937. Ред.
*** — между прочим. Ред.
93
КОНСПЕКТ «НАУКИ ЛОГИКИ». УЧЕНИЕ О БЫТИИ
никакого содержания»… «не быть ничем опосредствованным»…
======
(66) [55]… «Развитие» (des Erkennens*)… «должно определяться природой вещей и самого содержания»…
NB
======
(68) [58] Начало содержит в себе и «Nichts» и «Sein»**, оно есть их единство: …«начинающегося еще нет; оно лишь направляется к бытию»… (от небытия к бытию: «небытие, которое есть вместе с тем бытие»).
Чушь об абсолюте (68-69) [58-59]. Я вообще стараюсь читать Гегеля материалистически: Гегель есть поставленный на голову материализм (по Энгельсу 70) — т. е. я выкидываю большей частью боженьку, абсолют, чистую идею etc.
(70-71) [60-61] Начать философию с «Я» нельзя. Нет «объективного движения».
* — познания. Ред.
** — «ничто» и «бытие». Ред.
94
В. И. ЛЕНИН
ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ (КАЧЕСТВО)
(77) [66] Чистое бытие — «без всякого дальнейшего определения».
(Bestimmung есть уже Qualitat*.)
Переход Sein — в Dasein ( наличное бытие ?)
конечное »
а это в Fursichsein (для себя бытие?)
Sein — Nichts — Werden**
«Чистое бытие и чистое ничто есть… одно и то же» (78) [67].
(81 [70]: Это кажется «парадоксом»). Их соединение есть Werden. «Движение непосредственного исчезания одного в другом»…
Nichts противополагают dem Etwas***. Но Etwas есть уже определенное бытие, отличное от другого Etwas, а здесь идет о простом Nichts (79) [68].
(Элеаты и Парменид особенно первые пришли к этой абстракции бытия 71.) У Гераклита «все течет» (80) [69]… т. е. «все есть становление».
Ex nihilo nihil fit?**** Из Nichts выходит Sein (Werden)…
(81) [70]: «Было бы нетрудно обнаружить это единство бытия и ничто… в каждой (курсив Гегеля) дей-
* — Определение есть уже качество. Ред.
** — бытие — ничто — становление. Ред.
*** — нечто. Ред.
**** — из ничего не происходит ничего? Ред.
95
КОНСПЕКТ «НАУКИ ЛОГИКИ». УЧЕНИЕ О БЫТИИ
ствительной вещи или мысли»… «нигде ни на небе, ни на земле нет ничего, что не содержало бы в себе того и другого, бытия и небытия». Возражения подсовывают bestimmtes Sein* (есть у меня 100 талеров или нет) 82 i. f. [71], — но не об этом речь…
«Определенное, конечное бытие есть такое, которое относится к чему-либо другому; это есть содержание, которое находится в отношении необходимости к другому содержанию, ко всему миру. Принимая во внимание взаимоопределяющую связь целого, метафизика вправе сделать утверждение — в сущности тавтологическое, — что, если бы была разрушена одна пылинка, то разрушилась бы вся Вселенная» (83) [72].
„Необходимая связь всего мира”… „взаимоопределяющая связь всего”
(86) [75]: «То, что есть первое в науке, должно было оказаться и исторически первым». ?Звучит весьма материалистично!?.
NB
91 [80]: «Становление есть данность бытия так же, как и небытия». …«Переход есть то же, что становление»… (92 i. f.) [81].
94 [83] «У Парменида, как и у Спинозы, не может быть перехода от бытия или абсолютной субстанции к отрицательному, конечному».
У Гегеля же единство или нераздельность (стр. 90 [79] это выражение иногда лучше, чем единство) „бытия” и „ничто” дают переход, Werden.
Абсолютное и относительное, конечное и бесконечное = части, ступени одного и того же мира. So etwa?**
(92 [81]: Для «опосредствованного бытия мы сохраним выражение: существование».)
* — определенное бытие. Ред.
** — Не так ли? Ред.
96
В. И. ЛЕНИН
102 [90-91]: У Платона в «Пармениде» переход от бытия и одного = «au?ere Reflexion»*.
104 [93]: Говорят, тьма есть отсутствие света. Но «в чистом свете столь же мало видно, как и в чистой тьме»…
107 [96] — Ссылка на бесконечно малые величины, кои берутся в процессе исчезновения их…
NB ||
||
«Нет совершенно ничего, что не было бы средним состоянием между бытием и ничто». «Непонятность начала» — если ничто и бытие исключают друг друга, но это не диалектика, a Sophisterei**.
Софистика и диалектика ||
||
||
|||
|||
|||
«Ибо софистика есть рассуждение из необоснованной предпосылки, принимаемой без критики и необдуманно; диалектикой же мы называем высшее разумное движение, в котором такие кажущиеся совершенно раздельными определения переходят друг в друга через самих себя, через то, что они есть, и предпосылка снимается» (108) [96].
Werden. Его моменты: Entstehen und Vergehen*** (109) [97].
Das Aufheben des Werdens**** — das Dasein |?конкретное, определенное?| |?бытие (?)?|
110 [98-99]: aufheben = ein Ende machen
= erhalten ( aufbe-
wahren
zugleich ) *****
NB ||
||
112 [100]: Dasein ist bestimmtes Sein****** (NB 114 [102] «ein Konkretes»*******), — качество, отдельное от Anderes, — veranderlich und endlich ********.
* — «внешняя рефлексия». Ред.
** — софистика. Ред.
*** — возникновение и уничтожение. Ред.
**** — Снятие становления. Ред.
***** — снять = покончить = удержать (одновременно сохранить). Ред.
****** — наличное бытие есть определенное бытие. Ред.
******* — «нечто конкретное». Ред.
******** — другого, — изменчивое и конечное. Ред.
97
КОНСПЕКТ «НАУКИ ЛОГИКИ». УЧЕНИЕ О БЫТИИ
114 [103] «Определенность, изолированная так для себя, как сущая определенность, есть качество»… «Качество, отличенное как сущее, есть реальность» (115) [103].
117 [106] …«Определенность есть отрицание»…
(Spinoza) Omnis determinatio est negatio*, «это положение имеет бесконечную важность»…
120 [108]: «Нечто есть первое отрицание отрицания»…
(
Здесь изложение какое-то отрывочное и сугубо туманное.
)
abstrakte und
abstruse Hegelei
— Энгельс 72.
125 [113-114] — … Две пары определений: 1) «Нечто и другое»; 2) «бытие для другого и в себе бытие».
127 [115] — Ding an sich** — «весьма простая абстракция». Кажется мудростью изречение, что мы не знаем, что такое вещи в себе. Вещь в себе есть абстракция от всякого определения |?Sein-fur-Anderes***?| |?от всякого отношения к другому?|, т. е. ничто. Следовательно, вещь в себе «не что иное, как лишенная истинности, пустая абстракция».
|||
|||
|||
NB
|
|
|
|
|
|
|
Это очень глубоко: вещь в себе и ее превращение в вещь для других (ср. Энгельс 73). Вещь в себе вообще есть пустая, безжизненная абстракция. В жизни в движении все и вся бывает как „в себе”, так и „для других” в отношении к другому, превращаясь из одного состояния в другое.
||
||
||
|| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
Sehr gut!! **** если мы спрашиваем, что такое вещи в себе, so ist in die Frage gedankenloser Weise die Unmoglichkeit der Beantwortung gelegt… *****
(127) [116].
* — (Спиноза) Всякое определение есть отрицание. Ред.
** — Вещь в себе. Ред.
*** — бытие для другого. Ред.
**** — Очень хорошо!! Ред.
***** — то в вопрос необдуманным образом вложена невозможность ответить