Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений. Том 29

на него… Ред.

98
В. И. ЛЕНИН

Кантианство = метафизика
|||
|||
129 [117] — en passant: диалектическое философствование, коего не знает «метафизическое философствование, к которому принадлежит также и критическое».

Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противоположности, — при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга, — почему ум человека не должен брать эти противоположности за мертвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую. En lisant Hegel…*

134 [122-123]: «Граница (есть) простое отрицание или первое отрицание» (des Etwas. Всякое нечто имеет свою границу) «другое же есть вместе с тем отрицание отрицания»…

137 [125]: „Etwas mit seiner immanenten Grenze gesetzt als der Widerspruch seiner selbst, durch den es uber sich hinausgewiesen und getrieben wird, ist das Endliche”.

(Нечто, взятое с точки зрения его имманентной границы, — с точки зрения его противоречия с самим собой, каковое противоречие толкает его |?это нечто?| и выводит его дальше своих пределов, есть конечное).

Когда о вещах говорят, что они — конечны, то этим признают, что их небытие есть их натура („небытие есть их бытие”).

«Они» (вещи) «суть, но истина этого бытия есть их конец».

|
|
|
Остроумно и умно! Понятия, обычно кажущиеся мертвыми, Гегель анализирует и показывает, что в них есть движение. Конечный? значит,

|
|
|

* — Читая Гегеля… Ред.

99
КОНСПЕКТ «НАУКИ ЛОГИКИ». УЧЕНИЕ О БЫТИИ

|
|
|
|
|
|
|
двигающийся к концу! Нечто? — значит, не то, что другое. Бытие вообще? — значит, такая неопределенность, что бытие = небытию. Всесторонняя, универсальная гибкость понятий, гибкость, доходящая до тождества противоположностей, — вот в чем суть. Эта гибкость, примененная субъективно, = эклектике и софистике. Гибкость, примененная объективно, т. е. отражающая всесторонность материального процесса и единство его, есть диалектика, есть правильное отражение вечного развития мира.

|
|
|
|
|
|
| |
|
||
||
|| NB
мысли о диалектике en lisant Hegel
139 [127] — Бесконечное и конечное, говорят, противоположны? (см. стр. 148 [136-137]) (ср. стр. 151 [139]).

141 [129] — Sollen und Schranke — моменты des Endlichen*.

143 [132] — «В долженствовании начинается выход за пределы конечности, бесконечность».

143 [132] — Говорят, разум имеет свой границы. «В этом утверждении отсутствует сознание того, что определение чего-либо как предела уже означает выход за этот предел».

||
||
|| sehr gut!
144 [132-133]: Камень не мыслит, и потому его ограниченность (Beschranktheit) не есть граница (Schranke) для него. Но и камень имеет свои границы, например, окисляемость, если он «есть способное к окислению основание».

|?Эволюция** камня?|

144-145 [133]: — Все (человеческое) выходит за границы (Trieb, Schmerz etc.***), a разум, изволите видеть, «не может выходить за предел»!

* — Долженствование и предел — моменты конечного. Ред.
** В рукописи над последней буквой слова «эволюция» стоит буква «и». Ред.
*** — влечение, боль и т. д. Ред.

100
В. И. ЛЕНИН

«Но, конечно, не всякий выход за пределы есть истинное освобождение от них»!

Магнит, если б имел сознание, считал бы свободным свой уклон на север (Лейбниц). — Нет, тогда он знал бы все направления пространства, и одно только направление считал бы границей своей свободы, ограничением ее.

Диалектика самих вещей, самой природы, самого хода событий
148 [137] …«Природа самого конечного состоит в том, чтобы выходить за свои пределы, отрицать свое отрицание и становиться бесконечным»… Не внешняя (fremde) сила (Gewalt) (149) [137] превращает конечное в бесконечное, а его (конечного) природа (seine Natur).

151 [139]: «Schlechte Unendlichkeit»* — бесконечность, качественно противоположная конечности, не связанная с ней, отгороженная от нее, как будто конечное было diesseits, а бесконечное jenseits**, как будто бесконечное стоит над конечным, вне его…

153 [142]: На деле же sind sie (конечное и бесконечное) untrennbar ***. Они — едино суть (155) [143-144].

=== ||
||
||
||
||
||
||
||
||
Применить к атомам versus электроны.
Вообще бесконечность материи вглубь… 74
158-159 [147]: …«Единство конечного и бесконечного не есть их внешнее сопоставление, или же несоответственное, противоположное их определению соединение, в котором были бы связаны раздельные и противоположные, самостоятельные одно относительно другого и, стало быть, несовместимые сущие, но каждое есть в себе самом это единство, и каждое есть лишь снятие себя самого, причем ни одно не имеет перед другим преимущества в себе бытия и утвердительного

* — «Дурная бесконечность». Ред.
** — по сю сторону, а бесконечное по ту сторону. Ред.
*** — они суть… нераздельны. Ред.

101

Страница рукописи В. И. Ленина Конспект книги Гегеля «Наука логики». — Сентябрьдекабрь 1914 г.
Уменьшено

103
КОНСПЕКТ «НАУКИ ЛОГИКИ». УЧЕНИЕ О БЫТИИ

наличного бытия. Как было показано ранее, конечность есть лишь выход за себя; поэтому в ней содержится бесконечность, другое ее самой»…

||
||
====
… «Но бесконечный прогресс выражает нечто большее» (чем простое сравнение конечного с бесконечным), «в нем положена и связь (курсив Гегеля) также и различаемых»… (160) [148].

||
||
|| Связь (всех частей) бесконечного прогресса
167 [155] «Природа спекулятивного мышления… состоит единственно в схватывании противоположных моментов в их единстве».

Вопрос, как приходит бесконечное к конечному, считают иногда сущностью философии. Но этот вопрос сводится к выяснению их связи…

168 [156] …«И относительно других предметов также требуется известное развитие для того, чтобы уметь задавать вопросы, тем более относительно философских предметов, так как иначе может получиться ответ, что вопрос никуда не годится».

||
||
|| Bien dit!
173-174 [161-162]: Fursichsein — для себя бытие = бесконечное бытие, законченное качественное бытие. |?Отношение к другому исчезло; осталось отношение к себе.?|
Качество доходит до крайности (auf die Spitze) и становится количеством.

Идеализм Канта и Фихте… (181) [169] «застревают в дуализме» ((неясно)) «наличного бытия и для себя бытия»…

т. е. что нет перехода вещи в себе (ее поминает следующее предложение) к явлению? объекта к субъекту?

Почему Fursichsein есть Eins*, мне неясно. Здесь Гегель сугубо темен, по-моему.

* — единое. Ред.

104
В. И. ЛЕНИН

NB:
Selbstbewegung**** ||
||
||
||
||
Единое — старинный принцип …ч..* (и пустота). Пустота считается Quell der Bewegung** (185) [173] не только в том смысле, что место не занято, но enthalt*** и «более глубокую мысль, что в отрицательном вообще заключается основание становления, беспокойства самодвижения» (186) [173].

183 [170]: «Идеальность для себя бытия как тотальность превращается таким образом, во-первых, в реальность и притом в наиабстрактнейшую, наипрочнейшую, как одно».

Темна вода

Мысль о превращении идеального в реальное глубока: очень важна для истории. Но и в личной жизни человека видно, что тут много правды. Против вульгарного материализма. NB. Различие идеального от материального тоже не безусловно, не uberschwenglich 75.

189 [177] — Примечание. Монады Лейбница. Принцип Eins и его неполнота у Лейбница 76.

Видимо, Гегель берет свое саморазвитие понятий, категорий в связи со всей историей философии. Это дает еще новую сторону всей Логики.

193 [181] …«Существует древнее изречение, что одно есть многое и, в особенности: что многое есть одно»…

195 [183] …«Различие между одним и многими определилось в различие их соотношения друг с другом, которое разложено на два соотношения, на отталкивание и притяжение»…

* — атом (неделимое). Ред.
** — источником движения. Ред.
*** — содержит. Ред.
**** — самодвижение. Ред.

105
КОНСПЕКТ «НАУКИ ЛОГИКИ». УЧЕНИЕ О БЫТИИ

Вообще все это Fursichsein, должно быть, отчасти понадобилось Гегелю для выведения того, как „качество превращается в количество” (199) [187] — качество есть определенность, определенность для себя, Gesetzte*, есть единица — сие производит впечатление большой натянутости и пустоты.

Отметить, стр. 203 [190], не лишенное иронии замечание против того «рефлектирующего об опыте образа действия познания, который сначала воспринимает в явлении те или другие определения, затем кладет их в основание и принимает для так называемого объяснения их соответствующие основные материи или силы, долженствующие производить эти определения явления»…

||
||
||
||
* — положенное. Ред.

106
В. И. ЛЕНИН

ВТОРОЙ ОТДЕЛ :

ВЕЛИЧИНА (КОЛИЧЕСТВО)

У Канта 4 «антиномии» 77. На деле каждое понятие, каждая категория так же антиномична (217) [205].

Роль скептицизма в истории философии |||
|||
|||
«Древний скептицизм не уклонялся от труда указывать это противоречие или антиномию во всех понятиях, которые он находил в науках».

Разбирая Канта весьма придирчиво (и остроумно), Гегель получает вывод, что Кан просто повторяет в выводах сказанное в посылках, именно повторяет то, что есть категория Kontinuitat* и категория Diskretion**.

Wahrhafte
Dialektik***
|||
|||
|||
|||
|||
|||
Отсюда же вытекает лишь, «что ни одно из этих определений, взятое отдельно, не истинно, а истинно лишь их единство. Таково истинно диалектическое рассмотрение их, так же как их истинный результат» (226) [214]. 229 [217]: «Die Diskretion |?перевод? раздельность****, расчлененность?|, как и die Kontinuitat, |?сомкнутость (?), преемственность (?)*****, непрерывность?| есть момент количества»…

* — непрерывность. Ред.
** — дискретность. Ред.
*** — Истинная диалектика. Ред.
**** Слово «раздельность» в рукописи зачеркнуто. Ред.
***** Слова «сомкнутость, преемственность» в рукописи зачеркнуты. Ред.

107
КОНСПЕКТ «НАУКИ ЛОГИКИ». УЧЕНИЕ О БЫТИИ

232 [219]: «Количество, прежде всего количественность с некоторой определенностью или границей вообщеесть в своей совершенной определенности число»…

234 [221]: «Anzahl |
|
численность.
перечисление ? |
| и единица составляют моменты числа».
248 [235-236] — По вопросу о роли и значении числа (много о Pythagoras etc. etc.), между прочим, меткое замечание:

«Чем богаче определенностью, а тем самым и отношениями, становятся мысли, тем, с одной стороны, более запутанным, а с другой, более произвольным и лишенным смысла становится их изображение в таких формах, как числа» (248-249) [236]. ((Оценка мыслей: богатство определениями и следовательно отношениями.))
По поводу антиномий Канта (мир без начала etc.), Гегель опять доказывает des Langeren*, что в посылках принимается за доказанное то, что надо доказать (267-278) [255-267].

|
| —— —— |
|
Далее, переход количества в качество в абстрактно-теоретическом изложении до того темен, что ничего не поймешь. Вернуться!!

—— ——
283 [271]: Бесконечное в математике. До сих пор оправдание состоит только в правильности результатов («доказанной из других оснований»), … а не в ясности предмета |?confer Engels?|78.

||
||
|| NB
285 [273]: При исчислении бесконечных известная неточность (заведомая) игнорируется, а результат все же получается не приблизительный, а вполне точный!

Все же искать тут Rechtfertigung** — «не столь излишне», «как излишним представляется требовать доказательства права пользоваться собственным носом» 79.

* — пространно. Ред.
** — оправдания. Ред.

108
В. И. ЛЕНИН

Ответ Гегеля сложный, abstrus* etc. etc. Речь идет о высшей математике; ср. Энгельс о дифференциальном и интегральном исчислении 80.

|
| —— —— |
|
Интересно мимоходом сделанное замечание Гегеля — «трансцендентально, т. е. в сущности субъективно и психологически»… «трансцендентальным образом, а именно в субъекте» (288) [276].

—— ——
Стр. 282-327 [270-314] u. ff. — 379 [363]
Подробнейшее рассмотрение дифференциального и интегрального исчисления, с цитатами — Newton, Lagrange, Carnot, Euler, Leibniz etc. etc., — показывающими, как интересно было Гегелю это «исчезновение» бесконечно малых, это «среднее между бытием и небытием». Без изучения высшей математики все сие непонятно. Характерно заглавие Carnot: «Reflexions sur la Metaphysique du calcul infinitesimal»!!!**

Развитие понятия Verhaltnis*** (379-394) [363-379] сугубо темно. Отметить лишь, стр. 394 [378-379], замечания о символах, что против них вообще ничего иметь нельзя. Но „против всякой символики” надо сказать, что она иногда является „удобным средством обойтись без того, чтобы охватить, указать, оправдать определения понятий” (Begriffsbestimmungen). А именно в этом

Скачать:TXTPDF

Полное собрание сочинений. Том 29 Владимир читать, Полное собрание сочинений. Том 29 Владимир читать бесплатно, Полное собрание сочинений. Том 29 Владимир читать онлайн