Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений. Том 29

истории человеческой мысли, науки и техники.

А «чисто логическая» обработка?
Das fallt zusammen****.
Это должно совпадать, как индукция и дедукция в «Капитале»
Река и капли в этой реке. Положение каждой капли, ее отношение

* — «многочисленные». Ред.
** — Если я не ошибаюсь, здесь много мистицизма и пустой. Ред.
*** — материалистически перевернутый Гегель. Ред.
**** — Это совпадает. Ред.

132
В. И. ЛЕНИН

Часто у Гегеля слово «момент» в смысле момента связи, момента в сцеплении
к другим; ее связь с другими; направление ее движения; скорость; линия движения — прямая, кривая, круглая etc. — вверх, вниз. Сумма движения. Понятия как учеты отдельных сторон движения, отдельных капель (= «вещей»), отдельных «струй» etc. Вот a peu pres* картина мира по Логике Гегеля, — конечно, минус боженька и абсолют.

«Если налицо все условия некоторой вещи, то она вступает в существование»… (116) [568].

Очень хорошо! причем тут абсолютная идея и идеализм?
Забавно это «выведение» … существования…
* — приблизительно. Ред.

133
КОНСПЕКТ «НАУКИ ЛОГИКИ». УЧЕНИЕ О СУЩНОСТИ

ВТОРОЙ ОТДЕЛ:

ЯВЛЕНИЕ

Первая фраза: «Сущность должна являться»,.. (119) [571] (по)явление сущности есть (1) Existenz (вещь); (2) явление (Erscheinung). («Явление есть то, что есть вещь в себе или истина последней», стр. 120.) «Миру явлений противостоит рефлектированный в себя, сущий в себе мир»… (120) [572]. (3) Verhaltnis (отношение) и действительность.

Между прочим: «Доказывание есть вообще опосредствованное познание»… … «Различные виды бытия требуют свойственных именно им видов опосредствования или содержат их в себе; поэтому и природа доказательства относительно каждого из них различна»… (121) [573].

|
|
| —— —— |
|
|
И паки… о существовании бога!! Бедный этот бог, как только помянут слово существование, так он и обидится.

—— ——
Существование отличается от бытия своей опосредствованностью (Vermittelung: 124 [576]). |?Конкретностью и связью?|

… «Вещь в себе и ее опосредствованное бытие оба содержатся в существовании и оба сами суть существования; вещь в себе существует как существенное существование вещи, опосредствованное же бытие есть ее несущественное существование»… (125) [577-578].

134
В. И. ЛЕНИН

|
|
| —— —— |
|
|
? Вещь в себе относится к бытию, как существенное к несущественному?

—— ——
… «Последняя» (Ding-an-sich) «не должна в себе самой иметь никакого определенного многообразия и потому приобретает это многообразие, лишь будучи перенесена во внешнюю рефлексию, но при этом остается к нему безразличной. (- Вещь в себе имеет цвет лишь будучи поднесена к глазу, запах — к носу и т. д.)»… (126) [578].

… «Вещь имеет свойство, состоящее в том, чтобы производить в другом то или иное и обнаружить себя своеобразным способом в своем отношении к этому другому»… (129) [581]. «Вещь в себе существует, следовательно, существенным образом»…

В примечании идет речь о «вещи в себе трансцендентального идеализма»…

…«Вещь в себе как таковая есть не что иное, как пустая абстракция от всякой определенности, о которой, конечно, нельзя ничего знать, именно потому, что она должна быть абстракцией от всякого определения»…

«Трансцендентальный идеализм… всякую определенность вещей, как «по форме, так и по содержанию перемещает в сознание»»… «то с этой точки зрения во мне, в субъекте, совершается то, что я вижу листья дерева не черными, а зелеными, солнце круглым, а не квадратным, что сахар для моего вкуса сладок, а не горек, что первый и второй удар часов я определяю как последовательные, а не как одновременные, а также, первый не как причину и не как действие второго и т. д.» (131) [583]… Гегель оговаривается далее, что здесь рассматривал лишь вопрос о вещи в себе и «au.erliche Reflexion»*.

|||
|||
|||
«Существенная же недостаточность той точки зрения, на которой останавливается указанная философия, состоит в том, что она упорно держится

* — «внешней рефлексии». Ред.

135
КОНСПЕКТ «НАУКИ ЛОГИКИ». УЧЕНИЕ О СУЩНОСТИ

абстрактной вещи в себе, как некоторого последнего определения, и противопоставляет вещи в себе рефлексию или определенность и многообразие свойств; между тем как на самом деле вещь в себе по существу имеет эту внешнюю рефлексию в ней самой и определяет себя как нечто, наделенное своими собственными определениями, свойствами, вследствие чего та абстракция вещи, в силу которой она есть чистая вещь в себе, оказывается неистинным определением» (132) [584].

|||
|||
|||
|||
|||
|||
|||
|||
|||
суть = против субъективизма и разрыва вещи в себе и явления

… «Многие различные вещи состоят в существенном взаимодействии через свои свойства; свойство есть самое это взаимоотношение, и вещь вне его есть ничто»… (133) [585].

Die Dingheit переходит в Eigenschaft* (134) [585]. Eigenschaft переходит в «материю» или «Stoff»** («вещи состоят из веществ») etc.

«Явление есть… ближайшим образом сущность в своем существовании»… (144) [596]. «Явление естьединство видимости и существования»… (145) [597].

Единство в явлениях: «Это единство есть закон явления. Закон есть, таким образом, положительное в опосредствовании являющегося» (148) [600].

|||
|||
||| закон (явлений)
|?Тут вообще тьма темного. Но мысль живая есть, видимо: понятие закона есть одна из ступеней познания человеком единства и связи, взаимозависимости и цельности мирового процесса. «Обламывание» и «вывертывание» слов и понятий, которому здесь предается Гегель, есть борьба с абсолютированием понятия закона, с упрощением его, с фетишизированием его. NB для современной физики!!!?|

* — вещность переходит в свойство. Ред.
** — «вещество». Ред.

136
В. И. ЛЕНИН

NB
Закон есть прочное (остающееся) в явлении |||
|||
|||
«Эта сохраняющаяся устойчивость, которой явление обладает в законе»… (149) [600]. «Закон есть рефлексия явления в тождество с собой» (149)

(Закон — идентичное в явлении) |||
|||
[601]. (Закон есть идентичное в явлениях: «отражение явления в идентичность его с самим собой»).

NB
Закон = спокойное отражение явлений ||
||
|||
|||
|||
… «Это тождество, основа явления, образующая закон, есть собственный момент явления… Поэтому закон не потусторонен явлению, но непосредственно присущ последнему; царство законов есть спокойное (курсив Гегеля) отображение существующего или являющегося мира»…

||
||
||
Это замечательно материалистическое и замечательно меткое (словом «ruhige»*) определение. Закон берет спокойное — и потому закон, всякий закон, узок, неполон, приблизителен.

NB
Закон есть существенное явление \\
\\
\\
//
//
//
«Существование возвращается в закон, как в свое основание; явление содержит в себе то и другое, простое основание и разлагающее движение являющегося универсума, существенность которого составляет основание». «Закон есть, следовательно, существенное явление» (150) [602].

Ergo, закон и сущность понятия однородные (однопорядковые) или вернее, одностепенные, выражающие углубление познания человеком явлений, мира etc.

* — «спокойное». Ред.

137
КОНСПЕКТ «НАУКИ ЛОГИКИ». УЧЕНИЕ О СУЩНОСТИ

(
Движение универсума в явлениях (Bewegung des erscheinenden Universums), в существенности этого движения есть закон.

|||
|||
|||
|||
||| NB
(Закон есть отражение существенного в движении универсума.)
||
||
||
«Царство законов есть спокойное содержание явления; явление же есть то же самое содержание, но представляющееся в беспокойной смене и как рефлексия в другое… поэтому явление есть относительно закона цельность, ибо оно содержит в себе закон и еще более — именно момент самодвижущейся формы» (151) [602-603].

||
||
|| (Явление цельность, тотальность) ((закон = часть))
|
|
| (Явление богаче закона)
Но дальше, хотя и неясно, признается, кажись, стр. 154 [605], что закон может восполнить этот Mangel*, охватить и отрицательную сторону, и Totalitat der Erscheinung** (особенно 154 i. f. [606]) Вернуться!

Мир сам по себе тождественен с миром явлений, но в то же время противоположен ему (158) [610-611]. То, что в одном положительно, в другом отрицательно. То, что в мире явлений зло, то в мире самом по себе добро. Ср. — говорит Гегель здесь — «Феноменологию духа», стр. 121 ff 86.

«Являющийся и существенный миры… оба суть самостоятельные целые существования, один должен был бы быть лишь рефлектированным существованием, а другой — непосредственным существованием, но каждый непрерывно продолжается в его другом и есть поэтому в себе самом тождество обоих этих моментов… Оба мира суть, прежде всего, самостоятельные, но они таковы лишь как цельности, и таковы постольку,

* — недостаток. Ред.
** — цельность явления. Ред.

138
В. И. ЛЕНИН

поскольку каждый существенно содержит в себе момент другого»… (159-160) [611].

Суть здесь та, что и мир явлений и мир в себе суть моменты познания природы человеком, ступени, изменения или углубления (познания). Передвижка мира в себе все дальше и дальше от мира явлений — вот чего не видно еще пока у Гегеля. NB. У Гегеля «моменты» понятия не имеют значения «моментов» перехода?

… « Таким образом, закон, есть существенное отношение» (курсив Гегеля).

(
Закон есть отношение. Сие NB для махистов и прочих агностиков и для кантианцев etc. Отношение сущностей или между сущностями.

)
«Слово мир обозначает вообще бесформенную цельность многообразного»… (160) [612].

И 3-ья глава («Существенное отношение») начинается положением: «Истина явления есть существенное отношение»… (161) [612].

Подразделения:

Отношение целого к части; это отношение переходит в следующее (sic!! (стр. 168) [619-620]): — силы к ее проявлению; — внутреннего и внешнего. — Переход к субстанции, действительности. … «Истина отношения заключается, таким образом, в опосредствовании»… (167) [619].

«Переход» к силе: «Сила есть отрицательное единство, в котором разрешается противоречие целого и частей, истина этого первого отношения» (170) [621]. ((Это одно из 1000 подобных мест у Гегеля, которые выводят из себя наивных философов вроде Pearson’а, автора «The Grammar of Science» 87. — Он цитирует подобное место и беснуется: чему-де учат, такой галиматье, в наших школах!! И он прав в известном, частичном, смысле. Этому учить нелепо. Из этого надо сначала вышелушить материалистическую диалектику. А это на 9/10 шелуха, сор.))

139
КОНСПЕКТ «НАУКИ ЛОГИКИ». УЧЕНИЕ О СУЩНОСТИ

Сила выступает как «принадлежность» (als angehorig) «существующей вещи или материи» …«Если, спрашивается поэтому, каким образом вещь или материя доходят до того, чтобы обладать некоторой силой, то последняя представляется внешне связанной с ними и внедренной в вещь посредством некоторого чужого насилия» (171) [623].

… «Во всем природном, научном и духовном развитии вообще оказывается, и очень важно убедиться в этом, что первое, пока нечто есть лишь внутреннее или также внутри своего понятия, именно потому есть лишь непосредственное, пассивное наличное бытие последнего»… (181) [633].

#

Начало всего может быть рассматриваемо, как внутреннее — пассивное — и в то же время внешнее.

||
||
||
Но интересно здесь не это, а иное: нечаянно проскользнувший критерий диалектики у Гегеля: «во всем природном, научном и духовном развитии»: вот где зерно глубокой истины в мистической шелухе гегельянщины!

# Пример: де, зародыш человека есть лишь внутренний человек, dem Anderssein Preisgegebenes*, пассивное. Gott** сначала не есть еще дух. «Непосредственно бог есть поэтому лишь природа» (182) [633-634].

(Это тоже характерно!!)

||
||
||
||
||
|| Фейербах daran „knupft an“*** 88. Долой Gott, остается Natur****.
* — отданное во власть инобытию. Ред.
** — бог. Ред.
*** — «подхватывает» это. Ред.
**** — природа. Ред.

140
В. И. ЛЕНИН

ТРЕТИЙ ОТДЕЛ :

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

… «Действительность есть единство сущности и существования»… (184) [636].

Подразделения: 1) «абсолют» — 2) собственно действительность. «Действительность, возможность и необходимость составляют формальные моменты абсолюта». 3) «абсолютное отношение»: субстанция. «В нем самом» (dem Absoluten) «нет никакого становления» (187) [639] — и прочая чепуха об абсолюте…

абсолют есть абсолютный абсолют
(!!) атрибут есть релятивный » …
В

Скачать:TXTPDF

Полное собрание сочинений. Том 29 Владимир читать, Полное собрание сочинений. Том 29 Владимир читать бесплатно, Полное собрание сочинений. Том 29 Владимир читать онлайн