Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений. Том 29

есть круг кругов

Переход от идеи к природе…

* — «наполненным бытием». Ред.
** — идея абсолютного познания. Ред.

215
КОНСПЕКТ «НАУКИ ЛОГИКИ». УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ

Эта фраза на последней, 353-ей [319] странице Логики архизамечательна. Переход логической идеи к природе. Рукой подать к материализму, Прав был Энгельс, что система Гегеля перевернутый материализм 101. Это не последняя фраза Логики, но дальше до конца страницы неважное.

Конец «Логики». 17. XII. 1914.

Замечательно, что вся глава об «абсолютной идее» почти ни словечка не говорит о боге (едва ли не один раз случайно вылезло «божеское» «понятие») *, и кроме того — это NB — почти не содержит специфически идеализма, а главным своим предметом имеет диалектический метод. Итог и резюме, последнее слово и суть логики Гегеля есть диалектический метод — это крайне замечательно. И еще одно: в этом самом идеалистическом произведении Гегеля всего меньше идеализма, всего больше материализма. «Противоречиво», но факт!

Том VI, стр. 399 [I, 332-333]:

Энциклопедия § 227 — превосходно об аналитическом методе («разложить» «данное конкретное» явление — «при-

NB:

В малой логике (Энциклопедия § 244,

Zusatz* стр. 414** [344]***) последняя фраза книги такова: «diese seiende

Idee aber ist die

Natur»****

NB

* — добавление. Ред.
** Hegel. Werke, Bd. VI, Berlin, 1840. Ред.
*** Гегель. Сочинения, т. I, М.-Л., 1929. Ред.
**** — «но эта существующая идея есть природа». Ред.

216
В. И. ЛЕНИН

дать форму абстракции» отдельным сторонам его и «herausheben»* «род или силу и закон»), стр. 398 — и об его применении:

Это вовсе не «дело нашего произвола» (398) [332], применять ли аналитический или синтетический метод (как man pflegt zu sprechen**) — это зависит «от формы самих подлежащих познанию предметов».

Локк и эмпирики стоят на точке зрения анализа. И часто говорят, что «большего вообще не может сделать познание» (399) [332].

«Но немедленно становится ясно, что это есть извращение вещей и что познание, желающее брать вещи так, как они есть, впадает при этом в противоречие с самим собой». Например, химик «martert»*** кусок мяса и открывает азот, углерод etc. «Но эти абстрактные вещества уже не являются более мясом».

Дефиниций может быть много, ибо много сторон в предметах:

«Чем богаче определяемый предмет, т. е. чем больше различных сторон представляет он для рассмотрения, тем более различными могут быть выставляемые на основе их определения» (400 [334] § 229) — например, определение жизни, государства etc.

Spinoza и Schelling дают в своих дефинициях массу «спекулятивного» (очевидно, Гегель применяет здесь это слово в хорошем смысле), но «в форме простого уверения».

Философия же должна все доказывать и выводить, а не ограничиваться дефинициями.

NB:

«род или силу и закон» (род = закон!)
Очень верно!

Ср. замечание

Маркса в «Капитале»

I,5.2 102

* — «выделить». Ред.
** — обычно говорят. Ред.
*** — «пытает». Ред.

217
КОНСПЕКТ «НАУКИ ЛОГИКИ». УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ

Разделение (Einteilung) должно быть «естественно, а не чисто искусственно, т. е. произвольно» (401) [334].

Стр. 403-4 0 4 [336] — зло против «конструирования» и «игры» в конструкции, тогда как дело в «понятии», в «идее», в «единстве понятия и объективности»… (403) [336].

В малой Энциклопедии § 233, отдел b озаглавлен D a s W o l l e n* (то, что в большой

Логике есть «Die Idee des Guten»**).

Деятельность есть «противоречие» — цель действительна и недействительна, возможна и не… и т. д.

«Формально исчезновение этого противоречия состоит в том, что деятельность снимает субъективность цели, а благодаря этому и объективность, снимает противоположность, в силу которой они обе являлись конечными, не только односторонность данной субъективности, но субъективность вообще» (406) [338].

Точка зрения Канта и Фихте (особенно в моральной философии) есть точка зрения цели, субъективного долженствования (407) [338-339] (вне связи с объективным)…

Говоря об абсолютной идее, Гегель посмеивается (§ 237, том VI, стр. 409 [340]) над

«декламациями» по поводу нее, будто в ней все открывается, и замечает, что

«абсолютная идея»… есть… «всеобщее», «но это всеобщее не просто абстрактная форма, которой (sic!) все особое содержание противостоит как нечто иное, но как абсолютная форма, в которую возвратились все определения, вся полнота положенного ею содержания. В этом отношении абсолютную идею можно сравнить со старцем, который произносит те же религиозные истины, что и ребенок, но для которого они имеют значение всей его жизни. Ребенок также понимает религиозное содержание, но оно имеет для него значение лишь как нечто такое, вне чего лежит еще целая жизнь и весь мир».

tres bien!

Прекрасное сравнение! вместо пошлой религии надо взять всякие абстрактные истины

* — Хотение, ж е л а н и е. Ред.
** — «Идея добра». Ред.

218
В. И. ЛЕНИН

…«Интерес заключается во всем движении»… (§ 237, стр. 409 [341]).

«Содержание есть живое развитие идеи»… «Любая из рассмотренных ранее ступеней есть образ абсолютного, но прежде всего в ограниченном смысле»… (410) [341]. § 238, добавление: «Метод философии есть в одно и то же время синтетический и аналитический; но вовсе не в том смысле, что оба эти метода конечного познания находятся рядом или просто чередуются, но таким образом, что они оба содержатся в философском методе в снятом виде, и он в каждом своем движении действует одновременно и аналитически и синтетически. Философское мышление действует аналитически, поскольку оно только воспринимает свой предмет — идею, предоставляет ей беспрепятственно действовать и как бы лишь следит за ее движением и развитием. Философствование постольку является совершенно пассивным. Но в то же время философское мышление является синтетическим и проявляет себя как деятельность самого понятия.

Философский метод требует к тому же воздерживаться от случайных личных предположений и от особых мнений, которые постоянно стремятся выказать себя»… (411) [342]. (§ 243, стр. 413 [344])… «Метод, таким образом, есть не внешняя форма, но душа и понятие содержания»… (Конец Энциклопедии; см. выше сбоку выписка из конца Логики*.)

прелестно! tres bien очень хорошо! (и образно)

* См. настоящий том, стр. 215. Далее в тетради следуют чистые страницы; в конце тетради написаны заметка «К новейшей литературе о Гегеле» и заметка о рецензии на книгу Перрена (см. настоящий том, стр. 347-351). Ред.

219

КОНСПЕКТ КНИГИ ГЕГЕЛЯ «ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ» 103

Написано в 1915 г.
Впервые напечатано в 1930 г. в Ленинском сборнике XII

Печатается по рукописи
221

ГЕГЕЛЬ. ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ 104
СОЧИНЕНИЯ, ТОМ XIII

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ФИЛОСОФИИ

Стр. 37* [30]**…«Если истинное абстрактно, то оно не истинно. Здравый человеческий разум стремится к конкретному… Философия в высшей степени враждебна абстрактному, ведет обратно к конкретному»…

Стр. 40 [32]: сравнение истории философии с кругом — «у этого круга по краям большое множество кругов»… … «Я утверждаю, что последовательность систем философии в истории та же, что и последовательность в выведении логических определений идеи. Я утверждаю, что если совершенно освободить основные понятия появлявшихся в истории философии систем от того, что относится к их внешней форме, к их применению к частным случаям и т. п., то получатся различные ступени определения самой идеи в ее логическом понятии.

Если, наоборот, взять логическое поступательное движение само по себе, то в нем окажется

Очень глубокое верное сравнение!!

Каждый оттенок мысли = круг на великом круге (спирали) развития человеческой мысли вообще

NB

* Hegel. Werke, Bd. XIII, Berlin, 1833. Ред.
** Гегель. Сочинения, т. IX, 1932. Ред.

222
В. И. ЛЕНИН

поступательное движение исторических явлений в их главных моментах; — но, конечно, эти чистые понятия надо уметь распознавать в том, что содержит историческая форма» (43) [34].

Стр. 56 [45] — насмешка над погоней за модой, — за тем, кто готов «auch jedes

Geschweige (?) fur eine Philosophie auszuschreien»*. Стр. 57-58 [45-46] — превосходно за строгую историчность в истории философии, чтобы не приписывать древним такого «развития» их идей, которое нам понятно, но на деле отсутствовало еще у древних.

У Фалеса, например, нет еще понятия ….** (как принципа), нет еще понятия причины… … «Так, например, существуют целые народы, которые совсем еще не имеют этого понятия» (причины); «для этого требуется высокая ступень развития»… (58) [47].

Архидлинно, пусто, скучно об отношении философии к религии. Вообще, предисловие чуть не в 200 страниц — невозможно!!

* — «и всякую болтовню (?) провозглашать философией». Ред.
** — начала. Ред.

223
КОНСПЕКТ КНИГИ ГЕГЕЛЯ «ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ»

XIII ТОМ. ПЕРВЫЙ ТОМ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

ФИЛОСОФИЯ ИОНИЙЦЕВ

«Анаксимандр (610-547 до Р. Х.) утверждал, что человек произошел из рыбы» (213) [168].

ПИФАГОР И ПИФАГОРЕЙЦЫ

… «Таким образом, это — сухие, лишенные процесса, не диалектические, покоящиеся определения»… (244) [189]. отрицательное определение диалектики

Речь идет об общих идеях у пифагорейцев 105; — «число» и его значение etc. Ergo: это сказано по поводу примитивных идей пифагорейцев, их примитивной философии, «определения» субстанции, вещей, мира у них «сухи, лишены процесса (движения), недиалектичны».

Прослеживая преимущественно диалектическое в истории философии, Гегель приводит рассуждения пифагорейцев: …«единица, прибавленная к четному, дает нечетное (2 + 1 = 3); — прибавленная к нечетному, дает четное (3 + 1 = 4); — она» (Eins) «имеет свойство делать gerade (= четное) и, стало быть, сама должна

224
В. И. ЛЕНИН

быть четной. Единство таким образом само в себе содержит различные определения» (246) [190].

Музыкальная гармония и философия Пифагора:

… «Пифагор приписал рассудку и отвоевал для него посредством твердого определения такое простое субъективное чувство, как слух, которое само по себе состоит в способности улавливать отношения» (262) [200].

Стр. 265-266 [202-203]: движение небесных светил — гармония его — неслышимая нами гармония поющих небесных сфер (у пифагорейцев): Aristoteles. «De coelo», II, 13 (и 9) 106:

… «В середине пифагорейцы помещали огонь, землю же рассматривали как звезду, вращающуюся вокруг этого центрального тела по кругу»… Но этим огнем не было у них солнце… «Они держались при этом не чувственной видимости, а оснований… Эти десять сфер» десять сфер или орбит или движений десяти планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Солнце, Луна, Земля, Млечный Путь и Gegenerde* (- антипод?), придуманная «для ровного числа», для 10 «издают, как все движущееся, шум; но каждая сфера — особого тона соответственно различию своей величины и скорости. Последняя определяется различными расстояниями, находящимися в гармоническом отношении друг к другу, соответственно музыкальным интервалам; вследствие этого возникает гармонический голос (музыка) движущихся сфер (мир)»…

О душе пифагорейцы думали «die Seele sei: die

Sonnenstaubchen»** (= пылинка, атом) (стр. 268 [204]) (Aristoteles.

De anima», I, 2) 107.

гармония мира») отношение субъективного к объективному роль пыли (в солнечном луче) в древней философии намек на строение материи!

* — Противоземля. Ред.
** — «душа есть солнечные пылинки». Ред.

225
КОНСПЕКТ КНИГИ ГЕГЕЛЯ «ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ»

В душе — семь кругов (элементов), подобно как на небе. Aristoteles. «De anima», I, 3, — стр. 269 [205].

пифагорейцы: «догадки», фантазии о сходстве макрокосма и микрокосма

И тут же басни, что-де Пифагор (взяв у египтян учение о бессмертии души и о

Скачать:TXTPDF

Полное собрание сочинений. Том 29 Владимир читать, Полное собрание сочинений. Том 29 Владимир читать бесплатно, Полное собрание сочинений. Том 29 Владимир читать онлайн