Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений. Том 29

верно! верно!

233
КОНСПЕКТ КНИГИ ГЕГЕЛЯ «ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ»

Мы не можем представить, выразить, смерить, изобразить движения, не прервав непрерывного, не упростив, угрубив, не разделив, не омертвив живого. Изображение движения мыслью есть всегда огрубление, омертвление, — и не только мыслью, но и ощущением, и не только движения, но и всякого понятия.

И в этом суть диалектики. Эту-то суть и выражает формула: единство, тождество противоположностей.

3. «Летящая стрела покоится».

И ответ Аристотеля: ошибка от допущения, будто «время состоит из отдельных теперь» (.. … …) стр. 324 [243].

4. 1/2 равна двойному: движение, измеряемое по сравнению с неподвижным телом и по сравнению с телом, движущимся в обратном направлении.

В конце § о Зеноне, Гегель сопоставляет его с Кантом (его-де антиномии «не больше, чем то, что уже здесь сделал Зенон»).

Общий вывод диалектики элеатов: «истинное едино, другое неистинно» — «подобно тому, как кантовская философия имела своим результатом: «Мы познаем лишь явления». В общем один и тот же принцип» (стр. 326 [244]).

Но есть и разница.

«У Канта духовное есть то, что разрушает мир; по Зенону мир явления в себе и для себя не истинен. По Канту наше мышление, наша духовная деятельность есть дурное; — ставить познание ни во что есть чрезмерное смирение духа»… (327) [244-245].

Продолжение элеатов в Левкиппе и у софистов…

ФИЛОСОФИЯ ГЕРАКЛИТА

После Зенона (? он жил после Гераклита?) 117 Гегель переходит к Гераклиту и говорит:

«Она» (диалектика Зенона) «может быть также названа еще субъективной диалектикой, поскольку

Кант и его субъективизм, скептицизм etc.

234
В. И. ЛЕНИН

она принадлежит рассматривающему субъекту, и единое без этой диалектики, без этого движения, есть одно, абстрактное тождество»… (328) [245], а раньше говорилось, см. цитату с стр. 309 [231] и др., что у Зенона объективная диалектика. Тут есть какое-то архитонкое «distinguo»*. Ср. следующее:

«Диалектика: .) внешняя диалектика, резонирование вкривь и вкось, в которой не растворяется душа самой вещи; .) имманентная диалектика предмета, относимая однако (..) к способу рассмотрения субъекта; .) объективность Гераклита, т. е. диалектика, понимаемая сама как принцип» (328) [246]. .) субъективная диалектика .) в предмете есть диалектика, но я не знаю, может быть это Schein**, лишь явление etc. .) вполне объективная диалектика как принцип всего сущего (У Гераклита): «Здесь перед нами открывается новая земля; нет ни одного положения Гераклита, которое я не принял бы в свою Логику» (328) [246].

«Гераклит говорит: все есть становление; это становление есть принцип.

Это заключено в выражении: бытие столь же мало есть, как небытие»… (стр. 333 [249]).

«Познание того, что бытие и небытие суть только лишенные истины абстракции, первым же истинным является только становление, представляет собой большое достижение. Рассудок считает, что оба в отдельности истинны и имеют значимость; напротив, разум познает одно в другом, познает, что в одном содержится его другое» (..

«его другое»), — «вот почему следует Вселенную, Абсолютное определять как станов-ление» (334) [250].

NB

NB

NB

NB

* — «я различаю». Ред.
** — кажимость, видимость. Ред.

235
КОНСПЕКТ КНИГИ ГЕГЕЛЯ «ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ»

«Аристотель говорит («De mundo» 118, глава 5), что Гераклит вообще «связывал целое и нецелое (часть)», …«сходящееся и расходящееся, созвучное и диссонирующее; и из всего (противоположного) будет одно, и из одного все»» (335) [250].

Платон в «Симпосионе» приводит взгляды Гераклита (между прочим, применительно к музыке: гармония состоит из противоположностей) и выражение, что-де «искусство музыканта соединяет различное» 119.

Гегель пишет: это не возражение против Гераклита (336) [251], ибо различное есть сущность гармонии:

«Эта гармония как раз есть абсолютное становление, изменение, — не становление другого, сейчас одно, а затем другое. Существенно то, что каждое отличное, особое отлично от какого-либо другого, но не абстрактно от какого-либо другого, а от своего другого; каждое существует лишь постольку, поскольку в его понятии содержится его другое»…

«Также и в отношении тонов; они должны быть различны, но так, чтобы они могли быть едиными»… (336) [251]. Стр. 337 [252]: между прочим, Секст ЭмпирикАристотель) причислены к… «лучшим свидетелям»…

Гераклит говорил: «die Zeit ist das erste korperliche Wesen»* (Секст Эмпирик) — стр. (338). korperliche — «неловкое» выражение (может быть-де (NB) скептиком выбранное (NB)), — но-де время «das erste sinnliche Wesen»…** … «Время есть чистое становление, как созерцаемое»… (338) [252].

По поводу того, что Гераклит считал процессом огонь, Гегель говорит: «Огонь есть физическое время; это абсолютное беспокойство» (340) [253], — а дальше, по поводу натурфилософии Гераклита:

Очень верно и важно: «другое» как свое другое, развитие в свою противоположность

* — «время есть первая телесная сущность». Ред.
** — «первая чувственная сущность»… Ред.

236
В. И. ЛЕНИН

… «Она» (Natur*) «есть процесс в самой себе»… (344) [253] …«природа есть это никогда не находящееся в состоянии покоя, и все есть переход из одного в другое, из раздвоения в единство и из единства в раздвоение»… (341) [254]. «Понять природу, значит: изобразить ее как процесс»… (339) [253]. Тут-де узость естествоиспытателей: … «Если послушать их» (Naturforscher**), «то они наблюдают, говорят только то, что видят; но это не верно, они бессознательно преобразуют непосредственно виденное с помощью понятия. И спор ведется не о противоречии между наблюдением и абсолютным понятием, а о противоречии между ограниченным фиксированным понятием и абсолютным понятием. Они доказывают, что превращений не существует»… (344-345) [256]. … «Вода, раздвояющаяся в своем процессе, обнаруживает водород и кислород: — последние не возникли, а существовали уже раньше как таковые, как части, из которых состоит вода» (так передразнивает Гегель естествоиспытателей)…

«Так происходит со всяким словесным выражением восприятия и опыта; поскольку человек говорит, в его словах содержится понятие; понятия нельзя не допустить, воспроизведенное в сознании всегда содержит в себе налет всеобщности и истины».

Очень верно и важно — именно это повторял популярнее Энгельс, когда писал, что естествоиспытатели должны знать, что итоги естествознания суть понятия, а искусство оперировать с понятиями не прирождено, а есть результат 2000-летнего развития естествознания и философии 120.

У естествоиспытателей узко понятие превращения и нет понимания диалектики.

NB

NB

* — природа. Ред.
** — естествоиспытателей. Ред.

237
КОНСПЕКТ КНИГИ ГЕГЕЛЯ «ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ»

… «Он» (Heraklit) — «тот, кто впервые выразил природу бесконечного и впервые также понял природу как в себе бесконечную, то есть понял ее сущность — как процесс»… (346) [257].

О «понятии необходимости» — ср. стр. 347 [258]. Гераклит-де не мог видеть истину в «чувственной достоверности» — но в «необходимости» (..ч..ч…) — ((…..))*. «абсолютное опосредствование» (348) [258]. «абсолютная связь» ..

«Разумное, истинное, которое я знаю, есть, правда, возвращение из предметного, как из чувственного, единичного, определенного, сущего. Но то, что разум знает внутри себя, есть в такой же мере необходимость, или всеобщее бытия, это есть сущность мышления, как это есть также сущность мира» (352) [261]. ..:

Необходимость = «общее бытия» (всеобщее в бытии) (связь, «абсолютное опосредствование»)

ЛЕВКИПП

368 [266]: «Развитие философии в истории должно соответствовать развитию логической философии; но в последней должны быть места, которые выпадают в развитии в истории».
Развитие философии в истории «должно соответствовать» (??) развитию логической философии

Тут очень глубокая и верная мысль в сущности материалистическая (действительная история есть база, основа, бытие, за коим идет сознание).

Левкипп (Leucipp) говорит, что атомы невидимы «вследствие малости их тела» (369), — а Гегель возра-

* — (рок) — ((логос)). Ред.

238
В. И. ЛЕНИН

жает, что это «Ausrede» (ib.), что «Eins»* нельзя видеть, что «das Princip des Eins» «ganz ideell»** (370), что Левкипп не «эмпирик», а идеалист. ?? натяжка идеалиста-Гегеля конечно, натяжка. ([Натягивая Левкиппа под свою логику, Гегель распространяется насчет важности, «величия» принципа (368) [265] Fursichsein***, видя его у Левкиппа. Пахнет натяжкой отчасти.]****

Но есть и зерно истины: оттенокмомент») отдельности; прерыв постепенности; момент сглажения противоречий; прерыв непрерывного, — атом, единица. (Ср. 371 i. f. [268]): — «Единица и непрерывность суть противоположности»…

Логику Гегеля нельзя применять в данном ее виде; нельзя брать как данное. Из нее надо выбрать логические (гносеологические) оттенки, очистив от

Ideenmystik*****: это еще большая работа).

«Атомистика противопоставляет себя поэтому вообще представлению о сотворении мира и сохранении мира силой чуждого существа. Естествознание впервые чувствует себя в атомистике освобожденным от необходимости указать основание существования мира. Ибо если представлять природу сотворенной и сохраняемой чем-либо другим, то ее следует представлять как не существующую самое по себе, а как имеющую свое понятие вне себя, т. е. как имеющую чуждое себе основание, она как таковая не имеет основания, она материализм (Гегель боится слова: чур меня) versus атомистика

* — «отговорка» (там же), что «одно». Ред.
** — «принцип одного» «совершенно идеален». Ред.
*** — для себя бытия. Ред.
**** Текст в квадратных скобках в рукописи перечеркнут. Ред.
***** — мистики идеи. Ред.

239
КОНСПЕКТ КНИГИ ГЕГЕЛЯ «ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ»

постижима лишь из воли другого: такова, какова она есть, она случайна, без необходимости и понятия в самой себе. В представлении же атомистики заключается представление о в-себе-бытии природы вообще, т. е. мысль находит в ней себя самое»… (372-373) [269].

Излагая Diogenes Laertius, IX, § 31-33 — атомистику Левкиппа, «вихри» (Wirbel — …..)* атомов, Гегель не видит в этом никакого интереса («никакого интереса»… «пустое изображение», «смутные запутанные представления» — стр. 377 i. f. [271-272]).

Слепота Гегеля, однобокость идеалиста!!

ДЕМОКРИТ

Демокрита Гегель behandelt совсем уже stiefmutterlich**, всего стр. 378-380 [270- 272]! Невыносим идеалисту дух материализма!! Приведены слова Демокрита (стр. 379 [272]):

«Согласно мнению (..ч.) существует теплое, согласно мнению существует холодное, согласно мнению — цвет, сладкое и горькое; согласно же истине (….) — только неделимые и пустота» (Sextus Empiricus. Adversus

Mathematicos, VII, § 135) 121.

И делается вывод: … «Итак, мы видим, что Демокрит выразил более определенно различие моментов в-себе-бытия и бытия-для-другого»… (380) [272].

NB

* Diogenes Laertius (стр. 235) «vertiginem» — латинский перевод.
** — трактует совсем уже как мачеха. Ред.

240
В. И. ЛЕНИН

Этим-де «открыта дверь» «дурному идеализму», что — «meine

Empfindung, mein»…* … «Положено чувственное, лишенное понятия многообразие ощущения, в котором вовсе нет разума и до которого этому идеализму более нет дела».

ФИЛОСОФИЯ АНАКСАГОРА

Анаксагор. ….*** — «причина мира и всякого порядка», и Гегель поясняет:

… «Объективная мысльразум в мире, также и в природе или, как мы говорим о родах в природе, они суть всеобщее. Собака есть животное, это — ее род, ее субстанциальное; — она сама есть это. Этот закон, этот рассудок, этот разум сам имманентен природе, есть сущность природы; она не формируется извне, подобно тому, как люди делают стул» (381-382).

«…. то же, что душа» (Аристотель об Анаксагоре) — стр. 394 [289] и …**** пояснение этого скачка, от общего в природе к душе; от объективного к субъективному; от материализма к идеализму. C’ est ici que ces extremes se touchent (et se transforment!)*****.

По поводу гомеомерий 123 Анаксагора (частицы

Скачать:TXTPDF

Полное собрание сочинений. Том 29 Владимир читать, Полное собрание сочинений. Том 29 Владимир читать бесплатно, Полное собрание сочинений. Том 29 Владимир читать онлайн