Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений. Том 29

иметь, — пишет Гегель, — более скудную (теорию познания)» (486) [371].

Все будет durftig*, если исказить и обокрасть

Душа-де, по Эпикуру, «известное» собрание атомов. «Это сказал тоже (!!!) Локк… Все это — пустые слова»… (488) [372-373] ((нет, это гениальные догадки и указания пути науке, а не поповщине)).

NB. NB. (489) [373] id. (490) [374]:

Эпикур приписывает атомам «krummlinigte»

Bewegung****, это-де «произвол и скука» (489) [373] у Эпикура — ((а «бог» у идеалистов???)).

Это auch** чудесно!!!!

Эпикур (341-270 до

Р. Х.), Локк (1 6 3 2- 1704) Differenz*** = 2000 лет а электроны?

* — скудно. Ред.
** — тоже. Ред.
*** — разница. Ред.
**** — «криволинейное» движение. Ред.

267
КОНСПЕКТ КНИГИ ГЕГЕЛЯ «ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ»

«Или же Эпикур отрицает вообще всякое понятие и всеобщее как сущность»… (490) [374], хотя-де его же атомы «сами обладают именно этой природой мыслей»… «вся непоследовательность эмпириков»… (491) [375].

Этим обходится суть материализма и материалистической диалектики.

«У Эпикура нет… конечной цели мира, мудрости творца. Нет ничего, кроме происшествий, которые определяются случайным (??) внешним (??) столкновением сочетаний атомов»… (491) [374].

И Гегель просто ругает Эпикура: «Мысли его об отдельных сторонах природы — сами по себе жалки»…

И сейчас же полемика с «Naturwissenschaft» heute*, которая-де, как и Эпикур, рассуждает «по аналогии», «объясняет» (492) [375- 376] — например, свет «как колебания эфира»… «Это точь-в-точь манера аналогии Эпикура»… (493) [376]. ((Современное естествознание versus Эпикур — против (NB) Гегеля.))

У Эпикура «предмет, принцип является не чем иным, как принципом нашего обычного естествознания… (495) это все та же манера, которая лежит в основе нашего естествознания»… (496) [378].

Верно только указание на незнание диалектики вообще и диалектики понятий. Но критика материализма швах.

вздор! ложь! клевета!

NB бога жалко!! сволочь идеалистическая!! !! и «манера» естественных наук! и их успех!!

Эпикур и современное естествознание

* — «естествознанием» сегодня. Ред.

268
В. И. ЛЕНИН

«Вообще об этой манере» (философии Эпикура) «нужно сказать, что у нее также есть сторона, с которой ей следует придавать некоторую ценность. Аристотель и более древние мыслители априорно исходили из всеобщей мысли в натурфилософии и из нее развили понятие. Это — одна сторона; другая сторона, это — необходимость поднять опыт до всеобщности, найти законы; это значит, что то, что следует из отвлеченной идеи, должно совпасть с всеобщим представлением, в которое превращены опыт и наблюдение.

У Аристотеля, например, априорная сторона превосходна, но она недостаточна, потому что у него отсутствует сторона соединения, связи с опытом, наблюдением. Это возведение особенного к всеобщему есть нахождение законов, природных сил и т. д. Можно сказать, таким образом, что Эпикур открыл эмпирическое естествознание, эмпирическую психологию. Целям, рассудочным понятиям стоиков были противопоставлены опыт, чувственная наличность. Там — абстрактный ограниченный рассудок без внутренней правды, а следовательно, без присутствия и действительности природы; здесь — наоборот, налицо природа: чувство природы более истинно, чем те гипотезы» (496-497) [378-379].

(ЭТО ПОЧТИ ВПЛОТНУЮ ПОДХОД К ДИАЛЕКТИ-

ЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛИЗМУ.)

Значение Эпикура — борьба с Aberglauben* греков и римлян — а современных попов?? весь-де этот вздор, не перебежал ли дорогу заяц и т. п. (а боженька?).

!NB!

NB!!

NB

NB

NB

NB

Гегель о плюсах материализма

NB

NB

* — суевериями. Ред.

[269

Страница рукописи В. И. Ленина

Конспект книги Гегеля «Лекции по истории философии». — 1915 г.
Уменьшено

270

271
КОНСПЕКТ КНИГИ ГЕГЕЛЯ «ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ»

«И из нее» (философии Эпикура) «главным образом исходили те представления, которые совершенно отрицали сверхчувственное» (498) [379-380]. || Но-де это хорошо лишь для «endlichen»*… «Рушится суеверие, но вместе с ним рушатся также внутренне обоснованная связь и мир идеального» (499) [380]. Это NOTA BENE.

С т р. 4 9 9 [380]: Эпикур о душе: более тонкие (..) атомы, более быстрое (..) движение их, связь (..) etc. etc. их с телом (Diogenes Laertius, ., § 66; 63-64) — очень наивно и хорошо! — а Гегель сердится, бранится: «болтовня», «пустые слова», «отсутствие мыслей» (500) [381].

Боги, по Эпикуру, суть «das Allgemeine»** (506) [385] вообще — «частью они суть в числе» как число, т. е. абстракция от чувственного… «Отчасти они» (боги) «совершенство, подобное человеческому, которое возникает благодаря подобию образов из непрерывного слияния подобных образов в одно и то же» (507) [385].

ФИЛОСОФИЯ СКЕПТИКОВ

Говоря о скептицизме, Гегель указывает на его кажущуюся «непобедимость» (Unbezwinglichkeit) (538) [407]:

«В самом деле, человека, который желает непременно быть скептиком, нельзя переубедить или заставить принять положительную философию, —

NB за что ценили (классики) идеализм?? для Гегеля «душа» есть тоже предрассудок

NВ боги = совершенство, подобное человеческому, ср. Фейербах 141

NB

Bien dit!!

* — «конечных». Ред.
** — «всеобщее». Ред.

272
В. И. ЛЕНИН

точно так же, как нельзя заставить стоять человека, парализованного с головы до ног». «Положительная философия может по отношению к нему» (den denkenden

Skeptizismus*) «иметь следующее сознание: она содержит в себе отрицательный момент скептицизма, последний ей не противоположен, не находится вне ее, а заключен в ней в качестве момента; но она заключает в себе отрицание в его истинности, каким его не имеет скептицизм» (539) [407-408]. (Отношение философии к скептицизму:)

«Философия диалектична, эта диалектика есть изменение; идея как абстрактная идея есть инертное, существующее, но истинна она лишь постольку, поскольку она себя воспринимает как живую; в том состоит ее внутренняя диалектичность, что она снимает свой покой, свою инертность. Таким образом, философская идея диалектична внутри себя, а не по случайности; наоборот, скептицизм пользуется своей диалектикой случайным образом, — наталкиваясь на тот или другой материал, на то или другое содержание, он показывает, что они отрицательны внутри себя»…

Старый (Древний) скептицизм надо отличать от нового (называется лишь Шульце в Гёттингене) (540) [408-409].

Ataraxie (безмятежность?) как идеал скептиков: «Так, Пиррон однажды на корабле во время бури, указав своим оробевшим спутникам на свинью, которая сохраняла полное равнодушие и спокойно продолжала жрать, сказал: вот в такой

NB диалектика скептицизма «случайна» недурной анекдот про скептиков

* — мыслящему скептицизму. Ред.

273
КОНСПЕКТ КНИГИ ГЕГЕЛЯ «ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ»

атараксии должен пребывать мудрец» (Diogenes Laertius, IX, 68) — стр. 551- 552 [419].

«Скептицизм не есть сомнение. Сомнение — прямая противоположность покоя, который является результатом скептицизма» (552). … «Напротив, скептицизм равнодушен как к одному, так и к другому»… (553).

Шульце-Энезидем выдает за скептицизм — что-де все чувственное истина (557) [409], но скептики не то говорили; надо-де sich danach richten*, сообразоваться с чувственным, но это-де не истина. Новый скептицизм н е сомневается в реальности вещей.

Старый скептицизм сомневается в реальности вещей.

Тропы (обороты, аргументы etc.) скептиков 142: a. Различие организации животных (558) [423].

Разные ощущения: желтушному (dem Gelbsuchtigen) белое кажется желтым etc. b. Различие людей. «Идиосинкразия» (559) [424].

Кому верить? Большинству? Глупо: нельзя опросить (560) [425].

Различие философий: ссылка нелепая, возмущается Гегель: … «такие люди видят все в философии, только как раз ее — философию — они не замечают»… «Как бы различны ни были между собой

NB скептицизм не есть сомнение

NB все у Секста

Эмпирика (2-ой век по Р. Х.)

NB

* — сообразоваться с ним. Ред.

274
В. И. ЛЕНИН

философские системы, их различия не так велики, как различие между белым и сладким, зеленым и жестким; они сходятся в том, что все они — философские системы, и это именно то, что упускается из виду» (561) [426]. … «Все тропы направлены против Есть; но истина и не есть это сухое Есть, — она по существу представляет собой процесс»… (562) [426]. с. Различие организации орудий чувств: разные органы чувств разно воспринимают (на крашеной доске глазу нечто кажется erhaben*, ощущению же нет). d. Различие обстоятельств в субъекте (страсть, спокойствие etc.) e. Различие расстояний etc. земля вокруг солнца или vice versa etc.** f. Смешение (запах при сильном солнце и без и т. д.). g. Состав вещей (стекло — разбитое непрозрачно etc.). h. «Относительность вещей» («релятивность»). i. Частота, редкость явлений etc.; привычка. k. Обычаи, законы etc. их различие… |(10) Это все старые тропы| и Гегель: это все «эмпирическое» — «отказ перейти к понятию»… (566). Это-де «тривиально».., но…

NB

NB

* — выпуклым. Ред.
** — наоборот и т. д. Ред.

275
КОНСПЕКТ КНИГИ ГЕГЕЛЯ «ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ»

«Но, действительно, против догматизма обывательского здравого смысла они очень метки»… (567) [431]. 5 новых тропов (уже-де гораздо выше, содержат диалектику, касаются понятий) — тоже по Сексту. a. Различие мнений… философов… b. Впадение в бесконечность (одно зависит от другого и т. д. бесконечно). c. Релятивность (предпосылок). d. Предположение. Догматики выставляют бездоказательные предположения. e. Взаимность. Круг (порочный)…

«Эти скептические тропы на самом деле задевают то, что называется догматической философией (она по природе своей принуждена вращаться в этих формах) не в том смысле, что она имеет положительное содержание, а в том, что она нечто определенное утверждает в качестве абсолютного» (575) [438]. против абсолюта Гегель! Вот где зародыш диалектического материализма.

«Для критицизма, который вообще не знает ничего в себе, ничего» (sic!! не nichts)* «абсолютного, всякое знание о бытии в себе как таковом есть догматизм; между тем он сам-то и есть наихудший догматизм, ибо утверждает, что «я», единство самосознания, противоположенное бытию, существует в себе и для себя, и вне него точно так же существует нечто «в себе», причем они абсолютно не могут встретиться друг с другом» (576) [438].

NB

NB «критицизм» есть «худший догматизм»

* Замечание В. И. Ленина вызвано тем, что в немецком тексте перед словом «абсолютного» стоит отрицание nicht (не) вместо nichts (ничего). Ред.

276
В. И. ЛЕНИН

«Эти тропы попадают в догматическую философию, которой свойственна эта манера выставлять в качестве определенности тот или другой принцип, высказывая его в виде какого-либо определенного положения. Такой принцип всегда обусловлен, и поэтому он имеет диалектику, разрушение в себе себя самого» (577). «Эти тропы превосходное оружие против рассудочной философии» (ib.) [438].

Например-де Секст вскрывает диалектику понятия точки (der

Punkt). Точка не имеет измерения? Значит она вне пространства!!

Она есть граница пространства в пространстве, отрицание пространства и в то же время «причастна к пространству» — «есть тем самым диалектическое внутри себя» (579) [440].

«Эти тропы… бессильны против спекулятивных идей, потому что они в себе самих содержат диалектический момент и снятие конечного» (580).

Конец XIV тома (стр. 586 [447]).

Bien dit!!! диалектика = «разрушение себя самого»

NB

NB

277
КОНСПЕКТ КНИГИ ГЕГЕЛЯ «ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ»

XV ТОМ. ТРЕТИЙ ТОМ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
(КОНЕЦ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ, СРЕДНЕВЕКОВАЯ
И НОВАЯ ДО ШЕЛЛИНГА, СТР. 1-692)

(БЕРЛИН, 1836)

НОВОПЛАТОНИКИ

… «Возвращение к богу»… (5)* [13]**, «самосознание есть абсолютное существо» …, «мировой дух»… (7) [14], «христианская религия»… (8) [15]. И тьма размазни о боге… (8-18) [15-22].

Но этот философский идеализм, открыто, «всерьез» подводящий к богу, честнее современного агностицизма, с его лицемерием и трусостью.

А. Филон — (около Р. Х.) ученый еврей, мистик, «находит Платона в

Моисее» etc. (19) [22]. „Познание бога” (21) [23] есть главное etc.

Бог есть ?????

Скачать:TXTPDF

Полное собрание сочинений. Том 29 Владимир читать, Полное собрание сочинений. Том 29 Владимир читать бесплатно, Полное собрание сочинений. Том 29 Владимир читать онлайн