***, „сумма всех идей”, „чистое бытие” (22) [24] („по Платону”) (22) [25]. … Идеи суть „ангелы” (вестники бога)… (24) [25]. Чувственный же мир, „как и у Платона” = ??? ?? **** = небытие (25) [26].
В. Каббала 144, гностики 145 — — — idem…
Идеи (Платона) и боженька
* Hegel. Werke, Bd. XV, Berlin, 1836. Ред.
** Гегель. Сочинения, т. XI, М.-Л., 1935. Ред.
*** — логос. Ред.
**** — не существующее. Ред.
+ 143
278
В. И. ЛЕНИН
C. Александрийская философия — ( = эклектицизм) ( = платоники, пифагорейцы, аристотелики) (33, 35) [33, 35].
Эклектики — либо необразованные люди, либо хитрые (die klugen Leute*) — имеют отовсюду хорошее, но… — собирают всякое добро, «только не обладают последовательностью мышления и, следовательно, самим мышлением».
Развили Платона…
«Платоновское всеобщее, которое содержится в мышлении, получает поэтому тот смысл, что как таковое оно есть сама абсолютная сущность» (33) [33-34]…** —
ГЕГЕЛЬ О ДИАЛОГАХ ПЛАТОНА
стр. (230)*** [175]**** Софист (238) [181] Филеб (240) [171] *. арменид (Тимей) (248) [184]
об эклектиках…
Платона идеи и боженька
* — умные люди. Ред.
** На этом запись обрывается, далее в тетради следуют чистые страницы. Ред.
*** Hegel. Werke, Bd. XIV, Berlin, 1833. Ред.
**** Гегель. Сочинения, т. X, М., 1932. Ред.
+ 146
279
КОНСПЕКТ КНИГИ ГЕГЕЛЯ
«ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ»
Написано в 1915 г.
Впервые напечатано в 1930 г. в Ленинском сборнике XII
Печатается по рукописи
+ 147
280
281
ГЕГЕЛЬ, СОЧИНЕНИЯ, Т. IX (БЕРЛИН, 1837).
ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ
(ИЗДАНИЕ Э. ГАНСА)
Материалы: записи лекций 1822-1831 гг.
Рукопись Гегеля достр. 7 3 etc.
Стр. 5* [4]**… «Речи… суть действия, происходящие между людьми».., (следовательно, эти речи не болтовня). 7 [6] — французы и англичане образованнее («обладают более.., национальным образованием»), — а мы, немцы, больше мудрим в том, как надо писать историю, чем пишем ее. 9 [7-8] — история учит, «что народы и правительства никогда ничему не учились из истории: каждое время для этого слишком индивидуально»:
«Но опыт и история учат, что народы и правительства никогда ничему не научались из истории и не действовали согласно урокам, которые из нее можно было бы извлечь. Каждой эпохе свойственны столь своеобразные обстоятельства, она представляет собой столь индиви-
остроумно и умно! очень умно!
* Hegel. Werke, Bd. IX, Berlin, 1837. Ред.
** Гегель. Сочинения, т. VIII, М.-Л., 1935. Ред.
+ 148
282
В. И. ЛЕНИН
дуальное состояние, что только исходя из него самого, основываясь на нем, должно и единственно возможно судить о ней». стр. 12 [10] — «разум правит миром»… 20 [17]: субстанция материи — тяжесть. » духа — свобода. 22 [19]. «Всемирная история есть прогресс в сознании свободы, прогресс, который мы должны познать в его необходимости»… 24 [20] — (подход к историческому материализму). Чем руководятся люди? Больше всего «Selbstsucht»*, — мотивы любви etc. реже и их круг уже. Что же выходит из этого сплетения страстей etc.? потребностей etc.? 28 [23-24] «Ничто великое в мире не совершается без страсти»… страсть есть субъективная, «постольку формальная сторона энергии»… 28 i. f. [24] — История не начинается с сознательной цели… Важно то, что 29 [25] … является бессознательно для людей в итоге их действий… 29 [25] … В этом смысле «разум правит миром». 30 [27] … В истории совершается через действия людей «еще (получается) нечто иное, чем то, чего они добиваются и достигают, что они непосредственно знают и хотят».
NB швах!
NB 30 [27]
* — «эгоизмом». Ред.
283
КОНСПЕКТ КНИГИ ГЕГЕЛЯ «ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ»
30 [27] … «Они» (die Menschen*) «осуществляют свой интерес, но тем самым осуществляется еще нечто более далекое, что хотя и заключено внутренне в этом интересе, однако не заключено в их сознании и в их намерении».
32 [29] … «Великие люди в истории — это те, чьи личные, частные цели заключают в себе субстанциальное, являющееся волей мирового духа»…
36 [36] — очень почтенна религиозность и добродетель пастуха, крестьянина etc. (примеры!! NB), но … «право мирового духа стоит выше всех частных прав»…
Нередко здесь у Гегеля о боженьке, религии, нравственности вообще — архипошлый идеалистический вздор. 97 [94]: «постепенная отмена рабства лучше внезапной»… 50 [44]. Конституция государства вместе с его религией… философией, мыслями, образованием, «внешними силами» (климат, соседи…) составляют «одну субстанцию, один дух»… 51 [51]. В природе движение только в кругу (!!) — в истории создается новое… 62 [60]. Язык богаче в неразвитом, первобытном состоянии народов, — язык беднеет с цивилизацией и образованием грамматики.
NB (ср. Энгельс 149) «великие люди» ?
* — люди. Ред.
284
В. И. ЛЕНИН
67 [64]: «Всемирная история движется на более высокой почве, чем та, местом (Statte) которой является мораль»… 73 [69]: Замечательная картина истории: сумма индивидуальных страстей, действий etc. («повсюду относящееся к нам и потому повсюду возбуждается наш интерес за или против»), то масса общего интереса, то бездна «мелких с и л» («бесконечное напряжение малых сил, которые из того, что кажется незначительным, порождают грандиозное»).
Стр. 74 [75] — конец введения.
Стр. 75 [76] — «Географическая основа всемирной истории» (характерное заглавие): (75-101) [76-97]. 75 [76] — «Под мягким небом Ионии» мог легче возникнуть
Гомер, — но не только эта причина. — «Не под турецким господством» etc. 82 [82] — Иммиграция в Америку устраняет «недовольство»
«и гарантируется дальнейшее существование современного гражданского порядка»… (а этот Zustand*** «богатство и бедность» 8 1 [82])… 82 [82]. В Европе нет этого отлива: будь в Германии леса, не было бы французской революции. 102 [99]: 3 формы всемирной истории: 1) деспотизм, 2) демократия и аристократия, 3) монархия.
Sehr wichtig!* см. ниже полное это место** очень хорошо см. ниже
NB ср. Плеханов 150
!!!
* — Очень важно! Ред.
** Эти слова написаны синим карандашом, по-видимому, позднее. Ниже В. И. Ленин приводит выписку «Гегель о всемирной истории» (см. настоящий том, стр. 289-290). Ред.
*** — порядок. Ред.
285
КОНСПЕКТ КНИГИ ГЕГЕЛЯ «ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ»
Деление: восточный мир — греческий — римский — германский мир. Фразерство пустейшее о нравственности etc. etc.
Китай. I глава (113 — до 139) [111-131]. Описание китайского характера, учреждений etc. etc. Nil, nil, nil!*
Индия — до 176 [162] — До…
Персия (и Египет) до 231 [207]. Почему Персидское царство (империя) пало, а Китай и Индия нет? Dauer** еще не есть vortreffliches***. — «Вечные горы не обладают преимуществом перед быстро облетающей розой с ее мимолетной жизнью» (229) [206]. Персия пала, ибо здесь началось «духовное созерцание» (230) [206], а греки оказались выше, «более высокий принцип» организации, «сознающей себя свободы» (231) [206- 207]. 232 [211]: «Греческий мир»… принцип «чистой индивидуальности» — период его развития, расцвета и упадка, «соприкосновение с более поздним органом всемирной истории» (233) [212] — Рим с его «субстанцией» (ib.). 234 [213]: Географические условия Греции: разнообразие природы (в отличие от однообразия Востока). 242 [220] — Колонии в Греции. Накопление богатства. С ним «всегда» связана нужда и бедность…
всемирная история как целое и отдельные народы — ее «органы»
* — Ничего, ничего, ничего! Ред.
** — продолжительность. Ред.
*** — превосходное. Ред.
286
В. И. ЛЕНИН
246 [224]. «То природное, которое объясняется людьми, внутреннее, существенное в нем, есть начало божественного вообще» (по поводу мифологии греков).
251 [227]: «Человек со своими потребностями относится к внешней природе практически; удовлетворяя свои потребности с помощью природы, он ее преодолевает, действуя при этом в качестве посредника. Дело в том, что предметы природы могущественны и оказывают всякого рода сопротивление. Чтобы покорить их, человек вставляет между ними другие предметы природы, обращает таким образом природу против самой природы и изобретает для этой цели орудия. Эти человеческие изобретения принадлежат духу, и такое орудие должно быть поставлено выше, чем предмет природы… Честь человеческого изобретения, имеющего целью покорить природу, приписывается богам» (у греков).
264 [240]: Демократия в Греции была связана с малым объемом государств. Речь, живая речь связывала граждан, создавала
Erwarmung*. «Поэтому» в французской революции никогда не было республиканской конституции.
322-323 [295]: «Он» (Casar) «устранил внутреннее противоречие» (устранив республику, которая была уже «тенью»), «и вызвал новое. Ибо мировое господство доселе дости-
Гегель и
Фейербах 151 у Гегеля зачатки исторического материализма
Гегель и
Marx ??
Гегель и «противоречия» в истории
* — пылкость. Ред.
287
КОНСПЕКТ КНИГИ ГЕГЕЛЯ «ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ»
гало лишь вершины Альп, Цезарь же открыл новое поприще: он создал ту арену, которая должна была отныне сделаться средоточием всемирной истории».
И затем по поводу убийства Цезаря: … «Вообще государственный переворот как бы санкционируется в мнении людей, если он повторяется» (Наполеон, Бурбоны)… «То, что вначале казалось лишь случайным и возможным, благодаря повторению, становится чем-то действительным и подтвержденным» (323) [296].
«Христианство» (328-346) [301-316]. Пошло-поповская идеалистическая болтовня о величии христианства (с цитатами из
Евангелия!!). Мерзко, вонюче! 420-421 [391-392]: Почему реформация ограничилась несколькими нациями? Между прочим — «славянские нации были земледельческие» (421) [391], а это ведет за собой «отношения господ и кнехтов», меньшую «Betriebsamkeit» etc.* А романские нации почему? их характер (Grundcharakter** 421 i. f. [393]). 4 2 9 [399]: … «Польская свобода также была не чем иным, как свободой баронов по отношению к монарху… Таким образом, у народа был такой же интерес по отношению к баронам, как у королей… Когда
категории возможного и случайного versus действительность и подтверждение в истории
NB классовые отношения
* — «старательность» и т. д. Ред.
** — основной характер. Ред.
288
В. И. ЛЕНИН
говорят о свободе, всегда надо обращать внимание на то, не идет ли, собственно, речь о частных интересах» (430) [399].
439 [411-412]: О французской революции… Почему французы перешли
«сразу от теории к практике», а немцы нет? У немцев реформация «уже все исправила», устранила «невыразимую несправедливость» и т. д.
441 [413-414]: Впервые (в французской революции) человек пришел к тому, что «человек становится на голову, т. е. на мысль, и строит действительность согласно последней»… «Это был… величественный восход солнца»…
Рассматривая далее «ход революции во Франции» (441) [414],
Гегель подчеркивает в свободе вообще — свободу собственности, промышленности (ib.). … Издание законов? Воля всех… «Немногие должны быть представителями многих, но часто они становятся лишь их подавителями»… (442) [415]. «Точно так же власть большинства над меньшинством есть огромная непоследовательность» (ib.).
444 [418]: …«По своему содержанию событие это» (французская революция) «имеет всемирно-историческое значение»… «Либерализм» (444) [418], «либеральные учреждения» (443) [417] распространились по Европе.
446 [422] стр. — конец. !! ср. Marx und
Engels 152 ?
289
КОНСПЕКТ КНИГИ ГЕГЕЛЯ «ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ»
446 [422]: «Всемирная история есть не что иное, как развитие понятия свободы»…
В общем, философия истории дает очень и очень мало — это понятно, ибо именно здесь, именно в этой области, в этой науке Маркс и Энгельс сделали наибольший шаг вперед. Здесь Гегель наиболее устарел и антиквирован. (См. следующую стр.**)
NB:
Важнее всего
Einleitung*, где