много прекрасного в постановке вопроса.
ГЕГЕЛЬ О ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ
«Если, наконец, мы будем рассматривать всемирную историю с точки зрения той категории, с которой ее надлежит рассматривать, то перед нами откроется бесконечная картина человеческой жизни, деятельности при разнообразнейших условиях, с многоразличными целями и непохожими друг на друга событиями и судьбами. Во всех этих происшествиях и случаях мы видим на первом плане человеческие дела и стремления; повсюду то, что касается нас и поэтому возбуждает наш интерес за или против. То оно привлекает нас красотой, свободой, богатством, то энергией, то даже порок умеет выступить как нечто значительное. Часто мы видим огромную массу какого-либо общего интереса, которая тяжело движется вперед, но еще чаще бесконечное напряжение малых сил, которые из того, что кажется незначительным, порождают нечто грандиозное; повсюду пестрое зрелище, и стоит чему-нибудь одному исчезнуть, как на его место становится другое.
Однако ближайшим результатом такого рассмотрения, несмотря на всю его привлекательность, является
* — Введение. Ред.
** В рукописи на следующей странице начинается выписка «Гегель о всемирной истории». Ред.
290
В. И. ЛЕНИН
утомление, которое наступает вслед за тем, как прошло разнообразное зрелище картин волшебного фонаря, и хотя мы признаем за каждым отдельным представлением его ценность, все же у нас возникает вопрос, какова же конечная цель всех этих единичных событий, исчерпывается ли каждое своей особой целью, или, напротив, мы должны мыслить себе одну конечную цель всех этих происшествий; не происходит ли под громким шумом этой поверхности работа и созидание какого-то произведения, внутреннего, тихого и тайного произведения, в котором сохранена существенная сила всех этих преходящих явлений? Но если не привносить во всемирную историю с самого начала мысль, разумное познание, то должно к ней подходить, по крайней мере, с крепкой несокрушимой верой в то, что в ней присутствует разум, или по крайней мере в то, что мир интеллекта и самосознающей себя воли не является жертвой случая, а должен обнаруживаться в свете знающей себя идеи» (73-74)* [69]**. ((NB: в предисловии, стр. XVIII [431] издатель, то есть редактор Ed. Gans указал, что достр . 7 3 написана Гегелем в 1830 г. рукопись — «Ausarbeitung»***.))
* Hegel. Werke, Bd. IX, Berlin, 1837. Ред.
** Гегель. Сочинения, т. VIII, М.-Л., 1935. Ред.
*** — «обработка». Ред.
291
КОНСПЕКТ КНИГИ НОЭЛЯ «ЛОГИКА ГЕГЕЛЯ»
ЖОРЖ НОЭЛЬ. «ЛОГИКА ГЕГЕЛЯ»
ПАРИЖ, 1897
Bibliotheque de Geneve, Ca, 1219
Печаталась статьями в «Revue de Metaphysique et de Morale»; редактор Xavier
Leon 154.
Автор идеалист и мелкий. Пересказ Гегеля, защита его от «современных философов», сопоставление с Кантом etc. Нет интересного. Нет глубокого. Ни слова о материалистической диалектике: автор, должно быть, понятия о ней не имеет.
Отметить переводы терминов Гегеля:
Etre — Essence — Notion. (Mesure etc.) [Бытие — Сущность — Понятие. (Мера и т. д.)]*.
Devenir (das Gewordene) [Ставшее].
L’etre determine (Dasein) [Определенное бытие, наличное бытие].
Etre pour un autre (Sein-fur-Anderes) [Бытие для другого].
Quelque chose (Etwas) [Нечто].
Limite (Grenze) [Граница].
Borne (Schranke) [Предел].
Devoir etre (Sollen) [Долженствование].
Etre pour soi (Fur-sich-Sein) [Для себя бытие].
* Здесь и ниже петитом в квадратных скобках переводы терминов на русский язык даны редакцией. Ред.
+ 153
292
В. И. ЛЕНИН
Existence hors de soi (Au.er-sich-Sein) [Вне себя бытие].
La connaissance (das Erkennen) [Познание].
Actualite (Wirklichkeit) [Действительность].
Apparence (Schein) [Кажимость].
Etre pose (das Gesetztsein) [Положенное бытие].
Position (Setzende Reflexion) [Полагающая рефлексия].
Fondement ou raison d’etre (Grand) [Основание].
L’universel (das Allgemeine) [Всеобщее].
Particulier (das Besondere) [Особое].
Jugement (das Urteil) [Суждение].
Raisonnement ou Syllogisme (Schlu.) [Умозаключение, или силлогизм (заключение)].
Отметить еще забавные попытки автора оправдать, as it were*, Гегеля от обвинений в
«реализме» (читай: материализме). У Гегеля «философия в целом является силлогизмом. И вот в этом силлогизме логика есть всеобщее, природа — особое, а дух — индивидуальное» (стр. 123). Автор «разбирает» (= жует) последние фразы Логики о переходе от идеи к природе. Выходит, что ум через природу (в природе) познает идею = закономерность, абстракции etc… Караул, почти материализм!!…
«Рассматривать природу в себе, абстрагируя от духа, — не значит ли это тем самым вернуться к самому наивному реализму?»
«Правда, вставляя между логикой и философией духа философию природы, Гегель тем самым становится на точку зрения реализма; но здесь нет никакой непоследовательности с его стороны… Реализм Гегеля является лишь переходной ступенью. Это точка зрения, которая должна быть преодолена» (129).
«Что реализм заключает в себе относительную истину, — это неоспоримо. Столь
NB!
NB
* — так сказать. Ред.
293
КОНСПЕКТ КНИГИ НОЭЛЯ «ЛОГИКА ГЕГЕЛЯ»
естественная и всеобщая точка зрения не может быть случайным заблуждением человеческого духа… Чтобы преодолеть реализм, она» (la dialectique) «сначала должна будет дать ему полное развитие, и только таким образом она докажет необходимость идеализма. Вот почему Гегель принимает время и пространство за общие определения природы, а не за формы разума. Кажется, что в этом пункте он расходится с Кантом, но это — лишь по видимости и на словах…»
… «Это объясняет, почему он» (Hegel) «говорит о чувственных качествах, как если бы они были реально присущи телу. Удивительно, что г-н Вундт обвиняет его по этому поводу в невежестве. Неужели ученый философ полагает, что Гегель никогда не читал Декарта, Локка или даже Канта? Если он реалист, то не в силу невежества, не из-за непоследовательности, но лишь в виде переходного положения и следуя методу» (130).
Сравнивая Гегеля с Спинозой, автор говорит: «Таким образом, Гегель и Спиноза равно подчиняют природу логике» (стр. 140), но-де у Гегеля логика есть логика не математическая, а логика противоречий, перехода «от чистой абстракции к реальности» (etc.). У Спинозы-де «с ним» (Spinosa) «мы оказываемся у антиподов идеализма» (138); ибо «мир духов» (у Спинозы) «находится рядом с миром тел, а не стоит над ним»…
… «Идея развития, столь характерная для гегельянства, лишена смысла для Спинозы»… (138).
Гегель развивает диалектику Платона («вместе с Платоном признает необходимое сосуществование противоположностей» 140) — к Гегелю близок Лейбниц (141).
Ноэль защищает Гегеля от обвинения в пантеизме… (вот-де как мотивируется это обвинение): … «Что такое абсолютный дух, — эта вершина его» (гегелевской) «диалектики, — как не дух идеализиро-
NB
!!??
NB
NB
294
В. И. ЛЕНИН
ванного и обожествленного человека? Существует ли его бог где-нибудь, кроме природы и человечества?» (142).
«Защита» Ноэля состоит в подчеркивании (разжевывании) того, что Гегель — идеалист.
Не «догматик» ли Гегель? (глава VI: «Догматизм Гегеля»). Да, в смысле не-скептицизма, в смысле древних (стр. 147). Но у Канта это = познаваемость «вещей в себе». Гегель (как и Фихте) отрицает вещи в себе.
У Канта «агностический реализм» (стр. 148 i. f.). … «Кант определяет догматизм с точки зрения агностицизма.
Догматик тот, кто считает возможным определить вещь в себе, познать непознаваемое. Впрочем, догматизм может принимать двоякую форму»… (149). Или-де мистицизм, или-де … «он может также наивно возводить чувственную действительность в абсолютную действительность, отождествлять феномен и ноумен. Тогда мы имеем дело с эмпирическим догматизмом, с догматизмом обывателей и ученых, чуждых философии. Материалисты впадают в эту вторую ошибку; первая ошибка, это — ошибка Платона, Декарта и их учеников»…
У Гегеля-де нет и следа догматизма, ибо «его, конечно, не обвинят в том, что он не признает относительность вещей к мысли, ибо вся его система основана на этом принципе. Не обвинят его также и в том, что он применяет категории без разбора и без критики. Разве его логика не является именно критикой категорий, — критикой, гораздо более глубокой, чем критика Канта?» (150).
NB
NB материалисты = «догматики»
295
КОНСПЕКТ КНИГИ НОЭЛЯ «ЛОГИКА ГЕГЕЛЯ»
… «Разумеется, отвергая ноумены, он» (Hegel) «тем самым помещает действительность в феномен, но эта действительность в феномене как таковом — есть лишь непосредственная действительность, а следовательно, относительная и внутренне неполная. Истинной действительностью она является лишь по подразумеваемому смыслу и при условии своего дальнейшего развития»… (151).
… «Впрочем, между умопостигаемым и чувственным нет абсолютной противоположности, нет разрыва, нет непереходимой бездны.
Чувственное есть предваренное чувством умопостигаемое, умопостигаемое есть понятое чувственное»… (152). (Даже и тебе, пошлый идеалист, Гегель кое на что пригодился!)
… «Чувственное бытие, по смыслу своему, заключает в себе абсолютное, и мы посредством непрерывной постепенности восходим от первого ко второму» (153).
… «Таким образом, что бы там ни говорили, философии Канта присущ основной порок мистического догматизма. Мы находим в ней обе характерные черты этой доктрины: абсолютное противоположение чувственного и сверхчувственного и непосредственный переход от одного к другому» (156).
В главе VII: «Гегель и современная мысль» Ноэль берет позитивизм Огюста Конта (Comte) и, разбирая его, называет его «агностической системой» (166). (Id. 169: «позитивистский агностицизм».)
Критикуя позитивизм как агностицизм, автор недурно иногда бьет его за половинчатость, — говоря, например, что вопроса об источнике законов или «постоянства» в фактах («des faits permanents»*, 170) не избежать:
NB недурно! позитивизм = агностицизм
* — «постоянных фактов». Ред.
296
В. И. ЛЕНИН
…«В зависимости от признания их» (les faits permanents) «непознаваемыми или познаваемыми приходишь или к агностицизму или к догматической философии»… (170 i. f.).
Неокритицизм г. Renouvier есть-де эклектицизм, среднее между «позитивистским феноменализмом и собственно кантианством» (175).
Болтая о морали, свободе etc., Ноэль, опошлитель Гегеля, ничегошеньки не говорит о свободе как понимании необходимости.
Французские переводы Гегеля: Vera: «Логика», «Философия духа», «Философия религии», «Философия природы»;
Ch. Benard: «Эстетика и поэтика».
Сочинения о гегелизме:
E. Beaussire. «Antecedents de l’hegelianisme»*.
P. Janet. «La dialectique dans Hegel et dans Platon»**. 1860.
Mariano. «La Philosophie contemporaine en Italie»***.
Vera. «Introduction a la Philosophie de Hegel»****.
Написано в 1915 г.
Впервые напечатано в 1930 г. в Ленинском сборнике XII
Печатается по рукописи
* — Е. Боссир. «Предшественники гегельянства». Ред.
** — П. Жанэ. «Диалектика у Гегеля и у Платона». Ред.
*** — Мариано. «Современная философия в Италии». Ред.
**** — Вера. «Введение в философию Гегеля». Ред.
297
ПЛАН ДИАЛЕКТИКИ (ЛОГИКИ) ГЕГЕЛЯ
ОГЛАВЛЕНИЕ МАЛОЙ ЛОГИКИ (ЭНЦИКЛОПЕДИИ)
I. Учение о бытии. A)Качество a) бытие; b) наличное бытие; c) для-себя-бытие.
B) Количество a) чистое количество; b) величина (Quantum); c) степень.
C) Мера.
II. Учение о сущности. A) Сущность, как основа существования a) тождество — различие — основа; b) существование; c) вещь.
B) Явление a) мир явления; b) содержание и форма; c) отношение.
C) Действительность a) отношение субстанциальности; b) » каузальности; c) взаимодействие.
III. Учение о понятии. A) Субъективное понятие a) понятие; b) суждение; c) заключение.
+ 155
298
В. И. ЛЕНИН
B) Объект a) механизм; b) химизм; c) телеология.
C) Идея a) жизнь; b) познание; c) абсолютная идея.
Понятие (познание) в бытии (в непосредственных явлениях) открывает сущность (закон причины, тождества, различия etc.) — таков действительно общий ход всего человеческого познания (всей науки) вообще. Таков ход и естествознания и политической экономии и истории. Диалектика Гегеля есть, постольку, обобщение истории мысли. Чрезвычайно благодарной кажется задача проследить сие конкретнее, подробнее, на истории отдельных наук. В логике история мысли должна, в общем и целом, совпадать с законами мышления.
Бросается в глаза,