что иногда Гегель идет от абстрактного к конкретному (Sein* (абстрактное) — Dasein** (конкретное) —
Fursichsein***), — иногда наоборот (субъективное понятие — объект — истина (абсолютная идея)). Не есть ли это непоследовательность идеалиста (то, что Marx называл Ideenmystik**** у Гегеля)? Или есть более глубокие резоны? (например, бытие = ничто — идея
абстрактное «Sein» только как момент в ???????? *****
* — бытие. Ред.
** — наличное бытие. Ред.
*** — для себя бытие. Ред.
**** — мистикой идей. Ред.
***** — все течет. Ред.
[299
Страница рукописи В. И. Ленина «План диалектики (логики) Гегеля». — 1915 г.
Уменьшено
300
301
ПЛАН ДИАЛЕКТИКИ (ЛОГИКИ) ГЕГЕЛЯ
становления, развития). Сначала мелькают впечатления, затем выделяется нечто, — потом развиваются понятия качества (определения вещи или явления) и количества. Затем изучение и размышление направляют мысль к познанию тождества — различия — основы — сущности versus явления, — причинности etc. Все эти моменты (шаги, ступени, процессы) познания направляются от субъекта к объекту, проверяясь практикой и приходя через эту проверку к истине ( — абсолютной идее).
Если Marx не оставил «Логики» (с большой буквы), то он оставил логику «Капитала», и это следовало бы сугубо использовать по данному вопросу. В «Капитале» применена к одной науке логика, диалектика и теория познания не надо 3-х слов: это одно и то же материализма, взявшего все ценное у Гегеля и двинувшего сие ценное вперед.
Товар — деньги — капитал производство абсолютной Mehrwert* производство относительной Mehrwert.
История капитализма и анализ понятий, резюмирующих ее.
Начало — самое простое, обычное, массовидное, непосредственное «бытие»: отдельный товар («Sein» в политической экономии). Анализ его как отношения
Качество и ощущение (Empfindung) одно и то же, говорит
Фейербах. Самым первым и самым первоначальным является ощущение, авнем неизбежно и каче ств о…
* — прибавочной стоимости. Ред.
302
В. И. ЛЕНИН
социального. Анализ двоякий, дедуктивный и индуктивный, — логический и исторический (формы стоимости).
Проверка фактами respective практикой есть здесь в каждом шаге анализа.
Ср. к вопросу о сущности versus явление — цена и стоимость — спрос и предложение versus Wert ( = kristallisierte Arbeit)* — заработная плата и цена рабочей силы.
Написано в 1915 г.
Впервые напечатано в 1930 г. в Ленинском сборнике XII
Печатается по рукописи
* — стоимость (= кристаллизированный труд). Ред.
303
КОНСПЕКТ КНИГИ ЛАССАЛЯ
«ФИЛОСОФИЯ ГЕРАКЛИТА ТЕМНОГО
ИЗ ЭФЕСА» 156
Написано в 1915 г.
Впервые напечатано в 1930 г. в Ленинском сборнике XII
Печатается по рукописи
304
305
.. ЛАССАЛЬ. «ФИЛОСОФИЯ ГЕРАКЛИТА
ТЕМНОГО ИЗ ЭФЕСА»
2 ТОМА, БЕРЛИН, 1858 (379+479 стр.)
(Bern: Log. 119. 1)
В эпиграфе, между прочим, из Гегеля — из его «Истории философии» — что нет ни одного положения Гераклита, которое бы он не взял в свою логику.
Гегель. Сочинения, том XIII, стр. 328* [246]**. Моя цитата «Vorlesungen uber die
Geschichte der Philosophie» 157.
Понятно, почему Marx назвал это сочинение Лассаля «ученическим» (см. письмо к
Энгельсу от … 158): Лассаль просто повторяет Гегеля, списывает его, пережевывает миллион раз по поводу отдельных мест Гераклита, снабжая свой труд невероятной бездной ученейшего, гелертерского-архи, балласта.
Отличие от Marx’а: y Marx’а тьма нового и интересует его только движение вперед о т Гегеля и от Фейербаха дальше, от идеалистической диалектики к материалистической. У Лассаля рюминирование Гегеля на взятую частную тему: в сущности, списывание Гегеля по поводу цитат из Гераклита и о Гераклите.
Лассаль разделил свой труд на 2 части: «Общая часть. Введение» (т. I, стр. 1-68) и
«Историческая часть. Фрагменты и свидетельства» (остальное). Глава III в общей части: «Краткое логическое развитие гераклитовской системы» (45-68 стр.) — дает
* Hegel. Werke, Bd. XIII, Berlin, 1833. Ред.
** Гегель. Сочинения, т. IX, 1932. Ред.
306
В. И. ЛЕНИН
квинтэссенцию метода — выводов Лассаля. Эта глава — чистое списывание, рабское повторение Гегеля по поводу Гераклита! Учености и тут (а еще больше в исторической части) тьма, но это ученость низшего сорта: задали задачу — отыскать гегелевское в
Гераклите. Strebsamer* ученик выполняет ее «блестяще», перечитывая у всех древних (и новых) писателей все о Гераклите и все толкуя под Гегеля.
Marx в 1844-1847 гг. ушел от Гегеля к Фейербаху и дальше Фейербаха к историческому (и диалектическому) материализму. Лассаль в 1846 г. начал (Предисловие, стр.
III), в 1855 г. возобновил и в VIII. 1857 г. (Предисловие, XV) кончил работу голого, пустого, никчемного, гелертерского пережевывания гегельянщины!!
Отдельные главы II части интересны и небесполезны лишь по переводам отрывков из Гераклита и по популяризации Гегеля, но это не устраняет всех указанных недостатков.
Иногда прямо прелестна по своей детской наивности философия древних и Гераклита, например, стр. 162 — «чем объяснить, что моча тех, которые поели чеснока**, пахнет чесноком?»
И ответ: «не тем ли, что, как говорят некоторые из последователей Гераклита, один и тот же огненный процесс превращения происходит как в мироздании, так и в (органических) телах, а затем после охлаждения выступает там (в мироздании) как влага, здесь принимает форму мочи, а превращение (…..ч…..***) из пищи сообщает запах того, из чего она благодаря смешению с ним возникла?»… (162-163).
На стр. 221 ff. Лассаль цитирует Плутарха, который говорит о Гераклите: … «как из огня все создается путем превращения, так и огонь из всего, подобно тому как за золото мы имеем вещи, а за вещи золото»…
Гераклит о золоте и товарах
* — Старательный. Ред.
** Слово «чеснока» написано В. И. Лениным над словом «Knoblauch». Ред.
*** — испарение. Ред.
307
КОНСПЕКТ КНИГИ ЛАССАЛЯ О ФИЛОСОФИИ ГЕРАКЛИТА
По этому поводу Лассаль говорит о стоимости (Wert) (стр. 2 2 3 NB) и о Function des Geldes *, по-гегелевски развивая ее (как «выделившееся абстрактное единство») и добавляя: … «что это единство, деньги, не является чем-то действительным, а представляет собой нечто только идеальное (курсив Лассаля), видно из того» etc… (Но все же NB, что это писано в книге, вышедшей в 1858 г., предисловие датировано августом 1857.)
В примечании 3 на стр. 224 (224-225 стр.) Лассаль еще подробнее говорит о деньгах, что-де Гераклит не был «националь-экономом», что-де деньги ((только (??)))
Wertzeichen etc. etc.** («всякие деньги — только идеальное единство, или выражение стоимости, всех реальных, находящихся в обращении продуктов») (224) etc.
Так как Лассаль здесь говорит смутно о moderne Entdeckungen auf diesem Gebiet*** — теории стоимости и денег, то можно предположить, что он имеет в виду именно беседы и письма Маркса.
Стр. 225-228. Лассаль приводит большой отрывок из Плутарха, доказывая далее (убедительно), что речь идет именно о Гераклите, что Плутарх здесь излагает «в основных чертах спекулятивную теологию Гераклита» (стр. 228).
Отрывок хорош: передает дух греческой философии, наивность, глубину, переходы-переливы 159.
Лассаль вычитывает у Гераклита и целую систему теологии и «объективную логику» (sic!!) и т. д. — одним словом, Гегель «по поводу» Гераклита!!
Бесконечное (поистине утомительное) число раз подчеркивает и пережевывает
Лассаль, что Гераклит
неверно идеализм
Лассаля
* — функции денег. Ред.
** — знак стоимости и т. д. и т. д. Ред.
*** — современных открытиях в этой области. Ред.
308
В. И. ЛЕНИН
не только признает во всем движение, что его принцип движение или становление (Werden), но что именно все дело в понимании «процессирующего тождества безусловных (schlechthin) противоположностей» (стр. 289 и многие другие). Лассаль, так сказать, вбивает колотушкой в голову читателя ту гегелевскую мысль, что в абстрактных понятиях (и в их системе) нельзя иначе выразить принцип движения, как принципом тождества противоположностей. Движение и Werden, вообще говоря, могут быть без повторения, без возврата к исходному пункту и тогда такое движение не было бы «тождеством противоположностей». Но и астрономическое и механическое (на земле) движение и жизнь растений и животных и человека — все это вбивало человечеству в головы не только идею движения, но именно движения с возвратами к исходным пунктам, т. е. диалектического движения.
Наивно и прелестно выражено это в знаменитой формуле (или изречении) Гераклита: «нельзя войти дважды в одну и ту же реку» — а в сущности (как сказал уже Кратил — ученик Гераклита) и одного раза нельзя (ибо пока все тело опустится в воду, вода будет уже не прежняя). (NB: Этот Кратил диалектику Гераклита доводил до софистики, стр. 294-295 и многие другие, говоря: ничто не истинно, ничего ни о чем сказать нельзя. Отрицательный (и только отрицательный) вывод из диалектики. У Гераклита же наоборот был принцип: «все истинно», во всем есть (доля) истины. Кратил только «двигал пальцем» в ответ на все, показывая, что все движется, ничего ни о чем сказать нельзя.
Лассаль совершенно не знает чувства меры в этом сочинении, прямо-таки топя Гераклита в Гегеле. Это жаль. Гераклит в меру, как один из основоположников диалектики, был бы архиполезен: из 850 страниц Лассаля надо бы сделать 85 страниц квинтэссенции и перевести на
309
КОНСПЕКТ КНИГИ ЛАССАЛЯ О ФИЛОСОФИИ ГЕРАКЛИТА
русский: «Гераклит как один из основоположников диалектики (по Лассалю)».
Основной закон мира, по Гераклиту, (….., иногда ..ч..ч…*) есть «закон превращения в противоположность» (стр. 327) (= …………, ……….ч..).
Лассаль излагает смысл ..ч..ч… как «закон развития» (стр. 333), приводя, между прочим, слова Nemesius: «Демокрит, Гераклит и Эпикур полагают, что ни для всеобщего, ни для единичного не существует провидения» (ib.).
И слова Гераклита: «Мир не создан никем из богов и никем из людей, но он есть вечно живой огонь и всегда будет им» (ibid.).
Странно, что, пережевывая религиозную философию Гераклита, Лассаль ни разу не цитирует и не называет Фейербаха! Как относился вообще Лассаль к Фейербаху? Как идеалист-гегельянец?
Поэтому-де Филон (Philo) сказал про учение Гераклита, … «что оно» (die Lehre**), «подобно учению стоиков, все выводит и з мира и в мир, но не верит, чтобы что-нибудь произошло от бога» (334).
Пример «отделки» под Гегеля:
Знаменитый отрывок Гераклита (по Stobaeus) о «Das Eine Weise»*** (.. …..)
Лассаль переводит:
«Сколько я ни слыхал рассуждений, никто не достиг познания того, что мудрое есть ото всего (т. е. ото всего существующего) отделенное» (344) — считая слова «зверь или бог» вставкой, отвергая переводы Риттера («мудрость далека от всех») (344) и Шлейермахера «мудрое отделено ото всего» в смысле «познания» отличного от знания частностей.
NB
* — логос, иногда необходимость. Ред.
** — учение. Ред.
*** — «едином мудром». Ред.
310
В. И. ЛЕНИН
По Лассалю смысл сего такой: что «абсолютное (мудрое) чуждо всякому чувственному наличному бытию, что оно отрицательное» (349) — т. е. Negative* = принцип отрицания, принцип движения. Ясная подделка под Гегеля! Вкладывание Гегеля в Гераклита.
Куча подробностей о связи (внешней) Гераклита с персидской теологией,
Ормузд — Ариман 160, с учением магии etc. etc. etc.
Гераклит сказал: «время есть тело» (стр. 358)… это-де в смысле единства бытия и ничто. Время есть чистое единство бытия и небытия и т. д.!
Огонь у Гераклита-де = принцип движения а не просто огонь *, нечто-де подобное огонь в учении философии (и